Лекция подготовка к публичному выступлению
Лекция. Подготовка к публичному выступлению.
Лекция
ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Виды, контексты и алгоритм подготовки публичного выступления. Характеристики речи выступающего. Невербальные характеристики поведения выступающего. Общие закономерности психологического воздействия в сложных ситуациях публичного выступления.
Умение говорить с людьми доходчиво, убедительно и увлекательно – один из важных моментов деятельности руководителя.
Преимущество устной речи перед печатным словом – ее эмоциональная напряженность, проникновенность, способность передать важнейшие оттенки мысли и чувства. От того, как построена эта речь, как она произносится, какие вербальные и невербальные средства использует выступающий, зависит отношение слушающих к его сообщению и к нему лично. Языковые, интонационные, жестовые и мимические средства выражения, дополняя друг друга, облегчают понимание содержания выступления и усиливают его воздействие на аудиторию. От выступающего требуется не только подготовить речь, но и свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой, безошибочно реагировать на поведение аудитории.
От навыков и умений публичного выступления зависят самочувствие бизнесмена, его профессиональная уверенность, деловая успешность.
Навыки публичного выступления (в том числе на радио и телевидении) входят в арсенал психологических средств, обеспечивающих успешный имидж.
Рассмотрим пути построения публичного выступления как речи и публичного выступления как события, включающего помимо речевых, неречевые средства воздействия на слушателей.
Построение речи
Виды, контексты и алгоритм подготовки публичного выступления.
В зависимости от задач выделяют множество видов публичного выступления. Это и традиционная лекция, и доклад, и выступление на митинге (совещании, собрании), и сухое информирование, и отчет.
К публичному выступлению также относятся публичные заявления, информационные сообщения, рекламные обращения, дебаты и дискуссии (например, по радио или телевидению).
К неформальным публичным выступлениям можно отнести высказывание собственного мнения, обоснование идеи (проекта), публичный рассказ, распространенные ответы на вопросы интервью (или вопросы, возникающие на брифингах, приемах, презентациях).
Особый вид публичного выступления — это специальные «речи» (спичи), к которым относятся тосты, хвалебные речи, поздравления.
Публичное выступление в бизнес-психологии можно рассматривать одновременно в нескольких контекстах:
в контексте вербального поведения,
в контексте невербального поведения,
в контексте взаимодействия проявлений вербального (В) и невербального (НВ) поведения,
как часть самопрезентации,
как форму работы с аудиторией (например, на радио или телевидении, на общем собрании сотрудников фирмы и т.д.),
как важное звено устной рекламы, сбыта и продаж, переговоров, рабочих совещаний, взаимодействий с общественностью и др.,
как профессионально-значимую для бизнесмена деятельность (тогда навыки публичного выступления рассматриваются на четвертом уровне деятельности бизнес-структуры — уровне повседневного поведения сотрудников фирмы).
Не стараясь учесть все из перечисленных контекстов, остановимся подробнее на публичном выступлении как профессионально важном навыке современного бизнесмена. Отдельно проанализируем вербальное и невербальное сопровождение публичного выступления. Рассмотрим критерии психологической эффективности публичного выступления, то есть закономерности психологического воздействия в ситуации публичного выступления. При этом будем исходить из того, что, имея хорошие навыки публичного выступления, бизнесмен сможет использовать их и для решения задач самопрезентации, и для осуществления любого из бизнес-процессов.
Начнем с алгоритма подготовки публичного выступления.
Наиболее простой алгоритм требуется для описательных выступлений. Он включает следующие шаги:
1. Определение объекта описания.
2. Внешний вид объекта.
3. Внутреннее строение объекта.
4. Среда обитания объекта.
5. Связи (обмен) объекта со средой.
6. Основные функции объекта.
7. Происхождение объекта описания.
8. Перспективы объекта описания.
9. Собственное отношение говорящего к тому, что он описывает (если он считает для себя нужным и возможным говорить об этом).
Такой алгоритм могут использовать, например, агенты по недвижимости для описания продаваемого дома, участка, квартиры.
Другой алгоритм сфокусирован на построении публичного выступления одновременно как речи и как события. Алгоритм включает следующие шаги:
формулировка темы речи (в ней должна четко угадываться цель),
начало выступления (введение в тему и установление контакта с аудиторией), которое может осуществляться с помощью разных стратегий, например, стратегии прямого, контрастного или постепенного вторжения в тему, но не должно быть неконструктивным, например, оправдывающимся, извиняющимся или расплывчатым,
основная часть (тезисы, следствия, логические переходы), которая должна быть доказательна, наглядна, интересна,
заключение (подведение итогов), которое также может включать обобщение сказанного, пожелание, изложение перспектив, призыв или лозунг, заострение нерешенного вопроса; на этой фазе можно оставить время для вопросов и ответов.
Этот алгоритм хорош для проведения рабочих совещаний, выступлений перед общественностью, переговоров.
Для подготовки сложных и подробных публичных выступлений подходит подробно расписанный 9-шаговый алгоритм, предложенный И.М. Коганом. Алгоритм особенно хорош для подготовки ответственного выступления перед незнакомой аудиторией. Основным достоинством этого алгоритма, наряду с его тщательной проработанностью, является, на наш взгляд, использование обратной связи для проверки логичности, последовательности и целостности текста выступления. Приведем этот алгоритм без сокращений:
1. Оценить аудиторию, перед которой следует выступать.
1.1. Уточнить количество слушателей.
1.2. Выявить социально-демографические особенности аудитории.
1.3. Выявить отношение аудитории к теме выступления и личности выступающего.
2. Овладеть предметом будущего разговора,
2.1. Выделить опорные понятия тематического поля.
2.2. Из каждого опорного понятия вычленить составляющие
его понятия.
2.3. Раскрыть содержание каждого из понятий, составляющих опорное.
2.3.1.Выявить существенные признаки понятий, составляющих опорное.
2.3.2. Сформулировать определения тех входящих в состав опорного понятий, существенные признаки которых носят родо-видовой характер.
2.3.3. Установить, какие понятия, входящие в состав опорного, имеют родо-видовой характер существенных признаков.
2.3.4.Для каждого понятия из состава опорного с родовидовым характером существенных признаков определить ближайшее родовое понятие.
2.3.5. Дать определение каждому понятию, входящему в состав опорного и имеющему родо-видовой характер существенных признаков.
2.3.6. Убедиться, соответствует ли определение каждого понятия, полученное в предыдущем пункте, требованиям, изложенным в том же пункте.
2.4. Вывести сущность каждого опорного понятия, совместив (синтезировав) понятийные содержания, полученные в п.2.3, и убедившись в их достаточности.
3. Выработать замысел предстоящего выступления.
3.1. Сформулировать и зафиксировать цель выступления.
3.1.1. Подобрать глагол в неопределенной форме, отражающий намерение выступающего.
3.1.2. Подобрать слова, в совокупности раскрывающие содержание намерения.
3.1.3. Связать все это в единое предложение, выражающее цель выступления.
3.1.4. Убедиться в соответствии формулировки цели предъявляемым требованиям.
3.2. Сформулировать тему выступления.
3.3. Убедиться в соответствии формулировки темы предъявляемым требованиям.
3.4. Выработать концепцию трактовки темы.
3.5. Вычленить из концепции главную мысль и сформулировать главный тезис выступления.
3.6. Убедиться в соответствии главного тезиса предъявляемым требованиям.
3.7. Разработать рабочий тезисный план выступления.
3.7.1. Сформулировать тезисы выступления.
3.7.2. Убедиться в соответствии тезисов выступления предъявляемым требованиям.
3.7.3. Сформулировать ключевые вопросы темы.
3.7.4. Убедиться в соответствии ключевых вопросов предъявляемым требованиям.
3.7.5. Сформулировать основные тезисы.
3.7.6. Убедиться в соответствии основных тезисов предъявляемым требованиям.
3.7.7. Сформулировать тезисы заключения.
3.7.8. Убедиться в соответствии тезисов заключения предъявляемым правилам.
4. Разработать текст выступления.
4.1. Определить речевой стиль выступления.
4.2. Выбрать форму и продумать (написать) содержание вступления.
4.3. Убедиться в соответствии содержания вступления предъявляемым требованиям.
4.4. Продумать (и написать) содержание главной части выступления.
4.5. Убедиться в соответствии содержания главной части предъявляемым требованиям.
4.6. Определить форму и продумать (написать) содержание заключения.
4.7. Убедиться в соответствии содержания заключения предъявляемым требованиям.
5. Убедиться в соответствии речевого стиля разработанного текста предъявляемым требованиям.
6. Убедиться в соответствии объема подготовленного содержания отведенному для выступления времени.
7. Убедиться в согласованности текста и основных элементов его структуры.
7.1.Вычленить из текста частные идеи и зафиксировать их в виде частных тезисов выступления.
7.2. Вычленить из текста основные идеи и зафиксировать их как основные тезисы выступления.
7.3. Сформулировать ключевые вопросы, получившие освещение в тексте выступления и отражающие его основные проблемы.
7.4. Вычленить из текста главную мысль и зафиксировать ее в виде главного тезиса выступления.
7.5. Сформулировать тему выступления, наиболее отвечающую разработанному тексту.
7.6.Сформулировать возможную цель выступления, наиболее отвечающую разработанному тексту;
7.7. Убедиться в согласованности основных элементов структуры текста.
8. Убедиться в отсутствии принципиальной разницы между формулировками цели в п. 7.6, п. 3.1, темы в пп. 7.5, 3.2 и главного тезиса выступления в пп.7.4,3.5.
9. Предусмотреть необходимое материально-техническое обеспечение выступления.
Формулировка темы речи должна привлекать внимание, быть простой и в то же время достаточно броской. Она должна вызывать у слушателей ощущение неопределенности, которое снимается по мере развертывания выступления. Формулировка темы зависит, с одной стороны, от цели выступления, а с другой – от интересов и особенностей восприятия аудитории. Конкретная цель речи должна быть понятна аудитории с первых же слов. Главной же заботой при подготовке выступления должна стать аудитория:
Что им интересно, каковы их потребности?
Что им уже известно по теме выступления, а что – нет?
Что ожидают от вас услышать?
Для чего нужна им эта информация?
Этапы подготовки к выступлению (докладу):
Сбор всех имеющихся материалов – относящихся к теме выступления и соответствующих потребностям и интересам ваших слушателей.
Отбор самого необходимого – наиболее интересного, объективного и убедительного материала.
Расположение – распределить материал в логической последовательности.
Интерпретация – сделайте набросок вашей интерпретации материала.
Придание законченной формы – определите, как вы будете представлять материал, какие вспомогательные средства использовать.
Обязательными признаками хорошего выступления являются четкая структура и безупречная внутренняя логика. Именно логика речи может полностью захватить внимание слушающих. Аудитория может простить оговорку, неправильное ударение в слове, но мгновенно реагирует на нелогичность, бессвязность изложения.
Между логикой рассуждения. «логикой для себя» и логикой речи, «логикой для аудитории» имеется существенное различие. В первом случае логика – средство познания, во втором – средство убеждения аудитории. Поэтому, приступая к подготовке речи, перестаньте думать о том, что вы скажете, а сконцентрируйтесь на том, что ваши слушатели услышат. А услышат они только то, что им будет понято, будет выражено ясным для них языком, и то, что будет интересно, что будет соответствовать их потребностям.
Характеристики речи выступающего.
Немаловажным фактором публичного выступления оказываются вербальные и невербальные голосовые характеристики выступающего, которые можно тоже тренировать загодя. В числе таких характеристик обращают на себя явное внимание следующие особенности речи:
произношение, дикция — замечено, что невнятная речь выступающего отрицательно действует на аудиторию, поэтому нелишним является до выступления записать свою речь на магнитофон, а затем самому проанализировать ее,
постановка голоса — хриплый, сипящий, монотонный голос вызывает кашель в аудитории, что очень отвлекает слушателей от выступающего,
темп выступления — не должен быть ни ускоренным (торопливость вызывает ослабление восприятия, недоверие к выступающему), ни замедленным (тогда паузы заполняются дополнительным смыслом, искажающим содержание выступления),
понятность — язык выступающего должен соответствовать аудитории по словарному запасу, длине предложений, синтаксису, применению иностранных слов и выражений, специальных терминов (в противном случае в аудитории велика вероятность негативных эмоций, раздражения, насмешек), язык также должен быть очищен от слов-паразитов, штампов и стереотипов (они хоть и экономят время восприятия, но могут вызвать неадекватную реакцию аудитории),
краткость,
точность,
образность (например, лучше сказать не «к дому подъехала машина», а «к подъезду дома подъехал старенький «Запорожец» или новенький «Мерседес»),
поэтичность (или метафоричность),
наличие прямых обращений к аудитории.
Еще один важный фактор публичного выступления с точки зрения правильности построения речевых сообщений — это время.
Существует закономерность изменения внимания слушателей, которое колеблется в течение всего выступления. Максимальное сосредоточение внимания наблюдается в первые 30 секунд и в последние 30 секунд выступления. Вначале слушатели, как правило, хотят знать, о чем пойдет речь, а в конце сосредоточатся для того, чтобы все-таки не упустить смысл выступления, даже если они его совсем не слушали. В середине между этими пиками внимание остается на сравнительно низком уровне, нарушаемом волнами возрастания заинтересованности (см. рисунок)

Изменение уровня концентрации внимания аудитории во время выступления
Существует некоторая критическая продолжительность выступления, после которой уже трудно ожидать от слушателей полного внимания, — это 15-20 минут. Но и внутри этого промежутка внимание распределяется неравномерно. Его максимальные значения фиксируются в первые и последние 30 секунд этого промежутка.
Важно использовать зоны естественного нарастания внимания. Особенно критичное значение имеет начало выступления. Нужно, чтобы первые фразы речи интересовали, приглашая аудиторию к исследованию жизненных фактов, к рассуждению над этими фактами. Начало выступления – это не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, возбуждения интереса, завоевание внимания. Любое выступление начинается с обращения: «Друзья!», «Уважаемые коллеги!», «Господа!» и т.д. – это не просто формальность, но способ установить контакт и доброжелательные отношения с аудиторией. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у аудитории не возникло впечатления фамильярности или отстраненности выступающего.
Существует несколько стратегий начала выступления.
Прямое вторжение в тему – начинается с прямого повторения названия доклада и четкой формулировки его цели и основных проблем (разделов).
Контрастное введение в тему – выступление начинается с заострения противоречия.
Постепенное введение в тему через интригующий рассказ, притчу, случай из жизни. Однако затягивание самого хорошего вступления может отрицательно сказаться на всем выступлении.
Существует множество неоптимальных стратегий начала речи, например:
оправдывающаяся – «Эта проблема важная, потому что ...»; «Надеюсь, это покажется вам интересным».
извиняющаяся – «Я зная, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу».
расплывчатая, нечеткая – «Сегодня давайте рассмотрим этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать своевременно».
Таких вариантов начала выступления надо избегать, преодолевая свою неуверенность.
Начало должно быть уверенным!
Основная часть сообщения
Задача, решаемая в главной части выступления – повести за собой мысль аудитории за счет четкого логического построения. Речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, логические переходы тщательно отрабатываются, чтобы слушатели не теряли нить разговора.
Усилению концентрации внимания способствует такое изложение материала, при котором аудитория как бы задается вопросом: «А что же дальше?», «Почему?», «Как?». Слова докладчика, дающие ответ на эти вопросы, активно воспринимаются слушателями.
Как добиться четкости и стройности изложения? Если вы не являетесь одним человеком из тысячи, способным импровизировать, то остаются два пути:
Составить полный текст речи и затем либо зачитать его, либо выучить и произнести наизусть.
Составить краткий конспект – шпаргалку.
Оба пути имеют свои преимущества и ограничения. Чтение по бумажке нарушает зрительный контакт с аудиторией, непосредственность общения со слушателями, кроме того, когда человек говорит, наклонив голову, его плохо слышно. Написанное заранее сообщение негибко, говорящий не может реагировать на настроение аудитории. От тех, кто пытается запомнить всю речь наизусть и потом произнести ее по памяти, требуется огромная энергия и напряжение процесса запоминания. В то же время есть риск, что в какой-то момент память подведет.
Конспект выступления может быть разной степени подробности. Чем ближе он к тексту, тем в большей степени отвлекает внимание докладчика. Важно выбрать основные идеи, которые вы хотите донести до слушателей. При их отборе нужно учитывать два критерия:
сообщение должно представлять интерес для слушателей;
оно должно быть сформулировано в понятной для них форме
Логика и четкое построение выступления в главной его части должны сопровождаться доказательностью и наглядностью.
В заключение следует подвести итого речи, часто целесообразно повторить основную идею или положение доклада.
Часто ссылаются на изречение, которое приписывают старшине Британской армии: «Сначала скажите им, что вы собираетесь сказать. Потом скажите. Потом скажите им, что вы им сказали».
Заключение может также содержать:
обобщение сказанного и постановку задач на будущее;
пожелание;
изложение перспектив;
призыв или лозунг;
заострение нерешенного вопроса
Невербальные характеристики поведения выступающего.
Невербальное поведение и внешний вид выступающего — это предмет особого внимания со стороны слушателей. Причем не важно, осознанно они обращают на это внимание или нет. В обоих случаях доверяют они больше невербальным проявлениям, чем тому, что произносит выступающий.
Во время выступления обращайте внимание на неречевые компоненты публичного выступления: одежду, позу, жесты, мимику, контакт глаз, голосовые характеристики речи.
Начало речи должно производить впечатление уверенности. Старайтесь поддерживать зрительный контакт со слушателями, говорить четко, ясно, громко, без торопливости и монотонности, по возможности выразительно и просто. Полезно менять тем и громкость речи . Выдерживайте паузу в следующих случаях:
если ваши слова вызвали шум и бурную реакцию в аудитории;
если вопрос, брошенный вами в аудиторию, вызвал напряженное внимание к нему;
если вам задали вопрос с места, на который отвечают сами слушатели;
если вам нужно привлечь внимание слушателей.
Именно по невербальному поведению, внешнему виду и манере себя держать формируется первое впечатление, влияющее на весь дальнейший ход общения с аудиторией.
Например, замечено, что:
очки обычно воспринимаются как признак начитанности, аккуратности, ума,
неумелая и избыточная косметика — как признак дурного вкуса, неодухотворенности, интеллектуальной недалекости, а также желания выступающего обратить на себя лично особое внимание,
зажатая поза («стоит, вытянувшись по струнке») усыпляет внимание,
активная ходьба из угла в угол – внимание отвлекает,
руки в карманах выступающего у многих слушателей вызывает недовольство,
руки, прижатые к какой-то части тела, привлекают внимание именно к ней,
переминание с ноги на ногу, почесывания и другие, часто повторяемые движения (отбрасывание челки со лба, касание кончика носа, мочки уха, верчение в руках случайных предметов) — сначала вызывают раздражение, а потом начинают смешить.
В своей книге о невербальном поведении А. Пиз пишет: «Если мы имеем объективное представление о каком-то предмете, то это облегчает нашу жизнь, если же мы не имеем представления об этом предмете и не пытаемся понять, как он устроен, то это всегда создает для нас проблемы <...>, если Вы будете знать и применять свои навыки в невербальном общении, то общаться с другими людьми Вам будет легче, и такое общение будет доставлять Вам удовольствие».
Применительно к организации публичного выступления нам важно сделать акцент на следующем. Ссылаясь на согласие между большинством исследователей, А. Пиз отмечает, что если информация передается с помощью слов (а именно это и происходит в публичном выступлении), то жесты показывают различное отношение выступающего к этой информации, иногда даже заменяя собой и сами слова. Приведем в качестве одновременно и иллюстрации, и «рабочего» материала, и предмета житейских наблюдений те жесты из числа описываемых А. Пизом, которые, на наш взгляд, наиболее ярко характеризуют человека, занятого публичным выступлением:
жест «разрешите мне быть абсолютно честным с вами» — руки разведены в стороны, ладони открыты,
ладонь вверх — подчинение, вниз — доминирование; указательный жест — агрессия,
жест «не правда ли, это здорово» — потирание ладоней одна о другую,
скорость потирания ладоней показывает, в чью пользу склоняются текущие переговоры,
крепко сжатые руки до побеления пальцев — враждебное отношение или то, что у человека не сбылись мечты,
сжатые руки находятся на разной высоте (перед лицом, на столе, в опущенном положении при позе стоя) — от этого зависит степень негативного отношения данного человека к окружающим,
жест «пирамида» (соединены кончики пальцев обеих рук):поднятая — человек уверен, все знает (частый жест начальников, менеджеров, юристов), опущенная — намек на возможность отрицательного результата разговора,
сжатие кистей рук и запястий за спиной — обладание властью (этот жест любят полицейские, директора школ, военные, члены королевской семьи),
прикрытие рта, прикосновение к носу — скрываемая ложь,
потирание глаз — неискренность,
потирание уха — человек достаточно наслушался, хочет что-то сказать,
потирание шеи — сомнения и неуверенность,
поглаживание подбородка — человек принимает какое-то решение,
скрещенные на груди руки — несогласие,
обхват рукой постороннего предмета — чувство безопасности,
перекрещенные ноги — человек находится среди незнакомых людей,
перекрещенные руки и ноги — поза обороны,
дужки очков во рту — желание потянуть время.
Человек — система сложная. Взаимодействуя с другими людьми, он проявляет одновременно множество своих свойств, выражает невербально множество своих отношений. Поэтому механистический подход к прочтению невербальных знаков выступающего иногда может привести к ошибке. Невербальные знаки — это одновременно и «ключ» к другому человеку, и «замок», закрывающий его от излишнего внимания окружающих. А для самого выступающего — это отличное средство сделать свою речь понятной, приятной и полезной для окружающих либо, наоборот, создать о себе и своем сообщении самое неблагоприятное и несправедливо ошибочное впечатление у слушающих.
Общие закономерности
психологического воздействия
в сложных ситуациях публичного выступления.
Помимо явных невербальных ошибок, которые может допустить человек в процессе своего публичного выступления, ему может очень помешать та атмосфера взаимодействия, которая сложится при контакте с аудиторией. Вероятно возникновение затруднительных ситуаций, которые поставят неподготовленного выступающего в тупик. Ряд таких ситуаций легко найти в литературе по психологии в бизнесе, изобилующей советами о том, что делать и чего не делать бизнесмену, в том числе — выступающему. Обобщив их, мы составили для выступающего недлинный перечень «рабочих» рекомендаций:
не начинать с извинений (это самоуничижение), а, наоборот, стараться сохранить уважение аудитории,
не читать по рукописи — от этого теряется контакт с аудиторией,
все цифры и числа (количественную информацию) лучше зачитывать — иначе могут не поверить,
если хочется пошутить с аудиторией, то шутку следует выбирать не о себе — иначе, окажись шутка неудачной, она может стать основой для обидной реплики в адрес выступающего или его клички «на будущее»,
интеллект аудитории обратно пропорционален ее величине,
унять страх и нервную дрожь перед аудиторией помогает мысленное представление этой аудитории в смешном свете (например, экзаменационная комиссия, занимающаяся коллективным поднятием тяжестей; партнеры по переговорам, не умеющие есть спагетти; строгий начальник, у которого отстают часы, но он об этом еще не знает, и т.п.),
верить в то, что вы как выступающий являетесь приятным сюрпризом именно для этой аудитории,
перед выступлением не делиться ни с кем своими мыслями, иначе во время выступления у говорящего будет возникать ощущение, что он «это» уже сказал,
избегать менторского тона и слов типа «Вы, конечно, это знаете...» — это никому не нравится: ни тем, кто действительно знает, ни уличенным в незнании,
поменьше говорить о себе,
не радоваться собственным остротам.
Список подобных рекомендаций можно бы и продолжить. Однако хочется обратить внимание на главное, о чем весьма красноречиво написали в своей книге по психологии бизнеса немецкие авторы Б. и X. Швальбе: во время публичного выступления нужно всегда помнить, что «главное не в том, чтобы поразить всех красноречием (информированностью, осведомленностью, собственной важностью, значимостью, начитанностью), а в том, чтобы своей речью оказать воздействие, достичь намеченной цели и усилить собственное влияние».
Более сложные ситуации публичных выступлений можно заранее проиграть, например, включая их в программы различных социально-психологических тренингов: публичного выступления, самопрезентации, межличностных коммуникаций, делового и партнерского общения, проведения рабочих совещаний, организации групповой работы и др. Обычно эти ситуации связаны с неблагоприятной, неожиданной, неуправляемой реакцией аудитории на слова и действия выступающего. Приведем примеры типичных ситуаций и путей выхода из них. Часть этих ситуаций почерпнута из литературы и модифицирована нами, часть подсказана коллегами. Некоторые ситуации заимствованы из нашего опыта тренинговой работы.
Аудитория не проявляет интереса к теме выступления.
Выход. Направить психологическое воздействие на поиск и актуализацию другого интереса, также имеющего отношение к теме выступления. Одновременно с этим тема в разумных пределах корректируется под заявленный интерес аудитории.
2. Аудитория не готова к восприятию, все шумят, заняты своими делами.
Выход. Не стоит начинать выступление в таких условиях. Грамотнее, прежде всего, привлечь внимание аудитории — не обязательно к теме выступления, можно и к себе или к чему-то постороннему. Потом внимание аудитории можно переключить на содержание выступления.
3. У выступающего нет уверенности в том, что основная часть аудитории «включилась» и понимает, о чем пойдет речь, после того как выступающий назвал тему.
Выход. Вряд ли стоит продолжать. Есть смысл еще раз повторить тему, но на этот раз, используя другие приемы (записать на доске, выделить ключевые слова, привлечь метафору, дать предваряющий пример, использовать обратную связь и прямые обращения к аудитории).
4. Часть аудитории устала и «выпадает».
Выход. Хорошим средством воздействия в этой ситуации могут стать невербальные проявления (изменение громкости голоса, проксемики, контакт глаз, мимика и пантомимика). Поддержки можно ожидать от слушающей части аудитории. Для этого достаточно только акцентировать интересующую их тему.
5. Провокационные реплики.
Выход. Отвечать на них бессмысленно, так как они не на это были нацелены. Уходить от них можно, например, сославшись на то, что не всем это интересно, а посему говорить об этом надо после выступления — в узком кругу интересующихся. Но вряд ли такая линия поведения удовлетворит провокатора. Другие способы воздействия — это прямое обращение к аудитории с целью оценить реплику или психологический анализ сложившейся ситуации с использованием .прямых обращений к аудитории.
6. Трудные вопросы.
Выход. Предложить задавшему вопрос ответить на него самому (трудные для выступающего вопросы очень часто задаются риторически), либо обратиться за ответом к аудитории. Отложить ответ на трудный вопрос на некоторое время («после выступления», «в следующий раз», «мне для ответа надо проконсультироваться с коллегами, просмотреть необходимые документы» и др.).
7. Напряжение и возникновение негативных образов во время выступления.
Выход. Попытаться преобразовать негативные образы в позитивные либо вызвать у себя дополнительные позитивные образы. Например, у выступающего возникает резко негативное отношение к помещению, в котором он находится. Компенсировать это можно, например, позитивным отношением к удобной мебели, красивому виду за окном, осознанием перспектив дальнейших взаимодействий со слушателями.
Завершая главу о публичном выступлении, необходимо подчеркнуть, что в контексте протекания бизнес-процессов в организации (фирме), а также в плане психологического обеспечения личной успешности человека, занятого бизнесом, навыки самопрезентации и умение выступать публично относятся к операциональному уровню деятельности этой организации. Проявление этих навыков и умений у работающего персонала в соответствии с их индивидуально-типологическими различиями воспринимается и ими самими, и окружающими как повседневное поведение сотрудников фирмы: приятное, притягивающее либо несносное и отталкивающее.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: