Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов
Октябрь 2009г
Концепция
воспитательной работы
в ОГОУ СПО « Ивановский торгово-экономический колледж»
Разработала: зам директора по УВР Мазаеа Т.А.
Утверждена: директором Богатырева И.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ.
1. Краткая характеристика состояния воспитания студентов в ССУЗах.
В средней профессиональной школе России сложилась и действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменение государственно-политического и социально-экономического строя в России создало принципиально новую ситуацию в сфере образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целееобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.
Воспитание студенческой молодежи в России осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Студент способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством. Подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой ОУ. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде, сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одной из самых острых является проблема социального неравенства.
Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, воровство, проституция, и др. В студенческой среде отмечается падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.
Отрицательно влияет на воспитательную систему снижение в обществе социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда. Остается невысоким профессиональный и культурный уровень части преподавателей.
Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро встает вопрос разработки новых технологий воспитания студенчества (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.
Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Для значительной части студентов внеучебное время становится рабочим временем и основным способом выживания.
Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение.
Новое политическое, экономическое и социально-культурное устройство общества требует формирования личности нового социокультурного типа:
гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни;
духовной, обладающей развитыми потребностями в познании
окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни, общении с искусством, пониманием ценности своего внутреннего мира;
творческой, с развитым интеллектом, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;
прагматичной, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предприни-мательство, компьютерная грамотность, языковая культура).
Воспитание современного студенчества должно соответствовать целям построения демократического общества в стране. Только через воспитание молодого поколения на демократических началах, можно создать социальную основу демократического строя, реализации демократических свобод.
2. Теоретический и методологический аспекты воспитания студентов ССУЗов в современных условиях.
Важнейшими структурными компонентами системы воспитания, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются:
содержание воспитания;
цели и задачи воспитания;
субъект и объект воспитания;
современная воспитательная система;
социализация личности студента;
направления воспитательной деятельности.
Модернизация содержания воспитания. Воспитание молодого поколения, как общественный процесс, оказывает существенное влияние на жизнедеятельность общества и его развитие, содействует:
сохранению, воспроизводству и развитию национальной культуры;
реализации преемственности поколений в социокультурной сфере;
созданию условий для свободного развития личности, владеющей новейшими знаниями в области будущей профессиональной и социальной деятельности.
Становление и развитие воспитания, категорий и понятий, которыми общество оперирует при анализе содержания и реализации воспитательной деятельности объективно связано с общественно-исторической практикой. В этом смысле суть воспитания основана на таких формах общественного сознания как политика, мораль, наука, искусство, право, религия.
Воспитание, как органическая часть образовательной системы, создает условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности. Управление развитием личности содействует формированию жизнеспособности молодого человека, ориентированного на преобразование общественной и природной среды.
Понимание целей и задач современного общественного развития является важнейшей предпосылкой для реализации учреждением среднего специального образования функции воспитания, поскольку она включает в себя в качестве главных такие два взаимосвязанных процесса как:
овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими личности реализовать в практической деятельности и в различных жизненных ситуациях выбранные основополагающие ценности;
социализацию, которая ставит своей целью усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями (общечеловеческими, национальными, личностными).
В воспитании должна быть использована не только сфера учебно-воспитательного процесса, но и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности ССУЗа. Воспитание студентов должно осуществляться также в ходе реализации образовательных программ, и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время.
Воспитание студента в период обучения в ССУЗе - важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса. Следует учитывать, что изменения в мировоззрении взрослого человека носят более локальный характер по сравнению с теми, которые происходят в период становления личности в студенческие годы. Этот период является и началом того времени в жизни человека, когда он сам берет на себя практически полную ответственность за свою воспитанность, культурность и переходит к осознанному и целенаправленному самовоспитанию.
Цели и задачи воспитания. Направленность процессов обучения и воспитания в современном обществе должна соответствовать цели воспитания - формированию культурной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды. Достижение данной цели может осуществляться через конкретные цели воспитательной деятельности, реализуемые на соответствующих этапах развития общества.
Для каждой профессиональной категории студентов можно говорить об определенной специфике цели воспитания. Вместе с тем необходимо определить и общий стратегический подход к цели воспитания, который должен быть ориентирован на реализацию следующих условий:
максимальное овладение студентами материальными и культурными ценностями, научными и техническими достижениями, накопленными человечеством и российской культурой;
оказание помощи молодому человеку в раскрытии его внутренних потребностей и способностей, содействующих самоопределению, самоутверждению, самореализации личности;
стимулирование процесса самопознания личностью своей сущности, стремления к индивидуальному стилю жизни и поведения, личной стратегии жизнедеятельности.
Целью современной системы воспитания должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Данное определение цели воспитания свидетельствует о его сложности, что обусловлено взаимодействием двух её составляющих — личностной и социально-общественной.
Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Основное содержание цели воспитания обусловливает ряд важнейших задач воспитания:
углубление воспитательного аспекта методологической и профессиональной подготовки специалиста с учетом мировоззренческих знаний, ориентированных на системное понимание фундаментальных связей: человек — человек; человек — общество; человек — техника; человек — природа; развитие самопознания;
формирование нравственно-ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности, личностной активности;
обеспечение реальных условий развития личности и её социально- психологической поддержки, защищенности на основе государственной политики в области образования через систему стипендий и образовательных кредитов, льгот за пользование услугами социально-культурного назначения, свобод и прав студентов как личности;
приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям, соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;
воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, обеспечению и воспитанию нового поколения на основе гуманистических принципов и демократии;
восстановление и реализация оправдавших себя в прошлом и приемлемых в новых условиях воспитательных мероприятий (программы воспитания, студенческое самоуправление, факультеты общественных профессий, клубы по интересам и определенным направлениям и др.).
Воспитательная система.
Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы. Сущность воспитательной системы определяется философским пониманием смысла социальной системы вообще, представляющей собой соединение системо- образующих элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство, основными элементами которых являются люди, их нормы, связи. Такое понимание социальной системы, в том числе и воспитательной, предполагает наличие определенных системных качеств - цели, иерархии задач, соответствующих органов управления.
Специфической характеристикой воспитательной системы является её значительная сложность, поскольку основным действующим и управляющим субъектом является воспитатель, а объектом воспитательной направленности - личность студента. Эта объективная сложность воспитательной системы заложена в неопределенности получаемых результатов, как на промежуточных, так и на конечных стадиях воспитания. Следовательно, реализация целей и задач, заложенных в сути воспитательной системы, нередко бывает ограничена в степени познания и контроля, как за общественным, так и за индивидуальным процессом воспитания.
Воспитательные системы не могут быть статичными, они развиваются вместе с обществом. В настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования.
В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания наиболее талантливой и активной части студенческой молодежи.
При формировании современных воспитательных систем учебных заведений необходимо учитывать и реализовать следующие основополагающие принципы:
связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;
гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
единство воспитания и самовоспитания;
одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;
последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
В процессе развития новой воспитательной системы современной России осуществляется формирование новой культуры воспитания, которая характеризуется:
многообразием и вариативностью воспитательной практики;
увеличением свободы выбора деятельности всех субъектов воспитательного процесса;
личностно- ориентированной направленностью воспитания;
организацией воспитательной среды, все более приобретающей гуманитарный характер и представляющей собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое конкретной педагогической системой и ориентированное на формирование духовно- нравственных ценностей личности;
оптимизацией процесса социализации личности, её индивидуализации.
Социализация личности студента. Она является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и главным результатом функционирования воспитательной системы.
Социализация -это способность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Понятие социализации родственно понятию воспитания. Но воспитание означает, прежде всего, направленные действия, посредством которых человеку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Социализация, наряду с воспитанием, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым он приобщается к культуре и становится полноправным членом общества. Но социализация-это не просто внешнее влияние, регулирующее проявление присущих индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность - не предпосылка социализации, а её результат.
Социализация-это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности. Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.
Решение общенациональных задач России, вывод её из кризиса и возрождение во многом зависит от процесса социализации студенческой молодежи, сущность которой заключается в индивидуальной и общественной обусловленности развития личности, формирования её сознания и поведения в разных системах общества.
Социализация личности студента определяется взаимодействием ряда факторов:
общей среды учебного заведения, включающей все направления деятельности данной педагогической системы, располагающей соответствующей материально-технической инфраструктурой и решающей задачу подготовки специалиста;
социокультурной среды учебного заведения, обеспечивающей гуманистическую направленность духовного мира личности;
гуманитарной среды, определяющей получение мировоззренческого гуманитарного знания и формирования гуманистических ценностей личности.
Основными направлениями социализации и развития личности в условиях ССУЗа являются:
образовательный процесс, главным компонентом, которого является изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у студентов стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
формирование у молодежи трудолюбия, потребности в сотрудничестве, чувства справедливости, любви к Отечеству.
Среди основных принципов воспитания и социализации студентов необходимо выделить и реализовать в практике следующие:
демократизм, означающий не только воспитание специалиста, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, но и демократизацию самой системы воспитания, переход от системы с однонаправленной идеологией и принудительным воздействием к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;
гуманистическое отношение к субъектам воспитания,
предполагающее отношение к личности студента как к само- ценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни;
духовность, проявляющаяся в формировании у студента духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм морали, интеллигентности;
патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающий целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;
конкурентоспособность, выступающая как специфическая особенность демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;
толерантность, являющаяся одним из важных факторов воспитания студенческой молодежи в условиях развивающейся демократии в России и предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к инакомыслию, другим культурам, образу жизни, поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов;
индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность. Система воспитания в ССУЗе должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого студента в процессе его воспитания и социализации;
вариативность, включающая различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы, воспитания не на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.
Одной из наиболее важных проблем реализации концептуальных основ воспитания студентов является формирование положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий, что в первую очередь определяет эффективность воспитательного процесса. Это особенно важно в условиях перехода к демократической системе воспитания, основанной на педагогике сотрудничества.
В связи с этим все большее значение в современном обществе приобретает проблема формирования у студентов необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны возрождающейся системы воспитания.
Достижение целей воспитания студентов требует разработки и реализации системы и программы воспитательной деятельности. При этом необходимо учитывать, что процесс становления личности внутренне противоречив, так как он объективно отражает противоречивость жизнедеятельности общества, влияние на студенческую молодёжь различных социальных групп, интересы которых могут противоречить друг другу.
В интересах оптимизации воздействия среды на личность студента и воспитательного воздействия его на самого себя, необходимо учитывать эту сложность, не абсолютизируя возможность регулирования и в то же время не допуская самопроизвольности в этом процессе, полагаясь только на саморегуляцию формирования качеств личности в обществе. В таком случае сущность функционирования системы воспитания будет заключаться в оптимизации, совершенствовании объективного взаимодействия социализации личности студента и его самовоспитания.
Актуальной задачей является обновление не только содержания, но и форм и методов воспитания. Существующие наиболее развитые направления воспитательной работы оцениваются специалистами и студентами негативно за исключением студенческого самоуправления.
Непосредственная реализация новой системы воспитания осуществляется через различные формы и методы проведения воспитательного процесса, с использованием необходимых средств. Значительный положительный опыт по воспитанию молодого поколения, накопленный за годы предшествующего исторического периода развития государства, необходимо сохранять и по возможности использовать в новых условиях.
В то же время, условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно возрождение российской нации и эффективное осуществление процесса формирование личности. К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, следует отнести:
определение степени жесткости системы воспитания в условиях новейшего периода развития государства и на перспективу;
соотношение свободы и принуждения личности в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;
формирование потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;
наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
- разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.
Направления воспитательной деятельности. В современной теории и практике воспитания обосновываются и выделяются приоритетные направления воспитательной деятельности. К их числу относятся:
формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей—общечеловеческих, гражданских, профессиональных,
определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру;
нравственно-этическое воспитание;
правовое;
гражданско-патриотическое;
эстетическое;
физическое;
экологическое;
семейно-бытовое.
Формирование мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых ценностей личности необходимо рассматривать как одну из фундаментальных задач воспитания.
Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место, среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота. Воспитательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях призван обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности, определяющих:
отношение к правам человека, уважение к достоинству личности;
социокультурньте, отражающие отношение к культуре, науке, образованию, искусству, этике, морали, национальным и межэтническим особенностям;
социальные, позволяющие адекватно оценивать политическую структуру общества, правовую и экономическую культуру и порядок;
экологические, формирующие гуманное отношение к природной среде.
Рассматривая процесс формирования ценностного сознания молодежи следует учитывать преемственную связь между поколениями, традициями, сохраняющимися в обществе. Вместе с тем, следует принимать во внимание, что мера осмысления и степень присвоения общечеловеческих ценностей каждой личностью различна, что связано с возрастом, уровнем образования, профессиональной и гуманитарной подготовки студентов. В связи с этим в поэтапной учебно-воспитательной практике необходимо акцентировать внимание студентов на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.
На современном этапе развития российского общества научное мировоззрение - это только часть миропонимания. Свобода совести, наметившийся союз государства и церкви делают религию полноправной компонентой современной жизни, также как и науку. Значительная часть молодёжи, в том числе и ССУЗовской, проявляет интерес к религии, различным религиозным конфессиям.
В сложившейся ситуации не только гуманитарные науки, но и изучение естественнонаучных дисциплин способны оказывать положительное воздействие не только на профессиональную компетентность и интеллектуальный потенциал, но и на миропонимание и мироощущение молодежи.
Естественнонаучные знания о мире могут стать средством освоения действительности при существовании особого уровня духовной деятельности. В связи с этим, человек должен не только изучать природу, но учиться у неё на основе модельного знания о ней. Такой подход к содержанию естественнонаучного знания даёт возможность перенести определенные особенности природного мира на мир общественный.
На фоне разнообразия культур и народов, географических и экологических условий существования человека необходимо формировать у молодёжи культуру мышления, понимания происходящего с позиций толерантности и учета окружающей природной и общественной реальности. Именно эти позиции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин позволяют формировать у личности систему представлений о взаимодействии природы, общества и человека, ориентированных на синтез философской (интегральной) картины мира и интегрального сознания человека.
Нравственно-этическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности. Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.
В условиях современной России система нравственности имеет достаточно динамичный характер, поскольку здесь сочетаются моральные нормы, традиции и обычаи прежней эпохи и нарождающиеся нормы, соответствующие требованиям нового этапа развития. В этом проявляется одна из основных трудностей разработки идеалов, принципов и целей системы нравственного воспитания, а также выявления критериев и показателей эффективной деятельности этой системы. Создавая систему воспитания, важно определить нормы социальной жизни общества в качестве целей и задач нравственного воспитания с тем, чтобы формировать у молодого человека соответствующие черты характера и моральные установки, согласующиеся с функционирующей в данном обществе моралью.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Правовое воспитание. Модернизация государственной системы России и формирование гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не принимающего методов разрушения единства и целостности государства. При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности, стремления и умения отстаивать в общественной жизни терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы. Все это требует знания современной правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим, правовое воспитание занимает одно из ведущих мест в системе воспитания студенческой молодёжи.
В новых социально-политических и экономических условиях возрастание социальной активности и проявление различных видов самодеятельности, выпускники ССУЗов должны иметь высокую нравственно-правовую культуру. Люди со средним специальным образованием должны быть законопослушны, хорошо ориентироваться в правовом поле и формировать уважение к законам у подрастающего поколения.
Эти позиции диктуют повышение статуса правовой культуры в воспитательной политике развивающегося общества. Современные требования к воспитанию предусматривают умение студентов конкретно использовать возможности правовой системы в области функционирования экономики, системы её управления и в области защиты прав и свобод молодых специалистов в условиях рыночной экономики. Немаловажное значение имеет и знание основ международного права.
Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
В настоящее время патриотическое воспитание является одной из сложных сфер воспитательной деятельности, поскольку прежний идеал Отечества перестал существовать, а новые идеи, связанные с формированием новых представлений об Отечестве пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе.
Социальная позиция студента во многом определяется его отношением к своей стране, ее достижениям, статусу среди других стран мирового сообщества, что может свидетельствовать об уровне гражданственности молодого человека и оказывать влияние на выполнение им своих гражданских обязанностей. Патриотизм, положительное отношение к истории своей Родины, ее культурному наследию определяют вероятность активного позитивного участия молодежи в жизни страны, стремление приумножать ее достижения.
Успешность гражданско-патриотического воспитания студентов во многом определяется их отношением к собственной стране: желанием или нежеланием жить и работать не только ради своих интересов, но ради ее процветания.
Молодое поколение определяет будущее любой страны. Поэтому важно выявить каким видят будущее нашей страны сегодняшние студенты, и какой, по их мнению, будет Россию в ХХI веке.
Поэтому необходимо уделять внимание интернациональному и патриотическому воспитанию с тем, чтобы формировать национальное самосознание молодежи, учитывая многонациональный состав российского государства, ориентированное на консолидацию всех народов России. Гражданско-патриотическое воспитание является основой консолидации и укрепления единого российского государства.
Эстетическое воспитание. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества. В настоящее время можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и в еще большей степени нарастание бездуховности среди молодежи. Оно проявляется в негативном отношении к истории своего Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед западной культурой и образом жизни, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. Однако более всего бездуховность молодежи проявляется в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию и утрате положительных моральных качеств и ценностей: честности, порядочности, милосердия, доброты, любви к ближнему и т.п.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного, национального искусства и критическое отношение к насаждаемым образцам массовой западной культуры.
В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию его содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной сфере.
Физическое воспитание. В сознании молодежи физическая культура и спорт не имеют естественной оценки адекватной природе человека и сохранению его здоровья, несмотря на то, что физическое развитие и состояние здоровья студентов не удовлетворительны. Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной деятельности в условиях рыночной экономики, такие как: волю к победе, ориентацию на успех, ответственность за свои действия.
Экологическое воспитание. Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В этих условиях никакая стихийная социализация не может сформировать у молодого человека бережного отношения к природе. В связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и воспитание как целенаправленное формирование природоохранного отношения к природе на всех уровнях социализации молодёжи.
Экологическое воспитание прежде всего связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального взаимодействия общества и природы с учетом конкретных жизненных потребностей людей и возможностей природы. Воспитание в этой сфере нацелено также на изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов, но и как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества.
Семейно-бытовое воспитание молодежи в настоящее время происходит, в основном, стихийно, на основе тех традиций, которые сложились в родительской семье и выступают моделью поведения в будущей молодой семье. Демократизация общественной жизни и либерализация экономики приводит к необходимости пересмотра традиционных принципов семейно-бытовых отношений и, соответственно, к необходимости усиления внимания к данной сфере воспитания.
Недостатки такого воспитания особенно проявляются в современной ситуации, когда модель поведения родителей в быту уже, как правило, не всегда является примером для детей. Здесь следует уделять внимание экономическим аспектам ведения домашнего хозяйства, социально- гигиенической и психологической подготовке молодежи к семейной жизни, освоению педагогических знаний, необходимых для воспитания своих детей.
В условиях демократизации российского общества большое значение имеет формирование внутрисемейных отношений демократического типа, ориентированных на тип поведения и жизненные цели, отвечающие интересам всех членов семьи и целям развития общества. В целом, семейно-бытовое воспитание молодежи должно иметь комплексный характер, формируя при этом культурно-нравственные ценности семейной жизни.
Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать устойчивость сформированной установки на создание крепкой жизнеспособной семьи с расширенным воспроизводством нового поколения, установка на демократические отношения в семье и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных традиций.
В сфере семейно-бытового воспитания студентов при их общей высокой ориентации на создание семьи, счастливую семейную жизнь, необходимо особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.
З. Кадровый потенциал воспитательной деятельности в ССУЗах.
Кадры-преподаватели, работники культуры и искусства, профессиональные психологи и педагоги, управленцы и организаторы — важнейший и ключевой компонент в структуре воспитательной системы.
При решении вопроса о формировании качественного состава преподавателей средних профессиональных учебных заведений следует исходить из методологических и научно-практических задач современного обучения и воспитания студенческой молодежи, в соответствие с которыми, воспитание молодежи является важнейшей функцией образования, включающего в себя два главных взаимосвязанных процесса:
овладение студентами знаниями, умениями и навыками, позволяющими им реализовать их в будущей практической деятельности, а в различных жизненных ситуациях - основополагающие ценности;
социализацию, которая ставит своей целью усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями (общечеловеческими, национальными, личностными).
Очевидно, что эффективная реализация воспитания студентов возможна только при включении в этот процесс ресурсов сферы учебно-воспитательного процесса и всей совокупности внеучебной воспитательной деятельности.
Реализация в ССУЗах воспитательной политики, соответствующей новым условиям развития общества и системы образования, должна строиться на основе следующих требований:
преподаватель должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой, поскольку уровень общей культуры студента во многом определяется культурой тех преподавателей, которые проводят занятия со студентами и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей российской интеллигенции;
главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем и студентом как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
преподаватель должен быть носителем духовной и социально- психологической культуры, которая станет доминирующей в подготовке кадров.
Формирование качественного, эффективно действующего кадрового состава средних профессиональных учебных заведений для воспитательной деятельности возможно как через систему дополнительного образования, так и путём привлечения педагогических ССУЗов для целевой подготовки педагогов-воспитателей.
Разработка современной кадровой политики в области подготовки и переподготовки педагогов-воспитателей должна основываться на комплексном анализе существующей практики подготовки педагогических кадров в области воспитания, данных мониторинга потребностей средних профессиональных учебных заведений в профессиональных кадрах воспитателей, владеющих современной теорией и технологиями воспитательной деятельности.
Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современных задач воспитания, необходимое условие модернизации системы образования России.
Учитывая высокую актуальность и уровень сложности воспитательной деятельности в современных условиях, необходимо предусмотреть меры морального и материального стимулирования педагогов-воспитателей за эффективную воспитательную работу со студентами.

страница 1
скачать
Другие похожие работы: