NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Литература. Урок «Море и его богатства». (Гсо). Введение


Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

Групповой способ

обучения учащихся младших классов (ГСО)
(выступление на районном семинаре учителей начальных классов)


Подготовила:

Учитель начальных классов Т.С. Одинцова


Зуевка 2005

План


  1. Групповая работа – способ организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

  2. Теоретический блок.

  3. Способы образования групп.

  4. Виды деятельности групп.

  5. Технология организации работы в группах.

  6. Литература.

  7. Урок «Море и его богатства». (ГСО).


Введение
Более сложным способом организации познавательной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Учащиеся совместно планируют работу, обсуждают, сотрудничают, осуществляют взаимный контроль и взаимооценку.

Класс делится на 4-6 групп учащихся. Это могут быть группы с одинаковым или смешанным составом учащихся по успеваемости. Задания могут быть одинаковые и дифференцированные. Более эффективны группы со смешанным составом учащихся.

Групповая учебная работа имеет место при выполнении лабораторных и практических работ на учебно-опытных участках, при усвоении, повторении, применении, обобщении и систематизации знаний. Но групповая работа является одним из способов организации учебной деятельности учащихся и не может быть универсальной – она занимает 12-15% урока.

По утверждениям учёных, групповая работа более эффективна, если группы возглавляют ассистенты или консультанты, назначенные учителем. Консультантами должны быть хорошо успевающие ученики, интересующиеся предметом, желающие помогать товарищам. Консультантами руководит учитель, периодически проводит с ними семинары и инструктажи.

I. Теоретический блок.

Для подготовки учащихся к введению полноценной групповой формы обучения вводятся и осваиваются отдельные виды деятельности.

Индивидуальное самообучение – учащиеся выполняют самостоятельную работу (с учебником, решение задач) и составляют письменные сообщения по её результатам.

Парное взаимообучение - ученики в стабильных парах либо в парах сменного состава объясняют друг другу какой-нибудь вопрос, оценивают результаты товарища.

Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Ученики читают, объясняют материал, обсуждают, оценивают свою деятельность, готовят выступление.

Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными проблемами, временно объединяются, делятся опытом, проблемами.

Ученик вместо учителя. Один или два ученика обучают весь класс, ведут урок, лекцию, и т.д.

Групповка учениками выступлений. Отрабатывается техника выступлений, формулировка вопросов и ответов к ним, рецензировании, оценивание, анализ.
II. Способы образования групп.

  1. Группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами либо в одном ряду. Этот способ требует меньше времени на его осуществление.

  2. Состав ученических групп определяет учитель (авторитетные ученики).

  3. Учащиеся самостоятельно разбиваются на группы по 4-6 человек ещё до урока или в самом его начале. Не требует дополнительных затрат времени.

  4. Учитель (или класс) выбирает лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных учащихся по желанию. Дети имеют право переходить к другому лидеру.

  5. Учитель записывает на доске вопросы по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает себе проблему и входит в состав группы по общей теме, проблеме. В созданных группах выбирают лидеров и т.д.


III. Виды деятельности групп, которым обучаются ученики.

    • Подготовка выступления перед классом, демонстрация опыта, изучение и конспектирование литературы;

    • Коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом «мозговой атаки»;

    • Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими вопросам, например, с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом;

    • Подготовка учеников к взаимодействию с другими группами: придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи;

    • Выполнение длительного творческого задания: исследование объекта, конструирование прибора или механизма, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчёта, выполнение художественного произведения и др.

    • Подготовка группы учеников к проведению семинара или другого вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины).


IV. Технология организации работы в группах.

Для обучения навыкам работы в группе проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, предварительно проводятся консультации групповодов, учитель участвует в работе отдельных групп.

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности:

  1. Учащиеся ставят цели,

  2. Планируют свою работу,

  3. Обсуждают возникающие проблемы,

  4. Распределяют работу внутри группы,

  5. Контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность,

  6. Проводят рефлексию.

Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно на первом этапе - когда все члены «по солнышку» излагают своё мнение всем членам группы, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, даёт возможность высказать своё мнение каждому ученику.

В группах, где работы «не идёт», учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце занятия – итог: что сделано, как работали, задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри группы её лидер – групповод.

Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения групповой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в начальной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и способов деятельности.

Итак, как показала практика, групповые занятия увеличивают продуктивность познавательной деятельности учащихся и повышают качество их знаний, способствуют развитию межличностных отношений и формированию нравственных мотивов учения.
V. Структура, методика группового занятия.

Технологический процесс:

  1. Проверка д/з.

  2. Организация ребят. Сдвигают парты и садятся лицом друг к другу.

  3. Инструктаж. Раздаёт карточки с заданиями – одинаковыми или дифференцированными – для слабых учащихся, ставит проблемы, создаёт проблемные ситуации, предлагает группам начать работу.

  4. Работа в группах.

Группы знакомятся с заданием, обсуждают, намечают пути их выполнения. Иногда задания в группах делятся на части. Все учащиеся группы индивидуально решают первую часть задания, затем один зачитывает результаты. Если у всех учащихся результаты одинаковые, переходят к выполнению остальной части задания. Если результаты разные, группы повторно обсуждают работу, учащиеся вносят необходимые исправления. Учитель наблюдает за работой групп, где нужно, помогает.

  1. После выполнения заданий группы отчитываются перед классом о своей работе.


VI. Литература.

    1. А.В.Хуторской. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения». Питер, - 2004.

    2. Н.В.Щурпова. «Культура современного урока». Педагогическое общество России: М., - 2000 (библиотека РУО).

    3. В.А.Онищук. «Урок в современной школе» (пособие для учителя): Просвещение, - М., - 1986 (РУО).

    4. Журнал «Начальная школа» №1 – 1998 г.

    5. Селевко. «Современные пед. технологии в школе».

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.