Инновационный образовательный проект Интерактивная среда школы
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
города Волгодонска
Инновационный образовательный проект
Интерактивная среда школы
как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС
2012 год
Обоснование актуальности проекта
ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности.
В настоящее время система образования должна быть обращена в будущее, основная ее цель - готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы страны. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.
В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Актуальным становиться компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений в образовании. Будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, школа становится ключевым звеном обеспечения нового качества образования.
Таким образом, актуальность проекта определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Анализ образовательной ситуации учреждения
Инновационный проект МОУ СОШ №8 г.Волгодонска является организационной основой реализации новых подходов к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Национальной инициативы «Наша новая школа», Комплексного плана модернизации общего образования.
Школа должна адаптировать своих учеников к жизни. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, креативность.
В МОУ СОШ №8 работает стабильный, творческий педагогический коллектив. Учителя способны и готовы к осуществлению инновационной деятельности. Соответствующее образование и квалификация кадров, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы, способствующие внедрению инновационного проекта в образовательный процесс.
За последние два года на курсах повышения квалификации обучились более 70% педагогов школы, из них 20,5% на курсах по использованию ИКТ и интерактивного оборудования в образовательном процессе.
Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в уровне развития и воспитанности учащихся.
В последние годы значительно активизировалось участие детей в школьных, городских, региональных, всероссийских мероприятиях различной направленности. С каждым годом увеличиваются количественные показатели банка одаренных детей.
В учреждении работают два компьютерных класса: мобильный и стационарный, создан банк программных разработок (ЦОР) и мультимедийных пособий как по предметам школьного цикла, так и по внеклассной деятельности, большинство учителей используют Интернет-ресурсы в целях улучшения качества образовательного процесса; многие из них являются участниками городских и областных конференций по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В 2012 году школа стала участником проекта по использованию электронных журналов и дневников.
Однако, наряду с имеющимися достижениями, существует ряд проблем, в первую очередь связанных с качеством образования школьников. Внедрение инновационного проекта позволит создать единую интерактивную среду в учреждении, сформировать осознанную потребность учащихся в получении знаний, а также ключевые компетенции, активную жизненную позицию школьников, тем самым способствуя повышению качества образования.
Концептуальная идея проекта
Целью оптимизации образовательного процесса, повышения качества образования является формирование современной информационно-образовательной среды. Если ранее предметно-информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует думать о расширении и изменении образовательной среды, придании ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информационного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности.
Требования ФГОС к возможности использования информационно-коммуникационных ресурсов (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования различных процессов и явлений, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, и пр.) определяют новый подход к ведению образовательного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные технологии обучения.
Под интерактивной средой понимается освоение и применение интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся через погружение в атмосферу взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Повышение качества образовательного процесса при использовании интерактивного взаимодействия обеспечивается за счёт реализации закономерности: чем выше активность ребёнка в педагогически целесообразной деятельности, тем выше эффективность педагогического процесса. При этом интерактивная среда должна охватывать все образовательное пространство школы (учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое), обусловливать атмосферу воспитательных и профессиональных отношений. Создание такой среды – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с внешней социокультурной средой.
Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации за счет опережающего развития.
Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии (диалоге) его в окружающей среде.
Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя современные технологии.
Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.
Цели проекта:
1) повышение качества образования через погружение школьника в интерактивную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса.
2) развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи интерактивных технологий.;
3) переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.
Задачи проекта:
создание условий для успешности обучения, повышения мотивации учения, развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;
оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование интерактивных технологий;
формирование единого информационного пространства школы, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель);
активное самораскрытие и самореализация личности в атмосфере сотворчества детей и взрослых;
организация дистанционного обучения;
сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья участников образовательного процесса;
создание положительного имиджа школы и позиционирование её на рынке образовательных услуг города, области и страны.
Этапы реализации проекта
Подготовительный: (установочный) (2012г.)
• сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия;
• обоснование актуальности избранной темы проекта;
• проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса;
• распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;
• ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта;
• разработка программы деятельности;
• изучение современной практики по данной теме.
Организационный
• формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений проекта;
• реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;
• формирование проблемы, определение целей, задач проекта;
• определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы;
• определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта);
• согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования;
• определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
Практический: (реализационный) (2013- 2014г.)
• фиксация исходного состояния;
• моделирование комплекса подпрограмм и проектов и их реализация, соотношения факторов, ресурсов и результатов;
• прогнозирование тенденций развития школы;
• определение форм и содержания управленческих решений;
• обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.
Обобщающий ( презентационный) (2015г.)
• обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);
• обобщение и распространение опыта работы учителей;
• формирование банка данных по итогам работы;
• представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;
•проведение итоговой родительской конференции с участием представителей учреждений социума;
• информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;
• определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.
Основные направления деятельности
Интерактивная среда школы включает в себя следующие направления деятельности: интерактивное обучение, интерактивное воспитание, интерактивная педагогика, интерактивное взаимодействие с родителями.
Интерактивное обучение. Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.
Интерактивная обучающая среда на уроке должна способствовать:
развитию «пытливости ума», повышению мотивации учения посредством повышения роли эмоционально-ценностного и творческого компонентов деятельности, учёта индивидуальных способностей, интересов школьников;
расширению, углублению и творческому применению знаний;
развитию у школьников умения критически мыслить, решать проблемы, оперируя уже известными объемами информации и самостоятельно осваивая новые знания и способы деятельности.
Решение задач этого проектного модуля предполагает активное использование на уроках:
технологий организации интерактивного взаимодействия;
компьютерных обучающих программ, современной компьютерной техники (в том числе мультимедийных систем, интерактивных досок и др. современного оборудования);
возможностей дистанционного обучения (для детей, временно обучающихся на дому или находящихся на семейном обучении), а также при выполнении домашних заданий;
материалов компьютерного банка дополнительной учебной информации (Интернет-ресурсов и сетевых проектов), созданного творческой группой и пополняемого как учителями, так и учениками.
Интерактивное воспитание (включая программу «Здоровье» и создание внеурочной интерактивной среды).
Интерактивная воспитательная среда создаёт условия самораскрытия, самоутверждения личности в социально ценной деятельности, формирования активной жизненной позиции. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.
Интерактивная воспитательная среда должна способствовать:
развитию самостоятельности, инициативности школьников, созданию условий для самореализации личности;
развитию лидерских качеств, организаторских умений;
формированию демократического опыта взаимодействия, умению чётко представлять, обосновывать и защищать собственные идеи, делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в организации жизнедеятельности школьного коллектива через:
использование интерактивных технологий организации воспитательного процесса и взаимодействия в нём:
развитие самоуправления в классных коллективах; создание страницы ученического самоуправление на сайте школы;
вовлечение большего числа подростков и старшеклассников в деятельность детского общественного объединения школы;
реализация проектов ученического самоуправления;
проведение мероприятий с помощью интерактивных технологий (конференции, диспуты, деловые игры);
организацию физкультурно-оздоровительной работы.
расширение и творческое преобразование традиционных форм внеурочной работы в процессе коллективной организаторской деятельности учителей и учащихся.
Интерактивное взаимодействие с родителями
Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве школы.
Решая поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи, находясь в изменившейся социальной реальности, педагог ищет новые подходы во взаимодействии с учащимися и родителями. Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в сотрудничестве семьи и школы.
Ф
















Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивная педагогика
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Интерактивная среда педагогического коллектива должна способствовать:
стимулированию профессионального самосовершенствования педагогов;
повышению психологической комфортности, снижению рисков профессиональных деформаций;
созданию условий для развития профессионального творчества.
Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в деятельности педагогического коллектива через:
вовлечение всех членов педагогического коллектива в работу творческих групп по совершенствованию образовательного процесса (разработку и проведение педагогических советов, дней мастерства, совершенствование отдельных элементов программ и, при необходимости, разработку новых программ, проектов);
активное вовлечение педагогов в совместную творческую деятельность с учащимися как условие интерактивной среды образовательного учреждения;
проведение конкурсов: «Интерактивный урок», «Лучший классный руководитель»;
участие в постоянно действующем семинаре «Применение интерактивные технологий в образовательном процессе»;
создание сайтов учителей и страниц МО.
Предполагаемая результативность проекта
В аспекте обученности и развития личности обучающихся:
формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
повышение качества знаний, умений и навыков;
расширение опыта исследовательской деятельности, навыков учебного сотрудничества;
динамика развития творческого мышления учащихся;
снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.
В аспекте воспитанности и социализации школьников:
гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
развитие самостоятельности и инициативности, активной жизненной позиции, лидерских качеств;
сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
обогащение опыта организации взаимодействия, товарищеских отношений.
В аспекте профессионального развития педагога:
профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;
профилактика профессиональных деформаций.
В аспекте развития образовательного учреждения:
повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
совершенствование образовательной программы;
повышение комфортности образовательной среды;
удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: