Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
К.В. Оласюк,
учитель начальных классов,
МБОУ НГО «ООШ № 11»,
п. Лобва, Новолялиснкий район
Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать её целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай.
Ромен Роллан
Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня обществу необходим выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Большую помощь в решении этой задачи может оказать исследовательская деятельность учащихся.
Тем более что ФГОС нового поколения ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы [1].
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как правильно учить детей излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Для реализации этой задачи в нашей школе доступны различные виды внеурочной деятельности, в том числе и познавательной.
Познавательная деятельность школьников может быть организована в различных формах: экскурсии, олимпиады, викторины, проекты, исследования. В связи с этим необходимо организовывать работу школьников с различной информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию [3].
В нашей школе по внеурочной деятельности в начальных классах проводится курс «Я-исследователь».
Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Исследовательская деятельность для них является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации и формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Под исследовательской деятельностью понимается, деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [8].
В ходе работы над исследовательской деятельностью развиваются метапредметные УУД, в которые входят: коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.
Организация исследовательской деятельности младших школьников осуществляется мною в различных формах, которые вы видите на слайде.
Отличительной чертой исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока [2].
Этап мотивации или создания проблемной ситуации – ключевой этап исследования. На данном этапе можно использовать такие приемы, как прием ключевое слово, прием загадки, погружение в проблему. Все гипотезы, вопросы, которые дети озвучивают записываются на доску, для того, чтобы дети видели, над чем нужно работать.
Этап исследования соотносится с этапом поиска решений. Чаще всего и рекомендовано данный этап проводить в группах. Для каждой группы готовится разный материал, что расширяет информационно-поисковое поле учащихся, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон, представление своих находок другим.
Потом группы обмениваются информацией. Где далее дети с одной стороны представляют свой материал, с другой стороны включают в рассмотрение новую информацию и варианты решений, представленные другими группами.
Этап организации информации чаще всего классификация. Идет сортировка. Данный этап чрезвычайно важен в данной структуре. Он необходим для того, чтобы учащиеся смогли связать информацию и сделать своё маленькое открытие.
Последний этап соотносится с первым. Ответили ли мы на поставленные вопросы. Подтвердили либо опровергли гипотезы [6].
Для формирования метапредметных УУД средством исследовательской деятельности, свою работу я разделила на несколько этапов:
Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
Второй этап - мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Третий этап – уроки тренинги, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение по окружающему миру по одной теме. Затем вместе с детьми пробуем классифицировать, составлять кластеры. Моя задача подвести ребят к идее, чем больше методов, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
В данный момент работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы, структурировать материал.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления[2].
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса [5]. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Поэтому детям очень нравится окружающий мир.
При наблюдении за тем, как дети могут выдвинуть гипотезу и выявить проблему, выяснила, что не все могут с этим справиться, поэтому для меня это первостепенная задача.
После завершения исследования, ребята создают продукт своей деятельности – схемы, таблицы, памятки, рисунки и т.д.
Исследовательская деятельность отличается от научной тем, что в результате её обучающиеся не производят новые знания. Они приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиции[7].
Исследовательская деятельность помогла мне создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем[4].
Организация такой формы внеурочной деятельности, даёт возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Их отличает любознательность, трудолюбие.
Список литературы
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов - М.: Просвещение 2011. - 111 с.
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова . - «Учитель», Волгоград, 2008. - 131 с.
Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Иваницкий В.В. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 397с.
Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003. - 512с.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: