Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний»
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
для государственного междисциплинарного комплексного экзамена
В ходе решения задачи (задания) отвечающему необходимо ориентироваться на основные положения психолого-педагогической теории, уголовно-исполнительного законодательства и ведомственные нормативно-правовые акты. Составлять какую-либо документацию не обязательно, однако назвать ее необходимо. Вместе с тем задача (задание) должно решаться в конкретном алгоритме действий.
Определить объект и субъект практической ситуации.
Выделить взаимосвязи между ними.
Обозначить условия, необходимые для решения данной задачи.
Дать ссылку на законодательные акты, регламентирующие описанную ситуацию (если необходимо).
Предложить психолого-педагогические пути решения данной ситуации.
Для подготовки к решению задач (выполнению заданий) выпускник должен использовать специализированные учебный материал по дисциплине «Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология»
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред.
А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.
Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарева. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
Карпунина Н.В. Практикум по пенитенциарной педагогике. Владимир, 2004.
Осуждённый П., 67 лет, болен открытой формой туберкулёза. Инвалид 1 группы. Недвижим. Требует паллиативного ухода. Какие мероприятия социальной работы вы будете проводить по отношению к данному осужденному совместно с медицинской службой?
Составьте анкету для осужденных для выяснения их отношения к социальной работе в учреждении. Какие типы вопросов Вы использовали в анкете? Почему в исследовании используются различные типы вопросов?
Осужденный К. 20 лет. Не женат. Сельский житель. Инвалид с детства, в связи с эпилепсией. Воспитывался в «алкогольной» семье. Старшие братья отбывают наказание в местах лишения свободы. Мать умерла. В деревне осталась тетка по линии матери, также страдающая алкоголизмом. В результате неблагоприятного течения заболевания был парализован, и обездвижен, нуждается в постоянном уходе. Определена
I группа инвалидности. По состоянию здоровья может быть освобожден от отбывания наказания в связи с тяжелым неврологическим расстройством. Со слов осужденного, после освобождения будет проживать в своей деревне. Ухаживать за ним изъявила желание тетка.
В каких мерах социальной защиты нуждается осужденный после освобождения? Назовите документы, которые необходимо оформить данному осужденному. Целесообразно ли передавать данного осужденного под попечительство его родственников?
Осужденный М. 68 лет. Отбывает наказание за убийство своей жены. Имеет тяжело протекающее соматическое заболевание (гипертоническая болезнь III стадии). Пенсионер, получает пенсию по возрасту, ранее не судим. Через полгода освобождается из мест лишения свободы. Однако не хочет возвращаться домой, т.к. знает, что его там «никто не ждет». С детьми не общается, т.к. они не могут ему простить убийство матери. Социально-полезных связей не поддерживает. Испытывает тревогу в связи с мыслями об освобождении, т.к. за годы отбывания наказания «привык к местам лишения свободы». Не представляет свою жизнь после освобождения.
Определите круг социальных проблем у данного осужденного. Какова роль социального работника в этой ситуации? Какие документы необходимо оформить данному осужденному перед освобождением?
Осужденный В. 20 лет, образование среднее, не женат. Содержится в ИК общего режима, где прошел обучение по специальности слесарь-сантехник. В ИК выявлена ВИЧ-инфекция. Зарекомендовал себя положительно и через 6 мес. освобождается условно досрочно. Не желает идти на контакт с родственниками в связи с тем, что они не знают о ВИЧ-инфекции. Заботит проблема трудоустройства после освобождения, переживает, что будет проблема найти работу в связи с заболеванием.
Какие мероприятия по подготовке к освобождению вы проведете с данным осужденным? Каких специалистов необходимо пригласить для консультации осужденного?
Осужденный К. 45 лет, образование неполное среднее, женат, имеет двоих детей. Злоупотреблял алкоголем до осуждения. Содержится в ЛИУ в связи с заболеванием туберкулезом. Прошел полный курс лечения. Трудоспособен, находится в отряде. До освобождения 4 года. Замкнут, в отношениях с другими осужденными в отряде часто возникают конфликты. Предъявляет жалобы на плохие бытовые условия и медицинское обслуживание.
Перечислите мероприятия социальной работы по отношению к данному осужденному. Каких специалистов необходимо пригласить для консультации?
Осужденный М. 55 лет, образование – начальная школа, разведен, с родственниками контакт утратил. Страдает хроническим алкоголизмом. До осуждения был лицом без определенного места жительства. Содержится в ЛИУ в связи с заболеванием туберкулезом, недавно был выписан из больницы, продолжает лечение у врача медчасти. До освобождения –
5 месяцев. Проявляет безразличие к собственной судьбе после освобождения, отсутствие жизненных планов на будущее.
Перечислите мероприятия социальной работы по отношению к осужденному для подготовки его к освобождению. С какими организациями за пределами ИУ вы будете сотрудничать в данном случае?
Осужденная А. 25 лет поступила в ИК, находится в карантине. Не замужем, детей нет. Образование неполное среднее. Постоянного места работы не имела. Злоупотребляла алкоголем. В СИЗО выяснилось, что женщина беременна. Срок наказания – 5 лет. Определенных жизненных планов не имеет, к рождению ребенка относится отрицательно, считая его дополнительной обузой в ИК.
Какие мероприятия по социальной работе вы проведете с осужденной? Помощь каких специалистов в ИК вам понадобится?
Осужденный С. 60 лет, образование среднее специальное. Профессия – каменщик. В ИК освоил резьбу по дереву. Страдает сердечно-сосудистым заболеванием. Инвалид 2 группы. Освобождается через 7 мес. Вдовец, с родственниками отношения натянутые, переписывается редко. До осуждения проживал один. К администрации ИК относится с недоверием. Требователен, консервативен, на контакт идет с трудом.
Какие мероприятия социальной работы вы будете проводить по отношению к данному осужденному для подготовки его к освобождению? В какие учреждения социального обслуживания населения он может быть направлен?
Осужденный Б., 1963 года рождения, образование среднее, холост. Впервые осужден к 2 годам лишения свободы по ч. 2 ст. 158 УК РФ с отбыванием наказания в ИК общего режима. До осуждения часто употреблял спиртное, курил.
По прибытии в ИУ осужденный Б. трудоустроен электросварщиком в цехе по изготовлению электроводонагревателей. За время отбывания срока наказания в ИУ нарушений режима не допускал. Задумывается над будущим, имеет правильные и вполне определенные планы жизни после освобождения.
Имеет широкий кругозор, много читает. Спокойный, уравновешенный, целеустремленный и самостоятельный. Настойчив в достижении поставленной цели. Обладает хорошими организаторскими способностями. Однако в последнее время замечен в употреблении спиртных напитков, за что осужденный Б., начальником отряда направлен в ШИЗО на 15 суток.
Какие дополнительные материалы необходимы для изучения осужденного Б. как объекта педагогического процесса? Составьте план индивидуальной беседы специалиста по социальной работе с осужденным Б., способствующей преодолению негативных потребностей.
В исправительных учреждениях организуются занятия (семинары) по социально-правовым знаниям. Рассматриваются конкретные опросы по таким, например, темам: «Правила поведения и условия содержания осужденных в ИУ», «Оплата труда. Удержания из заработка, Гарантированный минимум зарплаты», «Налоговая система в России», «Безработный и его статус. Пособие по безработице».
Проанализируйте предложенную тематику, продолжите ее и оцените воспитательные возможности каждой темы занятий по социально-правовым знаниям.
При конструкции уголовных норм, регулирующих исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, законодатель определяет основные методы и средства исправления осужденных и указывает, что они должны применяться с учетом особенностей личности.
Какие особенности личности, малых групп и коллектива осужденных необходимо учитывать при применении основных средств исправления?
Осужденный П. по прибытии в колонию показал себя человеком физически сильным и независимым. Однажды после отбоя он пытался заставить другого осужденного (более слабого физически) убрать вместо себя помещение и применил к нему физическую силу.
Как должны поступить администрация ИУ и коллектив осужденных в данном случае, чтобы защитить человеческое достоинство каждого осужденного? Предложите план педагогических действий специалиста по социальной работе, начальника отряда в данной ситуации.
Осуждённая О. на приеме специалиста по социальной работе рассказала о том, что ей скоро исполнится 50 лет, и она имеет право на получение пенсии по старости, свыше 5 лет работала на вредных работах.
Какие мероприятия социальной работы вы будете проводить по отношению к данной осужденной?
Осужденный К. рассказал начальнику отряда о том, что ему пришло письмо от родителей. Они сообщают ему, что его жена стала пьянствовать и водить домой мужчин. К. переживает за жену и 8-летнюю дочь. Все принятые по отношению к жене меры со стороны родителей (её вызывали на беседу в милицию, отправляли на амбулаторное лечение от алкоголизма) положительных результатов не дали. В настоящий момент его жена уволилась с работы и воспитанием дочери не занимается.
Каковы ваши действия с позиции специалиста по социальной работе? Какие на ваш взгляд отношения у осужденного К. с родными? Предложите предварительный план выхода из этой ситуации.
Мать осужденного Петрова обратилась к социальному работнику п следующему вопросу. Сын написал письмо (отправил нелегально), в котором просил передать через осужденного Трофимова, пользующегося правом бесконвойного передвижения, деньги в сумме 150 000 рублей. Эти деньги он задолжал. В случае, если денег он не получит, то вынужден будет покончить жизнь самоубийством, другого выхода он не видит.
Что должен сделать социальный работник по отношению к матери осужденного, самому осужденному?
Осужденная К. категорически отказалась от работы, порученной ей, мотивируя, что желает выполнять более легкое дело. За отказ от работы она была водворена в ШИЗО. После выхода К. вновь отказалась от работы и вновь подверглась водворению в ШИЗО.
В чем ошибка педагогических действий начальника отряда? Причина конфликта. Какова роль специалиста по социальной работе в разрешении данного конфликта?
Осужденная Т. отказалась выходить на работу, ссылаясь на то, что её не устраивает работа упаковщицы готовой продукции. В беседе с заместителем начальника колонии по воспитательной работе она заявила, что неоднократно обращалась к администрации с предложением открыть участок художественного шитья. До осуждения в период работы в ателье «Белочка» она имела высокую квалификацию, хороший заработок. Сейчас имеет на примете несколько способных осужденных. Предложила варианты по обеспечению сырьем. В конце беседы Т. заявила, что, имея несовершеннолетнюю дочь, престарелых родителей, хочет им помочь материально. Единственная её просьба: если не будет помощи, то хотя бы чтоб не мешали ей заниматься самостоятельно художественным шитьем.
Составьте социально-педагогическую характеристику осужденной Т. Проанализируйте ситуацию и оцените мотивы поведения осужденной Т. в достижении цели заниматься любимой деятельностью. Ваши действия в данной ситуации как специалиста по социальной работе с осужденными.
Осужденный З. обратился к специалисту по социальной работе за помощью в бытовом и трудовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. Из беседы с ним выяснилось, что родственных связей у З. нет, паспорт был оформлен во время отбывания наказания, профессии не имеет.
Составьте план работы и подготовьте необходимые документы по оказанию Зуеву А. соответствующей помощи. Какими нормативно-правовыми документами Вы будете руководствоваться при оказании социальной помощи такой категории осужденных как З.?
Осужденная Г., 45 лет, является инвалидом первой группы, места жительства и профессии не имеет, родственные связи были утеряны в период отбывания наказания. Обратилась к специалисту по социальной работе с просьбой оказать ей помощь после освобождения.
Предложите алгоритм решения проблем такой категории осужденных, к которой относится Г. Какими нормативно-правовыми документами необходимо руководствоваться при оказании социальной помощи осужденной Г.?
Осужденный Т., 72 лет обратился к специалисту по социальной работе оказать ему помощь в бытовом устройстве после освобождения. Родственников не имеет, и жить ему негде.
Предложите план работы с осужденным Т. Обоснуйте свое решение соответствующими нормативно-правовыми документами.
К Вам обратился осужденный Г., который заявил, что в 1986 году он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы ЧАС в зоне отчуждения. Удостоверение участника у него нет. С его слов оно было утеряно. В мае 2012 года Г. исполнилось 55 лет.
Выработайте алгоритм действий по подтверждению участия осужденного Г. в ликвидации последствий в аварии на ЧАС. Какие выплаты положены осужденному Г. в случае подтверждения факта участия в ликвидации последствий в аварии на ЧАС и с какого срока?
22. К Вам обратился осужденный А., 21 года, который заявил, что до осуждения он получал пенсию по случаю потери кормильца. А. Обучается в профессиональном училище ИУ по очной форме.
Имеет ли право, осужденный А. на получение пенсии по случаю потери кормильца? До достижения, какого возраста выплачивается данный вид пенсии нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца?
К Вам обратился осужденный Б., которому в апреле 2012 года исполнилось 50 лет. Его общий трудовой стаж составляет 23 года, о чем имеется запись в трудовой книжке. Б. утверждает, что 11 лет он работал на «подземных» работах, однако этот факт документально не подтвержден.
Каков будет Ваш механизм действий для подтверждения стажа на «подземной» работе осужденного Б.? В случае подтверждения «подземного» стажа осужденного Б. по достижении, какого возраста он будет иметь право на получение пенсии по старости?
Осужденный Г. заявил, что в период с 1982 по 1984 годы проходил службу в Демократической Республике Афганистан. Удостоверение участника боевых действий с его слов утеряно.
Выработайте алгоритм действий по подтверждению участия осужденного Г. в боевых действиях. Какие выплаты положены осужденному Г. и с какого срока?
Осужденная Т. обратилась с просьбой разрешить ей выезд для свидания с сыном, 8 лет, инвалидом I группы.
Имеет ли осужденная Т. право на выезд из учреждения по приведенным ею основаниям. Какими нормативно-правовыми документами регламентируются выезды осужденных и какова их продолжительность?
Осужденной Н. до окончания срока отбывания наказания осталось 8 месяцев. В доме ребенка исправительной колонии у Н. находится дочь, которой в июне 2012 года исполняется 3 года. Осужденная Н. обратилась с просьбой к социальному работнику оставить ребенка при ней до освобождения. Дайте мотивированный ответ осужденной Н.
Осужденный Ю., находящийся в ПКТ, обратился к социальному работнику с вопросом о том, почему из его пенсии были произведены удержания за коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены. Осужденный Ю. является инвалидом I группы.
Дайте обоснованный ответ осужденному Ю. Правомерны ли действия администрации ИУ в отношении осужденного Ю.?
С., осужденный в Магаданской области, отбывал наказание в исправительной колонии. Перед освобождением он написал заявление, в котором просил оформить проездные документы до Республики Грузия, где проживают его родители.
Может ли администрация колонии удовлетворить просьбу осужденного С.? Какими нормативными актами необходимо руководствоваться?
Воспитанник Митрофанов плохо ведет себя на производстве, в школе и в свободное время. Он безразличен к своим школьным делам, к выполнению производственных заданий; вообще не хочет делать что-либо полезное. Зато всякого рода нарушения дисциплины организовывает очень детально и умело. У отрицательно характеризующихся воспитанников пользуется авторитетом. Он хорошо развит физически, считается одним из лучших спортсменов. Только на занятиях спортивной секции дисциплинирован и исполнителен.
Какие мероприятия социальной работы вы будете проводить по отношению к данному осужденному?
Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы
1. Молодая женщина, 26 лет - вышла из мест лишения свободы, где провела 8 лет за убийство своего возлюбленного (молодого человека). В местах лишения свободы получила среднее специальное образование, по профессии швея. Выйдя на свободу, живет в квартире, доставшейся ей от ее бабушки. Пыталась устроиться на работу, но попытка закончилась неудачей. Подружившись с одинокой соседкой, узнала от нее о том, что можно обратиться в отдел социального обслуживания населения к социальному работнику.
Каким образом, социальный работник может помочь женщине, освободившейся из мест лишения свободы, устроиться на работу? Почему за 6 месяцев до освобождения социальный работник ИУ не попытался связаться с отделом по трудоустройству по месту жительства осужденной?
2. Молодой человек - 23 года - бывший воспитанник детского дома, уже 5 лет находится в исправительно-трудовой колонии (ИК) общего режима, попав туда по решению суда за грабеж. (Там, в ИК, по неизвестной причине ему «отбили» почки.) Обратился к социальному работнику ИК за помощью, так как через 2 месяца выходит на свободу. Он, по его собственному мнению, испытывает страх перед будущим, и, по мнению сотрудников ИК, проявляет все признаки депрессивного состояния.
Чем, на ваш взгляд может помочь социальный работник осужденному, который выходит на свободу? Важно ли для социального работника в данном случае установить связи на свободе, которые могут помочь молодому человеку лучше реализоваться в социуме?
3. Мужчина 50 лет вышел на свободу после отбывания наказания за мошенничество в течение 8 лет. До отбывания наказания была семья: жена и дочь - отношения с ним считают прекращенными. Семьи, таким образом, нет. Жильем не обеспечен: живет в квартире друзей, так как жена в регистрации отказала.
Куда в первую очередь необходимо обратиться мужчине для того, чтобы найти работу и по возможности жилье. Имеет ли право мужчина обратиться в суд с целью восстановления себе права на регистрацию и проживание в бывшей квартире.
4. В редакцию пришло письмо от юноши 19 лет: «Мое поколение часто обвиняют в инфантильности. Леди и джентльмены! Считаю своим долгом объявить вам, что наше поколение не собирается исправляться. Кто виноват?
Во-первых, родители. Они часто не столько балуют детей (нет, чаще всего родители заставляют детей и обслуживать себя, и зарабатывать деньги, в этом смысле мы независимы), сколько стремятся думать за них. Вот парадокс: с одной стороны, зарабатывай больше денег, а с другой - именно так, таким способом; с одной стороны, женись по любви, с другой - женись именно на той, а не на этой. Сегодня, как никогда, в них развито чувство собственности на ребенка.
Во-вторых, виноват период переоценки ценностей. Молодежь заняла наблюдательную позицию: рассуждать, но не делать. И вообще, мне непонятна вся эта возня вокруг «молодежной темы». Всегда были проблемы «отцов и детей», но по этому поводу не было истерик. Почему именно сейчас? Чем мы такие особенные? Ха-ха, эта шумиха только повышает инфантильность. Может, оставленные в покое, мы бы сами решили свои проблемы»?
В чем проявляется инфантильность? Является ли инфантильность типичной чертой характера современной молодежи? В чем Вы видите причины инфантильности молодого поколения?
5. Из письма из колонии: «Впоследствии я понял очень важную вещь. Все начинается с отрыва от дома. Можно слыть неисправимым двоечником, можно вечерами пропадать на улице, можно в 13 лет начать курить. И все это пройдет, как скарлатина, как корь, если только родительский дом окажется родительским домом. Если ко всем завихрениям юности там отнесутся без паники. Родители даже не замечают, что в их панике больше заботы о собственном спокойствии, чем о том, каким человеком вырастет сын. Этот личный мотив сразу угадывается подростком. По самим приемам борьбы. И он с отвращением смотрит, как колотятся предки в экстазе праведного гнева. И после этого уже не воспринимает даже самые справедливые наставления. Ни одно из своих сомнительных увлечений подросток не считает достаточным для большого семейного скандала. И тем более оскорблений. Он словно чувствует, что с возрастом все пройдет. Так стоит ли цепляться к разным, с его точки зрения, мелочам? Именно эта мелочность и служит первопричиной разрушения связей с родителями».
Каким образом, родители на ваш взгляд, должны представлять себе воспитание своих детей? Кто может помочь родителям в объективном целесообразном воспитании своих детей?
6. Французский премьер-министр Эррио при посещении коммуны им. Ф.Э. Дзержинского спросил: «Как Вы допускаете, что у Вас воспитываются вместе правонарушители и нормальные дети?» А.С. Макаренко ответил, что в жизни они живут вместе, следовательно, и воспитывать их нужно вместе, так как человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться любому влиянию.
Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте точку зрения.
7. Согласны ли Вы с суждением Ж.-Ж. Руссо о том, что самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ответ аргументируйте.
8. Ж.-Ж. Руссо полагал, что наука сыграла отрицательную роль в нравственном состоянии общества. Он аргументировано доказывал свою точку зрения тем, что развитие науки способствовало распространению рационализма в обществе, а господство разума над чувствами не является благом, так как доброе сердце предпочтительнее ума.
Сформулируйте и объясните Ваше отношение к этой проблеме.
8. «У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю: Кто дежурный? 5 часов ареста! Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет: «Я прибыл под арест». Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет - Иван Петрович сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают. За что? За то, что сел под арест и не спорил»
(А.С. Макаренко Коллектив и воспитание личности. - М., 1972, с. 134-135).
Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников? Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников? Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?
9. «В человеческой жизни есть еще один сильный стимул - престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход своей личности в других сферах. Возникают пороки. Это всевозможные химические средства, изменяющие психологическую настроенность и создающие иллюзию удовольствия. Один порок мы уже пожинаем - алкоголизм. Я считаю, что мы уже сейчас убавили необходимый и напряженный труд ниже доступного уровня.
...Природа диктует определенный уровень необходимости в работе, ниже которого опускаться нельзя. Если ориентироваться на уровень счастья пассивных людей, которые согласны на счастье «поменьше», лишь бы работа была «полегче», тогда мы снизим уровень всех остальных людей. И, значит, эффективность нашего общества в целом. А главное, потенциал будущего поколения. А это опасно» (Н.М. Амосов Жизнь человека и условия ее прочности // Наука и жизнь. -1976. - № 9. - С. 68-69).
Проанализируйте эту мысль Н.М. Амосова. Автор прав или заблуждается? Как бы Вы изменили систему воспитания подрастающего поколения с целью преодоления в школе застойных явлений?
10. А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, а ковать. Это значит - хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек.
Согласны ли Вы с этим утверждением?
11. Мужчина 42 лет освободился из мест лишения свободы, где провел 20 лет. Когда-то имел жену и двоих детей, но потом развелся по инициативе жены, поэтому на данный момент у него нет жилья, регистрации (прописки) и работы. Профессия - автомеханик, образование - среднее специальное, не употребляет алкоголь, не курит, есть поддержка со стороны родителей.
Каким образом социальный работник может помочь освободившемуся мужчине получить жилье и регистрацию? Могут ли родители оказать помощь в этом вопросе?
12. Женщина, от которой сбежал отец ребенка, всю свою злость и ненависть к этому мужчине вымещала на собственной дочери. Мать била девочку предметами, которые попадались ей под руку, мыла ее ледяной водой или на ночь выгоняла раздетую на балкон. А когда мать стала заниматься проституцией и пить, девочка перестала ходить в школу; у нее не было ни книг, ни игрушек.
Каким образом можно помочь девочке? Должны ли были педагоги, социальные работники после того, как девочка перестала ходить в школу прийти к ней домой и узнать в чем дело?
13. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей? Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?
14. Молодой человек 28 лет вернулся после длительного лечения ВИЧ-инфекции, но по своему прежнему адресу обнаружил чужих людей, от соседей по лестничной площадке узнал, что семья его родителей с его сестрами и братьями сменила место жительства (информации о новом месте их жительства нет). Обратился в Комплексный центр по социальной помощи и обслуживанию населения. Правильно ли?
15. Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок».
Необходимо ли тестировать учителей на профпригодность? Должен ли социальный работник следить за отношением учителей к детям?
16. Семья, отец находится в местах лишения свободы, отбывает срок за ограбление ларька. Мать стала пить, пропадать из дома на двое-трое суток. Сын-подросток в поисках еды попрошайничал и жил на рынке, где ему подавали деньги и еду.
Кто должен помочь ребенку в данной ситуации? Почему стала возможна ситуация в обществе, где живут счастливые люди?
17. Подросток - наркоман с трехлетним стажем - ехал с родителями на дачу. Во время остановки на бензоколонке он сделал себе инъекцию героина, передозировка которого привела к потере сознания. Родители повезли сына в ближайшую больницу, где врачи отказались принимать такого больного. Приняли подростка только в третьей по счету больнице. Сейчас он лечится от наркомании.
Могут ли родители определить увлечение наркотиками у своих детей? Как помочь семья, где каждый живет своей жизнью?
18. Матери-одиночке на работе задерживают заработную плату более 5 месяцев. Ребенок посещает детский сад. Плату за детский сад взимают строго ежемесячно. Без оплаты ребенок посещать детский сад не имеет права. Возможности отдать ребенка бабушкам и дедушкам - нет. Сменить работу, по мнению женщины, не представляется возможным.
Как помочь женщине улучшить материальное положение семьи? Как восстановить её морально-психологическое состояние?
19. В неблагополучной семье (мать и отец - алкоголики) двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии для несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни школы и класса. Мальчик стыдится своих родителей, последние несколько месяцев стал реже бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка, которая проживает вместе с данной семьей и переживает за судьбу мальчика, вместе с классным руководителем обратилась за помощью к социальному педагогу.
20. Юноша 16 лет, бывший наркозависимый, освободился из колонии для несовершеннолетних. Имеет неполное среднее образование, некоторые профессиональные навыки разнорабочего. Испытывает затруднения с ресоциализацией и профессиональным самоопределением. Родители юноши обращаются за помощью к социальному работнику.
21. Женщина 40 лет, за кражу провела в местах лишения свободы 3 года, вернулась 2 года назад. Родила ребенка, оставила соседке и под предлогом похода в магазин исчезла на 7 месяцев. Ребенок слаб, имеет нарушения здоровья. Соседка передала ребенка Органам опеки и попечительства, они передали его - согласно закону - в Дом ребенка. Мать ребенка вновь оказывается в местах лишения свободы. На заседании суда пыталась повлиять на его решение: сообщила, что у нее есть малолетний ребенок и за ним некому ухаживать, зная, что он находится в Доме ребенка и нездоров. После окончания второго срока пребывания в местах лишения свободы обратилась в Центр ресоциализации: хочет вернуть ребенка и устроиться на работу (предъявила диплом с отличием о среднем специальном образовании).
На ваш взгляд, каким образом поступить работникам Центра социальной реабилитации:
А) вернуть ребенка матери;
Б) не возвращать.
Имеет ли право социальный работник Центра социальной реабилитации проверять, на сколько искренне мать осознала свои ошибки и действительно участвует в воспитании ребенка.
22. Юноша (18 лет) вернулся из воспитательно-трудовой колонии, но по своему адресу обнаружил чужих людей, от соседей узнал, что вся его семья (мать, отец, сестра, бабушка) куда-то переехала (на письма семья не отвечала). Пришел в свою школу и таким образом попал к школьному социальному работнику.
Может ли школьный социальный работник помочь юноше разыскать своих родственников? Можно ли по данной ситуации предположить, что социальные связи между юношей и семьей были непрочные.
23. Мужчина 50 лет вышел на свободу после отбывания наказания за мошенничество в течение 8 лет. До отбывания наказания была семья: жена и дочь - отношения с ним считают прекращенными. Семьи, таким образом, нет. Жильем не обеспечен: живет в квартире друзей, так как жена в регистрации отказала.
Куда в первую очередь необходимо обратиться мужчине для того, чтобы найти работу и по возможности жилье.Имеет ли право мужчина обратиться в суд с целью восстановления себе права на регистрацию и проживание в бывшей квартире.
24. Женщина 68 лет проживает в двухкомнатной квартире совместно с семьей сына. В квартире зарегистрирована (прописана) она, сын и внучка. Семья сына хочет получить ее квартиру, женщина подвергается насилию со стороны семьи сына. У нее отмечены суицидальные настроения. Женщина обратилась за помощью к другим родственникам, которые обратились к специалисту по социальной работе.
Каким образом, специалист по социальной работе может помочь женщине отстоять ее право на свою квартиру? Каким образом, можно помочь данной женщине, у которой в связи с создавшейся ситуацией отмечаются суицидальные настроения?
25. Из письма в редакцию: «Пишу Вам, потому что больше не могу терпеть, пишу из отчаяния, не знаю, как дальше жить. Сегодня я снова не пошла в школу (и это уже не в первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а там одноклассники, учителя (учусь я в 9 классе). «Почему ты не ходишь в школу, - спросите, - что случилось?» А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так... Я плохо учусь, хоть и стараюсь. Учителя жалеют, ставят тройки за четверть, хотя у меня одни двойки из года в год. Сколько ни старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за старательность, а сколько огорчений... Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома все в порядке, у матери и отца под крылышком. И такая беспечность! Учеба дается от природной способности, никакого труда. А я должна, как раб Божий, сидеть за книгами день и ночь, потому что до меня не дойдет все сразу, да еще вдобавок все равно одни двойки получишь. Почему же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть все, а у тебя ничего: ни способностей к учебе, ни человеческого вида (я сама себе противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы на частной квартире, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить. Моим родителям уже по 36 лет, а над головой нет своей крыши, нет ничего, даже телевизора. Еды не хватает, хотя мать зарабатывает на бетонном заводе неплохо, но она не может экономно вести хозяйство. Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9 классе, да притом некрасивая, ношу очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется...».
1. Определите основную проблему девочки. 2. Разработайте план и программу работы с ней.
26. Письмо молодой девушки, окончившей среднюю школу: «Я - единственная в семье. Мои родители работают на высоких должностях. С нами живет бабушка. Мне 19 лет. Я нигде не учусь, не работаю. Почему? Неохота! Мне скучно. Я смотрю на мир с нескрываемой зевотой. Мне скучно, когда я кручу «фирменные» диски, смотрю свой видеомагнитофон, разговариваю с друзьями по телефону, разъезжаю по городу на собственных «Жигулях» (их мне подарили по случаю моего 18-летия). Мне многие завидуют: у меня несколько джинсовых костюмов, костюмы из замши, велюра, дубленка, несколько пар сапог и туфель... Им завидно, а мне все это
надоело. Мне лень жить, лень что-либо сделать. Всю работу по дому делает бабушка. Ей 85 лет. Мне всегда делается страшно, когда я подумаю, что она ведь скоро умрет. Но мне жалко не ее, я ужасаюсь от мысли, что потом всю работу мне придется делать самой. У меня часто бывают конфликты со своими родителями. Ругают из-за того, что я не учусь, не работаю, но я привыкла их не слушать».
1. Окажите профессиональную консультативную помощь девушке в данной ситуации. 2. Предложите методы социальной помощи молодежи по данной проблеме.
27. Из дневника психолога: «Проходят годы, мир меняется, а закономерности, которые приводят пацанов к преступлению, сохраняются, оставаясь как бы вне времени. Скажем, первые преступления начинаются в рамках своей подростковой среды, которая, будучи закрыта от контроля взрослых, служит инкубатором, в котором вызревают зародыши насилия.
Чем дальше испорченность компании, тем больше она недовольна миром взрослых. Чем больше у подростков конфликтов с учителями, родителями, милицией, тем больше коллективной агрессии. И эта агрессивность способствует еще большей испорченности».
Могут ли родители вместе со школьными службами контролировать подростковую среду с целью предотвращения правонарушений? От чего зависит минимизация подростковых конфликтов с учителями, родителями, полицией?
28. М. Монтень писал, что тому, кто не усвоил науки добра, всякая иная наука может принести только вред. Прав ли Монтень?
29. Так называемое «золотое правило» педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой. Раскройте смысл этого правила.
Проблемы социальной работы с молодежью
1. Проанализируйте опыт работы органов местного самоуправления по решению социальных проблем, созданию условий для самореализации молодежи.
2. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодежными объединениями в современном обществе.
3. Определите наиболее оптимальные пути реализации социальных программ в области занятости молодежи на современном этапе российского общества.
4. Охарактеризуйте меры по содействию профессиональной подготовке молодежи.
5. Составьте примерный алгоритм социальной работы по реализации социальных программ в области занятости молодежи.
6. Определите основные направления в содержании социальной работы с одаренной молодежи на региональном уровне.
7. Составьте примерный алгоритм социальной работы по формированию основ здорового образа жизни среди молодежи.
8. Опишите региональный опыт разработки и реализации молодежной политики.
9. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодежными группировками.
10. Определите наиболее оптимальные в современных условиях российского общества пути и методы преодоления социальной дезадаптации среди молодежи.
11. Составьте примерный алгоритм социальной работы с инвалидами молодежного возраста.
12. Охарактеризуйте особенности социальной работы на примере образовательных учреждений РФ.
13. Составьте примерный алгоритм социальной работы по формированию патриотических и гражданских установок молодежи в рамках социальной работы.
14. Определите перечень методов профилактики беспризорности среди молодежи.
15. Составьте примерный алгоритм социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями и подростками группы повышенного риска.
16. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодежными объединениями различной направленности.
17. Обобщите положительный опыт деятельности территориальных социальных служб по работе с молодыми семьями.
18. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодежью в учреждениях УИС.
19. Составьте примерный алгоритм социальной работы по профилактике наркомании среди молодежи.
20. Проанализируйте особенности социальной поддержки молодежного предпринимательства в пределах одного (на выбор) субъекта РФ.
21. Составьте примерный алгоритм социальной работы по преодолению агрессии и насилия в молодежной среде.
22. Составьте примерный алгоритм социальной работы по поддержке одаренной молодежи.
23. Обобщите положительный опыт социальной работы с молодой семьей на федеральном и региональном уровнях.
24. Составьте примерный алгоритм социальной работы по профилактике алкоголизма среди молодежи.
25. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодыми мигрантами.
26. Проанализируйте содержание социальной работы в системе защиты молодого поколения от религиозных, политических и иных манипуляторов.
27. Составьте примерный алгоритм социальной работы на улице (street work).
28. Составьте примерный алгоритм социальной работы с молодежью в клубе по месту жительства.
29. Проведите сравнительный анализ социальной работы с молодежью в рамках отечественного и зарубежного подходов.
30. Составьте профессиограмму специалиста по социальной работе с молодежью.
Критерии оценки знаний, показанных выпускником
на государственном экзамене
Обсуждение и окончательное оценивание ответов слушателей экзаменационная комиссия проводит на закрытом заседании, определяя итоговую оценку – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При выставлении оценки учитываются следующие требования, по которым можно судить о соответствии подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО:
владение категориальным аппаратом на уровне понимания и свободного воспроизведения;
знание основных теоретических положений и ключевых концепций
в соответствующей области;
умение самостоятельно анализировать конкретные ситуации, грамотно квалифицировать факты и обстоятельства и прочее с учетом конкретной специальности социальная работа.
При проведении комплексного государственного экзамена в устной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:
Оценка «отлично» – глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.
Оценка «хорошо» – твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам.
Оценка «удовлетворительно» – твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменаторов, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.
Оценка «неудовлетворительно» – неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.
Перечень литературы, разрешенной к использованию
на государственном экзамене
Программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена. – Владимир, 2013.
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: