NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания


БИЛЕТ №3

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такое исключение рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы).

При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования).

БИЛЕТ №4


Период классической науки: XVII в – XIX в.

Основные черты классической науки


1) Детерминизм – фундаментальный принцип классической науки. Детерминизм – учение о взаимосвязанности и взаимообусловленности различных сторон и фрагментов действительности.

Детерминизм противопоставляется Аристотелевской телеологии (учение о целесообразности всего сущего). Галилей считал, что дело науки устанавливать движущие причины явлений, а не цели движения.

В классической науке особое значение имеет один вид детерминизма – Лапласовский детерминизм. Лаплас в своих трудах изобразил вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. Такой вид детерминизма также носит название механистического детерминизма.

2) Переход к представлению о бесконечной вселенной. В Античности и в средние века мир представлялся конечным. Джордано Бруно развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Главный из его трудов – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584).

3) Переход от качественного описания природы к количественному, математическому описанию.

Разрабатывается новый математический аппарат – дифференциальные и интегральные исчисления (Ньютон, Лейбниц), что дает возможность математически изображать не только состояния, но и процессы.

4) Классическая наука понимает познание как созерцание, как отражение воздействия объекта. Причем объект познания существует сам по себе, независимо от субъекта и процесса познания.

Как следствие такого понимания познания появляются следующие убеждения:

- объективное знание возможно и достижимо;

- в науке постоянно происходит накопление знаний (кумулятивизм);

- наука в скором времени достигнет полного, точного, систематического знания о мире.

5) Механистический характер классической науки – вся природа объяснялась в точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась сведением сложного к простому, целого к сумме частей.

6) Широкое применение приборов и экспериментальных установок, с помощью которых обнаруживаются новые явления.

Картина мира в классической науке представляет Вселенную как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Природа – машина, части которой подчинены строгой детерминации.

Определенные изменения произошли в естествознании в 18-19 в.в. Появление новых дисциплин – биологии, географии и т.д., а также ряд физических открытий (квантовая теория Планка, работы Эйнштейна) необъяснимых с точки зрения классической физики привели к созданию новых теорий и как следствие к становлению неклассической науки.

БИЛЕТ №5

Симптомы того, что классическая наука изжила себя: Критика фундаментальных представлений о мире (представление об абсолютном пространстве и времени – критика Р.Маха); Создание Неэвклидовой геометрии; К концу XIX в. в фундаментальной физике были сделаны открытия необъяснимые с позиции классической физики (например, «отрицательный опыт Майкельсона» - скорость света в направлении вращения Земли и в противоположном – одна и та же; открытие электрона, радиоактивности). Изменения в социальном плане – профессия ученного более массовая, быстро развивается прикладная наука, распространяются лаборатории при промышленных предприятиях, все большее влияние на науку оказывают политика и государство.


Особенности неклассической науки:

– Переход от лапласовского детерминизма к вероятностному детерминизму. Пример: Учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира. С т.з. квантовой механики, все, что может дать теория – это вероятность положения, нахождения объектов микромира.

– Познание – не как созерцание, а как активная, конструирующая деятельность субъекта. Это связано с обнаружением относительности результатов познания в зависимости от аппаратуры и условий эксперимента. Т.е. теории неклассического периода развития науки, показали, что невозможно отделить объект познания от субъекта. Так, свойства наблюдаемого зависят от средств (корпукулярные и волновые свойства частиц зависят от способа их наблюдения).

– Постепенное изменение ориентиров – наука ориентируется на практическое применение.

Принцип дополнительности Н.Бора


В 1927 году Нильс Бор дал формулировку одного из важнейших принципов квантовой механики – принципа дополнительности. «...Из этого открытия следует, что весь способ описания, характерный для классической физики (включая теорию относительности), остается применимым лишь до тех пор, пока все входящие в описание величины размерности действия велики по сравнению с квантом действия Планка.

Это обстоятельство означает возникновение совершенно новой ситуации в физике в отношении анализа и синтеза опытных данных. Она заставляет нас заменить классический идеал причинности некоторым более общим принципом, называемым обычно «дополнительностью».

Получаемые с помощью различных измерительных приборов сведения о поведении исследуемых объектов, не могут быть непосредственно связаны друг с другом обычным образом, а должны рассматриваться как дополняющие друг друга. Таким образом, в частности, объясняется безуспешность всякой попытки последовательно проанализировать «индивидуальность» отдельного атомного процесса с помощью разделения такого процесса на отдельные части. Это связано с тем, что если мы хотим зафиксировать непосредственным наблюдением какой-либо момент в ходе процесса, то нам необходимо для этого воспользоваться измерительным прибором, применение которого не может быть согласовано с закономерностями течения этого процесса.

Согласно соотношению неопределенностей Гейзенберга, нельзя в одном и том же опыте определить обе характеристики атомного объекта – координату и импульс. Бор же отметил, что координату и импульс атомной частицы нельзя измерить не только одновременно, но вообще с помощью одного и того же прибора. Для измерения импульса атомной частицы необходим чрезвычайно легкий подвижный «прибор». Но именно из-за его подвижности положение его весьма неопределенно. Для измерения координаты нужен очень массивный «прибор», который не шелохнулся бы при попадании в него частицы. Но как бы ни изменялся в этом случае ее импульс, мы этого даже не заметим

БИЛЕТ №6

Постнеклассический тип рациональности и его признаки


Период постнеклассической науки начинается с 50-х гг. ХХ столетия.

Для этого периода характерны отрасли науки, которые описывают сложные образования.

Большое влияние на современное научное сообщество оказывает область естествознания – синергетика. Синергетика – теория о самоорганизации и развитии сложных систем любой природы.

Особенности этих систем:

– Они являются открытыми, т.е. взаимодействуют с открытой средой.

– Являются неравновесными системами.

– Их развитие допускает такие состояния когда малые изменения способны изменить законы развития этой системы. Невозможность дать прогноз о развитии такой системы.

– Время в подобных системах необратимо. Системы имеют много путей развития (альтернативы).

– Способность системы саму себя организовывать.

– Системы могут упорядочиваться из хаоса.

– Такие системы претендуют на роль общей картины мира.

Т.о., синергетика:

– наука;

– общая концепция новых сложных самоорганизующихся систем;

– междисциплинарный метод изучения;

– совокупность идей наиболее общих для всего познания.

Черты постнеклассической науки


– Если раньше главная цель познания – достижение истинного знания, то в постнеклассической науке цель – преобразование действительности. В результате знание в большей степени определяется ценностно-целевыми установками субъекта, т.е. знания строятся не на беспристрастности субъекта, а в расчете на пользу (данная особенность может быть опасной, т.к. установки могут быть идеологическими, политическими).

– Стремительное становление и развитие компьютерной науки, широкое применение находит компьютерное моделирование во многих отраслях и сферах. Размываются границы между эмпирическим и теоретическим познанием.

Перспективы применения компьютерной техники для науки необозримы (задача о 4 красках: можно ли любую географическую карту раскрасить с помощью 4 красок – решение было найдено с помощью компьютера).

– Плюрализм научных концепций, программ, подходов. Классическая наука была убеждена, что к истинному знанию ведет один путь (т.е. только одна правильная концепция). Уже неклассическая наука продемонстрировала, что исчерпывающее знание может получено через использование различных подходов и методов.

Принцип дополнительности Бора – целостное представление о мире может быть получено с применением различных методов и подходов.

Сочетание множества стратегий развития Вселенной: В космофизике – используется целая серия космологических моделей.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: