Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские числа"
Конспект урока математики в 3-м классе
по теме "Римские числа"
Форма проведения: урок с использованием интерактивной доски.
Цели:
Образовательная: обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике;
учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;
формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности.
Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.
Оборудование урока:
Карточки-наборы римских цифр X, L, C, D; карточки-ракеты с заданиями; модель часов с циферблатом из римских цифр; файл для интерактивной доски InterWrite – Приложение 1; опорный плакат с изображением римских цифр – Приложение 2; мультимедийный проектор; интерактивная доска InterWrite; у учащихся на партах счетные палочки.
План урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 мин. | Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. | Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. -6 мин. | Использование фронтальной формы работы. | Повторяют единицы времени. Сравнивают величины. Называют отличие числа от цифры. Устанавливают соответствие между единицами времени и числами. |
III. Постановка учеб- ной задачи. 3 мин. | Создание ситуации для постановки проблемы. | Отгадывают загадку. Определяют время по часам. |
IV. «Открытие» нового знания 12 мин. | Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о римской системе счисления . | Строят проект выхода из затруднения. |
V. Первичное закрепление 15 мин. + Физминутка 1 мин. | Организация индивидуальной работы, работы у доски. | Записывают цифры. Обозначают ответы на вопросы разными числами. Комментируют. Работают у доски. |
VI. Самостоятельная работа с самопро- веркой по эталону. 5 мин. | Организация самостоятельной письменной работы. | Выполняют письменную работу. |
VII. Рефлексия деятельности. -2 мин. | С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке? | Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. |
Ход урока.


- Здравствуйте, ребята!
- Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.
Страница 1. Приложение 1.
- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
2. Актуализация знаний и мотивация.
Страница 1. Приложение 1. – учитель отодвигает в сторону прямоугольник внизу страницы, открываются слова. Год час секунда месяц сутки минута литр век
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (литр)
- Почему? (Остальные - величины времени).
- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)
- Какая из них самая большая величина? (век)
- Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин. ( Два ученика работают у доски).
Век год месяц неделя сутки час минута секунда
100 | 365 | 12 | 7 | 24 | 60 | 60 |
| 366 | | | | | |
- Проверим ответы. Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
- Посмотрите на циферблат и определите время: 2ч. 15 мин.
- Как еще можно прочитать это время?
- Какой угол образуют стрелки часов?
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).
- Который сейчас час?
- Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока.Стр. 2 Прил. 1) Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
4. “Открытие” детьми нового знания.
а) Работа со счетными палочками.
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)
- Хотите узнать про это больше?
(Сообщение учителя, Стр. 3 Прил. 1)
- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3? (С помощью пальцев.)
- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. (учитель убирает 3 верхних прямоугольника в сторону) А как дальше?
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. (учитель убирает пятый прямоугольник)
- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6) (убрать шестой прямоугольник), две палочки (7) (убрать седьмой прямоугольник). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? (убрать восьмой прямоугольник)
- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) (убрать четвертый прямоугольник)
- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. (убрать десятый прямоугольник)
- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. (убрать девятый прямоугольник)
Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) (убирается невидимый примоугольник внизу страницы)
- Запишите в тетради числа, которые мы используем всегда (арабские числа) с промежутком 1 клетка, а под ними - римские числа от 1 до 10. (учитель записывает на доске) (после проверки учитель закрывает изображение на доске с помощью инструмента «шторка»)
5. Первичное закрепление.
а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа.
1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)
3) – Сколько ног у двух петухов? (4)
4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
6) – Сколько дней в неделе?(7)
7) – 3 умножить на 4. (12)
8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)
9) – Какое число на один больше 10? (11)
10) – Частное 25 и 5. (5)
11) – 60 разделить 10. (6)
- Молодцы!
Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.
Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.
б) Работа в тетради.
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа по учебнику в тетрадях , с. 46 задание 2, 3) Проверка по слайду, Стр. 4, прил. 1. (учитель открывает шторку, переходит на страницу 4 и отодвигает верхний прямоугольник вправо. С помощью инструмента «перо» учитель вписывает правильные знаки, во втором задании ответы вписывают сами учащиеся по очереди.)
- А теперь выполним задание на доске (Стр. 4, прил. 1, учитель отодвигает второй прямоугольник вправо) В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи. (по одному ученики у доски маркером перемещают «ошибочные» палочки).
VI +I = V | X + III = XI |
IX – I = X | VI – IV = IX |
- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.
- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)
- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (иллюстрация к заданию на доске. Стр. 5, прил. 1)
В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг. (ответ под прямоугольником на странице 5. прил. 1)


в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.
- С помощью счетных палочек выложите римские числа 12, 28, 36, 45.
- А вы знаете ,как записать число 55, 100?
- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением
Стр. 6, прил. 1 На странице – опора. (Приложение 2)
- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)
- Расположите в порядке уменьшения числа CX, DC, LXX. (один ученик – у доски)
6. Самостоятельная работа (на карточках-ракетах).
- Сегодня 12 апреля. Что это за день?
(Сегодня День космонавтики. Этот день отмечают сегодня потому, что этого числа в космос очень давно полетел Гагарин Ю.А. . Гагарин полетел в космос в прошлом веке. В 1961 году. Юрий Алексеевич Гагарин самый первый полетел в космос, поэтому его знают все люди на земле.)
Стр. 7, прил. 1 На странице – изображение Гагарина.
- Молодцы! Давайте это наше задание посвятим первому космонавту и его подвигу.

Красная ракета: 60, 150, 40
Синяя ракета: 200, 160, 300
Зеленая ракета: 70, 90
Задание 2. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 мин. Запишите это число римскими цифрами. (один ученик пишет на доске)
Хорошо. Вы справились с заданиями успешно.
7. Рефлексия деятельности.
- Что нового мы узнали? Сколько цифр узнали?
- Где используются римские числа?
Прочитайте предложение. Стр. 8, прил. 1 Мы живём в XXI веке.
- Что вам больше всего на уроке понравилось?
-Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...
-Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке?
Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний (Стр. 8, прил. 1). На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!

Я не знаю об этом ничего
8. Домашнее задание
С. с 46 №5, 8.
3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Список использованной литературы:
1. Елена Савченко «Знакомьтесь, римские цифры», № 24/2004 газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября".
2. http://festival.1september.ru/articles/517374/
3. http://emilia-izhma.ucoz.ru/_ld/0/13_o0E.ppt
4. http://nachalka.ucoz.ru/publ/22-1-0-48
страница 1
скачать
Другие похожие работы: