Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний»
Анализ социальных проблем осужденных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Социальные программы работы с данной категорией осужденных.
Специфика комплексного использования всех форм и средств ресоциализации осужденных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью в исправительном учреждении: режим, общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, воспитательная и психолого-терапевтическая работа. Сочетание медикаментозных и социально-психологических средств их реабилитации. Групповая психотерапия, тренинги с лицами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью.
Литература по теме
Основная:
Виноградов, В.В. Развитие педагогических идей пенитенциарной социальной работы в России. / В.В. Виноградов. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010.
Виноградов, В.В. Педагогические основы ресоциализации осужденных в пенитенциарной социальной работе / В.В. Виноградов. – М.: Центр современных образовательных технологий, 2011. – 236 с.
Виноградов, В.В. Профессионально-этические основы социальной работы в уголовно-исполнительной системе: учеб пособие/ В.В. Виноградов, М.Г. Назарова – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012. – 76 с.
Морозов, В.М., Виноградов, В.В. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / В.М. Морозов, В.В. Виноградов.- Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2008. – 156 с.
Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осуждённых/ ред. Виноградов В.В. - М., 2008.
Дополнительная:
Кравченко, А.И. Социальная работа. Учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 144 с.
Нестерова, Г.Ф., Лебедева, С.С., Васильев, С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М.: Академия, 2009. – 154 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
Профессиональная переподготовка сотрудников УИС по социальной работе с осужденными: опыт и перспективы: Материалы международного проблемного семинара преподавателей российско-швейцарского проекта (Владимир, 15-20 мая 2006 г.). – М.: Юриспруденция, 2006. – 168 с.
Тема 11. Социальная работа с осужденными в экстремальных и сложных жизненных ситуациях
Понятие экстремальной ситуации, травматический и посттравматический стресс в исправительных учреждениях и среде осужденных. Лишение свободы - сложная жизненная ситуация и дезадаптация личности осужденных в ИУ.
Классификация действий людей в экстремальных ситуациях: паническое поведение, осмысленные активные действия, пассивность.
Особенности социальной работы с осужденными в экстремальных и постэкстремальных ситуациях. Действия социальных работников в случае природных, биогенных и техногенных катастроф и после них. Социальная работа в ситуациях группового неповиновения осужденных или массовых беспорядков. Действия социальных работников в случае захвата в качестве заложников сотрудников ИУ.
Пути выхода из экстремальных и сложных психических ситуаций. Работа по профилактике социогенных экстремальных ситуаций, обучению осужденных и сотрудников поведению в экстремальных ситуациях. Социально-психологическая самопомощь социального работника и осужденного.
Литература по теме
Основная:
Виноградов, В.В. Развитие педагогических идей пенитенциарной социальной работы в России. / В.В. Виноградов. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010.
Виноградов, В.В. Педагогические основы ресоциализации осужденных в пенитенциарной социальной работе / В.В. Виноградов. – М.: Центр современных образовательных технологий, 2011. – 236 с.
Виноградов, В.В. Профессионально-этические основы социальной работы в уголовно-исполнительной системе: учеб пособие/ В.В. Виноградов, М.Г. Назарова – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012. – 76 с.
Морозов, В.М., Виноградов, В.В. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / В.М. Морозов, В.В. Виноградов.- Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2008. – 156 с.
Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осуждённых/ ред. Виноградов В.В. - М., 2008.
Дополнительная:
Кравченко, А.И. Социальная работа. Учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 144 с.
Нестерова, Г.Ф., Лебедева, С.С., Васильев, С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М.: Академия, 2009. – 154 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
Профессиональная переподготовка сотрудников УИС по социальной работе с осужденными: опыт и перспективы: Материалы международного проблемного семинара преподавателей российско-швейцарского проекта (Владимир, 15-20 мая 2006 г.). – М.: Юриспруденция, 2006. – 168 с.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Тема 1. Специфика социальной работы с молодежью. Основные направления психосоциальной работы с молодежью.
Основные цели и принципы социальной работы с молодежью. Основные направления социальной работы с молодежью.
Проблемы молодежной политики в современном обществе. Законодательные основы решения проблем молодежи. Сравнительная характеристика политики государства в отношении молодежи в России и за рубежом.
Структура социальных служб по работе с молодежью. Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ. Структура социальных служб по работе с молодежью.
Роль и место молодежи в современном обществе. Социально-демографическая характеристика молодежи. Молодежная субкультура как предмет социально-психологического анализа. Характеристика различных видов молодежных субкультур в современном обществе. Молодежь как инновационный потенциал российского государства.
Литература по теме
Основная:
Основы социальной работы [Текст] : учебник / ред.
П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 560 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие: рекомендовано Минобрнауки/ ред. : Н. Ф. Басов. - 4-е изд.,стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
Социальная работа с молодежью: учеб.пособие /
ред. Н. Ф. Басов. - 2-е изд.. -М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебное пособие /
Е.И. Холостова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 668с.
Дополнительная:
Артамонов, А. Главные жизненные ценности молодого поколения / А. Артамонов // Социальная педагогика. – 2006. - №2. – С. 20-25.
Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. - №1. – С.22-24.
Лебедева, А.И. Молодежь России / А.И. Лебедева // Международные процессы. – 2006. - №3. – С.4-7.
Родичева, Е.П. Опыт работы объединения молодых инвалидов / Е.П. Родичева // Социальная работа. – 2008. - №3.
Сорокина, Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе / Е.С. Сорокина // Социальная политика и социология. – 2007. - №2.
Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. – Тула: РИФ «Инфра», 2000.
Тема 2. Социально-психологическая характеристика работы с представителями молодежи.
Возрастные и гендерные характеристики молодежи. Психологические особенности развития личности в молодежном возрасте: формирование когнитивной, эмоциональной, ценностно-смысловой, мотивационной сфер.
Социально-психологические проблемы молодежи. Особенности общения и взаимоотношения в молодежной среде.
Литература по теме
Основная:
Основы социальной работы [Текст] : учебник / ред.
П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 560 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие: рекомендовано Минобрнауки/ ред. : Н. Ф. Басов. - 4-е изд.,стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
Социальная работа с молодежью: учеб.пособие /
ред. Н. Ф. Басов. - 2-е изд.. -М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебное пособие /
Е.И. Холостова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 668с.
Дополнительная:
Артамонов, А. Главные жизненные ценности молодого поколения / А. Артамонов // Социальная педагогика. – 2006. - №2. – С. 20-25.
Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. - №1. – С.22-24.
Лебедева, А.И. Молодежь России / А.И. Лебедева // Международные процессы. – 2006. - №3. – С.4-7.
Родичева, Е.П. Опыт работы объединения молодых инвалидов / Е.П. Родичева // Социальная работа. – 2008. - №3.
Сорокина, Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе / Е.С. Сорокина // Социальная политика и социология. – 2007. - №2.
Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. – Тула: РИФ «Инфра», 2000.
Тема 3. Проблемы социализации молодежи.
Проблемы социализации молодежи. Социальная адаптация и дезадаптация молодежи. Причины, затрудняющие социальную адаптацию молодежи. Влияние социальной дезадаптации на формирования различных форм девиантного поведения молодежи. Наркомания и алкоголизм в молодежной среде как социальная проблема. Преступность среди молодежи. Актуальные проблемы ювенальной юстиции.
Литература по теме
Основная:
Основы социальной работы [Текст] : учебник / ред.
П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 560 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие: рекомендовано Минобрнауки/ ред. : Н. Ф. Басов. - 4-е изд.,стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
Социальная работа с молодежью: учеб.пособие /
ред. Н. Ф. Басов. - 2-е изд.. -М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебное пособие /
Е.И. Холостова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 668с.
Дополнительная:
Артамонов, А. Главные жизненные ценности молодого поколения / А. Артамонов // Социальная педагогика. – 2006. - №2. – С. 20-25.
Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. - №1. – С.22-24.
Лебедева, А.И. Молодежь России / А.И. Лебедева // Международные процессы. – 2006. - №3. – С.4-7.
Родичева, Е.П. Опыт работы объединения молодых инвалидов / Е.П. Родичева // Социальная работа. – 2008. - №3.
Сорокина, Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе / Е.С. Сорокина // Социальная политика и социология. – 2007. - №2.
Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. – Тула: РИФ «Инфра», 2000.
Тема 4. Содержание и организация работы по преодолению социальной дезадаптации среди молодежи.
Проблема организации и проведения комплекса мер по преодолению социальной дезадаптации молодежи. Пути и методы преодоления социальной дезадаптации молодежи. Программы обучения навыков адаптивного социального поведения и социальной компетентности молодежи. Психологическая и психотерапевтическая помощь молодым людям, находящимся в состоянии социальной дезадаптации.
Литература по теме
Основная:
Основы социальной работы [Текст] : учебник / ред.
П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 560 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие: рекомендовано Минобрнауки/ ред. : Н. Ф. Басов. - 4-е изд.,стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
Социальная работа с молодежью: учеб.пособие /
ред. Н. Ф. Басов. - 2-е изд.. -М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебное пособие /
Е.И. Холостова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 668с.
Дополнительная:
Артамонов, А. Главные жизненные ценности молодого поколения / А. Артамонов // Социальная педагогика. – 2006. - №2. – С. 20-25.
Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. - №1. – С.22-24.
Лебедева, А.И. Молодежь России / А.И. Лебедева // Международные процессы. – 2006. - №3. – С.4-7.
Родичева, Е.П. Опыт работы объединения молодых инвалидов / Е.П. Родичева // Социальная работа. – 2008. - №3.
Сорокина, Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе / Е.С. Сорокина // Социальная политика и социология. – 2007. - №2.
Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. – Тула: РИФ «Инфра», 2000.
Тема 5. Особенности социальной работы с молодежью в УИС.
Психосоциальная работа с молодежью в УИС. Основные направления социальной работы с молодежью в УИС. Практика социальной работы с молодежью в учреждениях УИС. Анализ опыта социальной работы с молодежью в учреждениях УИС.
Литература по теме
Основная:
Основы социальной работы [Текст] : учебник / ред.
П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп.. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 560 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие: рекомендовано Минобрнауки/ ред. : Н. Ф. Басов. - 4-е изд.,стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учеб.пособие / П.Д. Павленок. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
Социальная работа с молодежью: учеб.пособие /
ред. Н. Ф. Басов. - 2-е изд.. -М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебное пособие /
Е.И. Холостова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 668с.
Дополнительная:
Артамонов, А. Главные жизненные ценности молодого поколения / А. Артамонов // Социальная педагогика. – 2006. - №2. – С. 20-25.
Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. - №1. – С.22-24.
Лебедева, А.И. Молодежь России / А.И. Лебедева // Международные процессы. – 2006. - №3. – С.4-7.
Родичева, Е.П. Опыт работы объединения молодых инвалидов / Е.П. Родичева // Социальная работа. – 2008. - №3.
Сорокина, Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе / Е.С. Сорокина // Социальная политика и социология. – 2007. - №2.
Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. – Тула: РИФ «Инфра», 2000.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Тема 1. Социальная педагогика как современная отрасль научного знания. Специфика и основные принципы социальной педагогики как теории и практики
Современное понимание педагогики социальной работы: соотношение теории и практики. Понятия и основные направления социального обучения и воспитания. Многофункциональный характер социально-педагогической теории и практики: социально-деятельностный, мировоззренческо-воспитательный, коррекционно-реабилитационный, прогнозно-проектный.
Урони социальной педагогики как теории и практики: общетеоретический, среднетеоретический и частнотеоретический; социальная педагогика как теория и практика интеграции воспитательных сил общества, среды обитания и самого человека; как образовательно-воспитательная деятельность в системе социальной работы; как педагогическая помощь социальным группам и отдельным людям с особыми социальными нуждами.
Педагогический компонент в теории и практике социальной работы. Социально-педагогическая деятельность как вид социального проектирования и конструирования.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Тема 2. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы. Методика и технология социально-педагогической деятельности
Социально-педагогический процесс как вид социализации и ресоциализации педагогическими средствами. Источники и движущие силы развития социально-педагогической деятельности. Факторы социально-педагогического процесса. Виды и формы социально-педагогической деятельности: социализация и ресоциализация, коррекция и реабилитация, обучение, упражнения. Структура социально-педагогического процесса, особенности взаимодействия объекта и субъекта в процессе социально-педагогической деятельности, проблемы, цели и критерии в социально-педагогическом процессе. Основные направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения: в коллективах и по месту жительства: физкультурно-оздоровительная и культурно-просветительская деятельность: работа в социуме, с социальной группой и отдельными людьми. Профессионально значимые свойства личности социального педагога.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Тема 3. Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни
Понятие социализации человека. Социализация как процесс и как определенный результат социального развития и воспитания человека. Наследственные особенности и их влияние на социализацию человека. Основные виды социализации человека и их характеристика: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Ресоциализация (утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта), отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Педагогический анализ социализации человека в зависимости от преимущественного характера возрастной деятельности (игра, учеба, труд и пр.).
Стадии социализации: ранняя - дошкольная; школьная; трудовая; послетрудовая. Особенности социализации человека на разных стадиях его развития. Роль семьи, системы образования, армии, других субъектов в социализации молодежи. Андрогогика как педагогическая деятельность по оказанию помощи взрослым. Вопросы педагогической помощи в персонализации человека. Геронтогогика. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелых возрастах. Сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым. Проблема использования опыта, знаний старшего поколения в развитии социализации молодежи. Проекты программ социально-педагогической помощи пожилым.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Тема 4. Теория и методика социального воспитания как составная часть социальной педагогики
Сущность социального воспитания. Понятие воспитания как общественного явления. Диалектика воспитательного процесса. Социальное воспитание как совокупность образования (обучение + просвещение), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Задачи социального воспитания в меняющемся обществе. Типы воспитания. Личность как субъект и объект воспитания. Принципы социального воспитания. Некоторые научные концепции усвоения социального опыта. Альтернативные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
Современные институты социального воспитания. Государственные и общественные институты, создающие условия разностороннего становления человека. Семья как первичная ячейка, институт воспитания. Единство целей и задач семейного и общественного воспитания. Воздействие социальных институтов на конструирование образа социального мира. Роль семьи, школы, группы сверстников в процессе социального познания. Специфика воздействия СМИ на человека, их роль в построении картины мира.
Роль социального педагога в системе социального воспитания. Содержание деятельности и основные функции социального педагога. Проблема определения предмета профессиональной деятельности. Деятельность социального педагога в современных условиях. Проблемы профессиональной пригодности и профессионального отбора. Определение совокупности необходимых знаний и умений, профессионально значимых качеств.
Методы воспитания как часть социально - педагогической системы.
Современные педагогические технологии в системе социального воспитания. Единство процессов обучения и воспитания.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Тема 5. Технология реализации социально-профилактической и реабилитационной функции. Педагогическая реабилитация дезадаптированных детей: сущность, содержание, особенности реализации
в специальных учреждениях
Понятие педагогической реабилитации. Реабилитация как комплекс мер, направленных на восстановление утраченных способностей человека к определенным видам деятельности и создание условий для реализации творческих возможностей личности. Типичные группы людей, требующих специальной социально-педагогической реабилитации: выпускники специальных образовательных учреждений; перенесшие длительное и тяжелое заболевание; жертвы агрессии; жертвы обстоятельств (учебной перегрузки, несоответствующей возможностям ребенка; длительной насильственной изоляции от общения; самоизоляции и пр.); жертвы конфликтов, приведших к серьезным отклонениям (с родителями, учителями, сверстниками) и др.
Характеристика основных этапов процесса педагогической реабилитации детей: изучение причин отклонения и диагностика необходимости реабилитации; прогнозирование возможностей педагогической реабилитации и путей достижения; определение варианта педагогической реабилитации, и методики ее реализации; планирование реализации методики педагогической реабилитации.
Педагогические условия и возможности эффективного решения задач развития, воспитания, обучения воспитанников учреждений интернатского типа, их подготовки к самообслуживанию, профессиональной деятельности, самореализации в условиях реальной социальной действительности.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Тема 6. Профессиональная компетентность. Должностные обязанности и содержание работы социального педагога
Взаимосвязь педагогической культуры с общей и профессиональной культурой человека. Социально-педагогическая культура человека как единство его внутреннего (усвоенного) и внешнего (повседневного проявления) в педагогической деятельности, поведении, общении. Структура педагогической культуры человека как усвоенный и повседневно проявляемый у него опыт (признаваемый в обществе) социально-педагогической деятельности: проявление себя как личности, своего педагогического мастерства и педагогической техники в повседневной социально-педагогической деятельности.
Характеристика основных компонентов педагогической культуры личности: сам человек как воспитатель; педагогическое мастерство; педагогическая техника. Проявление социально-педагогической культуры человека в его повседневной жизни: воспитание детей, укреплении семейных отношений, проявлении себя в семье, общении с другими людьми, профессиональной деятельности и пр.
Слагаемые педагогического мастерства и особенности их проявления у человека: педагогическая эрудиция; навыки и умения реализовать технологии, методы, средства социально-педагогической деятельности; владение педагогической техникой (культурой общения, поведения, речи, самоуправления, воздействия); развитые качества личности социального педагога (педагогическая направленность личности, педагогическая наблюдательность, педагогическое мышление и воображение, педагогическая интуиция, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств, интеллигентность, педагогический оптимизм). Профессиональная компетентность, факторы профессионального роста.
Литература по теме
Основная:
Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.пособие / К. Гилленбранд. - 3-е изд.,стер.. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., испр. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительная:
Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2010. – 290 с.
Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Акад. проект, 2011. – 415 с.
Психология и педагогика : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 724 с.
Совокупность заданий, предназначенных для предъявления
на государственном междисциплинарном комплексном экзамене
Комплексный государственный экзамен проводится по билетам в устной форме. Каждый билет состоит из трех заданий, соответствующих данной учебной дисциплине (модулю). Все задания билета имеют одинаковый вес. Подготовленные билеты утверждаются заместителем начальника ВЮИ ФСИН России по учебной работе за месяц
до итоговой государственной аттестации.
Формирование экзаменационных билетов происходит на основе приведенной ниже совокупности теоретических и практических заданий
в максимально возможном объеме. Первые два вопроса билета имеют теоретический характер, третий – является практическим заданием.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
По учебной дисциплине «Теория социальной работы»
Тема 1. Современные подходы к определению сущности социальной работы
Социальная работа как наука.
Социальная работа как профессиональная деятельность.
Функции, цели и задачи социальной работы
Тема 2. Социальная работа как профессиональная деятельность
Функции, цели и задачи социальной работы
Субъекты и объекты социальной работы, их взаимодействие.
Тема 3. Социальная работа как отрасль знания. Основные понятия и категории
Психолого-ориентированные теории социальной работы: психодинамическая модель; экзистенциалистская и гуманистическая модель.
Социолого-ориентированные теории социальной работы: теории экологических систем; радикальные и марксистские модели; разрешающая модель.
Комплексно-ориентированные теории социальной работы: когнитивная модель; ролевая теория (модель); социально-педагогическая модель; витально-ориентированная модель.
История социальной работы в России, основные этапы ее становления и развития.
Тема 4. Функции, цели и задачи социальной работы
Место и роль коммуникации в деятельности социального работника.
Принципы социальной работы.
Тема 8. Принципы, методы и уровни социальной работы
Методы исследования в социальной работе.
Уровни социальной работы.
Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества.
Модель индивидуальной социальной работы.
Модель групповой социальной работы.
Тема 9. Личностные ресурсы и их изменения. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды
Социальная патология: ее виды и проявления в жизнедеятельности клиентов.
Главные базовые основания, определяющие трудности социального положения отдельных людей, групп людей, слоёв и общностей людей.
Личностные ресурсы и их изменения. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды.
Социальный статус как ресурс личности.
Жизненная позиция - ядро личностных потенциалов человека.
Компенсация недостаточного жизненного опыта. Социальная работа с несовершеннолетними и молодежью.
Тема 13. Сущность социальной политики, ее цели, направленность и ее взаимосвязь с социальной работой
Сущность социальной политики, ее цели, направленность.
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.
Государственная система социальной защиты населения.
Тема 14. Социальная адаптация: сущность, способы регулирования адаптационных процессов
Социальная адаптация: сущность, способы регулирования адаптационных процессов.
Тема 15. Социальная работа с семьей
Эволюция семьи как социального института. Социальная работа с семьей.
Социальная работа с безнадзорными детьми и подростками.
Социальная работа с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Социальная работа с выпускниками детских домов и школ-интернатов.
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями.
Социальная защита детей, испытывающих жесткое обращение и насилие.
Сущность пенитенциарной социальной работы.
Тема 16. Социокультурный фактор дифференциации содержания и форм социальной работы
Функции пенитенциарной социальной работы.
Характеристика объектов и клиентов пенитенциарной социальной работы.
Принципы, формы и методы прикладной пенитенциарной социальной работы.
Социальная работа с безработными.
Социальная работа с лицами без определённого места жительства.
По учебной дисциплине «Технология социальной работы»
Тема 1. Предмет и задачи курса: «Технология социальной работы»
Объективная необходимость технологизации социальных процессов. Особенности технологизации социальной сферы и социальной работы.
Тема 2. Технологический процесс: сущность и содержание
Технологический процесс: сущность и содержание.
Социальные проблемы: специфика и способы решения.
Технология социальной работы с женщинами. Специфика социальной работы в женских исправительных учреждениях.
Технология социальной работы с инвалидами и престарелыми.
Технология социальной работы с мигрантами и беженцами.
Технологии социальной работы с персоналом исправительных учреждений и их семьями.
Тема 4. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения.
Тема 5. Содержание и организация социально-профилактических мероприятий с различными группами населения
Девиантное поведение: сущность и причины.
Формы проявления девиантного поведения. Технология социальной работы с лицами, показывающими девиантное поведение.
Тема 6. Социальное обеспечение и механизм его осуществления
Социальное обеспечение и механизм его осуществления.
Социальное страхование, его виды и пути реализации.
Тема 10. Адаптивные процессы в социальной работе и методики
их регулирования
Социальная реабилитация в социальной работе.
Социальная опека и попечительство.
Консультирование как технология в социальной работе.
Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.
Психотехнологии в социальной работе.
По учебной дисциплине «Социальная работа с осуждёнными»
Тема 1. Введение. Задачи курса «Социальная работа с осужденными»
Анализ основных нормативных документов, регулирующих социальную работу в исправительных учреждениях России. Отечественный опыт социальной работы в УИС.
Тема 2. Диагностика социальных проблем осужденных ИУ. Составление социального паспорта осужденных отряда исправительного учреждения
Диагностика социальных проблем осужденных исправительного учреждения.
Технология составления социального паспорта исправительного учреждения.
Тема 3. Планирование социальной работы в ИУ
Планирование социальной работы в исправительном учреждении.
Тема 4. Взаимодействие ИУ с государственными органами, общественными, религиозными и другими организациями в оказании социальной помощи осужденным
Взаимодействие ИУ с государственными органами, общественными, религиозными и другими организациями в оказании социальной помощи осужденным.
Тема 5. Особенности социальной работы с осужденными в карантине. Разработка программ решения индивидуальных проблем осужденных
Особенности социальной работы с осужденными в карантине. Разработка программ решения индивидуальных проблем осужденных.
Тема 6. Особенности социальной работы с несовершеннолетними осужденными
Особенности социальной работы с несовершеннолетними осужденными.
Тема 7. Особенности социальной работы с осужденными женщинами
Социальная работа с осужденными женщинами.
Тема 8. Оказание социальной помощи осужденным-инвалидам и престарелым
Оказание социальной помощи осужденным-инвалидам и престарелым.
Тема 9. Оказание социальной помощи осужденным, страдающим неизлечимыми и трудно излечимыми болезнями
Оказание социальной помощи осужденным, страдающим неизлечимыми и трудно излечимыми болезнями.
Тема 10. Оказание социальной помощи осужденным с алкогольной и наркотической зависимостью
Оказание социальной помощи осужденным с алкогольной и наркотической зависимостью.
Тема 11. Социальная работа с осужденными в экстремальных и сложных жизненных ситуациях
Социальная работа с осужденными в экстремальных и сложных жизненных ситуациях.
Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных с другими отделами и службами ИУ при осуществлении социальной работы с осужденными.
Восстановление социально полезных связей осужденного как ведущее направление социальной работы. Связь с родственниками осужденного по вопросам его бытового и трудового устройства.
Группа социальной защиты и учета трудового стажа, осужденных ИК: организация и содержание деятельности в соответствии с нормативными документами.
По учебной дисциплине «Проблемы социальной работы с молодежью»
Тема 1. Специфика социальной работы с молодежью. Основные направления психосоциальной работы с молодежью.
Содержание социальной работы с молодежью: основные направления и принципы работы. Система и структура социальных служб по работе с молодежью.
Государственная молодежная политика в системе социальной работы с молодежью.
Молодежная субкультура: понятие, предпосылки к возникновению и развитию молодежных субкультур.
Методы оценки эффективности социальной работы с молодежью.
Тема 2. Социально-психологическая характеристика работы с представителями молодежи.
Психологические особенности социальной работы с подростками.
Психологические особенности социальной работы с молодыми людьми в период ранней юности.
Психологические особенности социальной работы с молодыми людьми в юношеском возрасте.
Гендерные характеристики социальной работы с молодежью.
Тема 3. Проблемы социализации молодежи.
Причины и условия, затрудняющие социальную адаптацию молодежи.
Наркомания и алкоголизм в молодежной среде как социальная проблема.
Тема 4. Содержание и организация работы по преодолению социальной дезадаптации среди молодежи.
Методы социальной работы по преодолению социальной дезадаптации молодежи.
Особенности социальной работы с молодежью, ведущей противоправный образ жизни. Актуальные проблемы ювенальной юстиции.
Тема 5. Особенности социальной работы с молодежью в УИС.
Система психосоциальной работы с молодежью в УИС.
Основные направления социальной работы с молодежью в УИС.
Механизмы психосоциальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
По учебной дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы»
Тема 2. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы. Методика и технология социально-педагогической деятельности
Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс как вид социализации и ресоциализации педагогическими средствами.
Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения.
Тема 3. Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни
Социализация как процесс и как определенный результат социального развития и воспитания человека.
Тема 4. Теория и методика социального воспитания как составная часть социальной педагогики
1.Понятия и основные направления социального обучения и воспитания.
2.Подходы к классификации методов воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
3.Современные педагогические технологии в системе социального воспитания.
Теория и методика социального воспитания.
Тема 5. Технология реализации социально-профилактической и реабилитационной функции. Педагогическая реабилитация дезадаптированных детей: сущность, содержание, особенности реализации
в специальных учреждениях
Типичные группы людей, требующих специальной социально-педагогической реабилитации.
Характеристика этапов процесса педагогической реабилитации детей.
Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения.
Тема 6. Профессиональная компетентность. Должностные обязанности и содержание работы социального педагога
1.Характеристика основных компонентов педагогической культуры личности.
2.Место и роль педагогической культуры социального работника в его профессиональной деятельности.
3.Профессиональная компетентность, факторы профессионального роста.
4.Факторы и условия развития педагогического творчества.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: