Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»
III. Работа в тетради.
З а д а н и е 78.
– Как вы называете маму вашей мамы? (Бабушка.)
– А маму вашего папы? (Бабушка.)
– А родную сестру вашей мамы? (Тётя.)
– А дедушку вашего папы? (Прадедушка.)
– Сколько у вас дедушек? (Два.) Прабабушек? (Четыре.)
З а д а н и е 79. Учащиеся составляют свою родословную.
IV. Итог урока.
– Подготовьте рассказ о своей семье п о п л а н у:
1. Сколько человек в твоей семье?
2. Сколько в ней живет поколений?
3. Как зовут полным именем твоих родителей, бабушек и дедушек?
4. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.
5. Расспроси родителей, почему тебя решили так назвать, что значит твое имя.
6. Составь с родителями родословную семьи. Воспользуйся схемой в учебнике.
Домашнее задание: с. 107–109, отвечать на вопросы.
– Подготовьте дома рассказ об одном из ваших родственников или о какой-нибудь традиции вашей семьи.
– Расспросите старших, есть ли потомственные профессии в вашей семье. Какие семейные события и праздники отмечаются?
День Победы
Цели: пробудить желание встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны и услышать от них о трудных военных годах; поощрить стремление детей узнать от родителей о бабушках и дедушках – ветеранах фронта и тыла; рассказать о государственном празднике; воспитывать патриотизм.
Оборудование: наборы поздравительных открыток; медали и ордена Великой Отечественной войны; фронтовые письма из семейных архивов; семейные реликвии.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Звучит запись песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.)
– От кого вы впервые услышали о Великой Отечественной войне? Что празднует страна каждый год 9 мая?
– Тема нашего урока – «День Победы». Сегодня мы узнаем, почему 9 Мая является праздником для каждой семьи.
II. Работа по учебнику.
– 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война нашего народа, которая длилась 1418 дней и ночей. Враг рассчитывал на быструю победу и стал наступать сразу на трех направлениях: на Москву, Ленинград (сейчас этот город называется Санкт-Петербургом) и Киев (сейчас это столица другого государства – Украины). Но враг просчитался. Весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества. Враг рвался к Москве. Всю страну облетели слова командира В. Г. Клочкова, сказанные им солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».
В начале декабря 1941 года враг был недалеко от Москвы. Москва подвергалась воздушным налетам противника. Однако 7 ноября 1941 года на Красной площади, как и в довоенные годы, состоялся традиционный военный парад. Отличие этого парада от мирных дней было в одном: участвовавшие в нем войска сразу отправлялись на фронт.
Среди участников парада был и солдат Иванов Иван Иванович. Как и многие другие солдаты, он храбро защищал Москву. Дедушка Ваня очень гордится солдатским орденом Славы III степени. Его он получил за то, что, будучи раненым, не покинул поле боя.
Иван Иванович – единственный из пяти братьев Ивановых вернулся домой с войны. В селе Мирном чтят память односельчан, отдавших жизнь за Родину в борьбе с врагами.
В селе Мирном охраняются старый дуб и березка. Березку посадили 9 мая 1945 г. в День Победы. Позже около деревьев в память о погибших односельчанах жители села установили мраморную плиту. На этой гранитной плите среди имён погибших односельчан значатся имена четырех братьев Ивановых. Стоят такие памятники на всей земле нашего Отечества. Чтит и помнит народ своих героев.
Вы последнее поколение, которое имеет возможность услышать о тех тяжелых днях из уст людей, переживших эту войну. Сейчас ветеранам войны уже много лет.
Тем, кому сейчас 70 лет, сами в годы войны были детьми. Но они хорошо помнят, как их матери ждали писем с фронта, как отдавали им последний кусочек черного хлеба, как страшно выли сирены, когда объявляли воздушную тревогу. Тем, кому сейчас 80 лет, воевали на фронте или помогали фронту в тылу. В тылу люди проявляли чудеса героизма. Работая по 16 часов в сутки, они давали фронту танки и самолеты, снаряды для «катюш» и патроны для автоматов Калашникова. Труженики села снабжали фронт всеми необходимыми продуктами.
Учитель рассказывает о том, как люди чтят память погибших в годы войны.
– Какие семейные реликвии, рассказывающие о войне, хранятся у вас дома?

III. Работа по хрестоматии.
– Не все семьи знают о судьбе своих родственников в годы войны. Некоторые семьи получали извещения со словами «Пропал без вести». И они не знают, где похоронены их родные. О подвиге неизвестных героев говорится в рассказе из хрестоматии «Никто не знает, но помнят все!».
Учащиеся читают рассказ и отвечают на вопросы.
IV. Работа в тетради.
З а д а н и е 30. Записать имена ветеранов.
З а д а н и е 81. Подписать названия к рисункам, изображающим боевую технику времен Великой Отечественной войны.
V. Итог урока.
– Почему День Победы – государственный праздник?
– Когда началась война? Когда она закончилась?
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть вам сейчас, отцы и деды,
Виски посеребрила седина,
Вовек Вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда закончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою
Сберечь для дела, мира и труда.
Домашнее задание: с. 110–113, отвечать на вопросы.
День Конституции России
Цели: продолжить знакомство с российскими праздниками, дать определение понятиям «конституция», «герб», «флаг», «гимн»; содействовать развитию познавательной активности; воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: Конституция РФ; плакаты с изображением государственных символов России.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Вы познакомитесь сегодня с основными понятиями: «конституция», «Государственный флаг», «Государственный герб», «гимн России».
– Тема нашего урока – «День Конституции России».
II. Работа по учебнику.
Учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопросы.
Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – основа всего текущего законодательства. Действующая Конституция РФ принята в 1993 году.
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.
Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свободы человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках конституции.
В 1821–1825 году декабрист Муравьёв Н. М. разработал проект устройства Российского государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за советскую власть в период Великой Октябрьской революции.
Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 г. для АССР, а также для СССР в 1924 г., называлась первой союзной Конституцией.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, произошедшие в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта Конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
В каждой стране существует определённая государственная символика – это флаг, герб, гимн.
– Как выглядит флаг России?
– Что обозначают цвета на флаге РФ? (Белый цвет – свобода, откровенность, благородство. Синий цвет – верность, честность. Красный цвет – державность, мужество, смелость, любовь.)
– Как выглядит Государственный герб России?
– Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея, – это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
– Что такое гимн?
– Что вы знаете об истории гимна России?
Впервые потребность в гимне возникла при Петре I. Появился Преображенский марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный гимн появился в годы правления императора Александра I и назывался «Молитва русских».
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины освобождения от нашествия французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и просуществовал до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал».
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР М. И. Глинки «Патриотическая песнь». После выборов Президента России в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить Государственный гимн на слова С. Михалкова и музыку Б. Александрова.
В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов. Например:
Каждый человек имеет право на свободу слова.
Каждый человек имеет право на бесплатное среднее образование.
Каждый человек имеет право на работу.
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
– А какие законы знаете вы?
– Отметьте в тексте права и обязанности граждан России.
«Важной обязанностью граждан является соблюдение законов России, которые записаны в Конституции. В их числе: право на получение образования, право на труд, отдых, жилище и безопасность. За порядком в государстве следит милиция. Долгом гражданина считается охрана и защита государства от врагов.
Государственными праздниками в нашей стране являются День защитника Отечества – 23 февраля, День Победы в Великой Отечественной войне – 9 мая, День независимости России – 12 июня. Кроме этих праздников, наш народ отмечает Новый год – 1 января, Международный женский день – 8 марта, Праздник весны и труда – 1 мая, День защиты детей – 1 июня, День знаний – 1 сентября, День народного единства – 4 ноября.
– Решите кроссворд.
1. Что отделяет государства друг от друга? (Граница.)
2. Место, где человек родился. (Родина.)
3. Где записаны права и обязанности граждан? (Конституция.)
4. Столица нашего государства? (Москва.)
5. Один из символов государства. (Гимн.)
6. Что есть у каждого человека? (Имя.)
7. Название нашей страны. (Россия.)
| | | 3 | | | |
| | | к | 4 | | 6 |
| 1 | 2 | о | м | 5 | и |
| г | р | н | о | г | м |
7 | р | о | с | с | и | я |
| а | д | т | к | м | |
| н | и | и | в | н | |
| и | н | т | а | | |
| ц | а | у | | | |
| а | | ц | | | |
| | | и | | | |
| | | я | | | |

III. Работа в тетради.
З а д а н и е 82. Раскрасить государственные символы России.
З а д а н и е 83. Соединить линиями листки календаря с названиями государственных праздников.
– Подпишите под рисунками названия государственных праздников.
![]() 1. ______________ | ![]() 2. ______________ | ![]() 3. ______________ |
![]() 4. ______________ | ![]() 5. ______________ | ![]() 6. ______________ |
– Подумайте, какими добрыми делами вы можете отметить эти праздники.
– Чем отличается семейный праздник от государственного?
– В какие дни ваши родители отмечают праздники своих профессий?
З а д а н и е 84. Учащиеся работают самостоятельно.
IV. Итог урока.
– Что такое конституция?
–Я предлагаю вам дома создать законы для нашего класса.
Домашнее задание: с. 114–117, отвечать на вопросы.
Обобщение по теме «В родном краю»
(экскурсия)
Цели: расширить знания о населенном пункте, где проживают дети; познакомить с достопримечательностями родного края; рассказать о правилах поведения в общественных местах; воспитывать любовь к родному краю.
Подготовительная работа: до экскурсии повторить правила поведения во время экскурсии, правила дорожного движения, которые необходимо соблюдать на улице.
Ход экскурсии
Беседа по ходу экскурсии.
– Когда и кем был основан город? Почему он получил такое название?
– Какие места являются самыми любимыми для жителей города? Почему?
– Какие учебные заведения, достопримечательности, памятники есть в городе? Когда, кем и в честь какого события эти памятники возведены?
– Памятники ставят выдающимся гражданам, героям, ученым, путешественникам, государственным деятелям, писателям, художникам, композиторам. Памятники – это и славное прошлое родного края, и его украшение.
– Как необходимо охранять памятники?
– Какие люди жили на территории города в давние времена? Чем они занимались? Чем прославились?
– Какие добрые традиции и обычаи были у жителей?
– Чем славится населенный пункт в настоящее время?
– Какие знаменитые люди в нем живут? Что сделало их известными?
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: