Лабораторная работа №1 Исследование элементов пульта звукорежиссёра и их применение
Лабораторная работа №1
Исследование элементов пульта
звукорежиссёра и ИХ применение
Цель работы: исследование параметров элементов пульта звукорежиссёра (измерителя уровня, панорамного регулятора) и их применение для формирования звукового сигнала.
Задание к лабораторной работе
изучить структурную схему пульта режиссёра, его возможности по обработке и формированию звуковых программ;
изучить структурную схему измерителя уровня звукового сигнала и исследовать его параметры;
изучить назначение панорамного регулятора и смесителя звуковых сигналов;
исследовать влияние разности уровней сигналов стереопары на положение кажущегося источника звука;
сформировать файл стереофонического звукового сигнала с использованием программного продукта Sound Forge.
Теоретические указания
к самостоятельной подготовке
При записи и формировании звуковых сигналов (3С) звукорежиссер использует такой инструмент, как пульт звукорежиссёра (ПЗ). В ходе этих процессов он оценивает художественные качества звучания, руководствуясь слухом, эстетическими взглядами, опытом. Однако субъективный контроль дополняют объективным, поскольку электрические параметры сигналов должны удовлетворять жёстким техническим требованиям. Выбросы мгновенных значений сигнала не должны превышать напряжений, при которых нелинейные искажения превышают допустимые нормы. При аналогово-цифровом преобразовании мгновенное значение напряжения не должно превышать максимального входного напряжения преобразователя. Низкие уровни сигнала - должны быть значительно выше уровня шумов и помех. Для поддержания примерно одинаковой громкости речи и музыки необходимы определенные соотношения их уровней, в том числе - электрических. Дополнительные требования к сигналам (их временным и фазовым сдвигам, а также разности уровней между сигналами), предъявляет стереофония. Для объективного контроля уровней сигналов используют измерители уровня (ИУ).
Измеритель уровня звукового сигнала - особый электронный прибор со стандартизованными или нормируемыми динамическими параметрами, которые характеризуют поведение ИУ по отношению к изменяющимся во времени сигналам. Он предназначен для оценки уровня звукового сигнала в динамическом режиме с целью контроля результатов регулирования уровней в процессе формирования частей программы. Кроме этого ИУ позволяет проверять соответствие уровней заданным номинальным значениям в различных точках канала звукового вещания (или записи) на испытательных (измерительных) сигналах, передаваемых до начала сеанса вещания или записи. Главное отличие ИУ от обычных электронных вольтметров переменного тока – наличие в выпрямителе интегрирующей (зарядно-разрядной) цепи с накопительной емкостью, играющей роль ячейки памяти для фиксации огибающей выпрямленного значения импульсных напряжений, в том числе 3С. Наличие зарядно-разрядной цепи позволяет «запоминать» значения даже кратковременных импульсов 3С на время, необходимое для того, чтобы оператор (звукорежиссер) мог прочесть и осознать показания ИУ.
Измерители уровня классифицируют по принципу действия, виду измеряемых значений уровня, области применения.
Структурная схема ИУ, поясняющая принцип его действия, приведена на рис. 1.1. ИУ содержит входную цепь (ВЦ), усилитель звуковых частот (УЗЧ), двухполупериодный выпрямитель (В), интегрирующую (зарядно-разрядную) цепь (ИЦ), логарифматор (Лог), усилитель постоянного тока (УПТ) и показывающий прибор (ПП).

Рис. 1.1. Структурная схема, поясняющая принцип действия ИУ
Шкалы большинства ИУ проградуированы в относительных значениях уровня (иногда в значениях коэффициента модуляции). Вблизи отметки уровня 0 дБ шкала обычно растянута, чтобы увеличить точность отсчета около опасной области превышения номинального уровня. В этой области шкала ИУ сначала меняет зелёный цвет на жёлтый, а при уровне 0дБ и выше она окрашена в красный цвет.
По степени усреднения (интегрирования) выпрямленного напряжения различают измерители пиковых, квазипиковых, средних, минимальных уровней. Приборы пикового типа следят за вершинками импульсов, измерители минимальных уровней фактически показывают уровень шумов в паузах сигнала. Чаще всего используют измерители квазипикового типа (английское название peak program meter, сокращенно РРМ). Чтобы обеспечить одинаковость показаний, их динамические параметры регламентированы международными рекомендациями или национальными стандартами.
В ГОСТ 21185 «Измерители уровня квазипиковые. Типы и основные параметры» стандартизованы следующие динамические параметры:
Главный динамический параметр - время интеграции tи, которое характеризует точность отображения амплитуд кратковременных пиков сигнала. Время интеграции - длительность одиночного входного измерительного радиоимпульса П-образной формы с заполнением напряжением синусоидальной формы частотой 5 кГц и уровнем 0 дБ, при подаче которого погрешность измерения не должна превышать минус 2 дБ (-20 %). При более длинных импульсах погрешность будет меньше, а при более коротких - больше. В ГОСТ 21185 установлено значение tи = 5 мс для измерителей пиковых уровней. Наряду с ИУ со стандартизованным tи в эксплуатации находятся приборы tи = 10, 20, 60 и даже 200 мс. Это приводит к разнобою в оценке уровней в разных точках канала. Показания различных приборов примерно совпадают только на длительных измерительных сигналах.
Время срабатывания tср - промежуток времени между моментом подачи на вход ИУ непрерывного синусоидального напряжения частоты 1 кГц с размахом, соответствующим отметке 0 дБ, и моментом когда показывающий прибор отметит значение относительного уровня -1 дБ. Обычно tср = (0,1...0,2)с.
Время возврата tв - промежуток времени между моментом выключения непрерывного синусоидального напряжения частоты 1 кГц размахом, соответствующим отметке 0 дБ, и моментом, когда показания ИУ снизятся до отметки минус 20 дБ. Для приборов оперативного контроля, расположенных на пультах звукорежиссера: tв=(1,7±0,3)с. Для приборов эксплуатационного контроля, предназначенных только для установочного регулирования трактов прохождения ЗС с применением измерительных сигналов: tв =(3,0±1,0)с.
В США, Франции и некоторых других странах в качестве ИУ используют так называемые VU - метры (volume units - единицы громкости). В таких ИУ tи =(0,1 ... 0,3)с. Показания этих приборов более соответствуют уровню громкости, (напомним, что время адаптации слуха на громкость составляет около 200мс [2]). При контроле уровней по этим приборам воспринимаемые на слух громкости речевых и музыкальных сигналов сближаются, что полезно с позиции потребителя - слушателя. Оценка пиковых значений напряжения в ЗС производится в этом случае приблизительно. Полагают, что в сигналах с большой разницей между квазипиковыми и средними значениями уровня (речь, музыкальные отрывки отрывистого звучания), уровни пиков на (10. . . 12)дБ (т.е. в (3–4) раза по напряжению) больше показаний VU - метра.
У ИУ, так же как и у обычных вольтметров измеряющих стационарные или медленно меняющиеся напряжения, нормируются дополнительно и статические параметры. К ним относятся: полоса частот, неравномерность АЧХ в этой полосе, погрешности, обусловленные изменением температуры, питающих напряжений, продолжительностью непрерывной работы и другими факторами.
Программный продукт (ПП) Sound Forge (SF) позволяет выполнить многие операции, реализуемые с помощью ПЗ. В частности, установить 7 видов измерителей уровня и не только измерять с их помощью динамический уровень звукового сигнала, но и исследовать параметры самого ИУ. Измеритель уровня устанавливается через меню: Wiew (Вид)→Play Meters (уровень воспроизведения) или сочетанием клавиш Alt+6. Для правильной и эффективной работы ИУ его необходимо настроить. Для этого выберите Option→Play Meters, рис.1.2.
В открывшейся панели можно выполнить следующие 3 группы основных настроек:
сбросить (очистить) ограничения (превышения уровня 0 дБ);
установить диапазон измеряемых уровней и установить шкалу индикатора (пиковое или среднее значение);
выполнить установки на индикаторе:
показывать пиковое или среднее значение;
Show Labels (показывать метки (уровня));
Hold Peaks (запоминать максимум, т.е. пиковые значения уровня);
Hold Valleys (запоминать дно (минимум) уровня);
Always on top (всегда сверху).


Рис. 1.2. Панели настроек измерителя уровня ЗС: а – диапазона измеряемых уровней, б – типа ИУ (PPM или VU)
В лабораторной работе после знакомства со структурной схемой и возможностями ПЗ выполняется имитация возможностей работы за ПЗ путём индивидуальной работы с использованием программного продукта Sound Forge:
настройка и исследование двух типов ИУ: PPM и VU;
исследование времени интеграции tи каждого типа ИУ;
измерение динамического диапазона реальных сигналов измерителями уровней двух типов (PPM и VU);
работа с панорамным регулятором;
микширование 2-х сигналов с созданием файла стереофонического сигнала;
работа с эквалайзером:
изменение спектрального состава шума путём ограничения его полосы частот.
Порядок выполнения работы
Настройка ИУ.
Последовательно выбирая: Option→Play Meters установите «галочки» у надписей: Show Labels, Hold Peaks и Hold Valleys, Show VU/PPM. Установите диапазон измерения ИУ равным (-42…0)дБ. В ПП Sound Forge имеется возможность установить три ИУ VU – типа: Traditional VU, Extendet VU и Logarithmic VU. Откройте меню VU/PPM Scale и выберите любой из трёх измерителей VU – типа.
Загрузите файл музыкального сигнала из папки, находящейся на несистемном диске (D или E):\ исходные сигналы:\ звуковые сигналы:\ музыка. Для этого выберите на панели инструментов: File→Open. В открывшейся панели установите «галочку» в окне Auto play (это позволит прослушать выделенный файл перед загрузкой). Из последней папки выберите известное Вам или наиболее понравившееся музыкальное произведение с вокалом. Нецелесообразно использовать ритмичную и тяжёлую музыку, т.к. на ней сложно будет заметить исследуемые эффекты. Нажмите клавишу «Открыть».
Включите воспроизведение выбранного файла ЗС. При его прослушивании обращайте внимание на связь ощущения громкости ЗС с показаниями индикатора VU - типа.
Установите ИУ PPM типа. Для этого выберите: Option→ →Play Meters и в открывшемся окне меню Show VU/PPM и выберите любой из четырёх видов измерителей PPM – типа. Включите воспроизведение выбранного файла ЗС. Обращайте внимание на связь ощущения громкости ЗС с показаниями индикатора PPM - типа.
Выберите тот тип ИУ (VU или PPM), который с Вашей точки зрения наилучшим образом визуально отображает изменение ЗС. Поведение показаний ИУ какого типа наиболее близко к слуховому ощущению?
Измерение динамического диапазона ЗС.
Измерение динамического диапазона ЗС выполняется дважды: двумя выбранными ранее ИУ 2-х типов. Включите воспроизведение файла ЗС. Для этого нажмите клавишу ►. Наблюдая показания правого ИУ, отмечайте максимальное и минимальное значения уровня ЗС. Рассчитайте величину динамического диапазона Dcр сигнала, измеренную, в данном случае, ИУ PPM – типа, по формуле:
Dc =Nмак - Nмин, дБ (1.1)
где Dc - динамический диапазон ЗС, Nмак и Nмин – измеренные соответственно, наибольшее и наименьшее значения уровня в файле ЗС.
Установите ИУ VU – типа, см. п.3.1. Измерьте им максимальное Nмак и минимальное Nмин значения уровней этого же звукового сигнала. Рассчитайте величину динамического диапазона Dcv (измеренную ИУ VU – типа) по формуле (1.1).
Исследование времени интеграции измерителя уровней.
Для измерения времени интеграции сформируйте испытательный сигнал - радиоимпульс с прямоугольной огибающей длительность которого близка к ожидаемому времени интеграции tи. Для этого создайте файл сигнала в окне данных, последовательно выбрав: File→New. В открывшемся окне установите параметры создаваемого сигнала: частота дискретизации → 44100Гц, количество разрядов квантования (Bit-depth) равным 16bit и каналы → моно. Нажмите ОК.
Выберите последовательно в основном меню:Tools→Synthesis→
→Simple. В открывшейся панели выберите: в выпадающем меню набора предустановок→Untitled, форму волны→Sine (синусоидальная), длительность→1с, частота→5000Гц, вставить новое колебание→Start of file, установите уровень сигнала равным 0дБ. Нажмите ОК. Сохраните этот файл под именем: Синус 0.wav. Включите воспроизведение этого файла. Запишите показания обоих ИУ, обозначив показания правого ИУ - N0v. Показания левого ИУ должно быть равно 0 дБ.
Для измерения времени интеграции tи, сформируйте по методике п.3.6 испытательный сигнал, длительность которого равна ожидаемому времени интеграции tи для исследуемого типа ИУ (см. п. 2). Сохраните этот файл под именем: Синус Тиv.wav.
Включите воспроизведение файла Синус Тиv.wav. Показания левого ИУ должно быть равно 0 дБ. Запишите показания правого ИУ, обозначив его: N1v. Рассчитайте разность показаний ΔN правого ИУ по формуле:
ΔN= N0v - N1v, дБ (1.2)
где ΔN – разность показаний ИУ, N0v и N1v – соответственно, показания ИУ на стационарном (Т=1с) и импульсном (Т= tи) сигналах.
Если эта разность показаний уровней ΔN близка к 2дБ, т.е находится в пределах:
1,5дБ≤ΔN≤2,5дБ, (1.3)
то время интеграции ИУ близко к длительности сформированного в п.3.7 радиоимпульса. Если разность показаний ИУ значительно отличается от 2 дБ, то для нахождения tи необходимо изменить длительность сформированного ранее испытательного сигнала. При разнице значений уровней ΔN больше 2,5дБ, длительность испытательного сигнала необходимо увеличивать в (1,5…2) раза, до тех пор пока не выполнится условие (1.3). И наоборот, при меньших значениях разности уровней ΔN, рассчитанных по формуле (1.2), длительность испытательного сигнала необходимо уменьшать до тех пор, пока не выполнится условие (1.3).
Измерение времени интеграции tи пикового ИУ.
Вызовите измеритель пиковых значений уровня ЗС: откройте меню Show VU/PPM и установите выбранный ранее, в п. 3.3, измеритель PPM - типа. Перед измерением его времени интеграции tи, предварительно зафиксируйте показания ИУ PPM - типа на стационарном сигнале (N0), включив на воспроизведение файл «Синус 0.wav».
Измерение времени интеграции tи пикового ИУ выполните по методике, изложенной в п. 3.8, предварительно сформируйте испытательный сигнал по методике п. 3.6, длительность которого равна ожидаемому времени интеграции tи (см. п. 2). Сохраните этот файл под именем Синус Тиp.wav. Измеренные, с помощью ИУ PPM – типа, уровни тестовых сигналов обозначьте, соответственно: N0р и N1р. При расчёте разности уровней ΔN по формуле (1.2) замените N0v → N0р и N1v → N1р. Закройте ИУ PPM – типа, последовательно выбрав: Option→Play Meters и снимите «галочку» у надписи Show VU/PPM.
Подготовка тестового звукового сигнала
Для проведения дальнейших исследований необходимо подготовить тестовый реальный сигнал. В папке «Исходные сигналы», находящейся на не системном диске (D, E или F), есть последовательно вложенные папки: «Исходные звуковые сигналы»→«Музыка». Из последней папки выберите известное Вам или наиболее понравившееся музыкальное произведение. Нецелесообразно использовать тяжёлую музыку для которой характерно отсутвие перепадов уровней, постоянное поддержание уровня, близкого к масимальному, на которой сложно будет заметить исследуемые эффекты. Перед загрузкой прослушайте ЗС хранящиеся в папке диска (D, E или F):\ исходные сигналы:\ звуковые сигналы, выбрав на панели инструментов: File→Open. В открывшейся панели установите галочку в окне «Auto play» и, выделяя файл, прослушайте его перед загрузкой. Выбрав ЗС, нажмите клавишу ОК.
Загруженный исходный сигнал – стереофонический (двухканальный). Термин «стереофонические сигналы» более широкий, чем «двухканальные сигналы», но за последние несколько десятилетий двухканальная стереофония получила наибольшее распространение и по умолчанию под «стереофонический ЗС» сейчас понимают «двухканальный ЗС». Чтобы имеющаяся в стереофоническом ЗС пространственная информация не мешала Вашему творчеству, сформируйте из этого стереофонического сигнала – одноканальный (монофонический). Для этого выберите на верхней панели клавишу Process (обработка) и в спадающем меню выберите: Channel Converter (преобразование каналов). Можно выбрать готовый способ преобразования (сложения) канальных сигналов, нажав клавишу спадающего окна, а можно не выбирать ничего (Untitled), но регуляторами уровней каналов установить необходимое соотношение между ними. В лабораторной работе выберите из набора: Stereo to Mono → Use both channels (50%). Нажмите ОК. Сохраните этот сигнал в папку своей группы, создав её на не системном диске, под именем: Тест.wav. В дальнейшем выполнение каждого последующего пункта лабораторной работы начинается с загрузки этого, сформированного, тестового сигнала (если не предлагается загрузить иной файл ЗС).
Ознакомление с типовыми способами формирования положения кажущегося источника звука.
Выберите на верхней панели клавишу Process (обработка) и в спадающем меню выберите Pan/Expand (расширить). В открывшемся окне есть возможность выбрать несколько способов расширения (формирования) стереопанорамы путём различной обработки как монофонических, так и стереофонических сигналов.
В первом эксперименте в верхнем выпадающем меню выберите: Left to right (linear). Во втором выпадающем меню выберите: Pan (preserve stereo separation), в третьем выпадающем меню - None. Окно настроек примет вид, приведённый на рис. 1.3.а. Нажмите ОК.
Обратите внимание, что сформированный файл ЗС имеет две звуковые дорожки. Прослушайте получившееся звучание. Сопоставьте звучание с осциллограммами зависимостей мгновенных значений синтезированных сигналов. Для большей наглядности установите масштаб времени – «минимальный». Для этого выберите: View→ →Zoom→Out Full. Как изменилось звучание по сравнению с монофоническим, как изменились показания измерителя уровня?


а) б)


в) г)
Рис. 1.3. Окна настроек Pan/Expand
В следующем исследовании при формировании положения кажущегося источника звука загрузите файл «Тест.wav», настройки второго и третьего выпадающего меню на панели Pan/Expand не меняйте, но во втором случае выберите в верхнем выпадающем меню: Left to right (exponential). Окно настроек примет вид, приведённый на рис. 1.3.б. Нажмите клавишу «ОК». Прослушайте получившееся звучание. Сопоставьте звучание с осциллограммами зависимостей мгновенных значений синтезированных сигналов, установив масштаб времени в окне данных – «минимальный».
Исследование зависимости положения кажущегося источника звука от разности уровней сигналов левого и правого каналов.
Традиционно при этих исследованиях используют монофонический речевой сигнал, а разность уровней в сигналах стереопары формируют путём введения различного затухания в каналы стереопары. В нашем случае такая методика не подходит по двум следующим причинам: во-первых, эта процедура требует значительного времени для формирования большого количества тестовых сигналов, а во-вторых, нестационарность ЗС, обусловленная его динамическим диапазоном (у речевого сигнала - (20…30)дБ), будет вносить существенную погрешность при измерении уровней сигналов стереопары (левого и правого каналов). Поэтому в качестве испытательного сигнала используем шумовой сигнал.
Для формирования испытательного сигнала создайте файл сигнала, последовательно выбрав: File→New. В открывшемся окне установите параметры создаваемого сигнала: частота дискретизации 22050Гц, количество разрядов квантования (Bit-depth) равным 16bit и каналы - моно. Нажмите ОК. Выберите последовательно в основном меню: Tools→Synthesis→Simple. В открывшейся панели меню выберите: в выпадающем меню набора предустановок→Untitled, форму волны→White Noise (белый шум), длительность→25 секунд, вставить новое колебание→Start of file, установите уровень сигнала равным минус 3дБ. Нажмите ОК. Ограничьте полосу шума частотами: (50…7000) Гц отфильтровав его низко- и высокочастотные составляющие. Для этого вызовите эквалайзер: Process→EQ→Graphic. В открывшейся панели выберите из Набора→Untitled и нажмите клавишу→20 Band. Установите регуляторы фильтров в такое положение, чтобы коэффициент передачи эквалайзера уменьшался на частотах ниже 50 Гц и выше 7 кГц, рис. 1.4.а.


а) б)
Рис. 1.4. Панель настроек эквалайзера для ограничения полосы шума
Нажав на этой панели клавишу Envelope, убедитесь в том, что АЧХ эквалайзера монотонна, рис.1.4.б. При необходимости подрегулируйте её курсором «мыши». Нажмите клавишу «ОК». Сохраните сформированный файл под именем: Шум.wav.
Выберите на верхней панели клавишу Process и в спадающем меню выберите Pan/Expand. В открывшейся панели с помощью курсора «мыши» изобразите в графическом окне характеристику, приведённую, на рис.1.3.в. Нажмите клавишу «ОК». Прослушайте получившийся сигнал. Во время прослушивания сигнала отмечайте положение Х кажущегося источника звука между громкоговорителями, относительно центра между ними. Одновременно записывайте показания ИУ левого Nл и правого Nп каналов для каждого из четырёх горизонтальных участков, рис.1.3.в, установив диапазон измерения ИУ равным (-24…0)дБ. Как изменяются его показания в начале и в конце файла ЗС. Рассчитайте для каждого горизонтального участка разность уровней ΔNс между сигналами стереопары:
ΔNс =Nл -Nп, дБ. (1.4)
Постройте зависимость относительного положения Х кажущегося источника звука (Х/(В/2)) на линии стереобазы В (линии соединяющей громкоговорители системы воспроизведения (СВ)), рис.1.5, от разности уровней ΔNс, рассчитанной по формуле (1.4).

Рис. 1.5. Отсчёт положения КИЗ относительно громкоговорителей СВ
Загрузите файл испытательного сигнала «Шум.wav». Выберите на верхней панели клавишу Process и в спадающем меню выберите Pan/Expand. В открывшейся панели с помощью курсора «мыши» изобразите в графическом окне характеристику, приведённую, на рис.1.3.г. Нажмите клавишу «ОК». Прослушайте получившийся сигнал. Во время прослушивания сигнала, отмечайте положение Х кажущегося источника звука между громкоговорителями, относительно центра между ними. Одновременно записывайте показания ИУ левого Nл и правого Nп каналов для каждого из четырёх горизонтальных участков, рис.1.3.г. Как изменяются показания ИУ в начале и в конце файла ЗС. Рассчитайте для каждого горизонтального участка разность уровней ΔNс по формуле (1.4). Постройте зависимость относительного положения Х кажущегося источника звука (Х/(В/2)) на линии стереобазы В от разности уровней ΔNс.
Формирование стереофонических сигналов.
В следующей части лабораторной работы необходимо сформировать файл звукового сигнала, в котором на фоне одного сигнала перемещается второй источник звука. Для формирования такого файла прослушайте ЗС хранящиеся в папке диска D:\исходные сигналы:\ звуковые сигналы:\ звуки, выбрав на панели инструментов: File→ →Open. В открывшейся панели установите галочку в окне «Auto play» и выделяя файл прослушайте его перед загрузкой (на этой же панели есть сведения о его длительности). Продумайте звуковой сюжет с движением источника звука на каком-то звуковом фоне. Для этого Вам понадобится два файла ЗС, длительностью не менее 40 с. Загрузите их, нажимая клавишу «Открыть».
Загруженные исходные сигналы – стереофонические и имеют разную длительность звучания. Чтобы имеющаяся в них пространственная информация не мешала сюжету, удалите её, сформировав из того стереофонического сигнала, который будет перемещаться по стереопанораме - монофонический. Для этого: выберите на панели Process→Channel Converter. В открывшейся панели выберите в выпадающем меню Stereo to Mono – Use both channels (50%), Output channels→Mono, нажмите ОК. Сохраните файл, добавив в конце его имени букву «м», в папку своей группы, созданную на диске D.
Сформируйте из этого монофонического сигнала – двухканальный. Для этого: выберите на верхней панели клавишу Process и в выпадающем меню: Pan/Expand (создать панораму/расширить). В открывшемся окне выберите из стандартных вариантов перемещения звука слева направо, или наоборот (зависит от задуманного Вами сюжета), линейный (linear) или экспоненциальный (exponential) закон, исследованные ранее в п.3.12 и п.3.13. Нажмите «ОК». Прослушайте файл, почувствуйте разницу в звучании исходного (стереофонического) и сформированного двухканального ЗС. В чём она?
Подбор соотношения громкости звучания фона и перемещающегося сигнала.
Перед наложением сформированного в п.3.18 перемещающегося ЗС на сигнал выбранного звукового фона необходимо предварительно подобрать их по соотношению уровней (по громкости). Для изменения уровня выберите: Process→Volume и в открывшейся панели установите движком регулятора необходимое усиление (или ослабление) уровня файла того сигнала, который был активным. Получающийся сигнал можно предварительно прослушать, нажав клавишу Preview. Одновременно контролируйте по ИУ уровень сигнала, не допуская превышения им значения 0 дБ. Нажмите клавишу «ОК».
Для сложения сигналов щёлкните курсором «мыши» на файле ЗС, который будет перемещаться. Выберите на верхней панели клавишу Edit и далее Select All. Затем Edit→Copy. Щёлкните курсором «мыши» на файле сигнала звукового фона и установите курсор мыши в его начало. Далее: Edit→Paste Special→Mix. В открывшейся панели установите Preset:→50/50 mix, нажмите «ОК». Прослушайте полученный файл звукового сигнала.
Ограничение длительности файла ЗС (обрезка)
Загруженные исходные сигналы имеют разную длительность звучания. Необходимо сделать длительность сформированного Вами файла ЗС равной (35…50)с. Для этого установите курсор «мыши» в то место файла ЗС где он должен закончиться. Курсором «мыши» выделите удаляемую часть файла ЗС. Нажмите клавишу Edit и в спадающем меню выберите: Delete. Чтобы обрезка не «резала» слух (файл закончился на «половине» звука) необходимо ввести плавное понижение уровня ЗС. Для этого установите курсор «мыши» в то место файла ЗС откуда должно начаться уменьшение его уровня, а затем, перемещая курсор, выделите участок до конца файла. Нажмите клавишу Process и в спадающем меню выберите: Fade→Graphic. На открывшейся панели в окне Preset выберите -6dB (или -3dB) exponential fade out (в нижней левой части открытой панели указывается выделенная временная область файла, для которой эта процедура будет выполнена). Нажмите клавишу «ОК». Прослушайте сформированный Вами файл сюжета. Сохраните его в папку своей группы (на диске D).
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: