Исследовательская работа включает следующие этапы
Организация исследовательской работы учащихся 5-9 классов
(выступление на педсовете 01.10.2012)
Одной из актуальных проблем в образовании является проблема активности личности в обучении. Решением проблемы является создание таких условий, в которых ученик может занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. Эти условия, то есть появление познавательных мотивов и интересов, творчества, обеспечивает исследовательская деятельность.
Исследовательская работа включает следующие этапы.
Начинается приобщение к исследовательской работе на обычном уроке. Я на уроке вижу успехи и неудачи своих учеников, вижу, есть ли у того или иного ученика стремление к самостоятельной работе, или он удовлетворен тем, что дали ему на уроке. Именно на уроке начинается подготовительный этап организации исследовательской деятельности. Учитель должен обратить внимание на специальные особенности ученика: уметь четко выражать свои мысли, делать обобщение или выводы, уметь работать с литературой, обладать способностями выше среднего, желание выяснить причины и смысл любого события.
Исследовательская работа эффективна и возможна только на добровольной основе. Поэтому на первом этапе я формирую группу учащихся , желающих заниматься творческой деятельностью, я объясняю ребятам, что представляет собой научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада. Показываю завершенные и успешно защищенные работы учащихся..
На 2 этапе провожу консультации с целью ознакомления учеников с основными приемами и необходимыми знаниями по организации исследовательской работы. На теоретических занятиях рассматриваются следующие вопросы:
Обсуждение и выбор тем для исследования (некоторые ученики выбирают сами, кому-то требуется помощь учителя).
Составление плана работы над данной темой.
Сбор данных по теме, его анализ и обобщение. Подбор и изучение литературы. Применение компьютерной технологии.
Консультирование по систематизации исследованного материала и анализу полученных результатов.
Знакомлю с общими требованиями к оформлению результатов исследовательской работы. Чаще всего это в виде реферата. Работа над введением, основной частью и заключением. Важный этап — знакомство со структурой исследовательской работы. Ребята конспектируют основные элементы: что должно включать введение, из чего состоит основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Кроме того, юные исследователи получают информацию о доступных для них методах исследования: сравнительный анализ, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение и др. В ходе занятия я использую наглядный материал, подготовленный с помощью программы PowerPoint
Следующий шаг — необходимо доходчиво объяснить детям содержание основных понятий научно-исследовательской работы.
Объектная область исследования — это сфера, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например лингвистике, математике, биологии, литературе, физике и т. д.
Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это носитель проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет исследования и определяет тему работы.
Тема — это представление объекта изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения поставленной задачи, вопроса.
Цель исследования — ответ на главный вопрос темы, ожидаемый результат исследования.
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Задачи — шаги, ступеньки к достижению цели и подтверждению (опровержению) гипотезы.
Выводы — корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы.
На следующем этапе с каждым учеником определяются цели, задачи, проблемы данной темы, обсуждается актуальность выбранной темы, составляется индивидуальный план работы над темой, устанавливаются сроки работы, прогнозируются результаты исследовательской деятельности и решается вопрос о форме представления (защиты) своей работы.
Самый главный этап, когда начинается индивидуальная самостоятельная деятельность ученика по его плану. Учитель при необходимости координирует и консультирует работу ученика.
Учащиеся докладывают о результатах работы, готовят ее презентацию и оформляют итоги работы в виде реферата. Учитель и ученик анализируют и оценивают результаты своей совместной деятельности по поиску вариантов решения поставленной проблемы или выдвинутой гипотезы.
На пятом этапе мои ученики успешно выступают со своими работами.
Оформление и представление полученных результатов также имеет большое значение, как образовательное, так и психологическое.
Автор должен представлять себе требования, которые будут предъявляться к его работе экспертами, оценивающими его труд. В нашем случае ребята получают навык правильного оформления результатов проведенной работы, учатся составлять справочно-ссылочный аппарат, список использованных источников и литературы, правильно форматировать текст.
Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо отметить, что все большую актуальность приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями представленных работ.
Это важный для детей этап, так как конкурсы и конференции научно-исследовательских работ предоставляют школьникам уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, получить квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста, оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки и культуры.
Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием. С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.
Предложенная мной данная система организации исследовательской работы опробована в течение 3 лет, и показала хорошие результаты.
Данилова О.-грамота (районная НПК)2009г
Ленкина В –участие в районном семинаре «Работа с одаренными детьми»
Ленкина В.-1 место (окружная НПК)
Хакимзянов Н. -1 место (окружная НПК)
Хакимзянов Н. -3 место (межрегиональная НПК)
Мусаква А. -2 место (межрегиональная НПК)
Мусаева А. -3 место (районная НПК)
Неплохие работы Смолкиной Н., Никифоровой О., Ленкина А., Турдибековой З.
Я считаю, что самое главное в ходе исследовательской работы – это не только опора на интеллектуальные умения ученика, а развитие этих умений и навыков. К ним относятся навыки самообразования, системный подход к решению поставленных задач, умение логически мыслить, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе. Эти умения универсальны относительно любого выбора направления жизненного пути.
Индивидуальная исследовательская деятельность является частью личностно ориентированных технологий. Она способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: