«Клетка сложно устроенная самостоятельная живая система»
Урок по технологии проблемного обучения
«Клетка – сложно устроенная самостоятельная живая система»
Ряшина С.Г.,

МОУ Старозаимская основная общеобразовательная школа
Заводоуковский городской округ Тюменская область
9 класс
Тема: «Клетка – сложно устроенная самостоятельная живая система»
Цели урока:
Познавательная: Создать условия для закрепления сведений о строении клетки на уровне:
Знания о строении клетки как целостной системы.
Умения распознавать клетки растений и животных.
Развивающая: создать условия для развития таких мыслительных операций как анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи,
активизировать творческое мышление.
Воспитывающая: формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда.
Общедидактические: создать условия для закрепления учебной информации по теме «Клетка»
Тип урока: закрепление пройденного материала
Урок проводится по технологии французских мастерских
Метод обучения: проблемный
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Уровень усвоения: творческий
Дидактический материал: Карточки для проведения групповых работ, презентация
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, микроскопы и микропрепараты простейших, компоненты для моделирования клетки (футляр от фотоплёнки, цветные бусинки, пуговицы, пластелин и т.д.), карандаши, листы бумаги, карточки.
Актуальность использования ИКТ: развитие познавательного интереса к предмету, наглядное представление материала.
Ход урока
Этапы | Дидактическая цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационный | Подготовка учащихся к работе на уроке | Организует процесс подготовки уч-ся к занятию | дети занимают места, приготовленные для групповой работы, выбирают мастера для координирования работы в группе. |
2 Мотивация и целепологание | Обеспечение мотивации учения учащихся |
Известно, что все живые организмы состоят из клеток. Между какими структурами, предметами быта, окружающими человека и клеткой можно провести аналогию. Опишите структурные компоненты промышленного завода, предметы рюкзака. Можно ли сказать, что оба сравнения удачны? Почему? 2 Ориентирование учащихся на постановку целей урока | Решают проблемную ситуацию. Постановка учащимся индивидуальных целей. |
3 Усвоение новых знаний и способов деятельности | Обеспечение восприятия и запоминания информации | Выстраивает систему последовательных вопросов для создания схемы по теме. Предлагает начертить схему завода с его структурными подразделениями, провести опись рюкзака, выявить значение предметов. Провести аналогию с органоидами клетки. | Решают проблемные вопросы, определяют отличительные признаки изучаемого объекта, находят аналогии |
| Установление правильности и осознанности усвоения новых знаний, выявление пробелов и коррекция | Предлагает учащимся упражнение «Не прерви цепочку» | Называют органоид, сравнивают его функции с аналогиями |
| Обеспечение усвоения способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации | Предлагает учащимся задания с целью закрепить полученные знания и способы деятельности. Учащиеся могут по желанию выполнить тест, сконструировать модель клетки из футляра фотоплёнки и подручного материала, нарисовать клетку, вылепить модель из пластилина. | Выбирают задании, выполняют его и проводят проверку и коррекцию с помощью слайда |
Афиширование – представление работ на общее обсуждение | Выступает в роли мастера | Озвучивание презентаций. | |
4 информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Даёт информацию о домашнем задании | Записывают информацию о домашнем задании |
5 подведение итогов учебного занятия Рефлексия | Обеспечение анализа успешности достижения цели и постановки перспективы следующей работы Осознание процесса и результата учебной деятельности | Предлагает учащимся определить уровень достижения поставленной в начале урока цели, проанализировать результат своей работы. | Делают выводы. Пополняют корзину идей Оставляют жетоны: красные если считают что на уроке реализованы поставленные цели, Зелёные если цель урока осталась не реализована |
Приложение к уроку:
1 Тест: назвать органоид по описанию
1 Всех вокруг я заверяю, Роль я важную играю, У меня есть свой завод. Ежегодный оборот Составляет много тонн. В государстве важен он. Я в мембранные структуры Упакую всякий хлам, Позже от него избавлюсь, Если повезёт – продам. Запасаюсь всем, чем надо, Забиваю свой же склад, И за это я имею Очень скромненький оклад. 2 Я на страже государства День и ночь стою без сна И его оберегаю, Без прикрас скажу – одна! Чтобы не иссякла влага, Чтобы не пробился враг, И пока на страже я, Спит спокойно вся страна. 3 Обесточить государство – И ему придёт конец! Кто тут главный? Что, ребята, Уяснили наконец? Кто вас делает сильнее? Кто вам в дом тепло даёт? Вот пример для нас важна Лишь энергия одна. 4 Без энергии, конечно, Наступила бы беда, Но завод переработки – Это разве ерунда?! Сия важная заслуга В Целом мне принадлежит Без следа уничтожает Всё утильсырьё завод, Что осталось, запускает Снова в дело, в оборот. 5 Я представляю огромную фирму, Мы лучшая в мире Строительная корпорация. Мы производим белок для строительства И строим. Для жителей и для правительства. 6 Здравствуйте, здравствуйте, господа! Узнали? Узнали! Конечно же, да. Нас не узнать почти невозможно, Без нас государство почти безнадёжно. Не только страна, но и в целом планета – Без нас никуда! Все знают об этом. Мы производим без всяких хлопот Важный для всех газ – кислород. И углеводы, что скажем заранее, Важные очень продукты питания. 7 Я буду краткой, все устали, Но я хочу, чтоб вы узнали, Что все перевозки от двери до двери Мы осуществляем совсем без потери. |
Практическая работа с микроскопом
- Рассмотрите препараты чешуи кожицы лука, инфузории-туфельки, гриба мукора.
- Ответьте на вопрос: «Что общего в строении этих организмов?»
- Выполните задание 45 в карточке.
- Сделайте вывод о проведённых исследованиях.
План ответа:
Исследовав препараты чешуи кожицы лука, инфузории-туфельки, гриба мукора можно сделать вывод что эти организмы имеют…. строение. Их клетки имеют общие черты строения, это - …. Отличить данные клетки можно зная что растительная клетка имеет……, животная……., грибная ….. (варианты ответов:
- имеет муреиновую оболочку похожа на растительную не содержит хлоропласты,
- имеет органоиды движения много митохондрий хлороплатов нет,
- есть целлюлозная оболочка и хлоропласты вакуоль с клеточным центром)
Конструкторская мастерская
1- Сконструируйте модель растительной клетки, имея подручный материал:
Клеточная стенка с порами – футляр из-под фотоплёнки
Ядро - горошина
Хлоропласты -пуговицы
Вакуоль – маленький шарик
Цитоплазма - вода
2- посмотрите в микроскоп, чем отличаются ваши клетки
(цвет, форма, клетка объёмная, живая, и т.д.)
3- что является в вашей клетке главным.
4- Представьте свою модель классу, расскажите о клетке
Пресс-центр
Создайте презентацию «Клетка – единица живого».
Слайды: -История открытия клетки
-Основные положения клеточной теории
-Рисунок клетки (органоиды подписать)
-Вывод (Клетка – сложно устроенная самостоятельная живая система)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: