NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Как помочь ребёнку грамотно писать. (советы родителям)


Как помочь ребёнку грамотно писать.

(советы родителям).

Пожалуй, заранее можно сказать, что ни один предмет школьного курса не доставит вам столько беспокойства, столько русский язык. Я имею в виду прежде всего грамотное письмо.

Бывают дети, которые пишут грамотно, как они говорят, по интуиции, сами не зная, почему пишут именно так, а не иначе. Как правило, у этих ребят исключительно хорошо развита зрительная память. Они много читают и просто по ходу чтения запоминают правильные написания многих слов. Однако и у этих немногих счастливцев плохо обстоит дело с пунктуацией.

И всё-таки огромное большинство детей овладевает навыками грамотного письма с большим трудом. Загляните в страницу классного журнала, где выставлены оценки. Самая распространённая отметка за диктанты и изложения – тройка.

Очень часто обеспокоенные папы и мамы приходят к учителям с тревожным вопросом: как помочь сыну (дочери) научиться грамотно писать? Между тем помочь всё-таки можно, но для этого папа или мама должны проявить терпение.

Когда вы вернулись с работы, сын уже закончил уроки. Обязательно попросите показать вам дневник. По русскому языку задано упражнение. Не пожалейте своего времени: пусть мальчик достанет свой учебник и тетрадь, пусть вслух прочитает задание к упражнению. Чаще всего в нём надо вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Пусть сын объяснит вам, почему он вставляет именно эти буквы, а не другие. Он припомнит правила (если затруднится в объяснение какого-нибудь написания, помогите ему отыскать правило в учебнике), потренируется в устной речи. Теперь проверьте, подчеркнул ли он те слова, буквы или знаки, о которых говорилось в задании к упражнению. Часто ученики считают упражнение выполнимым, если они просто переписали его, не обращая внимания на то, что надо было при списывании подчеркнуть. Такую работу учитель совершенно справедливо считает невыполненной.

Даже такая, не очень сложная проверка упражнения тоже принесёт свою пользу. Но это, конечно, недостаточно, если у ребёнка есть проблемы в русском языке, и учитель советует вам: « Пишите со своим ребёнком каждый день небольшие диктанты». Родители обычно спрашивают, где им брать тексты таких диктантов. На дом заданно упражнение. Выполнить его надо обязательно. Так используйте это упражнение в качестве текста для диктанта. В упражнении обычно бывает 12-14 предложений. Можно продиктовать их разными способами. Скажем, первые два-три предложения медленно, отчётливо. Пусть ваш ребёнок объяснит написание всех трудных слов, которые встретятся в тексте. Особое внимание обратите на те слова, в которых пропущены буквы. В связи с каждой из этих букв надо припомнить правило, по которому пишется именно эта буква или ставится именно этот знак препинания. Остальные слова достаточно отчётливо проговорить по слогам, если, конечно, они не вызывают сомнений. Если же ребёнок не знает, как пишется то или иное слово, постарайтесь вместе с ним найти в учебнике соответствующее правило, а не смогли отыскать - ну что ж, завтра обязательно надо спросить у учительницы, почему оно пишется так, а не иначе.

Но вот все трудные для правописания слова выяснены. Теперь можно записывать предложение под диктовку (диктовать по два- три слова). Теперь обязательно добейтесь, чтобы ваш ученик при записи слов громко проговаривал их по слогам. Это очень помогает их запоминанию: работают одновременно все виды памяти: логическая( ребёнок понимает, почему пишется именно так), слуховая (он слышит то, что пишет),зрительная (видит каждое слово) и моторная (водит при этом рукой).

Записали два-три предложения. Теперь продиктуйте ему два-три предложения другим способом. Их надо записать, все так же громко проговаривая каждый слог и попутно объясняя (до записи этого слова) правило, по которому пишется слово. Кстати, таким образом ребёнок дома потренируется в том самом комментированном письме, которым сейчас много занимаются на уроках русского языка. Это очень важно - уметь одновременно с письмом объяснять правила, по которым пишешь. Собственно, именно так и приходится делать во время контрольного диктанта в школе.

Итак, вы уже применяли два способа диктовки. Теперь попробуйте третий. Следующие два-три предложения просто продиктуйте. Пусть возле записи этих предложений сын или дочь объяснят вам правописание всех слов и постановку всех знаков препинания. Этот вид диктанта так и называется – « объяснительный». Конечно, в известном смысле он менее удобен, чем первые два вида, потому что придётся исправлять. И всё-таки эта работа тоже очень полезна.

Оставшиеся предложения просто продиктуйте и посмотрите, много ли сделано ошибок. Вот ваш диктант и закончен. Одновременно выполнено домашнее задание по русскому языку. И у вашего ребёнка будет ощущение дополнительного затраченного времени.

Петровская Е. А.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: