NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Индивидуальные стили обучения




Индивидуальные стили обучения
Цель: определить индивидуальный стиль обучения.

Индивидуальный стиль обучения, безусловно, уже сформировался у каждого взрослого человека. Индивидуальный стиль помогает самому учиться и организовывать процесс обучения других людей. Так, если Вы – учитель, Ваш индивидуальный стиль обучения помогает организовывать процесс обучения учеников. А если Вы – руководитель, тогда Ваш индивидуальный стиль обучения помогает организовывать процесс обучения персонала.

Предложенный тест поможет Вам узнать, какой из обучающих стилей больше всего соответствует Вашему характеру и является для Вас самым продуктивным. Зная особенности собственной деятельности, Вы сможете учитывать и особенности деятельности других людей.

Инструкция:

Результат теста будет зависеть от искренности Ваших ответов. На вопросы нет правильных или неправильных ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте галочку в квадратике. Если не согласны, оставьте квадратик пустым.

  1. Я твердо знаю, что правильно и что неправильно, что хорошо, что плохо.

  2. Я часто действую, не задумываясь о последствиях.

  3. Я стараюсь решать проблемы поэтапно (шаг за шагом).

  4. Я убежден/а, что формальные процедуры и правила ограничивают людей.

  5. У меня репутация человека, который прямо говорит, что думает.

  6. Я часто замечаю, что действия, продиктованные чувствами, такие же правильные, как и те, которые явились результатом длительных раздумий.

  7. Мне нравится такая работа, когда у меня есть время для тщательной подготовки и выполнения.

  8. Я регулярно интересуюсь у людей, из каких предположений они исходят.

  9. Для меня имеет значение только то, что полезно на практике.

  10. Я постоянно ищу новых впечатлений.

  11. Я немедленно применяю на практике то новое, о чем я узнал/а.

  12. Я стремлюсь к самодисциплине, такой как, соблюдение диеты, регулярная физическая нагрузка, соблюдение режима труда и отдыха и т.п.

  13. Я горжусь тем, что работаю на совесть.

  14. Мне легче взаимодействовать с логически мыслящими людьми, чем с теми, кто действует спонтанно.

  15. Я избегаю сразу делать выводы и предпочитаю проанализировать всю доступную информацию.

  16. Я сначала взвешиваю много альтернатив, а потом принимаю решения.

  17. Меня больше привлекает новое и необычное, чем практицизм.

  18. Мне не нравится беспорядок. Я предпочитаю, чтобы все явления имели логическую выстроенную, выверенную схему.

  19. Я принимаю и придерживаюсь установленных процедур и правил до тех пор, пока я воспринимаю их как наиболее эффективный способ выполнить работу.

  20. Мне нравится сверять свои действия с основополагающими принципами.

  21. Я люблю говорить по делу.

  22. С сотрудниками на работе у меня отношения формальные.

  23. Я ощущаю подъем, когда работаю над чем-то новым и необычным.

  24. Мне нравятся непредсказуемые, забавные люди.

  25. Я вникаю во все детали, прежде чем прийти к заключению.

  26. Мне трудно спонтанно выдавать идеи.

  27. Я считаю, что необходимо сразу приступать к делу.

  28. Я стараюсь не делать поспешных выводов.

  29. Я предпочитаю иметь как можно больше источников информации, потому что чем больше информации тем лучше.

  30. Меня обычно раздражают легкомысленные люди, которые не воспринимают вещи всерьез.

  31. Я сначала прислушиваюсь к мнению окружающих, а потом высказываю своё.

  32. Я не скрываю своих чувств.

  33. Мне нравится наблюдать, как ведут себя люди.

  34. Я не планирую заранее, а реагирую на события спонтанно.

  35. Мне нравятся формализованные методы управления.

  36. Меня напрягает необходимость торопиться с работой, чтобы выполнить ее в короткие сроки.

  37. Я оцениваю идеи с точки зрения их практической пользы.

  38. Я чувствую себя неловко в обществе сдержанных и глубокомыслящих людей.

  39. Меня часто раздражают люди, которые торопят события.

  40. Важнее наслаждаться настоящим, чем думать о прошлом или будущем.

  41. Я считаю, что решения, принятые на основе тщательного анализа всей доступной информации, разумнее интуитивных.

  42. Я во всем стремлюсь к совершенству.

  43. Я обычно фонтанирую идеями.

  44. Я выдвигаю практические и реалистические предложения.

  45. Чаще всего правила создаются для того, чтобы их нарушать.

  46. Я предпочитаю отстроиться от ситуации, чтобы посмотреть на нее с разных точек зрения.

  47. Я часто замечаю несоответствие и слабость аргументов окружающих.

  48. В целом, я говорю больше, чем слушаю.

  49. Я часто знаю более практические способы добиваться своего.

  50. Я думаю, что письменные отчеты должны быть короткими и по существу.

  51. Я убежден/а, что рациональное и логическое мышление, в конце концов, возьмет верх.

  52. Я склонен/на обсуждать конкретные вещи, а не дискутировать на отвлеченные темы.

  53. Мне нравятся люди, которые подходят к проблемам практически, а не теоретически.

  54. Меня раздражает отступление от темы и ненужные разговоры.

  55. Перед написанием отчета, я создаю несколько черновиков.

  56. Я стараюсь проверить, как тот или иной подход работает на практике.

  57. Я стараюсь получать ответ путем логических рассуждений.

  58. Мне нравится быть человеком, который много говорит.

  59. Я – реалист, стараюсь, чтобы люди говорили по делу и избегали умозрительных предположений.

  60. Я перебираю множество альтернатив, прежде чем принять решение.

  61. Я чаще беспристрастный и одновременно объективный участник дискуссии.

  62. Я предпочитаю отмалчиваться, вместо того, чтобы руководить и много говорить.

  63. Мне нравится за текущими делами видеть долгосрочную перспективу.

  64. Когда что-то идет неправильно, я стараюсь не обращать на это внимания и полагаюсь на свой опыт.

  65. Как человек практичный, я избегаю спонтанных, необдуманных поступков.

  66. Сначала надо подумать, а потом делать.

  67. В целом, я больше слушаю, чем говорю.

  68. Я строг/а с людьми, которые с трудом признают логику.

  69. Чаще всего я считаю, что цель оправдывает средства.

  70. Я не огорчаюсь, если задеваю чьи-то чувства, если работа продвигается.

  71. Меня подавляет необходимость следовать формальным требованиям.

  72. Я человек, который превращает жизнь в праздник.

  73. Я использую любые средства, чтобы сделать работу.

  74. Я быстро устаю от работы, которая требует методичности и тщательности в исполнении.

  75. Я тщательно исследую основные предположения, принципы, теории, которые являются фундаментом явлений и событий.

  76. Мне всегда интересно, что думают другие люди.

  77. Мне нравится, когда встречи проходят систематически, придерживаются расписания и т.д.

  78. Я избегаю субъективных и двусмысленных тем для обсуждения.

  79. Меня возбуждает драматизм кризисных ситуаций.

  80. Люди часто считают меня нечувствительным к их переживаниям.

Оценка результатов

  1. Вы получаете балл за квадратик с галочкой. Обведите в кружок номера вопросов в каждой из колонок, которые Вы отметили галочкой.

  2. Суммируйте количество кружков в каждой колонке.

2

7

1

5

4

13

3

9

6

15

8

11

10

16

12

19

17

25

14

21

23

28

18

27

24

29

20

35

32

31

22

37

34

33

26

44

38

36

30

49

40

39

42

50

43

41

47

53

45

46

51

54

48

52

57

56

58

55

61

59

64

60

63

65

71

62

68

69

72

66

75

70

74

67

77

73

79

76

78

80

Всего:










Активный

Пассивный/рефлексивный

Теоретический

Прагматический

Обведите в кружочек Ваш результат в таблице.

Активный стиль

Пассивный/рефлексивный

стиль

Теоретический

стиль

Прагматический

стиль

Степень предпочтения

20

19

18

17

16

15

14

13

20

19

18

20

19

18

17

16

20

19

18

17

Максимальное предпочтение

12

11

17

16

15

15

14

16

15

Сильное предпочтение

10

9

8

7

14

13

12

13

12

11

14

13

12

Умеренное

предпочтение

6

5

4

11

10

9

10

9

8

11

10

9

Слабое предпочтение

3

2

1

0

8

7

6

5

4

3

2

1

0

7

6

5

4

3

2

1

0

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Минимальное предпочтение

Стили обучения: возможности и риски

Активный стиль обучения.

Люди с активным стилем обучения стремятся к чему-то новому. Они с радостью принимают новые идеи, обладают открытым умом. Однако, при воплощении новых идей в жизнь, они начинают скучать. Им нравятся активные действия. Им нравится работать с другими людьми и быть на виду.

Для людей, обладающих активным стилем обучения полезны упражнения, которые

  • во-первых, предоставят возможность что-то делать «здесь» и «сейчас». Например: деловые игры, ролевые игры, соревнования, но важно учитывать и перспективу;

  • во-вторых, позволят вам без ограничений генерировать идеи, но и задумываться о последствиях;

  • являются для вас трудными, так как не обеспечены необходимыми ресурсами и предполагают преодоление препятствий, использование вариативности помогает выбору оптимальных, и главное безопасных решений;

  • предполагают работу в команде, но и позволяют включать элементы индивидуальной работы.

Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на

  • пассивное слушание лекций, монологов, объяснений, чтение, наблюдение;

  • длительную индивидуальную работу: читать, писать, размышлять;

  • точное и беспрекословное следование инструкции, которые мало оставляют места для маневра.

Пассивный/Рефлексивный стиль обучения.

Люди с пассивным стилем обучения любят сидеть в углу и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Они собирают информацию и дважды подумают перед тем, как сделать вывод. Они наблюдают за окружающими и слушают, что те скажут, прежде чем высказаться самим.

Для людей, обладающих пассивным/рефлексивным стилем обучения полезны упражнения, которые:

  • позволяют вам наблюдать, думать, пережевывать полученную информацию, но и направлять на достижение результата;

  • дают возможность подумать перед тем как действовать, хорошо усвоить материал, перед тем, как толковать его, требующих времени для подготовки, наличие возможности заранее прочитать основную информацию, но и предложить новую краткую информацию, в которой уже есть готовые образцы, модели поведения или действия;

  • предполагают тщательный анализ и создание отчета, но и имеют завершенность действий;

  • дают возможность работать в вашем собственном режиме без давления и жестких сроков, но и с уважением относиться к людям с другим, отличающимся стилем обучения/управления деятельностью, высказывать собственное мнение, которое может оказаться очень важным, решающим.

Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на

  • на привлечение внимания, например, вы, становитесь председателем собрания или разыгрываете какую-то ролевую игру перед зрителями;

  • действие без планирования;

  • требование сделать выводы, не имея достаточных данных для аналитической деятельности и умозаключений;

  • срочность(недостаточно времени) выполнения заданий, или условия, когда нужно выполнять одновременно несколько заданий.

Практический стиль обучения.

Люди с прагматическим стилем обучения рады, если они могут делать что-то на практике. Они хотят слышать только те теории, которые имеют прямое отношение к их работе. Длинные дискуссии только усиливают их нетерпение. Они реалисты, практики.

Для людей, обладающих практическим стилем обучения полезны упражнения, которые:

  • предполагают очевидную связь между предметом и возможностью использовать это в работе, но и обращение к краткому теоретическому обоснованию;

  • дают шанс попробовать и попрактиковаться в каких-то техниках вместе с опытными мастерами своего дела, которые могут прокомментировать действия, проанализировать;

  • дают возможность немедленно внедрить в жизнь, то чему научились, а также подвести итоги достижений;

  • позволяют концентрироваться на практических вопросах с элементами теоретического обоснования, краткого анализа ситуации, например, разработать план действий с очевидным результатом, предложить кратчайший путь или способ достижения результата, подведение итогов и т.д.

Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на

  • на неосознанную реализацию потребностей, использование излишней вариативности достижения результата, отсроченность получения выгоды, вознаграждения;

  • отсутствие четких инструкций и возможности попрактиковаться;

  • наличие узконаправленных политических, управленческих или личных препятствий для внедрения идей, планов;

  • очевидное отсутствие награды (поощрения) за то, чему научились, нет продвижения по карьерной лестнице, нет материального поощрения, повышения заработной платы и т. д.

Теоретический стиль обучения.

Люди с теоретическим стилем при определении проблемных моментов опираются на множество концептуальных подходов к их рассмотрению. Они хотят рассматривать все те теории, которые имеют отношение к их работе. Они заняты длинными дискуссиями по поводу рассмотрения проблемы, при этом затягивается поиск и принятие конструктивных решений. Часто застревают в дискуссиях, теряя основную мысль. До реализации действий на практике могут и не дойти.

Для людей, обладающих теоретическим стилем обучения полезны упражнения, которые:

  • предполагая очевидную теоретическую основу любым действиям были все таки направлены на их реализацию;

  • дают возможность посмотреть на вещи с разных сторон, но и быстро выбрать оптимальные варианты достижения цели;

  • позволяют не затягивать процесс рассуждения;

  • позволяют концентрироваться не только на теоретических вопросах, например, разработать план действий с очевидным описанием мелких деталей, но и предлагают множество вариантов разрешения ситуаций и т.д.

Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на

  • на временную отсроченность реализации потребностей, достижения результата, получения выгоды;

  • соблюдение четких инструкций, застревание на мелочах и потерю интереса в достижении результата;

  • на вызов сопротивления, протеста со стороны других участников взаимодействия;

  • отсутствие взаимодействия ит.д.

Задание№1

Определите, какой стиль обучения наилучшим образом соответствует данной ситуации?

  1. Вам представилась возможность немедленно внедрить (применить на практике) то, чему Вы научились.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Вам поручили написать отчет, осуществить анализ деятельности учреждения.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Являясь членом творческой группы сотрудников учреждения, Вы должны принять решение, какую программу внедрить.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Вы познакомились с интересной идеей, не имеющей практического выхода.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

Задание№2

Определите, какой стиль обучения не соответствует данной ситуации?

  1. Вы должны присутствовать на мероприятии, где важно чувствовать и уметь выражать свои чувства.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Вам предстоит действовать вне плана.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Полученные инструкции исключают возможность маневра.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

  1. Политические или организационные проблемы препятствуют внедрению эффективной технологии.

  • Прагматичный

  • Рефлексивный

  • Активный

  • Теоретический

Саморефлексия

После-тест

  • Выберите из предложенных вариантов известные Вам стили обучения/управления деятельностью:

  1. демократичный,

  2. либеральный,

  3. индивидуальный,

  4. активный,

  5. рефлексивный,

  6. прагматический,

  7. теоретический,

  8. авторитарный,

  9. другие варианты:




  • В чем Вы видите ценность приобретенного опыта:




  1. приобретение и расширение профессиональных знаний,

  2. осознание структурных компонентов, использование вариативных моделей при организации эффективного обучения/управления деятельностью,

  3. осознанное использование технологии в практической деятельности,

  4. расширение возможностей эффективной организации обучения/деятельности,

  5. прогнозирование рисков и их нивелирование в процессе организации обучения/деятельности,

  6. другие варианты:


Разработчик: Сушкова Людмила Александровна, методист кафедры педагогики психологии Калининградского областного института развития образования

страница 1


скачать

Другие похожие работы: