«Имя существительное», это можно простить, но если он не может ответить на вопрос «Что такое имя существительное?» а это общепредметное понятие, то такое образование ломаного гроша не стоит
Приоритетное развитие общепредметных понятий и межпредметных умений, развивающая структура учебного материала
Общепредметные понятия и правила – это знания и умения, которые используются в каждой теме курса. Учителю необходимо выделить общепредметные понятия и правила и скорректировать свои кон-текты уроков таким образом, чтобы на каждом уроке было одно или несколько заданий для развития общепредметных понятий и правил. Если ученик не знает каких-либо частных правил по теме «Имя существительное», это можно простить, но если он не может ответить на вопрос «Что такое имя существительное?» - а это общепредметное понятие, - то такое образование ломаного гроша не стоит.
РАЗВИТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Межпредметные умения - это важнейшие умения, которые необходимы учащимся при изучении любого предмета. Например, умения читать и писать с определенной скоростью, выдать главное в тексте и оформлять конспект, выполнять тверские операции: сравнение, анализ, классификацию, систематизацию и др. Межпредметные умения необходимо выделить и юрмить в виде программы по годам обучения. Принимая класс, учитель должен определить уровень развития у учащихся межпредметных умений и на основе этого скорректировать свои конспекты, увеличив в них объем заданий для развития тех межпредметных умений, которые недостаточно развиты у учащихся.
РАЗВИВАЮЩАЯ СТРУКТУРА учебного материала
Развивающая структура учебного материала - это последовательность изложения от простого к сложному с обязательным выделением взаимосвязей между понятиями. Это требование относится и к структуре всего курса, и к структуре всей темы. Изучение нового материла на уроке желательно строить таким образом, чтобы уч-ся видели, как из ранее
изученных понятий в процессе научного или культурного исследования были выведены новые знания и методы познания
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 1-го класса:
выбирать тему урока и номера заданий в книге
читать со скоростью 40 слов в минуту и понимать прочитанное:
грамотно переписывать в тетрадь 4- 5 слов в минуту;
запоминать с помощью правил термины;
находить ответы на вопросы в тексте
совместно изменять и дополнять устный и письменный текст;
сравнивать и классифицировать тела, вещества и модели
наблюдать природные тела и явления,
совместно применять методы активизации мышления и алгоритмизации при выполнении творческих заданий
анализировать результаты своей деятельности по плану урока.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 2-го класса:
читать со скоростью 60-70 слов в мин, и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 6-8 слов в мин., запоминать с помощью правил термины и тексты
выделять главное в тексте;
и совместно изменять, дополнять и составлять устный и письменный текст;
сравнивать и классифицировать тела, вещества и модели
выбирать правила для выполнения заданий
совместно применять методы активизации и алгоритмизации при выполнении творческих заданий;
составлять композиции из тел, материалов и рисунков;
оценивать результаты своей деятельности по критериям.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 3-го класса:
читать со скоростью 70-80 слов в минуту и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 10-12 слов в минуту;
запоминать с помощью правил термины и тексты;
самостоятельно выделять главное в тексте и совместно оформлять его в виде схемы, таблицы, конспекта;
самостоятельно изменять, дополнять и составлять устный и письменный текст;
определять причинно-следственные связи для явлений и событий;
совместно комбинировать правила для выполнения заданий;
самостоятельно применять методы активизации мышления и алгоритмизации при выполнении творческих заданий;
составлять вопросы тем уроков, которые необходимо изучить.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 4-го класса:
читать со скоростью 90—100 слов в минуту и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 13-15 слов в минуту;
запоминать с помощью правил термины и тексты;
самостоятельно выделять главное в тексте и оформлять его в виде схемы, таблицы, конспекта;
самостоятельно изменять, дополнять и составлять устный и письменный текст;
определять закономерности, доказывать, опровергать;
совместно составлять алгоритмы правил для выполнения заданий;
самостоятельно применять методы активизации мышления и алгоритмизации при выполнении творческих заданий;
выполнять самостоятельные работы, анализировать и оценивать их результаты.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 5-го класса:
читать со скоростью 130 слов в минуту и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 14 -16 слов в минуту;
запоминать с помощью правил термины и тексты;
самостоятельно выделять главное в тексте и оформлять его в виде схемы, таблицы, конспекта;
самостоятельно изменять, дополнять, составлять устный и письменный текст;
совместно составлять и изменять алгоритмы правил для выполнения творческих заданий;
О самостоятельно выполнять задания на отдельных этапах уроков;
совместно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности на отдельных уроках по темам.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 6—7-х классов:
читать со скоростью 130 слов в минуту и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 16-18 слов в минуту
запоминать с помощью правил термины;
самостоятельно выделять главное в тексте- и оформлять его в виде схемы, таблицы, конспекта, реферата
самостоятельно изменять, дополнять и составлять устный и письменный текст;
самостоятельно составлять и изменять алгоритмы правил для выполнения творческих заданий;
самостоятельно выполнять задания на отдельных уроках по каждой теме;
самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности на отдельных уроках но темам.
Межпредметные учебные умения, которыми должны овладеть ученики 8-9-х классов
читать со скоростью 160 слов в минуту и понимать прочитанное;
грамотно переписывать в тетрадь 20-23 слова в минуту;
запоминать термины и тексты по правилам;
самостоятельно выделять главное в тексте и оформлять его в виде схемы, таблицы, конспекта, реферата;
самостоятельно изменять, дополнять и составлять устный и письменный текст;
самостоятельно составлять и изменять алгоритмы правил для выполнения творческих заданий, составлять алгоритмические сети;
самостоятельно выполнять задания на любом уроке по каждой теме;
самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности на отдельных уроках по каждой теме.
Методика обучения диалогу достаточно проста, ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того, она заложена в так называемую «методику развивающего обучения», например Эльконина — Давыдова.
Начинаешь с того, что в З-м классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращённым к своему напарнику, наподобие: «А что ты мог бы добавить? А каково твое мнение?»
После того как это упражнение войдет у учеников в привычку, можно организовать проверку домашнего задания в форме «диалоговой змейки. Текст параграфа, заданного на дом, ученики повторяют|в вопросно-ответной форме, по очереди, в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечая друг другу, пока змейка» не «обежит» весь класс.
После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к ответам-диалогам» у доски. Объявляется тема диалога, вызываются два ученика, которые в течение определенного времени ( 3 минуты) в быстром темпе обмениваются вопросами и ответами строго в заданной последовательности: первый спрашивает, второй отвечает и спрашивает, первый отвечает и спрашивает и т.д.
Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники. Учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Для этого служат упражнения: «конкурс на лучший вопрос учителю», «проблемный ринг», «сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов» и т.д. Если у вас хватит терпения в 5—6-х классах на каждом уроке хотя бы 5~7 минут работать по этой методе, то у вас не будет проблемы учебного диалога по любой тематике уже в 7-м классе.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: