Интеграция образовательной области Физическая культура с другими образовательными областями
Интеграция образовательной области «Физическая культура с другими образовательными областями.
Рышкевич С.С.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное ещё президентом В.Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребёнок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования» чётко определена задача достижения нового современного качества образования за счёт обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством.
Значимость данной проблемы определена и в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Актуальность выбранной темы:
Всестороннее развитие личности в условиях современного общества немыслимо без повышения общей культуры. Она играет важнейшую роль в процессе социального становления и формирования личности, пронизывает все сферы её жизни и деятельности. Процесс гармоничного формирования личности в системе физического образования нацелен на общекультурное развитие, составной частью, которого является физическая культура.
Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Поэтому, признавая здоровье, как основу развития личности ребёнка, следует отметить особый статус физического воспитания в дошкольном учреждении.
Физическое развитие отражает процесс и результат развития личности в ходе её обучения и воспитания. В процессе физического развития происходит овладение системой знаний, познавательных и двигательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных, физических и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.
Целевая установка физического воспитания детей дошкольного возраста определяется:
- требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;
- необходимость единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях образования;
- возможностью её конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.
На сегодняшний день в соответствии с ФГТ направление «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (Извлечение из Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
Оздоровительные:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательные:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитательные:
- развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
- формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
- побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Наиболее эффективно поставленные мною задачи решаются в случае интегративного подхода к организации образовательного процесса. Чтобы развитие дошкольников было полным и разносторонним целенаправленно использую принцип интеграции образовательных областей, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Серьёзным моментом в организации здоровьесберегающего педагогического процесса является возможность интеграции образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Тема «Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями актуальна тем, что, интегрируя двигательную, познавательную и игровую деятельность обеспечиваем целостное развитие детей, как гармонично – развитой личности.
Интеллект не развивается без движения!!!
Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребёнком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приёмов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей.
Планируя непосредственно образовательную деятельность по физической культуре я использую следующие методы приобщения детей к физической культуре: сюрпризные моменты, игровую мотивацию, приёмы обучения, построенные по какому – либо сюжету – «Прогулка в лес», «Мы едем, едем, едем», «Космонавты».
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Я использую приём мотивации, развитие познавательной активности, например, раздаю каждому ребёнку по 2 ленточки – найдите глазками длинную – нашли? – подняли вверх помахали, а теперь короткой помашите, какого она цвета? Или – почему не скачет мячик – дети пробуют отбивать от пола хорошо и плохо надутые мячи, конечно же отбить мяч от пола сдувшим мячом завершается неудачей, дети осознают почему у них не получается, чтобы было удобно отбивать.
Интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Чтение художественной литературы»:
При выполнении упражнений использую имитации движений. Входить в образ детям помогают знания, полученные при чтении сказок, рассказов, обыгрывании действий сказочных персонажей, героев детских стихов, например, нахожу около дверей зайчика. Что же с ним случилось? Почему он мокрый? Читаю стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Жалко вам зайчика? Давайте его согреем и поможем нашему заиньке научиться спрыгивать со скамейке. Учу зайчика спрыгивать со скамейки, приземляясь на две лапы сразу. А потом дети показывают зайчику, как умеют спрыгивать. Чтение пословиц «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!»
Использую игры и упражнения на развитие познавательных процессов: «Найди одинаковые мячи», «Найди свой домик», «Найди свой цвет», «Светофор» (ходьба в соответствии с цветовыми сигналами светофора).
Отдых после высокой активности - игра малой подвижности с листом бумаги. Какую любимую игрушку можно сделать из листа бумаги? (мяч). Дети сминают лист бумаги в комок «мячик», «Поиграем в мяч». Все вместе придумываем упражнения с бумажными мячами (подбрасывание и ловля, перебрасывание с одной ладони на другую). Можно и поэкспериментировать, что быстрее упадёт лист бумаги или комок бумажный дети делают умозаключение. Можно собрать все комочки и выложить цифру 1 (закрепление пройденного материала). Игры малой подвижности «Необычный художник» ( из скакалок и гимнастических палок выложить какую – либо геометрическую фигуру). Угадай, что пропало» (дети сидят на полу в кругу, раскладываю 4-5 предметов, даю время запомнить их, закрывают глаза – убираю 1 предмет, дети отгадывают, что пропало.
Интеграция физического, математического, природоведческого развития эффективна в овладении способами сравнения, оценки, обобщения исходя из существенных и несущественных признаков.
Интеграция «Физической культуры» с образовательной областью «Здоровье».
Провожу утреннюю гимнастику - одно из важнейших оздоровительных мероприятий в режиме дня. Она направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формирование правильной осанки, вырабатывают настойчивость, дисциплинированность, вызывают эмоциональный подъём.
После сна - гимнастика в постели, дорожка здоровья - ходить босиком по ребристой доске, коврику из пуговиц.
Формирую гигиенические навыки: умываться и мыть руки после физических упражнений, игр.
Применяю физкультминутки, где не требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Они используются с целью предупреждения утомления, отдыха.
Провожу подвижные игры на прогулке, они увеличивают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно – волевые качества.
Провожу физкультурные досуги – использую игры, занимательные задания, весёлые эстафеты.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах («Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»), показывая уровень своего физического развития и эмоциональный заряд. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.
Интеграция с образовательной областью «Музыка». Под музыку выполняем утреннюю гимнастику, движения отвечающие характеру музыки (парами по кругу в хороводах, «пружинки», постановка ноги на носок, на пятку).
Освоение музыкально – ритмических упражнений содействуют не только формированию жизненно важных навыков у детей, но и развитию физических качеств.
Интеграция образовательной областью «Труд». Детей привлекаю готовить и убирать инвентарь для игр, непосредственно образовательной деятельности. Переодеваться и аккуратно вешать свою одежду.
Интеграция в освоении социального опыта: у детей формирую навыки ролевого поведения при проведении игр, объединяться в игре со сверстниками, оценивать поведение своих сверстников во время проведения игр.
Интеграция с образовательной областью «Безопасность». У детей формирую навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, прыжков, лазанья, подбрасывание и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге.
Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».
В своих рисунках дети отражают своё отношение к физической культуре, свои интересы (любимый вид спорта, семейные спортивные традиции и пр.). Организую подвижные игры, стимулирующие проявление детского творчества: «Море волнуется», «Совушка», «Сделай фигуру», «Снежинки и ветер» и др.
Главное, научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение станет более здоровым и развитым – интеллектуально, духовно, физически.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: