Какие особенности примеров следует отметить?
Корни
Какие особенности примеров следует отметить?
1) Во многих из них под знаками радикалов стоят целые числа. Прежде всего, это степени маленьких простых чисел – 2, 3 и 5. Эти степени надо узнавать. Проглядите все примеры и определите эти степени. Начнем это делать вместе: 8 = 23; 32 = 25; 27 = 33; 125 = 53; 64 = 26; 256 = 28 и т. д. Иногда даются числа, которые надо представить как произведение степеней простых чисел: 20 = 22 5; 45 = 33 5; 54 = 2 27 = 2 33 и т. д.
2) Степени одного простого числа могут быть собраны под одним радикалом, могут быть под двумя радикалами одной степени или разных степеней, соединенных знаком умножения или деления.
а)

б)

в)




3) Встречаются десятичные дроби, которые полезно представлять как произведение степеней числа 0,1 и степеней простых чисел, либо как обыкновенную дробь:
0,04 = 22 (0,1)2; 0,2 =

4) Если иррациональное выражение с квадратным корнем стоит под знаком радикала (эти примеры относят к более трудным), то всегда надо искать рядом (или вводить) «сопряженное выражение» (




Ответы.
1. 4.
2. Первое слагаемое


3. Первое слагаемое


4. Первое слагаемое


5. Первое слагаемое


6.

7.



8. 54 250 = 33 2 2 53;





9. Под кубическим корнем стоит 33. Ответ: 3.
10. 4.
Степени
По-прежнему постараемся обойтись устными вычислениями.
Ряд примеров явно нацелен на проверку умения использовать определение и свойства степеней при вычислениях значений числовых выражений – это, прежде всего, №№ 11 – 14. Ситуация практически такая же, как в предыдущей теме (корни).
В качестве оснований берем встречающиеся простые числа: 2, 3, 5.
64 = 26; 4 = 22; 81 = 34; 125 = 53 и т. п.
Далее дело сводится к сложению умножению показателей.
11.

12. В записи этого примера одновременно встречаются и радикалы и дробные степени (что говорит о плохом математическом вкусе составителей).


13. Собираем степени числа 3:

Двойка встречается один раз: 2–4 =


14. Отдельно считаем степени двойки и тройки.
16 =24; 4 (–0,75)


81 = 34 (не забудем, что 81 стоит в знаменателе).
4 (–0,75)

Делим:


В примерах 15 – 18 похожие преобразования делаются с буквенными основаниями.
15. Находим показатель степени:

16. a: 2,5 – 0,5 = 2; b: –2,5. Ответ: a2 b–2,5.
17. Стоит сумма. Скорее всего, слагаемые будут подобны. Складывается


18. Наконец, появилась алгебра – разность квадратов. Наиболее часто встречающееся разложение: a – b =



19. m:




Пример 20 чуть менее тривиален.
20. Это уже явно пример не на преобразования, а на свойства показательной функции. Функция


Логарифмы
Первое, на что следует обратить внимание: там, где логарифмы складываются, вычитаются, умножаются на маленькие числа, можно ожидать простых вычислений; там, где логарифмы перемножаются или делятся, преобразований ожидать не придется.
В примерах 21 и 22 происходит простые вычисления, связанные с логарифмами по одному и тому же основанию.
21. Под знак log2 надо поставить

22. Лучше привести к степеням десятки: 0,1 = 10–1, 100 = 102. Понятно, что основание 0,3 отношения к десятке не имеет 2 log0,30,1 = 2 log0,310–1 = –2 log0,310. Сумма этих логарифмов равна нулю (и основание 0,3 оказалось, как мы и предполагали) не при чем.
23. Встречаются степени двух простых чисел –3 и 11, причем логарифмы перемножаются. Наверняка попадается тождество log311 log113 = 1.
Придется еще вспомнить, что log9 =

Итак: log9(115) =


24. Сведем к степеням двойки: 128 = 27; 4 = 22. В числителе стоит 7 lg 2, в знаменателе 2 lg 2. Ответ:

Кроме «потенцирования», т. е. перехода от логарифмов к обычной записи чисел, нужно уметь «логарифмировать». Опять же нужно не путать сложение/вычитание с умножением/делением. Теперь все наоборот – логарифмировать сумму/разность напрямую нельзя, а произведение/частное – можно.
25. Понятно, что два слагаемых не связаны друг с другом. Под первым логарифмом стоит



Второе слагаемое 0,2 =



Примеры 26 и 27 по существу только формой отличаются от предыдущих. Логарифмируем частное и произведение.
26. log327 = log333 = 3; log3a4 = 4 log3a. Подставляем log3a = 2 (все это устно) и находим ответ 3 – 4 2 = –5.
27. Все аналогично: log525 = 2; log5a2 = 2 log5a. Подставляем loga5 = –


29. Все то же самое, если не проще.
Сразу находим ответ: 2 6 – 3

Часто встречаются примеры на использование основного логарифмического тождества

Так, в примере 28 есть



Пример 30 чуть более сложен, но не намного. Ясно, что в нем можно выделить два числа – 12 и 7 (удачно, что 12 не разбивается еще на множители). 49 – это 72. Лучше перейти к основанию 7: log49 =




страница 1
скачать
Другие похожие работы: