Протокол № Приказ № от 2012 г. Образовательная программа «разноцветный мир»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании Утверждена приказом
педагогического совета директора МОУ ДОД «ЦВР»
«_____»_____________2012 г. _____________ И.В. Калинина
Протокол № _________ Приказ № ________
от «____» _____________ 2012 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Автор: Заборщикова Рута Романовна,
педагог дополнительного
образования
Возраст обучающихся: 8 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
г. Оленегорск
2012 год
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью культуры, неиссякаемым источником духовности, творчества, вобравшим в себя историю, музыку, изобразительное искусство и декоративно-прикладной труд. В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества.
Целевое назначение образовательной программы «Разноцветный мир» - создание условий для ориентации обучающихся в сфере декоративно-прикладного творчества через знакомство с различными видами рукоделий. Программа знакомит обучающихся с основами традиционных рукоделий, имеющих ярко выраженный народный колорит, декоративным рисованием, тестопластикой, бисероплетением, изонитью. Программа имеет практическую направленность, культурологическое и эстетическое значение. В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями.
Задачи:
обучающие:
- формировать у обучающихся практические знания и умения в области декоративно-прикладного творчества;
- формировать трудовые технические навыки изготовления изделий из соленого теста, пластилина;
развивающие:
- развивать творческие способности и творческую активность обучающихся;
- развивать самостоятельность и гибкость мышления;
- развивать эмоционально-волевые качества личности;
- развивать познавательные процессы обучающихся (восприятие, внимание, абстрактное мышление);
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к труду;
- воспитывать чувство прекрасного, культуру поведения.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе специальной литературы, материалов сайтов Интернет, собственного опыта работы, является модифицированной и направлена на общекультурный уровень развития обучающихся.
Данная программа предназначена для обучающихся 8-11 лет и рассчитана на 1 год обучения (68 часов). Занятия проводятся всем составом 1 раз в неделю по 2 часа.
Программа реализуется в русле личностно-ориентированной технологии и предполагает опору на следующие принципы обучения:
самоактуализации – в каждом ребенке существует потребность в выражении своих интеллектуальных, коммуникативных, артистических способностей, поэтому важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных способностей;
индивидуальности – необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и активно содействовать их дальнейшему развитию;
творчества и успеха – самопознанию и развитию своих индивидуальных особенностей способствует организация индивидуальной и групповой творческой работы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, желанию дальнейшего самосовершенствования;
доверия и поддержки – успех в обучении должен детерминироваться не кнутом и пряником, а внутренней мотивацией обучающегося. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремлений будут способствовать созданию истинно партнерских отношений.
В основу программы заложены развивающие задания, направленные на формирование:
- наглядно-действенного мышления: упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в изготовлении изделий из солёного теста, задания на формирование понимания последовательности сборки изделий;
- наглядно-образного мышления: упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Программа обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы).
На занятиях используются комплексы физкультпауз по 5-6 минут.
Комплекс упражнений для глаз:
Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.
Упражнение 2. Круговые движения глаз.
Упражнение 3. Движение по горизонтали.
Упражнение 4. Фиксация взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти.
Упражнение 5. «Восьмёрка».
Комплекс упражнений для рук:
Упражнение 1. «Потягивание».
Упражнение 2. Круговое вращение рук в локтевых суставах. Вращение рук (прямых и согнутых) в плечевых суставах.
Упражнение 3. Поднимание и опускание плеч.
Упражнение 4. Имитация мытья рук, трение ладоней, скрутка и вращение кистей, сплетённых в замок.
Упражнение 5. Сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);
Упражнение 6. «Прогулка» пальцев (пальчики «гуляют» по столу);
Упражнение 7. «Игра на дудочке» выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
Упражнение 8. Изобразить «Фонарик» кистями рук и попеременно размыкать и смыкать пальчики;
Формы и методы обучения
Основной формой организации учебной деятельности является занятие, которое осуществляется в различных видах (формах), отличающихся друг от друга дидактическими целями, продолжительностью, содержанием деятельности педагога и обучающихся (ролевые игры, занятия на драматургической основе, сюжетные занятия).
На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки обучающихся значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения, стимулирование ориентации на достижение результата. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.
Для организации учебной деятельности используются различные методы обучения, что создает условия для формирования интереса обучающихся к самой учебно-познавательной деятельности, а это чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
При реализации программы с учетом возрастных особенностей обучающихся используются следующие методы обучения:
- лекционный;
- проблемно-поисковый;
- практический;
- организация самостоятельной работы.
Теоретическое изучение материала сочетается с выполнением практических работ, которым в образовательной программе отводится основное время: в ходе их выполнения закрепляются знания, умения и навыки.
Процесс обучения выстроен по принципу «от простого к сложному» и предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков обучающихся, которые вовлечены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и др. Работа с соленым тестом заключает в себе большие возможности сближения детей с декоративно-прикладным творчеством и формирования трудовых навыков.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения обучающиеся должны
знать:
- правила безопасности труда;
- основы прикладных искусств: тестопластики, бисероплетения и изонити;
уметь:
- отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
- производить сборку изделий при помощи ниток, проволоки;
- изготавливать простые изделия прикладного искусства.
Контроль за усвоением программы подразделяется на:
- текущий и промежуточный контроль (после окончания темы или раздела) с использованием таких форм, как выполнение творческой работы, тестирование, дидактическая игра, собеседование;
- итоговый контроль - участие обучающихся в выставке творческих работ.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Вводное занятие | 1 | 1 | - |
Раздел I. Декоративное рисование | ||||
1. | Цветоведение | 6 | 1 | 5 |
2. | Основы рисунка | 6 | 1 | 5 |
3. | Композиция | 6 | 1 | 5 |
Раздел II. Лепка | ||||
1. | Лепка изделий из солёного теста | 8 | 1 | 7 |
2. | Оформление готовых изделий в цвете | 8 | - | 8 |
Раздел III. Бисероплетение | ||||
1. | История появления бисера | 1 | 1 | - |
2. | Основные приёмы низания на проволоке | 3 | 1 | 2 |
3. | Изготовление изделий | 12 | - | 12 |
Раздел IV. Изонить | ||||
1. | Истоки творчества | 1 | 1 | - |
2. | Техническое выполнение изонити | 5 | 2 | 3 |
3. | Выполнение рисунка | 10 | - | 10 |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| Итого: | 68 | 11 | 57 |
Содержание программы
Вводное занятие - 1 час
Ознакомление учащихся с планом работы на год. Ознакомление с учебным помещением и его оборудованием. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.
Раздел I. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Тема 1. Цветоведение - 6 часов
Знакомство с художественными принадлежностями.
«Цветик - семицветик»: знакомство с основными цветами спектра.
Практическая работа - 5 часов
«Радуга-дуга»: знакомство с цветом. Смешение цветов. «Солнышко смеется»: знакомство с теплыми цветами.
Зимняя палитра: наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов.
«Мир на ладошке»: расширение цветового восприятия.
Тема 2. Основы рисунка - 6 часов
Компоновка предметов на плоскости, знакомство с понятиями «больше и меньше», «симметрия» и «асимметрия», понятие образа.
Практическая работа - 5 часов
«Веселая семейка» (грибы): понятие «больше и меньше». Учет формата листа.
Фрукты, овощи, ягоды: рисование с натуры и с использованием воображения. Смешение цветов.
Бабочки: симметрия, развитие фантазии, самовыражение ребенка.
Матрешка: декоративное рисование. Воспитание интереса к народному творчеству.
«Сказочная птица». Принцип «от общего к деталям».
«В гостях у морского царя». Самовыражение ребенка.
«Тайны планет»: мы летим в космос. Задание на развитие фантазии.
«Замок доброго и замок злого волшебника»: понятие образа. Заполнение изображением всей поверхности листа.
Дом садовника. Развитие у ребенка способности к самовыражению.
Абстрактное рисование на свободную тему. Возможность самовыражения.
Тема 3. Композиция – 6 часов
Общее понятие о композиции. Основные законы композиции. Правила композиции. Плоскостная композиция. Виды плоскостной композиции: предметная, декоративная, сюжетная. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Практическая работа - 5 часов
Выполнение эскиза по предложенному образцу.
Выполнение эскиза будущей работы по собственному замыслу.
Раздел II. ЛЕПКА
Тема 1. Лепка из солёного теста – 8 часов
Материалы и приспособления для изготовления изделий из солёного теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий.
Практическая работа - 7 часов
Изготовление мелких орнаментальных деталей и изделий: ягоды, листики, яблоки, цветы (ромашка, василек, нарцисс и т.д.).
Медальоны: гроздь, бутоны, солнышко.
Кольца и подковы: кольцо с бутонами, подкова с цветами.
Рамки и решётки: рамка с божьей коровкой, решётка с подсолнухом.
Изготовление декоративных панно: «Лето», «Игрушки - зверюшки», «Зимушка - зима», «Листопад», «Весенние букетики», «Лесные жители».
Выполнение коллективной работы «Дерево жизни».
Тема 2. Оформление готовых изделий в цвете – 8 часов
Грунтовка изделий. Подбор цветовой гаммы для оформления готовых изделий.
Практическая работа - 8 часов
Раскрашивание готовых изделий.
Раздел III. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Тема 1. История появления бисера – 1 час
Легенды о появлении бисера. Материалы и инструменты. Виды бисера, проволоки. Фурнитура для украшений.
Тема 2. Основные приёмы низания на проволоке – 3 часа
Правильность набора бисера. Способы низания, фиксации, возврата. Завершение плетения, варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности при обрыве проволоки. Порядок работы.
Практическая работа - 2 часа
Тема 3. Изготовление изделий на проволоке – 12 часов
Практическая работа
Изготовление изделий на проволоке по темам: «Обитатели морей», «На кухне», «Мы едем, едем, едем...», «Мир насекомых».
Раздел IV. ИЗОНИТЬ
Тема 1. Истоки творчества – 1 час
Истоки творчества. Материалы, инструменты, приспособления.
Тема 2. Техническое выполнение изонити – 5 часов
Элементы плетения: заполнение угла в 90º, 30º, 120º градусов. Элемент плетения: заполнение окружности.
Практическая работа – 3 часа
Тема 3. Выполнение рисунка – 10 часов
Практическая работа
Выполнение рисунка по собственному замыслу.
Итоговое занятие – 1 час
Практическое занятие
Подведение итогов работы за год. Выставка работ.
Методическое обеспечение
- специальная литература;
- основы цветоведения и колористики (набор карточек);
- цветовой круг (таблица);
- дополнительные цвета (таблица);
- методические разработки поэтапного изготовления изделий;
- видео-альбомы по различным видам декоративно-прикладного творчества;
- образцы готовых изделий.
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет;
- мебель;
- рабочая доска;
- стейк;
- кисти для рисования;
- стаканчик для рисования;
- акварель, гуашевые и акриловые краски;
- ручные иглы;
- ножницы, ножницы-зигзаг;
- канцелярские принадлежности: линейки, лекало, карандаши, ручки, фломастеры, клей, картон и т.д.;
- калька, копировальная бумага;
- проволока;
- нитки: швейные и вязальные различных цветов;
- бисер, бусы, стразы;
- ткань: разные виды материала;
- рамки (деревянные, пластмассовые и др.).
Список литературы для педагога
Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М., 1976.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. - М.: Изобразительное искусство, 1991.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.
Основы художественного ремесла/Под ред. В.А. Барадулина. - М., 1979.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч. 11.
Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис–пресс, 2003. – (Методичка).
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Просвещение, 1994.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1981.
Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., ил.
Гибсон Рэй. Наши руки не для скуки. – Москва: «РОСМЭН» 1996. – 65с., ил.
Список литературы для обучающихся
Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. - М., 1979.
Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2004. – 224 с., ил.
Программу составила
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»: Р.Р. Заборщикова
страница 1
скачать
Другие похожие работы: