NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Конкурсе «хрустальная сова»


ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

Информационно-методическое пособие

в области культурно-досуговой и воспитательной работы с сотрудниками ГУФСИН России по Красноярскому краю

для представления на Всероссийском конкурсе

«ХРУСТАЛЬНАЯ СОВА»

На правах рукописи

Красноярск 2012

Редактирование сборника провели:
под общей редакцией

начальника

ГУФСИН России по Красноярскому краю

генерал-лейтенанта внутренней службы

В.К. Шаешникова
Г.П. Гартман заместитель начальника ГУ ФСИН России

по Красноярскому краю,

полковник внутренней службы.
Е.Н. Кудрякова начальник ОКиРЛС ГУФСИН России

по Красноярскому краю,

полковник внутренней службы
Г.М. Идиатуллина начальник ОРЛС ОКиРЛС ГУФСИН России

по Красноярскому краю,

майор внутренней службы



А.А. Шакорина начальник культурного центра ФКУ УК

ГУФСИН России по Красноярскому краю
Сбор и подготовка

информационных материалов – А.А. Шакорина

Компьютерная верстка,

макетирование А.А. Шакорина
автор вступительной статьи:

Шакорина Анна Алексеевна

начальник КЦ ФКУ УК ГУФСИН России

по Красноярскому краю.


О роли культурно-досуговой деятельности в воспитании целостной личности сотрудника УИС

(на примере исторического опыта «дружинной культуры» Древней Руси).

______________________________________________________________________________
Культурно-досуговая деятельность всегда являлась и является неотъемлемой частью жизни человека. Это деятельность, напрямую связанная с культурными потребностями личности: потребностями в творчестве, общении, познании окружающего мира и самопознании, в общественно-политической и религиозной сфере. И это является достаточно весомой базой для того, чтобы говорить о социальной роли и значении культурно-досуговой деятельности, о ее конструктивной функции, направленной на формирование личности человека, обогащение его духовного мира, эстетическое, нравственное, физическое развитие, на совершенствование человеческих взаимоотношений.

Для целого ряда учреждений, предприятий, организаций – вопросы социокультурной политики и организации досуга являются важнейшим элементом в процессе воспитательной работы с сотрудниками. Одним из передовиков в вопросах совершенствования кадровой политики является российская уголовно-исполнительная система, переживающая период реформирования. Главным ориентиром новой реформы является сотрудник, его самореализация в профессиональной деятельности. Выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма, укрепление личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любого направления государственной деятельности, в том числе – в сфере исполнения уголовных наказаний. Характер и специфика службы в системе обуславливают повышенные требования к уровню не только профессиональной подготовленности сотрудника, но и ко всей личности в целом. Без соответствующего морального настроя, без психологической готовности работнику сложно исполнять свои обязанности, что напрямую влияет на нормальное функционирование всей системы – как единого организма.
Культурно-досуговая деятельность, как одно из направлений в воспитательной работе с личным составом, начала развиваться в военных вооруженных силах, прародителем которых считаются княжеские дружины X-XI веков - периода становления Древнерусского государства.

Воинская дружина являла из себя большую семью со своими особыми обычаями, с практически родственными отношениями, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ежедневных заботах. Это был единый организм, сплоченный коллектив, где все стоят друг за друга горой и где каждый готов защитить соратника-брата. Именно здесь – в русских дружинах зародились основы, определяющие культуру, этику и поведенческий комплекс людей, связанных с государственной службой.

Все культурные традиции того или иного слоя населения на Руси складывались прежде всего в зависимости от характерных особенностей его бытования. О существовании в нашей культуре самобытных ратных традиций свидетельствуют многие источники – летописи, былины, народные сказки. Различные празднества, ритуалы и обряды пронизывали всю жизнь древнего воина. С самого раннего детства воспитывался необходимый для жизни комплекс навыков. Это как раз происходило в играх, боевых забавах, бойцовских, а затем - воинских обрядах, специальных упражнениях и в труде.
Обряд инициации – обряд посвящения юного воина в статус воина-мужчины, при вступлении его в совершеннолетний возраст. Новичок, входивший в дружину, должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов или уважаемых старейшин. Руководили обрядом наставники. Они же – приводили новичка к присяге и вручали ему оружие. Волхвы-целители удостоверяли здоровье молодого дружинника и верность заветам предков.
Еще одним из древнейших видов ритуальных игр является языческая тризна. Она включала в себя обряд погребения и поминальный пир, сопровождавшийся шумным действом с боевыми играми, ристаниями, обрядами, призванными отгонять смерть от живых, а так же изгонять демонические силы, которые могли завладеть душой умершего во время ее «отхода» от тела. Непосредственное участие в тризнах принимали и скоморохи, которые вообще являлись неотъемлемым «атрибутом» дружины. Они были первыми помощниками на игрищах, праздниках, специальные - «походные» скоморохи, сопровождали князя с войском в боях. Помимо развлекательной функции, задачами «походных» скоморохов было – поднятие боевого духа с помощью исполнения старинных и героических песен, проведение поминальных обрядов, а так же подача звуковых сигналов для руководства войсками.

Традиционными для русской дружинной культуры были различного рода состязания, такие как - ритуальные поединки, прославляющие богов и бойцов и призванные обучать правильному поведению воина, оказавшемуся на грани жизни и смерти, а так же борцовские состязания и кулачные бои - излюбленное развлечение древних воинов. Некогда эти поединки символизировали борьбу природных сил, а после - приобрели развлекательный характер молодецких потех и забав. Существовали даже особые обрядовые пляски («Буза», «Скобарь» и другие), которые являлись элементом боёв. Их сопровождал целый комплекс ритуальных действий, которые выражались:

- в символике одежды,

- в особых телодвижениях, так называемом «ломании»,

- в обращении с оружием,

- в характерных песнях – вызывающих частушках и частушках «под драку».
Еще одна из ярких традиций – обряд «братины» («братчины») - братание через совместное питье и вкушение. Круговая чаша отражала основные правила боевого товарищества:

- равенство перед смертью,

- относительное социальное и материальное равенство,

- взаимное доверие,

- возможность откровенно высказаться и обсудить наиболее важные дела.

При этом соблюдалось право каждого человека в вопросах количества употребления хмельного. Участник «братины» мог и не пить вовсе, а лишь сымитировать действие, поднося чашу к губам.

Позже, перейдя в казачью культуру, братины (чаши для пития) стали выступать в качестве наград. Ими московские государи жаловали атаманов за доблестную службу.
Одним из самых объемных и весомых культурным пластов всегда была и будет музыка. Музыка не только являлась неотъемлемой частью игрищ и увеселений. Она являлась частью быта, сопровождая все наиболее важные и сакральные события и обряды человеческой жизни.

Помимо этого – музыка всегда была одним из звеньев в ратном деле - она созывала воинов в поход, призывала богатырей к схватке и возвещала о возвращении ратников в родные края с победой.

О роли музыки в военном деле некогда хорошо сказал великий русский полководец А.В. Суворов. Один генерал как-то заметил, что надлежало бы уменьшить число музыкантов и умножить ими ряды солдат. «Нет, - отвечал Суворов, - музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении. Старик с большею бодростью бросается на смерть. Молокосос, стирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными

знаменами и с громогласной музыкой взял я Измаил!»

Во всех боевых искусствах всего мира песне отводилась особая роль: она позволяла сплотиться, почувствовать себя частью единого целого, снять психофизическое напряжение, быстро достичь необходимого для дела состояния. Тем большее значение песня имела для русского воинства, где всегда сильны были общинные отношения, в особенности для казаков, которые воплотили в себе русскую традиционную военную культуру.
Центральным событием в культурно-досуговой жизни русских дружин были «игрища», которые вбирали в себя практически все вышеперечисленные традиции и обряды. Строились они по определенному общепринятому сценарию, который включал в себя несколько этапов:

  1. Подготовка к гуляньям и бою;

  2. Начало: сбор, шествие к определенному месту встречи, сопровождающийся песнями и плясками;

  3. Игровая часть гулянья: танцы, песни, традиционные игры и забавы – действа, принятые на данном празднике;

  4. Соревнования: борьба, рукопашные и кулачные бои в (некоторых случаях, бой предшествовал гулянию);

  5. Замирение и «братчина» - коллективное пирование с разбором и анализом состязаний, всегда проходившим в виде дружеского общения с шутками, советами, наставлениями, прибаутками.

Проводились такие мероприятия чаще всего в выходные и праздничные дни, на окраинах жилых мест.

Огромное значение для боевого воспитания русичей имели игры.

В принципе, все – будь то, обряд, борьба или кулачный бой носило характер игры или включало ее элементы. Люди получали от игры удовольствие и радость, ощущая себя в гармонии с миром людей и богов.

В русском языке понятие «игры» отождествляется с забавой, потехой и охотой. Народные забавы несли на себе особую функцию - это был способ избавления от ненужных желаний и томлений, а говоря современным языком - элементарный способ снятия стресса путем выхода накопившейся энергии. «Для того чтобы вино потеряло крепость, его надо не запечатывать, а позволить выдохнуться» (А. Андреев – «Игра и игрецы»). Вот это и есть основной принцип иссушения, то есть - обезвреживания страстей и желаний, превышающих уровень естественных потребностей, для чего и служит игра.

Выводы.

__________________________________________________________________

Если историю воинской культуры проследить далее – то, конечно же, первым преемником древних традиций будут казаки, ведь военное дело – было частью их повседневного быта. В силу этого физические упражнения и народные игры постепенно превращаются в средства военно-прикладной подготовки. Именно казаки пронесли через века, сохранив до наших дней практически все традиции русского ратного дела, привнеся в него свои характерные элементы.

Проникли древние традиции и в современные государственные вооруженные силы. Это прослеживается во многих аспектах. Так, к примеру, процесс вступления новых сотрудников (новобранцев) в ряды различных военных структур (в том числе и в уголовно-исполнительную систему), несет в себе черты обряда «инициации». Это проявляется и в прохождении военно-врачебной комиссии, и в системе наставничества, и в принятии присяги.

Сама «система», аналогично древней воинской дружине, являет собой тот же единый организм, организованную структуру со своим уставом, определенными традициями, правилами, внутренним распорядком. И неотъемлемым структурным элементом, частью этого единого целого является культурно-досуговая работа, функции которой - способствовать воспитанию цельной личности, восстановлению нормальной воинской идеологии, оживлению национальных традиций. Основы воспитания личности, идеи, идеалы – не могут не быть национальными, так как они отображают принадлежность человека к своему народу. Из этих идеалов вытекает и чувство долга, и патриотизм, и «законы чести и совести», а все эти качества исторически были присущи русскому воинству, которое во все времена славилось своей высокой боеспособностью и являлось главной опорой государства.


Фестиваль – модель древнерусского «игрища».

_____________________________________________________________________________

В процессе реформирования российской уголовно-исполнительной системы, происходят преобразования и в ее культурно-досуговой отрасли. С 1998 года в подразделениях УИС по всей России начали создаваться Культурные центры, ставшие помощниками отделов по работе с личным составом. Их основной задачей является развитие и совершенствование культурно-досуговой работы в сочетании с патриотическим воспитанием. Не является исключением в этом плане и уголовно-исполнительная система Красноярского края.

В рамках культурно-досуговой работы с личным составом ГУФСИН по Красноярскому краю ежегодно проводится масса мероприятий. Это и концертные программы, посвященные календарным и профессиональным праздникам, и мероприятия патриотического характера, и спортивные соревнования, и различные конкурсы, такие как – «Лучший по профессии», «Виват, офицеры», «Мисс УИС», «Дары осени», «Юный страж закона» и многие другие. Но одним из самых масштабных и значимых событий, несомненно, является ежегодный фестиваль среди сотрудников уголовно-исполнительной системы края.

Идея фестиваля возникла и претворилась в жизнь в 1981 году, после чего, это мероприятие стало ежегодным и одним из самых любимых, превратившись в добрую традицию. На протяжении многих лет поселок Громадск Уярского района Красноярского края собирал участников и гостей на своей земле. С каждым новым годом фестиваль набирал обороты, рос – как качественно, так и количественно: если на первый фестиваль 1981 года, приехало всего три команды-участницы, то фестивали последних лет собирали уже от 25-ти до 27-ми команд, общей численностью более 500 человек.

27 сентября 2012 года, после двухлетнего перерыва, состоялся очередной, 29-ый по счету фестиваль. Впервые в истории, данное мероприятие сменило место жительства. На этот раз фестиваль сотрудников УИС прошел на территории детского оздоровительного лагеря с очень символичным и теплым названием «Республика Солнечная» (поселка Ермолаево Березовского района), вошедшего в состав ГУФСИН в 2002 году. Принять участие в очередном фестивале собралось 26 команд, общей численностью 468 человек.
Программа фестиваля, как обычно, была очень насыщенная. В первый день состоялось торжественное открытие с участием руководства и почетных гостей.





Прошли спортивные мероприятия – турнир по шахматам, подтягивание на перекладине, эстафета (4 забега по 100 метров), соревнования по гиревому спорту и перетягиванию каната. В состязаниях активное участие принимали как сотрудники, так и сотрудницы УИС (шахматы, эстафета). Самые бурные эмоции у зрителей и болельщиков, а так же у самих участников вызвали соревнования по перетягиванию каната. Это, пожалуй, самое драматичное состязание и одно из самых тяжелых, хотя, в то же время – одно из самых зрелищных.



Но самой долгожданной, волнительной и любимой частью фестиваля всегда был творческий конкурс. Ежегодно, тематика художественной самодеятельности задается организаторами фестиваля.

«Национальный этнос в ГУФСИН - связанные одной целью» - именно так звучала тема последнего фестиваля. Между учреждениями, подавшими заявки на участие, было заранее распределено – кто какую национальность будет представлять, чтобы у всех была возможность подготовиться соответственно направленности.

Выбрав данную тему – оргкомитет не прогадал. Такого колоритного фестиваля еще не видел никто! Команды представили 20 различных национальностей. На фестиваль съехались:

татары, буряты, хакасы, тувинцы, дагестанцы, лезгины, русские, белорусы, украинцы, эстонцы, поляки, немцы, молдаване, таджики, евреи, японцы, ямайцы. Одна из колоний представила этно-социальную группу – казаки.

Чтобы наиболее полно представить каждую национальность и ее этнические особенности, в рамках творческого конкурса, организаторами была учреждена специальная номинация «Лучший национальный уголок».

Казаки



Участниками были созданы экспозиции в том или ином этническом стиле, которые включали в себя и национальный костюм, и элементы быта, и традиционные блюда, а так же элементы истории и фольклора. Этот замечательный конкурс превратился в настоящий праздник – ярмарку с песнями, танцами, обрядами и дегустацией национальной кухни. Именно это мероприятие стало ярким завершением первого фестивального дня.

Эстонский «национальный уголок»



Представитель Польской республики



Представители Татарстана




На второй день стартовал смотр художественной самодеятельности. Он проходил в клубе детского лагеря, в непринужденной обстановке. В зале царила дружеская атмосфера, создавая благоприятные условия для выступающих участников. В течение всего дня жюри просматривало программы, подготовленные сотрудниками ГУФСИН.



Команды представили выступления абсолютно не похожие друг на друга. Одни программы были в стиле КВН, другие в виде цельных композиций, включающих в себя различные жанры – танец, песню, художественное слово, синхробуффонаду.



Многие выступления были насыщены юмором, сатирой, театрализацией, особо оригинальные - элементами традиционного фольклора.



Но абсолютно все программы были пронизаны ярким национальным колоритом.



Вечером этого же дня силами отдела по работе с личным составом и культурным центром ГУФСИН для всех участников фестиваля был организован вечер отдыха, который проходил под открытым небом, на берегу реки Енисей.


Открыл вечер красочный фейерверк и большой фестивальный костер, который горел практически всю ночь.


Затем состоялся гала-концерт, в котором приняли участие лучшие номера художественной самодеятельности.



Многие участники не хотели покидать сцену и исполняли целые концертные блоки.



Так же в концерте принимала участие вокальная группа «Русичи», созданная в 2008 году из сотрудников разных исправительных учреждений и отдельные сотрудники. Завершился вечер отдыха большим танцевальным марафоном.

На следующее утро состоялось торжественное закрытие фестиваля с церемонией награждения. Ценными призами, дипломами и подарками были отмечены самые лучшие достижения в спорте и творческих конкурсах. А так же были объявлены победители в общекомандном зачете по итогам всего фестиваля.



Но главной победой фестиваля стало то, что руководство пообещало не отказываться от этого мероприятия, а напротив, всячески способствовать его продолжению и совершенствованию.



Не случайно, в данной работе основное свое внимание мы уделили именно фестивалю. Ведь если разобрать структуру, форму его проведения, качественное наполнение, то невооруженным взглядом можно увидеть сходство с традиционным древнерусским «игрищем». Здесь присутствуют все основные этапы сценария – от подготовки и шествия до «братчины». Представлены практически все основные традиции и обряды – спортивные состязания, песни, танцы, игры. Даже прощальный костер, в каком-то роде, являет собой древний символ очищения, умирания старого и возрождения его в новой жизни, выступает, как знак продолжения добрых традиций в будущем, новых свершений и побед.

Фестиваль для сотрудников – это не просто смотр, демонстрирующий спортивное, профессиональное мастерство, а так же творческие способности и таланты. Несомненно, основная его цель – это сплочение коллективов учреждений, укрепление боевого духа и активной позиции сотрудников. Это та сфера жизни, в которой каждый может быть самим собой и

Ведь подобные масштабные мероприятия – это всегда и праздник, и мощный фактор, формирующий единую корпоративную культуру, что является одним из ключевых моментов в вопросах воспитания личности.

Приложения.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ1

(ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ)


страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:





Конкурсе «Гуппи 2009»

Конкурс: 1 стр.


Конкурсе «Гуппи 2008»

Конкурс: 1 стр.