NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Кутузов и Наполеон как нравственные полюсы


Дата: 12.03.2014

Предмет: Литература

Класс: 10

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна

Тема: Кутузов и Наполеон как нравственные полюсы

Цель: сопоставить образы двух полководцев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Задачи: развивать умение составлять сравнительную характеристику

литературных героев;

совершенствовать аналитическую работу с текстом;

определить, как решает писатель проблему роли личности в

историческом процессе;

воспитывать патриотизм, гордость русскими воинами –

защитниками Отечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации

Д.А.Шмаринова к роману, персональный компьютер,

интерактивная доска, мультимедийная презентация.

План урока:



Этап урока

Содержание и цели этапа урока

Время

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин.

2

Вступительное слово учителя

Определить цели, задачи, основные тезиса урока

3 мин.

3

Аналитическая работа с текстом

Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона. Текст романа.

10 мин.

4

Практическая работа

Составление таблицы в тетради. Образец на интерактивной доске.

10 мин.

5

Самостоятельная работа

Вывод о роли личности в истории (по Л.Н.Толстому)

5 мин.

6

Проверочная работа

Совершенствовать правописные навыки, умение давать ответ на проблемный вопрос.

Интерактивная доска.

10 мин.

7

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.

Интерактивная доска.

4 мин.

8

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания. Интерактивная доска.

2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой подверг художественному осмыслению исторические личности Кутузова и Наполеона. Сделал это писатель для представления собственной точки зрения о влиянии личности на ход истории.

  1. Аналитическая работа с текстом.

Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона.

Текст романа, т. 3, часть 2, главы 35, 38,39:

  1. Как Кутузов руководил Бородинским сражением?

  2. Какую роль сыграл Бородинский бой в войне 1812 года?

  3. Каким было моральное состояние Наполеона?

  1. Практическая работа.

Составление таблицы.

Кутузов

Наполеон

Портрет

Полный, рыхлый старик, сутулая фигура, ныряющая тяжёлая походка, «выражение усталости» на лице, старческая кроткая улыбка.

«Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «широкий лоб», «пухлая шея». «Дрожание моей левой икры есть великий признак».

Отношение к солдатам

Заботится о сохранении «раздетого, изнурённого» войска. Духовно связан с народом: молится вместе с солдатами Смоленской иконе Божьей Матери.

Заботится только о победоносности сражения.

Презирает окружающих. Равнодушен к судьбам людей: солдаты для него – пешки.

Руководство военными действиями

Внешняя пассивность: «не давал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Главное – управление духом войска.

Отступая, спасает солдат. Потеря Москвы не есть потеря России. «Дальнейшая война за границей вредна и бесполезна».

Внешняя активность – актёрская игра, позёрство, самовлюблённость. Убеждённость в своей непогрешимости не позволяет увидеть перспективу собственного поражения.

На Бородинском поле испытал «ужас».

Идейное значение образа в романе

Воплощение идеи добра, объединения, мира.

Воплощение идеи зла, разобщения, войны.



  1. Самостоятельная работа.

Вывод о роли личности в истории (по Л.Н.Толстому).

Толстой развенчивает культ «сильной личности», «сверхчеловека».

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке исторической личности писатель применяет нравственный критерий.

Вслед за Пушкиным он утверждает, что «гений и злодейство – две вещи несовместные».

  1. Проверочная работа.

Ответ на проблемный вопрос «Разделяете ли вы воззрения Толстого об оценке исторической личности?»

  1. Подведение итогов урока.

  1. Составьте текст к слайду «Кутузов и Наполеон».




http://tainy.net/wp-content/uploads/2010/11/1266738836_kutuzov_by_volkov1.jpg

http://myvl.ru/uploads/images/00/11/85/2012/06/28/828306.jpg



  1. Что мы делали, чтобы осознать тему урока?

  2. Какие этапы урока помогли вам осознать тему?




  1. Сообщение домашнего задания.

  1. Вопросы на стр.161 и вопрос 4 на стр.186 (по выбору).

  2. Читать и пересказывать т.3, часть 3.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: