NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Костанайское городское управление образования Санитарные правила и нормы Сан Пин №01. 004. 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных организациях»



Костанайское городское управление образования

Санитарные правила и нормы

Сан Пин № 1.01.004.03
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных организациях»


Костанай

2004г.

Составитель : главный специалист городского

Управления образования Терентьев Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ



Наименование раздела

Стр.

1

Об утверждении санитарных правил и норм.

Общие требования

4

4-7

2

Санитарно -эпидемиологические, требовании к размещению общеобразовательных, интернатных организаций

7-8

3

Санитарно-эпидемиологические требования к земельному участку

8-10

4

Санитарно-эпидемиологические требования к зданию общеобразовательных и интернатных организаций

10-14

5

Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию помещений общеобразовательных, интернатных организаций

14-16

6

Санитарно-эпидемиологические требования к воздушно-тепловому режиму

16-20

7

Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению и канализации

20-23

8

Санитарии -эпидемиологические требования к условиям медицинского обслуживания

23-26

9

Санитарно-эпидемиологические требования к режиму дня учащихся интернатных организаций

26-27

10

Санитарно-эпидемиологические требования к гигиеническому воспитанию в интернатных организациях

27-28

11

Нормы питания на одного учащегося в интернатной организации

28-29

12

Приложение 2. Таблица Замены продуктов

29-30

13

Приложение 3. Размеры мебели и ее маркировка

31

14

Приложение 4. Потребность в санитарных приборах для общеобразовательных организаций

31-32

15

Приложение 5. Кабинеты

32

16

Приложение 6. Нормы учебной нагрузки в общеобразовательных школах

32-33

17

Приложение 7. Режим дня для предшкольных классов и мини-центров

33

18

Приложение 8. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета общеобразовательных и интернатных организаций

34-35




Приложение 9. Учетно-отчетная медицинская документация общеобразовательных и интернатных организаций


35-36

Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях"

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 июля 2СОЗ года N 570. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 сентября

2003 года N 2478

Согласован Министром образования и науки Республики Казахстан

4 августа 2003 года

Согласован

председателем Комитета по делам строительства Министерства индустрии

и торговли Республики Казахстан 7 августа 2003 года

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказываю:

1. Утвердить прилагаемые санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях".

2. Настоящий приказ вводится в действие после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, со дня официального опубликования.

Министр

Утверждены приказом Министра здравоохранения

Республики Казахстан"

25 июля 2003 года N 570

"Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях"

Санитарные правила и нормы

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучении в общеобразовательных и интернатных организациях"

1. Общие положения

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, организации питания, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, к водоснабжению и канализации, организации учебно-воспитательного процесса, к организации медицинского обслуживания и гигиеническому воспитанию учащихся и воспитанников, в организациях образования (далее - общеобразовательные и интернатные организации).

2. Настоящие санитарные правила предназначены для физических и юридических лиц независимо от форм собственности, деятельность которых связана с реализацией общеобразовательных программ в организациях образования.

3. Первые руководители организаций и физические лица, деятельность которых связана с осуществлением общеобразовательных и интернатных услуг обеспечивают соблюдение требований настоящих санитарных правил.

4. В настоящих санитарных правилах использованы следующие термины и определения:

1) общеобразовательные организации (школа, лицей, гимназия) - учебные заведения системы среднего общего образования, обеспечивающие государственное, гарантийное право на образование, необходимое человеку для понимания явлений природы, общества и участия в общественной и трудовой деятельности и являющееся основой для получения профессионального образования;

2) общеобразовательная школа - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящие из 3-х ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;

3) гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;

4) лицей - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы; осуществляющие профессионально ориентированное обучение учащихся старшей ступени;

5) интернатные организации (школа-интернат, пришкольный интернат] -организации системы среднего ;образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий граждан с предоставление места проживания;

6) малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, с совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;

7) мини-центр (группа кратковременного пребывания) - форма дошкольного воспитания небольших групп детей, организуемая при школах, дошкольных организациях, комплексах «школа - детский сад», всех форм собственности;

8) предшкольные классы - классы для детей пяти, шести лет в

общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка;

9) наполняемость классов - это количество учащихся в классе относительно к площади помещения учебного класса;

10) учебная нагрузка - суммарная нормируемая занятость учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе для каждой возрастной группы, которая измеряется в академических часах;

11) учебное пособие - литература для учащихся и воспитанников, в которой излагается материал по определенной дисциплине соответствующей учебной программе; -

12) режимы дня - установленный распорядок дня учащихся;

13) нормативные документы - стандарты, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные правила и нормы;

14) рекреация - помещение для отдыха и восстановление сил учащихся во время перемены и в свободное от занятий время;

15) коррекция - комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья учащихся;

16) инсоляция - нормируемый показатель солнечной радиации для гигиенической оценки помещения;

17) коэффициент естественного освещения (далее - КЕО) - нормируемый показатель естественного освещения помещения;

18) климатическая зона - территория, выделяемая по климатическим признакам (температура, влажность);

19) относительная влажность - отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного _пара при той же температуре,

выражается в процентах;

20) рециркуляция - многократное, полное или частичное возвращение потока воздуха с целью регулирования температуры, влажности и чистоты воздуха

закрытых помещений;

21) санитарно-защитная зона - это территория, предназначенная для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на окружающее население в отношении не только загрязнения воздуха, но и других факторов (шум, движение, загрязнение почвы, воды);

22) люфт-клозет - неканализованный туалет, расположенный внутри здания, имеющий специальное сооружение в виде тамбура и систему приточно-вытяжной

вентиляции;

23) септик - сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных

вод. Представляют собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одного или нескольких камер, через которые протекает сточная жидкость,-

24) дезинфицирующие средства - химические вещества, применяемые для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний на объектах окружающей среды. ;

2.Санитарно -эпидемиологические, требовании к размещению общеобразовательных, интернатных организаций

5. Здания общеобразовательных и интернатных организаций должны размещаться на самостоятельных земельных участках, требования к выбору которых следует принимать в соответствии со строительными нормами и правилами

(далее - СаНиП).

6. Расстояния от школьного и интернатного зданий до различных видов сооружений {жилых и производственных) должны приниматься в соответствии с требованиями действующих СНиП.

7. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных организаций, расположенных во второй и третьей климатических зонах, должен составлять не более 0,5 километра (далее - км) пешеходной доступности, в первой климатической зоне для учащихся и воспитанников предшкольного, младшего и среднего школьного возраста -0,3 км, для старших школьников - 0,5 км:

1) допускается размещение общеобразовательных организаций на расстоянии транспортной доступности: дли учащихся и воспитанников предшкольных и младших классов - 15 минут (в одну сторону), для учащихся средних и старших классов -30 минут. В сельской местности размещение общеобразовательных организаций должно предусматривать для учащихся и воспитанников предшкольных и младших классов радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 минут (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся средних и старших классов радиус пешеходной доступности не должен превышать 3 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут;

2) предельный радиус обслуживания учащихся средних и старших классов не должен превышать 15 км. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше 15 км, а также при транспортной недоступности должен предусматриваться пришкольный

интернат;

3) транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км. Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом. Расстояние от д,ома до места сбора должен быть не более 500 метров (далее - м).

4. Предшкольные классы, и группы кратковременного пребывания (далее -мини-центры) размещаются в здании школ не выше второго этажа. Занятия с детьми проводятся в выделенных для этой цели свободных помещениях (класс, групповая). •

3. Санитарно-эпидемиологические требования к земельному участку

9. Общеобразовательные и интернатные организации должны иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания организации до красной линии не менее 25 м, в сельских населенных пунктах не менее 10 м. На территории общеобразовательных, интернатных организаций не допускается размещение объектов. Функционально с ними не связанных, в соответствии с требованиями действующих СНиП.

Запрещается размещать Школьные участки на территории санитарно-защитных зон промышленных объектов.

10. Площадь земельных участков, уровень благоустройства, озеленение, освещение зависят от проектной вместимости общеобразовательных и интернатных организаций и принимаются в соответствии с требованиями действующих СНиП.

11. Территория участка должна иметь ограждение высотой 1,5 м. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 процентов (далее - %) площади его территории. При озеленении запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также дающих при цветении опушенные семена.

12. На территории общеобразовательных и интернатных организаций должны быть выделены следующие зоны:

1) учебная зона - должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена, за счет строительства на участке теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и

химии;

2) фиэкультурно-спортивная зона - должна размещаться на расстоянии не менее 25 метров от здания общеобразовательных и интернатных организаций, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать требование учебных программ по физическому воспитанию, проведению секционно-спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь равное, твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров;

3) зона отдыха - должна быть озеленена и размещена, в отдалении от спортивной, хозяйственной зон и иметь площадки для подвижных игр и тихого отдыха, для каждой ступени школьного обучения;

4) хозяйственная зона - должна быть ограждена зелеными насаждениями, иметь функциональную связь с производственными помещениями пищеблока, самостоятельные подъездные пути и располагаться на расстоянии от здания школы и интерната не менее 35 м. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в производственные помещения пищеблока и иметь отдельный въезд с улицы. В зависимости от местных условий в хозяйственной зоне допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Состав и площади хозяйственных помещений определяются в соответствии с требованиями действующих СНиП. Незастроенная территория хозяйственного двора должна иметь жесткое покрытие.

13. На территории участка должен быть предусмотрен отвод дождевых и талых вод.

Земельные участки должны иметь расстояние до гаражей и открытых стоянок

с числом автомобилей: . до 10 и менее - 15 ти; более 10 до 100 машин - 25 м; выше 100 машин - 50 м.

14. Школы-интернаты должны размещаться в одном или нескольких отдельно стоящих зданиях, соединенных между собой теплыми .переходами. В четвертой климатической зоне устройство переходов необязательно. Этажность зданий определяется в установленном порядке согласно требованиям действующих СНиП.

15. При отсутствии централизованных систем водоснабжения, канализации, отопления на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная, насосная с водонапорным баком и септик, устройство которых определяется требованиями действующих СНиП.

Подходы к зданию школы не менее, чем за 100 м, въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Мусоросборники устанавливаются на бетонированной площадке на расстоянии 25 м от зданий.

16. Наружная осветительная арматура здания должна обеспечивать равномерный рассеянный свет на территории общеобразовательных и интернатных организаций.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к зданию общеобразовательных и интернатных организаций

17. Количество детей в общеобразовательных и интернатных организациях не должно превышать ее проектную вместимость. Наполняемость классов каждого вида организаций определяется согласно требованиям действующих нормативных документов.

Количество детей в одной группе мини-центра (группы кратковременного пребывания) должно быть не более 25.

18. При размещении общеобразовательных и интернатных организаций в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

19. Гардеробы должны быть размещены на первом этаже с обязательным оборудованием вешалок для одежды, ячеек для обуви для каждого класса. Запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

20. Учащиеся и воспитанники предшкольных и младших классов должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

21. Обучение учащихся средних и старших классов должно осуществляться по классно-кабинетной системе. Количество кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов. Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

В сельской школе, при малой наполняемости классов, допускается использование учебных кабинетов по двум дисциплинам. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика -черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

22. В учебных помещениях должны быть определены: рабочие зоны для учителя и учащихся, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.-

23. В помещениях предшкольных классов, мини-центров должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с наличием игрушек, пособий, дошкольной учебно-игровой мебели, материалов для занятий и игр детей с учетом требований общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения.

24. Площадь кабинетов в общеобразовательных организациях и мини-центрах должна приниматься из расчета 2 квадратных метра (далее - м2) на одного учащегося или воспитанника согласно требованиям действующих СНиП.

25. Площадь и использование компьютерных кабинетов должны соответствовать требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий следует деление классов на 2 - 4 подгруппы.

26. Спальные комнаты в интернатах должны проектироваться вместимостью 4 - 6 мест для учащихся 1-4 классов и 2 - 4 места для учащихся 5-11 классов. Площади игровых в школах-интернатах должны приниматься из расчета 2 м2 на одного учащегося, площади спальных комнат в школах-интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4м2 на одно спальное место, с учетом требований действующих СНиП.

27. Спортивный зал следует размещать на первом этаже, набор помещений и площадь спортивного зала должны соответствовать требованиям действующих СНиП.

28. Размеры: актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 от общего количества учащихся. При актовом зале должны быть предусмотрены вспомогательные помещения в соответствии с требованиями действующих СНиП.

29. Допускается использовать помещение библиотеки для справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения.

Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного ученика.

30. Набор помещений медицинского пункта организаций должен соответствовать требованиям действующих СНиП и включать следующие кабинеты: врача-педиатра, зубного врача, процедурный, прививочный (в случае, если в школе проводятся профилактические прививки), психолога. При медицинском пункте должен быть самостоятельный санитарный узел.

Медицинский пункт интернатных организаций, должен включать также 2-4 палаты, двух инфекционных палат со шлюзом, буфета-раздаточной с мойкой для посуды и санитарного блока с ванной комнатой.

31. На каждом этаже учебного корпуса должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек типа отдельных кабин, оборудованные дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета один унитаз и один умывальник на 30 девочек; один унитаз, 0, 5 лоткового писсуара и один умывальник на 30 мальчиков. Для педагогического персонала должен быть выделен отдельный санитарный узел.

Для девочек средних и старших классов должны быть организованы комнаты личной гигиены из расчета одна кабина на 70 человек.

32. На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

33. В помещениях предшкольных, начальных классов, мини-центрах, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники в соответствии с требованиями действующих СНиП.

34. Запрещается использовать помещения школ и интернатов в целях, не связанных с учебно-воспитательным процессом.

35. Полы общеобразовательных и интернатных организаций должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещается использовать цемент в виде покрытия полов, полированный мрамор и материалы со скользкой поверхностью.

36. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в Республике Казахстан.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: