Информационно-коммуникационные технологии Методика использования на уроках

Информационно-коммуникационные технологии
Методика использования на уроках
Автор: Трофимова О.Е. учитель физики МОУ СОШ д. Большие Боры
Обоснованность использования средств ИКТ
Использование ресурса обеспечивает достижение учебных целей и задач;
Ресурс органически вписывается в учебный процесс:
- является демонстрацией явлений и процессов, трудно воспроизводимых в реальном эксперименте;
- на его основе возможно наглядное сравнение результатов, получаемых в рамках различных теоретических моделей;
- является демонстрацией видеозаписей реально функционирующих современных уникальных установок
- является демонстрацией неожиданных примеров использования явлений, процессов в повседневной жизни, технике, искусстве;
Ресурс позволяет достичь целей за наименьший промежуток времени;
Ресурс может заменить дорогостоящее или опасное в обращении экспериментальное оборудование компьютерными тренажерами, дающими учащимся право на ошибку и неквалифицированное обращение на первых этапах получения навыков экспериментальной работы;
Ресурс дает возможность самостоятельного планирования и выполнения учащимися виртуальных компьютерных экспериментов;
Ресурс дает возможность сопоставить в реальном времени компьютерные модели с экспериментами.

Факторы, влияющие на успешность урока с применением ИКТ:
Вид группы школьников (возраст, профильная направленность и т.п.);
Уровень подготовленности учащихся;
Соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете;
Тип урока и его методическая цель;
Высокая степень индивидуализации работы;
Вспомогательная, а не основная форма урока

Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером:
Учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут;
Учащихся 8-9 классов - 25 минут;
Учащиеся 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке;
Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6

Возможное применение средств ИКТ на уроках различных типов

Особенности модульного урока с использованием ИКТ:
Ученик получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. ;
Программа должна вступить в диалог с каждым учащимся, причем интеллектуальный уровень этого диалога задается учителем и программой, а темп и смысловые акценты – учеником;
Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме ;
Программа действий может быть представлена в различных формах (напечатанный на бумаге модуль; в виде файла, выведенного на экран в какой-нибудь программе просмотра или редакторе);

Рекомендации:
Не пренебрегать значением традиционных рабочих тетрадей при работе с компьютерной программой;
При решении задач требовать от учащихся воспроизведения чертежа в тетради. Четкие, продуманные чертежи из компьютерной программы помогут выработать графическую культуру учащихся;
Снабдив задания условным количеством баллов, объявить урок успешным в том случае, если ученик набирает сумму баллов в 3/4 максимальной;
Учитывать, что с программой может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого;
Слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения ;

Схема построения урока

Особенности урока-лекции:
Использование мультимедийного проектора для расширения возможностей обычной лекции, демонстрация красочных чертежей и проведение построений “в реальном времени”, использование звука и анимаций, быстрые ссылки на ранее изученный материал.(Демонстрация слайдов, созданных в программе Microsoft Power Point)
Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке. 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений. 3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

Преимущество уроков с использованием ИКТ:
Ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности
Идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, а также индивидуальное обучение каждого учащегося
Экономия время на уроке
Доступность учащимся самой современной информации по предмету
Возможность обратной связи с каждым учеником
Наглядность представленного учебного материала
Возможность развития пространственного мышления
Оперативность получаемой информации

ЦОР-цифровые образовательные ресурсы

Виды ЭУИ по представлению содержания:
Электронная библиотека
Библиотека электронных наглядных пособий
Электронная энциклопедия
Репетиторы, тренажеры, практикумы
Мультимедийные учебники
Виртуальные лаборатории

Педагогические инструменты ЦОР:
Интерактив (взаимодействие) - поочередные высказывания
(от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;
Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;
Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;
Коммуникативность - а) возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;
Б) автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.

Урок "Свободные колебания в колебательном контуре" (фрагмент)
II. Изучение нового материала.
ЦОР Колебательный контур (Открытая физика версия 2.6, часть 2. Физикон)
Применяемый метод: проблемно-поисковое упражнение.
Класс разбивается на группы, которым дается задание:
1 группа: исследовать зависимость колебаний заряда от L, R,C с помощью модели;
2 группа: исследовать зависимость колебаний силы тока от L, R, C.
На экране - вопросы исследования:
-исследуйте зависимость колебаний заряда (силы тока) от параметров R,L,C
-определите время затухания колебаний при заданных параметрах R,L.
-как изменяется энергия электрического и магнитного полей за период.
-на что расходуется энергия.
-при каком условии колебания становятся незатухающими.
Деятельность учащихся
Учащиеся исследуют зависимость с помощью модели, самостоятельно задают параметры, анализируют график, делают предположения, формулируют выводы.
Обсуждение в группах, затем обсуждение классом. Общий вывод - на слайде.
Обоснование использования ЦОР:
Обеспечение активно-познавательной позиции, получение новых знаний на основе анализа наблюдаемых явлений.
Анализ результатов виртуально производимых экспериментов.
Построение обобщенных аргументированных выводов на основе информации, полученной из ЦОР.
Организация и проведение учащимися осмысленного исследования проблем, обозначенных в вопросах.
Развитие мыслительных умений (анализ, систематизация, аргументирование, выстраивание взаимосвязей).

страница 1
скачать
Другие похожие работы: