И. А. Балаянц мкоу подгоренская сош россошанского района Воронежской области
И.А.Балаянц
МКОУ Подгоренская СОШ
Россошанского района Воронежской области
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дети учатся лучше,
если им дают возможность
самостоятельно исследовать
основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Развитие и поддержание детской любознательности – одна из основных задач образования. Именно этот вид деятельности ставит школьника в позицию субъекта познавательной деятельности, не эксплуатирует память, а формирует механизмы мышления, совершенствует умение задавать конструктивные вопросы, развивает поливерсионное мышление. В пользу его говорит также и тот факт, что исследовательские подходы в известной степени универсальны.
Каждое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением в природе, обществе или в ходе эксперимента в лаборатории, попытку его собственного объяснения, знакомство с литературой по данной проблеме, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат усвоения общетеоритических знаний, материалов, своих наблюдений и их осмысления.
Выбрав исследовательскую деятельность учеников в качестве инструмента образования, целесообразно отобрать такие формы работы организации научно-исследовательской деятельности школьников, которые эффективно бы работали в рамках дополнительного образования.
Научно-исследовательскую деятельность школьников можно организовать через научное общество учащихся (НОУ). Обучение этому виду деятельности начинается с младшего школьного возраста. В школах, лицеях НОУ – это сложившаяся разновозрастная организация, которая объединяет детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. НОУ младших школьников – это первые шаги ребенка в мир науки, оно направлено на решение таких задач, как воспитание интереса к научному труду, формирование навыков владения методами и приемами научного поиска, работы со справочной литературой и т.д. Занятия носят обучающий характер, проводятся в игровой форме. Самое важное по значимости занятие в году – последнее: на нем ребята защищают свои научные проекты, выполняемые в течение года под руководством учителя. Курировать НОУ может учитель начальных классов. Он же организует обучающие занятия, планирует темы коллективных проектов с учетом интересов учеников, готовит итоговое заседание, ведет мониторинг успешности юных исследователей.
В организации работы научно-исследовательской деятельности младших школьников выделяют четыре этапа: диагностический (определение различных видов одаренности), обучающий (обучение учащихся самостоятельной работе с научно-популярной литературой, ознакомление с основными методами исследования), практический (удовлетворение потребностей учащихся в новой информации), контрольный или итоговый (создание среды, способствующей самовыражению и самопрезентации ученика).
Обучающие занятия, организуемые куратором школьного НОУ, следует направить на формирование у школьников механизмов мышления.
Выбор тематики в разных ситуациях может быть различным. Например: «Добро пожаловать в страну Наука-Ленд» - организационное занятие, прием второклассников в НОУ; «Книжное царство – мудрое государство» - работа со справочной литературой; «Мой друг – компьютер» - практическое занятие по работе во Всемирной сети Интернет и т.д. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации, интересов и способностей учащихся. В других – это могут сделать сами учащиеся, ориентируясь при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается и вполне естественная интеграция знаний.
Несколько слов о том, на что направлены интересы младших школьников. Разумеется, большой интерес вызывают темы экологического направления. Например, очень острая проблемы городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Тем для проектом – неисчерпаемое множество: «Бумажный серпантин», «Город моей мечты», «Вода живая и неживая», «Комнатные растения» и т.д.
Одно из главных базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простые упражнения: «давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?», «Почему весной появляются почки на деревьях?», «Почему течет вода?», «Почему дует ветер?», «Почему металлические самолеты летают?»… Возникают и совершенно иные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». Это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что ловят специальные сигналы из космоса».
Гипотезы, предположения, «провокационные идеи» позволяют ставить реальные и мыслительные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы. Ведь познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании и приобщая его к умственному труду.
Цель практических занятий – подготовка проекта самими учащимися. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, т.е. соединять академические знания с прагматическими. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
НОУ младших школьников – это только первые робкие шаги в науку, которые со временем станут более уверенными.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: