NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Инновационный образовательный проект Интерактивная среда школы


муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

города Волгодонска


Инновационный образовательный проект

Интерактивная среда школы

как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС

2012 год

Обоснование актуальности проекта
ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности.

В настоящее время система образования должна быть обращена в будущее, основная ее цель - готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы страны. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Актуальным становиться компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений в образовании. Будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, школа становится ключевым звеном обеспечения нового качества образования.

Таким образом, актуальность проекта определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

  1. Анализ образовательной ситуации учреждения

Инновационный проект МОУ СОШ №8 г.Волгодонска является организационной основой реализации новых подходов к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Национальной инициативы «Наша новая школа», Комплексного плана модернизации общего образования.

Школа должна адаптировать своих учеников к жизни. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, креативность.

В МОУ СОШ №8 работает стабильный, творческий педагогический коллектив. Учителя способны и готовы к осуществлению инновационной деятельности. Соответствующее образование и квалификация кадров, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы, способствующие внедрению инновационного проекта в образовательный процесс.

За последние два года на курсах повышения квалификации обучились более 70% педагогов школы, из них 20,5% на курсах по использованию ИКТ и интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в уровне развития и воспитанности учащихся.

В последние годы значительно активизировалось участие детей в школьных, городских, региональных, всероссийских мероприятиях различной направленности. С каждым годом увеличиваются количественные показатели банка одаренных детей.

В учреждении работают два компьютерных класса: мобильный и стационарный, создан банк программных разработок (ЦОР) и мультимедийных пособий как по предметам школьного цикла, так и по внеклассной деятельности, большинство учителей используют Интернет-ресурсы в целях улучшения качества образовательного процесса; многие из них являются участниками городских и областных конференций по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В 2012 году школа стала участником проекта по использованию электронных журналов и дневников.

Однако, наряду с имеющимися достижениями, существует ряд проблем, в первую очередь связанных с качеством образования школьников. Внедрение инновационного проекта позволит создать единую интерактивную среду в учреждении, сформировать осознанную потребность учащихся в получении знаний, а также ключевые компетенции, активную жизненную позицию школьников, тем самым способствуя повышению качества образования.

  1. Концептуальная идея проекта

Целью оптимизации образовательного процесса, повышения качества образования является формирование современной информационно-образовательной среды. Если ранее предметно-информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует думать о расширении и изменении образовательной среды, придании ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информационного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности.

Требования ФГОС к возможности использования информационно-коммуникационных ресурсов (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования различных процессов и явлений, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, и пр.) определяют новый подход к ведению образовательного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные технологии обучения.

Под интерактивной средой понимается освоение и применение интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся через погружение в атмосферу взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Повышение качества образовательного процесса при использовании интерактивного взаимодействия обеспечивается за счёт реализации закономерности: чем выше активность ребёнка в педагогически целесообразной деятельности, тем выше эффективность педагогического процесса. При этом интерактивная среда должна охватывать все образовательное пространство школы (учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое), обусловливать атмосферу воспитательных и профессиональных отношений. Создание такой среды – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с внешней социокультурной средой.

Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации за счет опережающего развития.

Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии (диалоге) его в окружающей среде.

Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя современные технологии.

Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Цели проекта:

1) повышение качества образования через погружение школьника в интерактивную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса.

2) развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи интерактивных технологий.;

3) переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.

Задачи проекта:

  • создание условий для успешности обучения, повышения мотивации учения, развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;

  • оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование интерактивных технологий;

  • формирование единого информационного пространства школы, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель);

  • активное самораскрытие и самореализация личности в атмосфере сотворчества детей и взрослых;

  • организация дистанционного обучения;

  • сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья участников образовательного процесса;

  • создание положительного имиджа школы и позиционирование её на рынке образовательных услуг города, области и страны.

Этапы реализации проекта

Подготовительный: (установочный) (2012г.)

• сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия;

• обоснование актуальности избранной темы проекта;

• проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса;

• распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;

• ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта;

• разработка программы деятельности;

• изучение современной практики по данной теме.

Организационный

• формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений проекта;

• реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;

• формирование проблемы, определение целей, задач проекта;

• определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы;

• определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта);

• согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования;

• определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.

Практический: (реализационный) (2013- 2014г.)

• фиксация исходного состояния;

• моделирование комплекса подпрограмм и проектов и их реализация, соотношения факторов, ресурсов и результатов;

• прогнозирование тенденций развития школы;

• определение форм и содержания управленческих решений;

• обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий ( презентационный) (2015г.)

• обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);

• обобщение и распространение опыта работы учителей;

• формирование банка данных по итогам работы;

• представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;

•проведение итоговой родительской конференции с участием представителей учреждений социума;

• информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;

• определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.

  1. Основные направления деятельности

Интерактивная среда школы включает в себя следующие направления деятельности: интерактивное обучение, интерактивное воспитание, интерактивная педагогика, интерактивное взаимодействие с родителями.

Интерактивное обучение. Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.

Интерактивная обучающая среда на уроке должна способствовать:

  • развитию «пытливости ума», повышению мотивации учения посредством повышения роли эмоционально-ценностного и творческого компонентов деятельности, учёта индивидуальных способностей, интересов школьников;

  • расширению, углублению и творческому применению знаний;

  • развитию у школьников умения критически мыслить, решать проблемы, оперируя уже известными объемами информации и самостоятельно осваивая новые знания и способы деятельности.

Решение задач этого проектного модуля предполагает активное использование на уроках:

  • технологий организации интерактивного взаимодействия;

  • компьютерных обучающих программ, современной компьютерной техники (в том числе мультимедийных систем, интерактивных досок и др. современного оборудования);

  • возможностей дистанционного обучения (для детей, временно обучающихся на дому или находящихся на семейном обучении), а также при выполнении домашних заданий;

  • материалов компьютерного банка дополнительной учебной информации (Интернет-ресурсов и сетевых проектов), созданного творческой группой и пополняемого как учителями, так и учениками.

Интерактивное воспитание (включая программу «Здоровье» и создание внеурочной интерактивной среды).

Интерактивная воспитательная среда создаёт условия самораскрытия, самоутверждения личности в социально ценной деятельности, формирования активной жизненной позиции. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Интерактивная воспитательная среда должна способствовать:

  • развитию самостоятельности, инициативности школьников, созданию условий для самореализации личности;

  • развитию лидерских качеств, организаторских умений;

  • формированию демократического опыта взаимодействия, умению чётко представлять, обосновывать и защищать собственные идеи, делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.

Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в организации жизнедеятельности школьного коллектива через:

  • использование интерактивных технологий организации воспитательного процесса и взаимодействия в нём:

  • развитие самоуправления в классных коллективах; создание страницы ученического самоуправление на сайте школы;

  • вовлечение большего числа подростков и старшеклассников в деятельность детского общественного объединения школы;

  • реализация проектов ученического самоуправления;

  • проведение мероприятий с помощью интерактивных технологий (конференции, диспуты, деловые игры);

  • организацию физкультурно-оздоровительной работы.

  • расширение и творческое преобразование традиционных форм внеурочной работы в процессе коллективной организаторской деятельности учителей и учащихся.

Интерактивное взаимодействие с родителями

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве школы.

Решая поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи, находясь в изменившейся социальной реальности, педагог ищет новые подходы во взаимодействии с учащимися и родителями. Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в сотрудничестве семьи и школы.

Формы взаимодействия с семьей, родителями.








Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивная педагогика

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Интерактивная среда педагогического коллектива должна способствовать:

  • стимулированию профессионального самосовершенствования педагогов;

  • повышению психологической комфортности, снижению рисков профессиональных деформаций;

  • созданию условий для развития профессионального творчества.

Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в деятельности педагогического коллектива через:

  • вовлечение всех членов педагогического коллектива в работу творческих групп по совершенствованию образовательного процесса (разработку и проведение педагогических советов, дней мастерства, совершенствование отдельных элементов программ и, при необходимости, разработку новых программ, проектов);

  • активное вовлечение педагогов в совместную творческую деятельность с учащимися как условие интерактивной среды образовательного учреждения;

  • проведение конкурсов: «Интерактивный урок», «Лучший классный руководитель»;

  • участие в постоянно действующем семинаре «Применение интерактивные технологий в образовательном процессе»;

  • создание сайтов учителей и страниц МО.

  1. Предполагаемая результативность проекта

В аспекте обученности и развития личности обучающихся:

  • формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;

  • повышение качества знаний, умений и навыков;

  • расширение опыта исследовательской деятельности, навыков учебного сотрудничества;

  • динамика развития творческого мышления учащихся;

  • снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.

В аспекте воспитанности и социализации школьников:

  • гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;

  • развитие самостоятельности и инициативности, активной жизненной позиции, лидерских качеств;

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья;

  • обогащение опыта организации взаимодействия, товарищеских отношений.

В аспекте профессионального развития педагога:

  • профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;

  • повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;

  • повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;

  • профилактика профессиональных деформаций.

В аспекте развития образовательного учреждения:

    • повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;

    • повышение качества организации образовательного процесса и управления им;

    • совершенствование образовательной программы;

    • повышение комфортности образовательной среды;

    • удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;

    • благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;

    • повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.






Документы

архив: 1 стр.