Развитие мотивационной сферы учащихся начальных классов проблеме развития учебной мотивации младших школьников в настоящее время актуальна
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Проблеме развития учебной мотивации младших школьников в настоящее время актуальна
С каждым годом обостряются социальные проблемы
Родители самоустраняются от воспитания детей
Отсутствует у детей желание учиться
Поэтому остро встает вопрос о сформированности мотивации детей к учебной деятельности
Древняя мудрость гласит:
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя
Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.
Как пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний?
Можно придумать много «завлекалочек» на уроках (игры и т.д.), но это внешняя мотивация.
А успешность учебной деятельности и качество образования зависит от внутренней мотивации (от пробуждения интереса).
Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.
Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.
Мотив – то, что побуждает человека к действию
Исследование мотивов учения младших школьников показали, что у первоклассников познавательные мотивы занимают III место, а у третьеклассников – V место.
Исследование мотивов учения младших школьников показали, что у первоклассников познавательные мотивы занимают III место, а у третьеклассников – V место.
Учителю надо формировать ответственное отношение к учению, а это – высокий уровень самоконтроля и самооценки.
Учебная мотивация - необходимое условие для дальнейшего успешного обучения.
Задача учителя – создать условия для развития внутренней мотивации (познавательной).
В 1-2 классах у учащихся преобладают внешние мотивы (различные «развлекалочки» - игры, ребусы, загадки и т.д.) А к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.
Причины спада школьной мотивации
«Гормональный взрыв»
Отношение ученика к учителю
Отношение учителя к ученику
Умственное развитие ученика
Продуктивность учебной деятельности
Непонимание цели учения
Страх перед школой
Развитие познавательных мотивов младших школьников через:
различные формы проведения уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина и т.д.)
игровую деятельность
внеклассную работу
дидактические игры
занимательные задания, загадки, ребусы и т.д.
проблемные задания
ситуацию успеха
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Приемы:
«Удивляй» (интересные сведения)
«Отсроченная загадка» (в конце урока)
«Прогнозирование»
«Самооценка»
«Работа в группах» (создает ситуацию успеха, которая ведет к развитию личности)
«Постановка вопросов» (зачем я это делаю, делал, буду делать, что вы не знали, а сегодня узнали)
«Проблемные задания» (выполняют мотивационную функцию)
«Творческие задания» (составь загадку, ребус, сочини стихотворение, рассказ)
«Создание ситуации успеха» (поддерживать ученика, подчеркивать его продвижение вперед)
Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы можно провести диагностику мотивации учения, изучить отношение к школе учащихся (анкета).
Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы можно провести диагностику мотивации учения, изучить отношение к школе учащихся (анкета).
Уровни учебной мотивации:
25-30 – высокий, познавательная активность
20-24 – выше среднего, хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебой
15-19 – средний, положительное отношение к школе, интересуется внеучебной деятельностью
10-14 – низкий
ниже 10 – негативное отношение к школе
Диагностика уровня учебной мотивации
Диагностика на выявление мотивации учения (тест)
Я учусь, потому, что на уроке интересно
Я учусь, потому, что заставляют родители
Я учусь, потому, что хочу больше знать
Я учусь, чтобы потом хорошо работать
Я учусь, чтобы доставить радость родителям
Я учусь, чтобы не отставать от товарищей
Я учусь, чтобы не опозорить свой класс
Я учусь, потому, что в наше время нельзя быть незнайкой
Я учусь, потому, что нравится учитель
Анализ результатов исследования
Анализ доминирования мотивов у учащихся 4 класса
Заключение
Искусство воспитания состоит в том, чтобы правильно сочетать и социальные и познавательные мотивы, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, которые управляют жизнью личности.
Библиографический список
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1992
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М, 2003
Чирков В.И. Мотивация учебой деятельности. Ярославль, 2003
страница 1
скачать
Другие похожие работы: