NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Развитие мотивационной сферы учащихся начальных классов проблеме развития учебной мотивации младших школьников в настоящее время актуальна



РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Проблеме развития учебной мотивации младших школьников в настоящее время актуальна

  • С каждым годом обостряются социальные проблемы

  • Родители самоустраняются от воспитания детей

  • Отсутствует у детей желание учиться

  • Поэтому остро встает вопрос о сформированности мотивации детей к учебной деятельности



Древняя мудрость гласит:

  • Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя

  • Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.

  • Как пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний?

  • Можно придумать много «завлекалочек» на уроках (игры и т.д.), но это внешняя мотивация.

  • А успешность учебной деятельности и качество образования зависит от внутренней мотивации (от пробуждения интереса).



Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.

  • Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.



Мотив – то, что побуждает человека к действию



Исследование мотивов учения младших школьников показали, что у первоклассников познавательные мотивы занимают III место, а у третьеклассников – V место.

  • Исследование мотивов учения младших школьников показали, что у первоклассников познавательные мотивы занимают III место, а у третьеклассников – V место.

  • Учителю надо формировать ответственное отношение к учению, а это – высокий уровень самоконтроля и самооценки.

  • Учебная мотивация - необходимое условие для дальнейшего успешного обучения.

  • Задача учителя – создать условия для развития внутренней мотивации (познавательной).

  • В 1-2 классах у учащихся преобладают внешние мотивы (различные «развлекалочки» - игры, ребусы, загадки и т.д.) А к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.



Причины спада школьной мотивации

  • «Гормональный взрыв»

  • Отношение ученика к учителю

  • Отношение учителя к ученику

  • Умственное развитие ученика

  • Продуктивность учебной деятельности

  • Непонимание цели учения

  • Страх перед школой



Развитие познавательных мотивов младших школьников через:

  • различные формы проведения уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина и т.д.)

  • игровую деятельность

  • внеклассную работу

  • дидактические игры

  • занимательные задания, загадки, ребусы и т.д.

  • проблемные задания

  • ситуацию успеха



Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

  • Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

  • Приемы:

  • «Удивляй» (интересные сведения)

  • «Отсроченная загадка» (в конце урока)

  • «Прогнозирование»

  • «Самооценка»

  • «Работа в группах» (создает ситуацию успеха, которая ведет к развитию личности)

  • «Постановка вопросов» (зачем я это делаю, делал, буду делать, что вы не знали, а сегодня узнали)

  • «Проблемные задания» (выполняют мотивационную функцию)

  • «Творческие задания» (составь загадку, ребус, сочини стихотворение, рассказ)

  • «Создание ситуации успеха» (поддерживать ученика, подчеркивать его продвижение вперед)



Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы можно провести диагностику мотивации учения, изучить отношение к школе учащихся (анкета).

  • Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы можно провести диагностику мотивации учения, изучить отношение к школе учащихся (анкета).

  • Уровни учебной мотивации:

  • 25-30 – высокий, познавательная активность

  • 20-24 – выше среднего, хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебой

  • 15-19 – средний, положительное отношение к школе, интересуется внеучебной деятельностью

  • 10-14 – низкий

  • ниже 10 – негативное отношение к школе



Диагностика уровня учебной мотивации



Диагностика на выявление мотивации учения (тест)

  • Я учусь, потому, что на уроке интересно

  • Я учусь, потому, что заставляют родители

  • Я учусь, потому, что хочу больше знать

  • Я учусь, чтобы потом хорошо работать

  • Я учусь, чтобы доставить радость родителям

  • Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

  • Я учусь, чтобы не опозорить свой класс

  • Я учусь, потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

  • Я учусь, потому, что нравится учитель



Анализ результатов исследования



Анализ доминирования мотивов у учащихся 4 класса



Заключение

  • Искусство воспитания состоит в том, чтобы правильно сочетать и социальные и познавательные мотивы, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, которые управляют жизнью личности.



Библиографический список

  • Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1992

  • Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М, 2003

  • Чирков В.И. Мотивация учебой деятельности. Ярославль, 2003



страница 1


скачать

Другие похожие работы:


С учащимися во время карантина

Тематический план: 11 стр.