Фио: Плетнева Марина Евгеньевна Должность: учитель иностранных языков и истории Место работы
ФИО: Плетнева Марина Евгеньевна
Должность: учитель иностранных языков и
истории
Место работы: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Новомихайловская
средняя общеобразовательная школа
Корсаковского района Орловской области
Регион: Орловская область
Технологии мотивирования учащихся на уроках английского языка. Создание мультимедийных презентаций учащимися.
Формирование мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Какие бы методики ни выдумал учитель, они не возымеют успеха, если ученик сам не захочет овладеть учебным материалом. Мотивация является источником активности школьника, придаёт его деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы пробудить у учащихся жажду познания, стремление открывать новое, потребность в дальнейшем постоянном саморазвитии. Для этого использую любые опоры для формирования мотивации учебной деятельности на конкретном уроке, при выполнении конкретного задания и на перспективу изучения языка в будущем, направляю свои усилия на развитие внутренней мотивации учения, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Эффективной и безотказно работающей, пробуждающей интерес к предмету в последнее время показала себя технология создания мультимедийных презентаций учащимися. Суть инновации в том, что презентацию создаёт не педагог, а сам ученик, освоивший тему, осознавший проблему и, проведя исследования, пришедший к определённым выводам.
Когда учитель приходит на урок с готовой презентацией, для того, чтобы активизировать работу учащихся, в его материале обязательно должно быть нечто, стимулирующее учащихся к учебной деятельности. Это могут быть аудио и видеоматериалы, задания на поиск соответствий или различий, изменение или добавление слова, стихи, загадки, песенки, задания на проявление догадки или смекалки, словом, что-то занимательное и увлекательное, что само по себе интересно на любом языке. Такие уроки обычно приветствуются учащимися, но последнее слово всё-таки остаётся за учителем: именно он определяет вид деятельности на своих слайдах, и тем самым перехватывает инициативу.
Когда же учащийся сам готовит презентацию, он не ограничивается в проявлении своего творчества, определяет и тему и содержание сам, может включить вопросы, адресованные классу, рассказать о своём личном видении обсуждаемой проблемы. Другими словами, учащийся получает возможность не только выполнять запланированные учителем задания, но и сам принять участие в формировании урока, предложить те задания (вопросы), которые сам считает интересными и желает обсудить. Самостоятельно созданная презентация позволяет учащемуся раскрыться как личности, проявить свою креативность, продемонстрировать компьютерную грамотность, что способствует его самовыражению, самоутверждению, повышению самооценки, а, следовательно, пробуждает и интерес к предмету. Работая над созданием презентаций, учащиеся вовлекаются в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков, а так же служит стимулом для речевых высказываний. Кроме того развиваются умения анализировать, сопоставлять, систематизировать полученную информацию, отбирать главное, конкретизировать объёмный материал, делать выводы, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, т.е. учащиеся развиваются интеллектуально. Никаких дополнительных побуждений к активности на уроке, к которому дети готовили презентации, не требуется – учащиеся представляют наработанный материал классу, предлагают свои задания одноклассникам и охотно выполняют их сами. Но для того, чтобы успех состоялся, необходима большая предварительная работа и учителя, и учащихся, которая ведётся на протяжении нескольких уроков в пределах изучаемой темы.
Учащиеся накапливают материал для последующего проекта: выписывают семантические семьи слов, работают с текстами, формулируют свои высказывания, составляют диалоги, письменные рассуждения, обмениваются мнениями с одноклассниками, формируют свою точку зрения, приводят аргументы, на основе чего, выдвигается тема проекта, проводится исследование. Часть работы учащийся выполняет сам, а трудную, недоступную часть выполняет вместе со мной (с учителем). Например, восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы – их знаний из школьного опыта для этого достаточно. Трудность у них чаще возникает при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы ими просматриваются легко, то более мелкие шаги выпадают из их поля зрения. Как учитель, корректирую и направляю их работу, помогаю проработать детально план. Этапы работы те же, как при подготовке проекта. Разница в том, что это оформляется не на листке с рисунком и текстом, а в электронном виде, и такие проекты-презентации не будут просто пылиться в шкафу – их можно использовать в качестве средств обучения и в других классах. Поэтому мы вместе с ребятами разрабатываем общие правила по оформлению и содержанию. Что и в каком объёме будет представлено на слайдах, решают сами учащиеся, что будет ими сказано – определяют тоже они сами. (Одноклассники оценивают выступающих, задают им вопросы.)
Для себя мы определили разные виды презентаций:
Самая простая презентация - информирующая - это сообщение по какой-то теме и иллюстрации к ней. Учащиеся готовят такую презентацию после самостоятельного глубокого изучения определённой темы. Темы могут быть и разными у разных учащихся. Ребята информируют друг друга о том, что им удалось узнать. Раньше мы писали доклады, рефераты, сообщения, теперь по разным темам в Интернете имеется масса иллюстративного материала, который можно продемонстрировать в презентациях. Но такого рода презентация не выглядит как механическое переложение текста и картинок на слайды. Учащимся предстоит отобрать основной, самый важный, выражающий суть проблемы материал, т.к. текста на слайде должно быть не много, и он должен быть хорошо читаем. С выбором картинок тоже не всё так просто. Картинки должны отражать суть сказанного на слайде, а так же быть приятными, не содержать жестокости, насилия. Кроме того, картинок на одном слайде тоже не должно быть чрезмерно много. Другая крайность – злоупотребление слайдами без картинок. Иллюстрациями, которые используют учащиеся, могут быть не только картинки, скачанные из Интернета, но и сделанные ими самими фотографии, схемы, диаграммы, видеоролики, аудиофайлы. Мои ребята любят накладывать на информирующие презентации музыку. В кабинете иностранного языка мы создаём банк музыкальных фонов к презентациям.
Другой вид презентаций, который осваивают мои ученики, – это презентация-квиз. (Терминалогию не брала не из каких источников. «информирующая» и «презентация-квиз» - чисто наши рабочие названия, которые понятны мне и моим ребятам) Презентация-квиз по технологии создания более сложная. Ребятам приходится не только самостоятельно проработать материал и выделить главное, но и продумать к этим основным моментам вопросы. Иногда ребята придумывают несколько вариантов ответа и выносят их на слайд. Далее требуются непосредственно компьютерные знания. Создаются два скрытых слайда, на которые делаются ссылки: в случае правильного и неправильного ответа. Эти слайды тоже могут содержать ссылки на следующий вопрос, либо (например, в случае неверного ответа) возвращать к этому же вопросу с приглашением «попробуй ещё!». На слайде с вопросом может быть, а может и не быть картинка, но на слайде с правильным ответом иллюстрация просто необходима. Желательно по возможности добавлять сюда краткую информацию – аргументацию правильного ответа. При оформлении скрытых слайдов мои ребята часто используют смайлики. Нацеливаю их заранее на то, чтобы они избегали оскорблений и грубости при оформлении слайда, на который приводит ссылка неправильных ответов.
В своей работе я руководствуюсь правилом, действие которого проверила на своём опыте: что делаешь, то и умеешь, а что умеешь, то и нравится, а если нравится, хочется повторить. Подростки хорошо мотивированы на общение с компьютером, а при подготовке презентаций, они работают с материалом на английском языке, в процессе отбора и анализа информации они оттачивают языковые умения и навыки, а чем больше умений и навыков они приобретают, тем выше интерес.
Технология мотивации учащихся созданием презентаций может быть использована не только при выполнении и защите проектов по иностранному языку. С таким же успехом мы используем эту технологию и на уроках истории. При изучении какой-либо исторической личности (Иван IV, Пётр I, А. П. Ермолов), войны или культуры (архитектура, литература, живопись) определённой эпохи. Думаю, она может широко использоваться учителями литературы, МХК, географии, а впрочем, любым творчески работающим педагогом.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: