NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Информационно-коммуникационные технологии Методика использования на уроках



Информационно-коммуникационные технологии

  • Методика использования на уроках

  • Автор: Трофимова О.Е. учитель физики МОУ СОШ д. Большие Боры


Обоснованность использования средств ИКТ

  • Использование ресурса обеспечивает достижение учебных целей и задач;

  • Ресурс органически вписывается в учебный процесс:

    • является демонстрацией явлений и процессов, трудно воспроизводимых в реальном эксперименте;
    • на его основе возможно наглядное сравнение результатов, получаемых в рамках различных теоретических моделей;
    • является демонстрацией видеозаписей реально функционирующих современных уникальных установок
    • является демонстрацией неожиданных примеров использования явлений, процессов в повседневной жизни, технике, искусстве;
  • Ресурс позволяет достичь целей за наименьший промежуток времени;

  • Ресурс может заменить дорогостоящее или опасное в обращении экспериментальное оборудование компьютерными тренажерами, дающими учащимся право на ошибку и неквалифицированное обращение на первых этапах получения навыков экспериментальной работы;

  • Ресурс дает возможность самостоятельного планирования и выполнения учащимися виртуальных компьютерных экспериментов;

  • Ресурс дает возможность сопоставить в реальном времени компьютерные модели с экспериментами.



Факторы, влияющие на успешность урока с применением ИКТ:

  • Вид группы школьников (возраст, профильная направленность и т.п.);

  • Уровень подготовленности учащихся;

  • Соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете;

  • Тип урока и его методическая цель;

  • Высокая степень индивидуализации работы;

  • Вспомогательная, а не основная форма урока



Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером:

  • Учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут;

  • Учащихся 8-9 классов - 25 минут;

  • Учащиеся 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке;

  • Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6



Возможное применение средств ИКТ на уроках различных типов



Особенности модульного урока с использованием ИКТ:

  • Ученик получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. ;

  • Программа должна вступить в диалог с каждым учащимся, причем интеллектуальный уровень этого диалога задается учителем и программой, а темп и смысловые акценты – учеником;

  • Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме ;

  • Программа действий может быть представлена в различных формах (напечатанный на бумаге модуль; в виде файла, выведенного на экран в какой-нибудь программе просмотра или редакторе);



Рекомендации:

  • Не пренебрегать значением традиционных рабочих тетрадей при работе с компьютерной программой;

  • При решении задач требовать от учащихся воспроизведения чертежа в тетради. Четкие, продуманные чертежи из компьютерной программы помогут выработать графическую культуру учащихся;

  • Снабдив задания условным количеством баллов, объявить урок успешным в том случае, если ученик набирает сумму баллов в 3/4 максимальной;

  • Учитывать, что с программой может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого;

  • Слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения ;



Схема построения урока



Особенности урока-лекции:

  • Использование мультимедийного проектора для расширения возможностей обычной лекции, демонстрация красочных чертежей и проведение построений “в реальном времени”, использование звука и анимаций, быстрые ссылки на ранее изученный материал.(Демонстрация слайдов, созданных в программе Microsoft Power Point)

  • Использование данной технологии позволяет:

  • 1. Значительно сэкономить время на уроке. 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений. 3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс



Преимущество уроков с использованием ИКТ:

  • Ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности

  • Идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, а также индивидуальное обучение каждого учащегося

  • Экономия время на уроке

  • Доступность учащимся самой современной информации по предмету

  • Возможность обратной связи с каждым учеником

  • Наглядность представленного учебного материала

  • Возможность развития пространственного мышления

  • Оперативность получаемой информации



ЦОР-цифровые образовательные ресурсы



Виды ЭУИ по представлению содержания:

  • Электронная библиотека

  • Библиотека электронных наглядных пособий

  • Электронная энциклопедия

  • Репетиторы, тренажеры, практикумы

  • Мультимедийные учебники

  • Виртуальные лаборатории



Педагогические инструменты ЦОР:

  • Интерактив (взаимодействие) - поочередные высказывания

  • (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;

  • Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;

  • Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;

  • Коммуникативность - а) возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;

  • Б) автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.



Урок "Свободные колебания в колебательном контуре" (фрагмент)

  • II. Изучение нового материала.

  • ЦОР Колебательный контур (Открытая физика версия 2.6, часть 2. Физикон)

  • Применяемый метод: проблемно-поисковое упражнение.

  • Класс разбивается на группы, которым дается задание:

  • 1 группа: исследовать зависимость колебаний заряда от L, R,C с помощью модели;

  • 2 группа: исследовать зависимость колебаний силы тока от L, R, C.

  • На экране - вопросы исследования:

  • -исследуйте зависимость колебаний заряда (силы тока) от параметров R,L,C

  • -определите время затухания колебаний при заданных параметрах R,L.

  • -как изменяется энергия электрического и магнитного полей за период.

  • -на что расходуется энергия.

  • -при каком условии колебания становятся незатухающими.

  • Деятельность учащихся

  • Учащиеся исследуют зависимость с помощью модели, самостоятельно задают параметры, анализируют график, делают предположения, формулируют выводы.

  • Обсуждение в группах, затем обсуждение классом. Общий вывод - на слайде.

  • Обоснование использования ЦОР:

  • Обеспечение активно-познавательной позиции, получение новых знаний на основе анализа наблюдаемых явлений.

  • Анализ результатов виртуально производимых экспериментов.

  • Построение обобщенных аргументированных выводов на основе информации, полученной из ЦОР.

  • Организация и проведение учащимися осмысленного исследования проблем, обозначенных в вопросах.

  • Развитие мыслительных умений (анализ, систематизация, аргументирование, выстраивание взаимосвязей).



страница 1


скачать

Другие похожие работы: