NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»


III. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок, как строили село Мирное. Почему ему дали такое имя?

– Сравните выделенные слова: 1) мир между народами; 2) мир растений.

– Как вы думаете, «мир» в первом и во втором сочетаниях слов – это два разных слова?

– Еще во времена ваших прапрадедушек и прапрабабушек было два слова «мир». Одно писали так: «мир». Это слово означало «отсутствие войны». Другое слово писали так: «мiр». Оно означало «вся земля, все вокруг, все живущие вместе».

Раньше написали бы так: 1) мир между народами; 2) мiр растений.

Село, в котором живут Маша и Миша, называлось раньше так: Мiрное. Как вы думаете, от какого слова образовалось его название: «мiр» или «мир»?

– Что означало слово «Мiрное»: построенное всеми вместе (всем миром) или тихое, без ссор и войны?

Со временем и написание, и ударение стали другими: Мирное. И прежний смысл названия села почти забыли.

– А может ли селение дать название своему изделию?

Учитель рассказывает о различных народных промыслах и показывает декоративные изделия. (Рассказ о жостовском промысле, хохломе, лаковой миниатюре Палеха, абашевской игрушке-свистульке, городецкой росписи, гжельской керамике.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа в тетради.

З а д а н и е 72. Учащиеся работают самостоятельно.

З а д а н и е 73. Записать известные названия населенных пунктов родного края.

З а д а н и е 74. Учащиеся раскрашивают предметы в технике гжель.

– Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где вы родились. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живём.

Все жители Земли составляют мировое сообщество землян. Так что каждый из нас является одновременно членом общества своего города или села, гражданином России и землянином.

– Напишите названия родных вам мест.

 Мой родной город (село) _________ .

 Моя Родина ____________ .

 Моя планета ___________ .

Домашнее задание: с. 93–97, отвечать на вопросы.

История Московского Кремля
(заочная экскурсия)

Цель: обобщить и систематизировать знания об истории возникновения, развития и становления города Москвы; познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины, развивать желание больше узнать о Москве; учить объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.

Оборудование: фотографии, рисунки о Москве с изображением башен и соборов Кремля; фрагмент песни О. Газманова «Москва»; видеофрагмент о Москве.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Звучит в записи песня О. Газманова «Москва».

– Люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости. Всегда много гостей и в городе Москве. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.

Как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам?

– Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.

– Как называется главный город любой страны? (Столица.)

– Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

– Как вы понимаете смысл пословицы «Москва – всем городам мать»? (Москва – древнейший город нашей Родины. С XIV–XV веков она стала играть руководящую роль, за что ее и прозвали матерью русских городов.)

II. Работа по учебнику.

– Сегодня я не просто учитель, но и экскурсовод. И я хочу пригласить вас на экскурсию в Московский Кремль. Это будет виртуальное путешествие. Оно не настоящее, но мы там побываем, со многими достопримечательностями познакомимся.

Учитель демонстрирует фотографии с изображением деревянного, затем белокаменного, а после кирпичного Кремля с портретами основателей.

– Иван Данилович Калита был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей войнами 40 лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширялись. В конце своей жизни Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены «во едином дубу» (это значит из прочного дуба).

Спустя несколько лет князем Москвы стал Дмитрий Иванович Донской. Он заменил дубовые стены белокаменными. Москва упрочила свои позиции на Руси, стала «всем городам матерью», а значит, необходимо было обеспечить такому городу прочную оборону. Дмитрий Донской сыграл в истории России величайшую роль – он освободил Русь от золотоордынского ига, объединив всех князей с их войсками против татаро-монгол.

Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван III. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Добро пожаловать!

– Как город получил своё название? (Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй, – город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. «Москва» переводится «река-кормилица», «река-медведица», «коровья-река». Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности. «Мо» – мокрость, «ва» – вода, «моска» – болото.)

Голос Москвы-матушки за тридевять земель слышен.

– Есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.

– Когда была основана Москва? (Более 850 лет тому назад.)

– Кто считается основателем Москвы? (Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий.)

– Каждый город имеет свою символику. Что относится к символам государства? (Гимн, флаг, герб.)

– У Москвы тоже есть герб. Что изображено на гербе Москвы? (На гербе города Москвы изображён всадник, поражающий копьем змея. Это Георгий Победоносец.)

– Москва – центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва – красивый город. Много замечательных исторических памятников находится в нём. Они делают Москву одним из красивейших городов мира. Продолжим знакомство с Москвой. Как вы думаете, с чего следует начать нашу экскурсию?

Начинается земля, как известно, от Кремля...

– В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры. А кто сейчас работает в Кремле?

– Слово «кремль» происходит от древнерусского «кром» – так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно – на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.

– Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь.)

– И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.

Учащиеся читают статью «История возникновения Кремля».

– Как первоначально выглядел Кремль? А как выглядит Кремль в настоящее время?

На дороге, близ Коломны,

День-деньской народ снует:

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

И былой стене на смену

Строит каменную стену,

Строит башни и мосты

Внук Ивана Калиты.

Н. Кончаловская

– И был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной. Намного позже Кремль построили из красного кирпича. Протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров.

Мы с детства запомнили эти слова,

Ведь нету прекрасней и краше

Для города имени – город Москва,

Для площади – Красная площадь.

– Мы оказались на Красной площади. Как вы думаете, почему площадь названа Красной?

– Давайте прочитаем, что об этом говорится в учебнике.

– Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, старейшая?».

Учитель читает диалог башен Кремля.

«– Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...

– А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне ещё и 300 лет нет.

– А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.

– А самая маленькая?

– Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я – сторожевая башня.

– Сколько же всего вас, башен?

– Нас 20 сестёр. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история...»

– Как называется эта башня? Чем она отличается от других башен? (На ней находятся часы.)

– Это главные часы государства – Кремлевские куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой – 2 метра 97 сантиметров.

– Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75 метров.

– Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля! Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля. На территории Кремля находятся много соборов. Кто знает, что такое собор? (Храм, церковь.)

– Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

– У каждого собора – свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.

В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.

Усыпальница – это место захоронения или могила.

Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Иван Великий. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели её за 10 км от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом, наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня Иван Великий спасала от врагов не только Кремль, но и всю Москву.

А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки.

Дети, закрывайте ушки,

Сейчас будет выстрел ... (пушки).

– Эта пушка никогда не стреляла. (Царь-пушка.)

– Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина ствола – 5 м 34 см.

Посмотри, подружка!

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около,

Другой Царь, но... (колокол).

– У стен Кремля в Александровском саду находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы.

На надгробной плите написаны слова: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пощадил,

А Родину сберёг.

М. Исаковский

– Отгадайте кроссворд.

1. Основатель Москвы. (Долгорукий.)

2. Название главной площади. (Красная.)

3. Самая старая башня Кремля. (Тайницкая.)

4. На какой башне находятся Кремлевские куранты? (Спасская.)

5. В каком соборе венчались на царствование русские цари? (Успенский.)

6. Собор-усыпальница московских князей и царей. (Архангельский.)










1














































2































3








































4


































5

























6





































– Как вы понимаете смысл пословицы «Москвой, что родной матерью, гордятся»? (Русский народ гордится своей гостеприимной столицей так же, как гордятся доброй и отзывчивой матерью. Приветливо встречает Москва приезжающих друзей из других стран.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Под песню «А я, иду, шагаю по Москве» учащиеся выполняют упражнения за учителем.

III. Работа в тетради.

З а д а н и е 75. Учащиеся заполняют схему Московского Кремля.

IV. Итог урока.

– Что нового о Москве вы узнали?

– Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и Красной площади.

Домашнее задание: с. 98–101, отвечать на вопросы.

Экскурсия в город
(заседание клуба)

Цели: рассказать о предприятиях, обслуживающих жителей города (магазинах, больницах, аптеках, школах, детских садах, стадионе, детской библиотеке); показать, что в любом городе есть предприятия, которые нужны не только жителям города, но и всей стране; продолжить знакомство с профессиями людей; развивать интерес к изучению истории родного края.

Оборудование: фотографии с изображением достопримечательностей родного края; книги об истории родного края.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте текст учебника о том, как прошло выездное заседание клуба в школе, где учатся Маша и Миша.

– Рассмотрите рисунок-панораму города. Найдите на нем все те объекты, мимо которых проезжали дети и о которых рассказал экскурсовод.

– Что вы слышали о профессии экскурсовода?

– Чем занимаются люди этой профессии?

II. Знакомство с предприятиями города, профессиями людей.

Председатель заседания рассказывает:

– В каждом городе есть объекты, которые нужны не только жителям города, но и жителям населенных пунктов, окружающих город. Если хотите увидеть редких животных, то необязательно ехать в далекие жаркие страны. Можно посетить зоопарк, когда будете на экскурсии в городе. А есть такие предприятия, которые значимы для всей страны. Например, ботанический сад, краеведческий музей, типография.

– Откройте последнюю страницу учебника. Прочитайте, в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена?

– Почему типографии важны для всей страны?

– Найдите на панораме города здание типографии и печатный цех.

– Прочитайте в учебнике информацию о профессиях людей, выпускающих учебники.

– Учебники выпускает редактор. Он отвечает за то, чтобы рисунки и текст на страницах были расположены красиво, чтобы читателю было удобно читать и рассматривать рисунки. Он выделяет нужным цветом строки, которые необходимо запомнить, расставляет условные обозначения. Оцените работу редактора.

– Художники оформляют учебник рисунками. Одни художники рисуют животных, другие – растения, третьи – дома, людей, транспорт.

– А художественный редактор следит за тем, чтобы в рисунках не было ошибок.

Корректор проверяет, чтобы в учебнике не было грамматических ошибок.

Компьютерный верстальщик с помощью компьютера набирает текст страницы учебника и размещает на ней рисунки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

III. Работа в тетради.

З а д а н и е 76. Учащиеся рисуют маршрут в город, в котором побывали Миша и Маша.

IV. Беседа о достопримечательностях родного города (села).

Учащиеся рассматривают фотографии, книги о родном крае, составляют план экскурсии в ближайший город.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: с. 102–106, отвечать на вопросы.

Общий дедушка

Цели: на примере родословной семьи Ивановых показать возможность получения информации от взрослых о родословной своей семьи; познакомить с понятием «семейный праздник»; обобщить знания о современных средствах связи; воспитывать любовь к родственникам.

Оборудование: цветные карандаши; семейные фотографии.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Что объединяет слова «мама», «папа», «дети»? (Это родственники, одна семья.)

– Тема нашего урока – «Общий дедушка».

II. Работа по учебнику.

– Прадедушке Ивану Ивановичу Иванову (Маша и Миша зовут его дедушкой) исполнилось 90 лет. Эту юбилейную дату торжественно отмечают на семейном празднике. Все Ивановы, Погодины, Жуковы, Ерины, Петровы, которые собрались в большом и светлом доме Ивановых, ласково называют его дедушкой Ваней.

Как вы понимаете словосочетания «юбилейная дата», «семейный праздник»?

Вы являетесь не только частью природы, но и членом общества людей. В первую очередь каждый из вас – член своей семьи. Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. В семьях вместе могут жить два, три и даже четыре поколения. Например, кроме матери, отца и детей, могут жить бабушка, дедушка и их родители. Если детей в семье трое или больше, семья считается многодетной.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Имена детям родители выбирают вместе, а отчество присваивается по имени отца. Нашим предкам давали фамилию по имени отца или матери, по роду их занятий, иногда и по прозвищу. Фамилия передаётся от отца сыновьям.

– Почему у большой семьи дедушки Вани столько фамилий?

– Как могли произойти фамилии Богатырёв, Рыбаков, Остроумов, Надеждин, Никитин?

– Многие родственники приехать не смогли. Семья Ивановых очень большая. Внуки и правнуки живут на Сахалине, Камчатке, в Мурманске.

– Как вы понимаете такие родственные связи, как внук, правнук?

Каждая семья имеет родственников и общается с ними. Родственники – это люди, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Близкими родственниками считаются братья и сестры, дедушки и бабушки. Племянники и племянницы – дети братьев и сестёр, родные дяди и тёти – братья и сестры родителей, а также их дети – двоюродные братья и сестры – тоже являются вашими родственниками.

В семьях ценятся и поддерживаются семейные традиции. Бережно хранятся фотографии, письма, награды и другие вещи, принадлежавшие родным. Празднуются дни рождения, свадьбы, новоселья и другие важные для членов семьи события. Традиционно в семьях дарят друг другу подарки к Новому году и другим праздникам. Могут стать традицией семейные воскресные походы на природу, посещения музеев и театров.

В некоторых семьях старшие «передают» младшим свои профессии. Есть семьи потомственных учителей, врачей, артистов, музыкантов, строителей, военных. Несколько поколений могут трудиться на одной, ставшей как бы родной для семьи, фабрике, ферме, шахте.

Учитель читает рассказ дедушки.

– Подумайте, как можно озаглавить этот рассказ.

«Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. Мама научила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книжку. От мамы ты узнал имена птиц – воробей, ласточка, грач. Узнал, что у каждого цветка есть имя – ромашка, василёк, иван-да-марья. Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы».

– Помогите Косте Погодину в составлении его родословной.

– Как зовут папу Кости Погодина? (Юрий Егорович Погодин.) Как зовут маму Кости? (Тамара Егоровна Погодина.)

– Являются ли Миша и Маша родственниками Кости Погодина? (Это двоюродные братья и сестра.)

– Кто был прадедом Ивана III? (Дмитрий Донской.)

– Расскажите, как родственники, которые не смогли приехать на семейный праздник, поздравили дедушку с юбилейной датой. (Они прислали письма, открытки, телеграммы, позвонили по телефону, прислали сообщение по электронной почте.)

– Рассмотрите родословную Миши и Маши. Как зовут папу Маши и Миши? (Николай.)

– Его полное имя Николай Петрович Иванов. Назовите имя папы Николая Петровича. (Петр.)

– Назовите брата и сестру Ивановых по имени и отчеству, если отчество ребенку дается по имени отца. (Мария Николаевна, Михаил Николаевич.)

– Назовите родственников Ивановой Марии, если на рисунке изображена семья её двоюродного брата.



– Вставьте пропущенные слова.

Сын, _________, __________, прадед. Это мужская линия. Бабушка, мать, __________. Это ___________ линия.

– Разгадайте и напишите ответы.

а) У Саши есть двоюродная сестра Дарья Алексеевна. Как зовут брата его мамы?

б) Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:






Опубликовано: 28. 11. 2008

Статья: 1 стр.