Федеральная служба исполнения наказаний
2. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ
Штатное расписание федерального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено приказом ФСИН России от 10 апреля 2013 г. № 176.
Институт имеет в своем составе следующие структурные подразделения:
руководство;
кафедры:
организации исполнения уголовных наказаний;
тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
общегуманитарных и правовых дисциплин;
боевой, физической и тактико-специальной подготовки.
отделы:
учебный;
тылового обеспечения.
службы:
психологическая;
юридическая;
организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
автомобильная;
дежурная.
учебно-строевые подразделения;
секретариат;
группа кадров и работы с личным составом;
финансово-экономическое отделение;
библиотеки:
секретная;
общая.
Схема организационно-штатной структуры института приведена в приложении 2.
Статус, функции и организация деятельности структурных подразделений института определяются положениями, утверждаемыми начальником института. Штатная численность постоянного и переменного состава института определяется Федеральной службой исполнения наказаний.
К постоянному составу института относятся лица, принятые на службу (работу) по трудовому договору (контракту) и назначенные на должности, предусмотренные штатным расписанием.
К должностям постоянного состава относятся научно-педагогические работники (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный и иной персонал. Права и обязанности непосредственных участников образовательного процесса в институте определяются действующим законодательством, ведомственными нормативными актами, уставом института, правилами внутреннего распорядка института, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
К профессорско-преподавательскому составу относятся лица, занимающие должности начальника кафедры, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя. Слушателями являются лица младшего, среднего и старшего начальствующего состава, в установленном порядке зачисленные в институт, проходящие подготовку, переподготовку или повышение квалификации по образовательным программам дополнительного профессионального образования.
Учебный процесс осуществляют 5 кафедр:
организации исполнения уголовных наказаний;
тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
общегуманитарных и правовых дисциплин;
боевой, физической и тактико-специальной подготовки.
Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями института, функционируют исходя из специфики своей деятельности.
Управление институтом осуществляет ФСИН России.
Единоличным исполнительным органом института является начальник.
Начальник института назначается на должность и освобождается от должности приказом ФСИН России.
Начальник института:
осуществляет текущее руководство деятельностью института, несет персональную ответственность за ее результаты;
подчиняется директору ФСИН России и заместителю директора ФСИН России, осуществляющему координацию и контроль вопросов профессионального образования работников УИС;
распределяет обязанности, утверждает должностные инструкции работников института, положения о структурных подразделениях института, планы их работы, устанавливает обязательные для исполнения правила внутреннего распорядка в институте;
несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на институт задач и функций, обеспечивает организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности института, соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины;
несет ответственность за сохранность имущества, закрепленного за институтом;
обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, выдачи доверенностей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет действия от имени института, представляет его во всех учреждениях и организациях;
осуществляет функции государственного заказчика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключает договоры и государственные контракты;
выдает доверенности;
в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными институту из федерального бюджета, и несет ответственность за их целевое использование;
в пределах своих полномочий издает в установленном порядке приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками института, организует контроль за их выполнением;
обеспечивает подбор и расстановку кадров института, проводит воспитательную работу с работниками института, их обучение в процессе служебной деятельности, а также соблюдение законности, служебной дисциплины и режима секретности;
в пределах своей компетенции принимает на службу (работу), заключает индивидуальные контракты о службе в УИС (трудовые договоры), назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет работников института:
в установленном порядке вносит во ФСИН России предложения по назначению, перемещению и освобождению от должности заместителей начальника института;
в установленном порядке вносит во ФСИН России предложения по представлению к награждению государственными и ведомственными наградами работников института, по присвоению первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава и очередного специального звания полковника внутренней службы, а также специальных званий среднего и старшего начальствующего состава досрочно или на ступень выше предусмотренного по замещаемой штатной должности;
присваивает в установленном порядке специальные звания рядового состава, первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава, очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно, а также специальные звания младшего начальствующего состава досрочно и на ступень выше предусмотренного по замещаемой штатной должности;
вносит во ФСИН России предложения о создании и упразднении структурных подразделений института, выделении дополнительной штатной численности;
организует проведение служебных проверок, поощряет и привлекает работников института к дисциплинарной и материальной ответственности;
предоставляет работникам в установленном порядке очередные ежегодные, дополнительные и иные отпуска;
обеспечивает работникам института безопасные условия труда, охрану труда, пожарную и экологическую безопасность и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за ущерб, причиненный их здоровью;
контролирует готовность созданных сил и средств института при действиях в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;
осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения и принимает по ним решения;
организует защиту сведений, составляющих государственную тайну;
в установленном порядке запрашивает и получает необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к компетенции института;
организует работу по ведению делопроизводства и подготовке документов к государственному хранению;
в пределах своих полномочий осуществляет международное сотрудничество в области подготовки кадров, научной и образовательной деятельности на основе заключенных ФСИН России международных соглашений и согласованных со ФСИН России прямых двусторонних договоров (соглашений) и инициативных проектов;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В период временного отсутствия начальника института (отпуск, болезнь, командировка и прочее) его обязанности выполняет один из заместителей начальника института.
Коллегиальным органом управления института является общее собрание работников института, созываемое и проводимое на основании приказа начальника института.
К компетенции Общего собрания работников института относится:
избрание членов Ученого совета института;
решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законодательством Российской Федерации и Уставом института.
Общее собрание считается правомочным, если в его работе приняли участие не менее 2/3 работников института.
Решение Общего собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. Способ голосования определяется непосредственно Общим собранием института при его проведении.
Общим собранием института 11 сентября 2013 г. проведены выборы членов Ученого совета.
Ученый совет создан для рассмотрения вопросов научной деятельности и образовательного процесса в институте. Состав Ученого совета утвержден приказом начальника института от 18 сентября 2013 г. № 69
Положение об Ученом совета регламент проведения заседаний Ученого совета утверждены приказом начальника института от 09 сентября 2013 г. № 59.
В состав Ученого совета института входят по должности: начальник института, который является его председателем, заместители начальника института, начальники кафедр и ученый секретарь. Кандидатуры других членов Ученого совета избраны на Общем собрании института.
Срок полномочий Ученого совета составляет 5 лет.
В случае увольнения из института члена Ученого совета он выбывает из его состава.
Руководство работой Ученого совета осуществляет председатель Ученого совета, а в его отсутствие по поручению председателя заместитель председателя Ученого совета.
Заместитель председателя Ученого совета назначается его председателем из состава Ученого совета.
Переизбрание всех членов Ученого совета проводится в случае истечения срока полномочий состава Ученого совета.
К компетенции Ученого совета относится:
рассмотрение наиболее важных вопросов научной и образовательной деятельности института;
рассмотрение вопросов о конкурсном замещении и конкурсном отборе должностей научно-педагогических работников и о повышении квалификации работников института;
обсуждение мероприятий по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы института;
рассмотрение годового плана научно-исследовательских проектов института;
рассмотрение вопросов представления к присвоению ученых званий доцента и профессора по кафедре работникам института из числа профессорско-преподавательского состава;
рассмотрение других вопросов, отнесенных к компетенции Ученого совета нормативными правовыми актами и Уставом института.
Непосредственное организационное обеспечение деятельности Ученого совета возлагается в соответствии с должностными обязанностями на ученого секретаря.
Заседание Ученого совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов Ученого совета.
Решения Ученого совета принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов Ученого совета, принимающих участие в заседании, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Уставом института.
Решения Ученого совета по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, начальников кафедр и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием при наличии не менее 2/3 от общего состава членов Ученого совета.
Решения Ученого совета института оформляются протоколами и вступают в силу с момента их принятия Ученым советом.
Решения Ученого совета но вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками и слушателями института.
Ученый совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Приказом начальника ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России от 13.02.2014 № 41 утвержден регламент совещания при начальнике ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России (далее – совещание). Совещание является одной из форм коллегиального рассмотрения текущих вопросов различных направлений деятельности института, в том числе организационной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской, редакционно-издательской, кадровой, служебной и финансово-хозяйственной.
Постоянными участниками совещания являются: начальник института (председатель совещания), заместители, начальники структурных подразделений, начальники кафедр, начальники курсов, старший юрисконсульт юридической службы и инспектор службы организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны института.
В рассмотрении вопросов на совещании по решению начальника института могут принимать участие руководители и сотрудники структурных подразделений института, представители органов государственной власти Кировской области, УФСИН России по Кировской области, общественных объединений и организаций.
Совещание проводит начальник института – председатель совещания, а в его отсутствие и по его поручению – один из его заместителей.
Время и место проведения совещания определяются председателем совещания.
Организационное и документационное обеспечение работы совещания возлагается на секретариат института, техническое обеспечение ведения совещания – на группу информационно-технического обеспечения учебного отдела института.
Совещания проводятся по утвержденному квартальному графику каждый второй вторник месяца. В случае необходимости могут проводиться внеплановые совещания. На одном совещании рассматривается, как правило, не более четырех вопросов.
Решение совещания принимается после рассмотрения каждого вопроса повестки и вносится в протокол совещания. Содержащиеся в нем поручения в обязательном порядке ставятся на контроль.
Итоговым документом совещания является протокол совещания в который вносятся ход обсуждения, протокольные поручения и решения совещания по рассматриваемым вопросам.
Приказом начальника ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России от 01 октября 2013 г. № 83 утверждено Положение о методическом совете института. Методический совет института (далее совет) является постоянно действующим органом управления учебно-методической работой в институте и создается в целях совершенствования образовательного процесса путем повышения уровня методического обеспечения учебных дисциплин, различных видов занятий и самостоятельной работы обучающихся в соответствии с федеральными государственными требованиями к образовательным программам дополнительного профессионального образования и требованиями к первоначальной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, расширения и укрепления связи обучения с практикой, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
Решения совета обязательны для исполнения кафедрами, отделами и службами института.
Состав совета формируется из числа начальников кафедр, сотрудников учебного отдела, профессоров и доцентов кафедр института. Состав совета утвержден приказом начальника института от 09 января 2014 г. № 4.
Совет, в случае необходимости, может создавать временные рабочие коллективы для решения конкретных задач. К деятельности временных рабочих коллективов могут привлекаться сотрудники института и практические работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Работа совета осуществляется на основе плана, составляемого на учебный год. План работы обсуждается на совете и утверждается его председателем. Работа совета осуществляется в служебное время. Члены совета учитывают данную работу в своих индивидуальных планах.
Заседания совета проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание совета считается состоявшимся, если на нем присутствовали более половины членов совета.
Материалы по рассматриваемым вопросам готовятся и представляются секретарю совета в соответствии с регламентом подготовки материалов, выносимых на его заседания.
Решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
В соответствии с Уставом института, а также в целях обеспечения образовательной, научной и других направлений деятельности института разработаны следующие документы:
Правила внутреннего трудового распорядка;
Учетная политика;
Инструкция об организации и проведении приемов иностранных делегаций;
Инструкция о мерах пожарной безопасности;
Распорядок дня и правила проживания в общежитии;
Положение о порядке учета рабочего времени;
Положение об организации работы с персональными данными;
Инструкция по нормированию труда ППС;
Положение о кабинете педагогического мастерства;
Положение о конкурсе «Книга года»;
Положение о конкурсе «Ученый года»;
Положение о конкурсе на лучшее учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины/модуля;
Положение о конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу слушателей;
Положение о конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют»;
Положение о кураторе учебной группы;
Положение о методическом совете;
Положение о научной деятельности;
Положение о научном кружке;
Положение о педагогическом контроле учебного процесса;
Положение о порядке проведения пробных, открытых и показательных занятий;
Положение о порядке разработки, оформления и хранения учебно-программной документации;
Положение о предметно-методической секции кафедры;
Положение о рефератах слушателей;
Положение о школе начинающих преподавателей;
Положение об организации подготовки научных, учебных и учебно-методических изданий;
Положение об учебном рабочем месте;
Положение об учебно-методических комплексах;
Положение об Ученом совете;
Положение по организации образовательного процесса;
Положение об учебном отделе;
Положения о кафедре боевой, физической и тактико-специальной подготовки, инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, общегуманитарных и правовых дисциплин, организации исполнения уголовных наказаний, тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
Положение о библиотеке;
Положение о секретной библиотеке;
Положение о конкурсе на лучшее учебное рабочее место;
Положение о международном сотрудничестве;
Положение об организации и проведении стажировки ППС.
Выводы:
Показатели управленческой деятельности института характеризуются следующим образом:
Таблица 2.2
№ п/п | Наименование показателя | Результат деятельности |
1. | Наличие положений, определяющих функции руководства и структурных подразделений института | Имеются положения о структурных подразделениях, должностные инструкции руководства, начальников кафедр, отделов, служб и сотрудников структурных подразделений |
2. | Применение средств вычислительной техники в управлении подразделениями | Функционирует локальная сеть, к которой подключены 196 пользователей. В распоряжении подразделений, управляющих учебным процессом, 218 компьютеров (5 компьютерных классов на 92 компьютера) |
3. | Качество организации делопроизводства институте | Организация делопроизводства возложена на секретариат. Ведется учет входящей и исходящей корреспонденции. Создана система внутреннего контроля исполнения поручений и указаний |
Структура и штатная численность института соответствуют установленным требованиям.
Имеются положения о структурных подразделениях, должностные обязанности руководства, начальников структурных подразделений и подчиненных.
Все направления деятельности функционально определены и распределены.
5. Делопроизводство организовано в соответствии Инструкцией по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 11 августа 2011 г. № 463.
3. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. № 257-р, приказом ФСИН России от 10 апреля 2013 г. № 176 «О внесении изменений в штатные расписания федеральных казенных образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний и утверждении штатных расписаний федеральных казенных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний» с 1 июня 2013 г. был упразднен Кировский филиал Академии ФСИН России и на его базе создан ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России.
В период с апреля по июнь 2013 года успешно проведены организационно-штатные мероприятия по упразднению филиала и созданию на его базе самостоятельного института повышения квалификации работников ФСИН России. Академией ФСИН России откомандировано в распоряжение Кировского ИПКР ФСИН России из числа начальствующего состава 45 сотрудников. Уволено в порядке перевода в Кировский ИПКР ФСИН России 27 работников; в связи с ликвидацией Кировского филиала Академии ФСИН России – 16 работников; по собственному желанию – 3 работника. Организационно-штатные мероприятия проведены в установленные сроки, соблюдены права работников, не допущено нарушений законности. Приняты исчерпывающие меры по стабилизации кадрового состава, сохранению профессионального ядра, недопущению оттока опытных сотрудников.
По состоянию на 1 апреля 2014 г. штатная численность начальствующего состава ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России составляет 70 единиц, в т. ч. среднего и старшего начсостава – 63 единицы (из них профессорско-преподавательского состава – 29 единиц), рядового и младшего начсостава – 7 единиц, гражданского персонала – 33 единицы (из них профессорско-преподавательского состава – 1 единица).
Фактическая численность начальствующего состава составляет 68 единиц, в т. ч. среднего и старшего начсостава – 61 единица (из них профессорско-преподавательского состава – 28 единиц), рядового и младшего начсостава – 7 единиц, гражданского персонала – 29 единиц (из них профессорско-преподавательского состава, работающего по внешнему совместительству, – 2 человека по 0,5 ставки).
Таблица 3.1
Штатная и фактическая численность персонала ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России по состоянию на 01.04.2014
| По штату, ед. | Замещено, ед. | Некомплект, ед. (%) |
Всего | 103 | 97 | 6 (6 %) |
в т.ч.: | | | |
а) средний и старший начсостав | 70 | 68 | 2 (3 %) |
- из них профессорско-преподавательский состав | 29 | 28 | 1 (3,5 %) |
б) рядовой и младший начсостав | 7 | 7 | - |
в) рабочие и служащие | 33 | 29 | 4 (12 %) |
- из них профессорско-преподавательский состав | 1 | 1 (2 внешних совместителя по 0,5 ставки) | - |
Таблица 3.2
Распределение профессорско-преподавательского состава
(из числа начальствующего состава) по стажу службы
в учреждениях и органах УИС
Стаж службы в УИС | ППС | |
чел. | % | |
до 1 года | 3 | 10,8 |
от 1 года до 3 лет | 1 | 3,6 |
от 3 до 10 лет | 12 | 42,8 |
от 10 до 20 лет | 12 | 42,8 |
от 20 до 25 лет | - | - |
от 25 до 30 лет | - | - |
более 30 лет | - | - |
Большую часть профессорско-преподавательского состава составляют сотрудники, обладающие профессиональным опытом и имеющие стаж службы в учреждениях и органах УИС от 3 до 10 лет – 42,8 % и от 10 до 20 лет – 42,8 %.
Таблица 3.3
Распределение профессорско-преподавательского состава
по возрасту
| Всего | в том числе: | |||
до 30 лет | от 31 до 40 лет | от 41 до 45 лет | старше 45 лет | ||
профессорско-преподавательский состав | 28 | 7 | 13 | 5 | 3 |
Таким образом, преобладающий возраст профессорско-преподавательского состава института – от 31 до 40 лет.
Средний возраст штатных научно-педагогических работников – 37 лет.
За период с 01.01.2013 по 01.04.2014 принято на должности профессорско-преподавательского состава 8 сотрудников из числа начальствующего состава (в том числе 4 из них – в порядке переводе из других органов и учреждений УИС), 2 работника из числа гражданского персонала на условиях внешнего совместительства.
За этот же период уволено 9 сотрудников и работников из числа профессорско-преподавательского состава. Основные причины увольнения – проводимые организационно-штатные мероприятия, достижение предельного возраста пребывания на службе.
Таблица 3.4
Качественный состав
профессорско-преподавательских кадров
№ п/п | Наименование кафедры | Количество преподавателей (чел./ставок) | Лица с учеными степенями и званиями, в том числе | Доля лиц с учеными степенями и званиями, % | |
кандидаты наук, доценты (чел./ставок) | доктора наук, профессора (чел./ставок) | ||||
1. | Кафедра организации исполнения уголовных наказаний | 7/7 | 3/3 | - | 43% |
2. | Кафедра тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы | 6/6 | 3/3 | 1/1 | 67% |
3. | Кафедра инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы | 6/5,5 | 3/2,5 | - | 50% |
4. | Кафедра общегуманитарных и правовых дисциплин | 5/5 | 2/2 | - | 40% |
5. | Кафедра боевой, физической и тактико-специальной подготовки | 6/5,5 | 1/1 | 1/0,5 | 33% |
ИТОГО: | 30/29 | 12/11,5 | 2/1,5 | 47% |
Таблица 3.4.1.
№ п/п | Показатели | |
1. | Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, имеющих ученые степени и (или) ученые звания, в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации | 14 / 47 % |
2. | Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, прошедших за отчетный период повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности научно-педагогических работников | 2 / 7 % |
3. | Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников (в общей численности научно-педагогических работников): - без ученой степени - до 30 лет, -кандидатов наук - до 35 лет, -докторов наук - до 40 лет. | 6 / 20 % 5 / 17 % 0 |
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава института осуществляется в соответствии с требованиями:
Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814,
Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169,
Инструкции о формировании резерва руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний и работе с ним, утвержденной приказом Минюста России от 5 августа 2005 г. № 127.
Основными формами подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров являются:
обучение в адъюнктуре (аспирантуре), докторантуре;
прикрепление в качестве соискателей для подготовки диссертаций;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
обучение в системе служебной подготовки;
стажировки;
подготовка резерва на выдвижение.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров института ведется в адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах по заочной форме обучения, а также в форме соискательства.
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава института проводится в целях пополнения и обновления знаний, изучения новых форм и методов деятельности органов УИС, осуществляется в институтах, на факультетах, курсах повышения квалификации учебных заведений ФСИН России, других министерств и ведомств, с отрывом или без отрыва от работы, по конкретной специализации или должности не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации осуществляется на основе годового плана.
План разрабатывается управлением кадров ФСИН России на основе заявок, представляемых ежегодно в управление кадров ФСИН России. Перечень категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки обучения определяются годовым планом. План утверждается приказом ФСИН России и доводится до института в виде разнарядки (приложения к приказу о повышении квалификации).
Повышение квалификации в 2013 году было организовано в соответствии с Планом первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2013 год, утвержденным приказом ФСИН России от 28 ноября 2012 г. № 554. В соответствии с указанным Планом в 2013 году прошел повышение квалификации 1 сотрудник из числа профессорско-преподавательского состава института.
Повышение квалификации в 2014 году организуется в соответствии с Планом первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2014 год, утвержденным приказом ФСИН России от 17 декабря 2013 г. № 773.
Таблица 3.5
Разнарядка на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава института на 2014 год
№ п/п | Категория обучаемых | Количество обучаемых | Время проведения сборов | Место проведения сборов |
1. | Начальники (заместители) кафедр образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России (с применением ДОТ) | 2 | 21.01-14.02 11.11-05.12 | Академия ФСИН России (г. Рязань) |
Стажировка – одна из форм дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, позволяющая сотрудникам приобретать новые знания, практические навыки и умения, необходимые для успешного выполнения функциональных обязанностей по занимаемой или новой должности. Продолжительность стажировки устанавливается от 5 дней до одного месяца.
Стажировка сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава в 2014 году организована в соответствии с приказом ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России от 04 февраля 2014 г. № 27. Согласно утвержденному Плану стажировок сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава на 2014 год сотрудники института в течение года будут направляться для прохождения стажировки в учреждения УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Татарстан.
Служебная подготовка также является одной из форм повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Служебная подготовка – это система запланированных мероприятий, включающая изучение необходимых учебных дисциплин сотрудниками уголовно-исполнительной системы в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.
Служебно-боевая и общественно-государственная подготовка сотрудников ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», проводится еженедельно по вторникам и четвергам в 15.30. Занятия по служебно-боевой подготовке начинаются в январе, продолжаются в течение 10 месяцев и заканчиваются в IV квартале по окончании всех плановых занятий проведением итоговых занятий с обязательным принятием дифференцированных зачетов по специальной, огневой и физической подготовкам. Служебно-боевая подготовка включает служебную подготовку и боевую подготовку. К разделу служебная подготовка относятся следующие виды: правовая подготовка, специальная подготовка, профессиональная психологическая подготовка, техническая подготовка, строевая подготовка, подготовка по гражданской обороне. К разделу боевая подготовка относятся: огневая подготовка, физическая подготовка, подготовка по оказанию первой помощи.
Выводы:
Анализ состояния кадрового обеспечения учебного процесса в институте приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6
№ п/п | Наименование показателя | Результат деятельности |
1. | Качественный состав ППС | Доля лиц с учеными степенями и званиями составляет 47 % от числа участвующих в учебном процессе |
2. | Наличие у штатных преподавателей опыта работы в УИС | Средний стаж службы в УИС свыше 10 лет. Значительный опыт работы в УИС обеспечивает качественную подготовку специалистов |
3. | Доля профессоров, докторов наук | Доктора наук, профессоры составляют 7 % от числа лиц, участвующих в учебном процессе |
| | Окончание таблицы 3.6 |
№ п/п | Наименование показателя | Результат деятельности |
4. | Доля доцентов, кандидатов наук | Кандидаты наук, участвующие в учебном процессе, составляют 40 %. Качественный состав ППС достаточный |
5. | Возрастной состав ППС | Средний возраст ППС 37 лет. Таким образом, возрастной состав ППС способствует дальнейшему развитию института |
6. | Количество преподавателей, защитивших докторские диссертации в 2013 году | Защитивших в 2013 году докторские диссертации нет |
7. | Количество преподавателей, защитивших кандидатские диссертации в 2013 году | Защитивших в 2013 году кандидатские диссертации нет |
8. | Правильность оформления на работу ППС на условиях почасовой оплаты | ППС для работы на условиях почасовой оплаты оформляются путем заключения договоров гражданско-правового характера |
9. | Качество форм повышения квалификации ППС | Устанавливается многообразие форм повышения квалификации и достаточная степень их организации. Качество повышения квалификации ППС обеспечивается. |
На основании вышеизложенного представляется необходимым в 2014 году обеспечить реализацию комплекса мер по совершенствованию кадрового обеспечения деятельности института, а именно:
– усиление внимания руководителей структурных подразделений вопросам подбора кадров института;
– совершенствование работы в сфере профессионального образования сотрудников, в том числе организация обучения сотрудников на курсах повышения квалификации, прохождение ими стажировок в отраслевых управлениях ФСИН России и практических органах;
– дальнейшее развитие системы отбора кандидатов на службу, основанной на выявлении их профессиональных, физиологических, морально-этических и психологических качеств.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.1. Направления повышения квалификации и первоначальной подготовки. Количество обучающихся
Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии от 15.08.2013, серия 43Л01 № 0000198, регистрационный № 1464, выданной департаментом образования Кировской области.
Институт имеет право реализовывать дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные образовательные программы, а также образовательные программы профессиональной подготовки.
Переменный состав института формируется преимущественно за счет слушателей первоначальной подготовки и повышения квалификации.
В 2013 году по программам первоначальной подготовки проходили обучение сотрудники УИС следующих должностных категорий:
младшие инспекторы отделов охраны ИК, ВК, СИЗО и Т;
младшие инспекторы отделов безопасности ИК;
младшие инспекторы дежурной службы СИЗО и Т;
младшие инспекторы 1, 2 категории управлений (отделов) по конвоированию;
младшие инспекторы отделов режима СИЗО и Т;
средний начальствующий состав учреждений и органов УИС.
В 2014 году в институте по программам первоначальной подготовки обучаются лица младшего и среднего начальствующего состава учреждений и органов УИС.
По программам повышения квалификации в институте обучаются:
сотрудники ИУ и отдельных подразделений, осуществляющие надзорные функции;
сотрудники кадровых и воспитательных служб ИУ;
сотрудники уголовно-исполнительных инспекций;
сотрудники специальных отделов ИУ и органов управления;
руководители и специалисты по охране труда, промышленной, экологической безопасности;
руководители и специалисты управлений капитального строительства;
руководители и специалисты производственно-технических служб;
специалисты бухгалтерских, финансово-экономических служб;
специалисты контрольно-ревизионных служб;
специалисты служб ресурсного обеспечения;
сотрудники, курирующие организацию среднего профессионального образования и профильного обучения.
75 % от общего количества категорий повышения квалификации комплектуются за счет территориальных органов и учреждений всех федеральных округов Российской Федерации по принципу специализации (специалисты инженерно-технических, производственно-хозяйственных, бухгалтерских, финансово-экономических, контрольно-ревизионных и тыловых служб), а 25 % – по региональному принципу (комплектование переменным составом осуществляется за счет Приволжского федерального округа).
4.2. Организация образовательной деятельности
Организация учебного процесса в институте, сроки освоения дополнительных образовательных программ и программ первоначальной подготовки регламентированы законодательством Российской Федерации в области образования и локальными нормативными правовыми актами ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, утвержденными приказом начальника института 01 октября 2013 г. № 83: Положение по организации образовательного процесса, Инструкция по нормированию труда профессорско-преподавательского состава, Положение о порядке разработки, оформления и хранения учебно-программной документации, Положение об учебно-методических комплексах, Положение об организации и проведении контроля знаний слушателей, Положение о педагогическом контроле учебного процесса, Положение о порядке проведения пробных, открытых и показательных занятий, Положение о рефератах, Положение об учебном рабочем месте, Положение о самоподготовке и др.
Образовательный процесс включает в себя: организацию и планирование учебной работы, проведение учебных занятий, контроль успеваемости и качества подготовки слушателей, контроль учебного процесса, учебно-методическую работу, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр института, информационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Управление образовательным процессом осуществляют начальник института и его заместитель по учебной и научной работе, которые обеспечивают целенаправленную, согласованную работу кафедр, отделов и других структурных подразделений по выполнению учебных планов и программ обучения.
Организационной основой образовательного процесса является план первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников УИС на календарный год, утверждаемый приказом ФСИН России, в соответствии с которым институтом разрабатывается график учебного процесса.
Учебная работа составляет основу образовательного процесса, содержание, объем и направленность которой определяются учебными планами и программами по должностным категориям сотрудников УИС.
Учебная работа организуется и проводится в форме: занятий со слушателями под руководством профессорско-преподавательского состава, самостоятельных занятий слушателей с учебными, методическими материалами, консультаций слушателей профессорско-преподавательским составом, контроля усвоения слушателями изучаемого материала.
К образовательному процессу могут привлекаться руководящие работники и высококвалифицированные специалисты из числа работников УИС, научно-исследовательских и образовательных организаций на условиях совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль выполнения плана работы учебного отдела и плана работы методического совета осуществляется заместителем начальника института по учебной и научной работе.
4.3. Процедуры оценки качества образовательной деятельности
Внутренняя система оценки качества образовательных услуг включает
в себя проведения входного, текущего и итогового контроля знаний, проведение анкетирования слушателей на предмет их удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса.
Проведение всех видов контроля регламентировано Положением по организации и проведению контроля знаний слушателей в ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России (утверждено приказом начальника института 01.10.2013 № 83).
Освоение программ первоначальной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией.
Итоговая аттестация проводится в целях определения степени достижения поставленной цели обучения по конкретной дисциплине (модулю, разделу), по итогам всей программы обучения. Он может проводиться в форме: устного экзамена, зачета (в т. ч. комплексного междисциплинарного экзамена / зачета) или компьютерного тестирования. Форма итогового контроля, перечень экзаменов и зачетов, а также время их проведения устанавливаются учебными и учебно-тематическими планами, а также расписанием занятий.
Основными целями проведения входного контроля являются: получение первичной информации об уровне знаний слушателей и степени их практической подготовки; выяснение ряда учебных вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у слушателей; корректировка содержания и методики проведения учебных занятий с учетом конкретного уровня подготовленности прибывших на сборы слушателей.
Входной контроль знаний слушателей проводится в компьютерном классе в базе Test и включает в себя не менее 20 вопросов (тестовых заданий) по основным дисциплинам учебного плана первоначальной подготовки сотрудников УИС: «Правовые и организационные основы деятельности уголовно-исполнительной системы», «Основы профессиональной деятельности сотрудников УИС», «Огневая подготовка».
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учебно-методическая работа является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности профессорско-преподавательского состава института. Она направлена на создание условий для повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, улучшение качества обучения, обобщение и распространение передового опыта, внедрение в учебный процесс активных методов и современных технических средств обучения.
Содержание и формы учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава регламентируются приказами, инструкциями и другими нормативными актами Минобрнауки России, Минюста России, ФСИН России и соответствующими локальными нормативными актами института.
Основными направлениями учебно-методической работы являются:
разработка и обсуждение учебных, учебно-тематических планов, учебных программ по должностным категориям сотрудников УИС, других документов планирования учебного процесса;
разработка и обсуждение частных методик преподавания учебных дисциплин, текстов лекций, а также методик организации проведения различных видов занятий;
обсуждение проблем интенсификации учебного процесса, методики использования технических средств обучения и дидактических материалов к ним, оснащенности учебных аудиторий, полигонов;
изучение опыта учебно-методической работы в других учебных заведениях;
учебно-методическое обеспечение проведения всех видов учебных занятий.
Основными формами методической работы в институте являются: заседания методического совета института, учебно-методические сборы, заседания кафедр и предметно-методических секций, проведение научно-методических конференций, совещаний и семинаров, показательные, открытые и пробные занятия, взаимные посещения занятий, деятельность кабинета педагогического мастерства и школы начинающих преподавателей, текущая работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию методики обучения слушателей.
Центром учебно-методической работы в институте является кафедра, которая осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин: подготовку учебников и учебных пособий, учебно-методических материалов по проведению всех видов учебных занятий, заданий для компьютерных программ и т. д.
5.1. Характеристика и учебно-методическое обеспечение программ дополнительного профессионального образования и первоначальной подготовки
В 2013 году велась работа по совершенствованию методического обеспечения учебных дисциплин.
В институте подготовлено и утверждено приказом начальника института от 01.10.2013 № 83 Положение о порядке разработки, оформления и хранения учебно-программной документации в ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, в соответствии с которым утвержден порядок подготовки и согласования учебных программ по должностным категориям сотрудников УИС.
На основании согласованных и утвержденных учебных и учебно-тематических планов с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований к сотрудникам УИС кафедры готовят, утверждают на заседаниях кафедр / предметно-методических секций рабочие программы учебных дисциплин / модулей, выносят их на рассмотрение методического совета института и утверждают заместителем начальника по учебной и научной работе. Рабочая программа учебной дисциплины / модуля определяет цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоения учебного материала; содержание, последовательность и время изучения разделов / тем учебной дисциплины / модуля, мероприятия контроля.
Учебная программа по должностной категории определяет цели и задачи обучения сотрудников конкретной должностной категории, квалификационные требования к уровню освоения программы обучения, содержание обучения.
Начальник кафедры, за которой графиком учебного процесса закреплена должностная категория, отвечает за своевременную и качественную разработку учебно-программной документации, а также за организацию работ по согласованию учебных, учебно-тематических планов и учебных программ по должностным категориям сотрудников УИС с управлениями ФСИН России.
Учебно-программная документация подлежит пересмотру по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года. Разработка новых и переработка действующих программ, планов и иной учебно-методической документации осуществляется в соответствии с графиком подготовки учебно-программной документации, разрабатываемым на учебный год учебным отделом на основании предложений кафедр. График разработки / переработки учебно-программной документации утверждается начальником института в срок не позднее 1 месяца после получения плана первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на очередной год.
Учебный отдел осуществляет контроль за сроками подготовки основной учебно-программной документации. Анализ ее содержания осуществляется начальниками соответствующих кафедр, учебного отдела, заместителем начальника института по учебной и научной работе.
5.2. Инновационные образовательные технологии и активные формы обучения
Реализация компетентностного подхода в обучении предусматривает широкое использование на учебных занятиях активных и интерактивных форм проведения занятий в целях обеспечения практической направленности учебного процесса. Активные формы обучения мотивируют слушателей к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности, интерактивные формы предполагают взаимодействие преподавателя и слушателей, обмен информацией, совместное решение возникающих проблем, моделирование служебных ситуаций.
В 2013 году перед кафедрами была поставлена задача разработки учебно-методических материалов по проведению практических занятий для всех должностных категорий повышения квалификации и первоначальной подготовки, включения в материалы итоговой аттестации (экзаменационные билеты) третьего вопроса – ситуационной задачи. В настоящее время по всем реализуемым в институте программам повышения квалификации и первоначальной подготовки кафедрами подготовлено методические обеспечение в полном объеме.
В 2014 году также предполагается проведение комплекса мероприятий по совершенствованию учебно-методического обеспечения практических занятий: разработка учебно-методических комплексов, проведение показательных занятий с использованием учебных рабочих мест, усиление педагогического контроля за проведением занятий на учебных полигонах, проведение конкурса на лучшее учебное рабочее место кафедры.
Составляющая часть практического обучения – проведение учебных занятий в активных формах: деловые игры, круглые столы, выездные занятия, занятия на учебных полигонах и учебных рабочих местах.
6. ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ, БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Программно-информационное обеспечение образовательной деятельности
Постоянному и переменному составу института организован доступ к справочно-правовым системам Консультант+, Гарант Аэро, а также справочно-правовой системе Эталон, разработке НИИиТ ФСИН г.Тверь.
В компьютерных классах и в читальном зале установлено антивирусное программное обеспечение, организован доступ в сеть интернет.
В учебном процессе активно используются программы тестирования собственной разработки на базе test_win, которая позволяет легко составлять тесты, имеет сетевую версию, понятный и информативный интерфейс, настраиваемые параметры оценки знаний.
В компьютерные классах кафедр установлены программные средства АКУС СИЗО, АКУС УИИ, АКУС ИК для практических занятий по соответствующим направлениям, базы данных ОЛИМП:ОКС, Техэксперт, Кодекс: Охрана труда и др.
6.2. Библиотечное обеспечение образовательной деятельности
Библиотека является структурным подразделением ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России и важным информационным звеном в системе учебного и научного процессов института, центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения. В библиотеке работают 2 сотрудника, которые имеют высшее образование.
Фонд библиотеки, содержит более 32000 экземпляров книг и периодических изданий.
Электронный каталог и электронные картотеки газетно-журнальных статей и авторефератов ведутся с 2012 года. Библиотекой сформирован материал для создания электронных баз данных полнотекстовых изданий профессорско-преподавательского состава института, материал полнотекстовых изданий других образовательных учреждений ФСИН России.
Поступления в библиотеку за 2013 год составило 1320 экземпляров литературы. Библиотекой ведется работа по увеличению количества и качества выписываемых периодических изданий по профилю института. Была оформлена подписка на первое и второе полугодие 2013 года, выписано более 30 наименований периодических изданий. Оформление подписки на периодические издания для библиотеки осуществляется по заявкам кафедр института по направлениям повышения квалификации, переподготовки кадров и первоначальной подготовки кадров.
Библиотека занимает общую площадь 260,3 кв.м. В структуру библиотеки входят абонемент, читальный и информационный зал и книгохранилище. Количество посадочных мест – 20.
Количество компьютеров - 15, многофункциональных устройств (принтеров, сканеров, копировальных аппаратов) – 2.
Библиотека оснащена новой специализированной библиотечной мебелью (стеллажи, каталожные шкафы, газетные и журнальные накопители, компьютерные столы, столы читателей, выставочные витрины, кафедры выдачи и др.).
Абонемент включает в себя абонементное обслуживание читателей по образовательным программам с сектором художественной литературы;
7. НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
И РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Качество научно-исследовательской деятельности
7.1.1. Организация НИР
В 2013 г. научно-исследовательская работа (далее – НИР) в ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России осуществлялась в соответствии с федеральными и ведомственными нормативными документами в сфере науки и образования, локальными правовыми актами института: Положением о научной деятельности института, Планом основных организационно-практических мероприятий института на учебный год, планами НИД и РИД института на 2013 г.
Научно-исследовательская работа в институте проводится в постоянном взаимодействии с органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также научными учреждениями и организациями иных ведомств на основе совместной разработки комплексных проблем (заявок на проведение НИОКР). По результатам работы составляются акты о внедрении полученных результатов в практическую деятельность.
За 2013 год профессорско-преподавательским составом кафедр – подготовлено: 2 – монографии; 1- учебно-практическое пособие; 4 – лекции для издания; 4 – учебных пособия; 2 – практические рекомендации; 1 – курс лекций; 3 – сборника законодательных и нормативных правовых актов, а также было подготовлено 46 научных статей, в т.ч. 4 ВАК.
В 2013 г. результаты проведенных научных исследований были реализованы в виде актов о внедрении: 17 – в учебный процесс образовательных учреждений ФСИН России (26,2%), 48 - в практическую деятельность территориальных органов ФСИН России (73,8%).
7.1.2 Изучение передового опыта
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: