NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Море и его богатства





Тема:

Море и его богатства

Цель:

  1. познакомить учащихся с обитателями морей и океанов;

  2. дать разъяснение некоторым экологическим понятиям;

  3. расширять кругозор, интерес к изучению Земли как к дому, в котором мы живем;

  4. развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; работать над развитием речи;

  5. воспитание любви к природе.

Дидактическая цель:

Добиться осознания осмысления того, что богатства морей надо беречь и охранять

Тип урока:

урок изучения нового материала

Форма урока:

организация учебной деятельности







Метод обучения:


частично-поисковый, исследовательский

Форма урока:

урок-путешествие

Форма организации деятельности учащихся:



групповая

Оформление доски:



Парты в классе стоят справа и слева по 2 стола, на столах указатели:

Экологи 



Исследователи воды 



Центр по изучению 
морских обитателей



Научно-исследовательский центр по изучению морских растений 





Подготовительная работа идет по группам.
Ученики самостоятельно ищут материал к уроку.

  1. Исследователи морской воды;

  2. Исследователи морских растений;

  3. Исследователи морских животных;

  4. Экологи.




Оборудование:

физическая карта страны, атласы,
таблица «Рыбы», иллюстрации, «Морские животные», рисунки учащихся по теме «Море»,
лозунг:

«Рыбы немы. Не беда!
Ведь у них во рту вода.
Хуже, если ты, малыш,
На уроке все молчишь».


Ход урока:



  1. Введение в тему.


Сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит сделать открытия.

Корабль к отплытию готов, но вот беда! Вы никогда не были на корабле и не знаете морских терминов и понятий.
(вывешиваются плакаты со словами)

Дети объясняют значение слов

камбуз – корабельная кухня

капитан – командир судна

кок – повар на судне

кубрик – жилое помещение для матросов на корабле

штиль – тихая погода на море, безветрие

штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном

штурман – специалист по вождению судов

якорь – металлический стержень с лапами, укрепленными на цепи
–Чтобы нам было удобно работать мы разделим всю команду на группы по 4 человека:

  1. Исследователи морской воды,

  2. Исследователи морских растений

  3. Исследователи морских животных

  4. Экологи (люди, занимающиеся охраной природы)

–Группы по кубрикам! (дети садятся за парты по группам)


  1. Заочное путешествие по морям.


– Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Океаны у берегов образуют моря
– Что такое море?

– А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти. Слово нашему штурману.
ШТУРМАН.

– Откройте атласы. Сверьте маршруту. /показывает на карте/

Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывем по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадем в Берингово море и через Охотское море и Японское море подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку.
КАПИТАН.

– Спасибо, штурман.

А кто из вас сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга?

(учащиеся на карте показывают моря)

– Каким цветом изображены моря на карте? (синим и голубым)

– Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда)


  1. Исследовательская часть


I
Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователем воды.
1 ученик Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

2 ученик

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчиво светло-синим,
Чуть колышимым мягким бризом.

3 ученик

Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым,
С гордой гривой в час прилива.

Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся и покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
(показ картинки И.К. Айвазовского «Девятый вал»)

КАПИТАН.

– Каким же цветом может быть море?

– А можно пить морскую воду? Почему?

4 ученик

Морскую воду пить не возможно, т.к. в ней растворено много различных солей (35 гр в одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку (демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятно солено-горьковатый вкус и запах йода.

КАПИТАН. – Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеке продается морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

– А кто из вас знает, посему вода в море соленая?

– А какие свойства воды используются человеком для получения соли из морской воды?


II


А теперь выступит со своим сообщением научно-исследовательский центр, занимающийся изучением морских растений.

1 ученик. – Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Вот что мы узнали о водорослях. (низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень и стебель и листья).

2 ученик Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продают консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солеей, необходимым организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например на умственные способности человека.

КАПИТАН. – Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод.

3 ученик

– На побережье морей Дальнего Востока и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.

Иногда для набивки боксерских перчаток используют морские водоросли. А еще из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

КАПИТАН. На море полный штиль. Значит можно спуститься под воду. Слово группе, которая занимается изучением морских обитателей.

Кто на этот раз попался в сети? (у учащихся рисунки морских животных)

1 ученик Летучая рыба

Это рыбы, как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расплавила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому она и называется летучей.

2 ученик Кальмары

У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.

3 ученик Рыба-луна

Качается на волнах, плывет по течению. Она почти круглая. А кожа у нее вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых встречаются крохотные пузырьки воздуха. и когда через них проходят солнечные лучики, они светятся голубым светом. Вот за это ее прозвали луной.

4 ученик Морской кот

Плоская с длинным хвостом. За этот хвост ее и назвали морским котом. На хвосте острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.

Далее дети рассказывают об акулах и дельфинах.

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

КАПИТАН.

  1. Сколько же лет может прожить щука? (300 лет)

  2. А как определить сколько рыбе?
    (по чешуе она растет всю жизнь, нарастая колечками)
    (далее дети дополняют сведениями о море, растениях, животных)


IV


Слово экологам

1
Но прямо по курсу,

Сквозь грохот и гул
Услышал старпом
За бортом: «Караул»!
ученик


Шел по морю лайнер
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.


– Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

(«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море…)

2 ученик

За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям.
Например, плыл по морю огромный танкер, {наливное судно для перевозки жидких грузов}

Вез в своих трюмах {внутренне помещение корабля между нижней палубой и днищем для грузов}

Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.

КАПИТАН. – Что вы знаете о нефти?

(Маслянистая, темно-бурая жидкость. Легче воды. Поэтому она растекается.)

3 ученик

В первую очередь страдают птицы: чайки, гагары, утки. Садясь на море не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.

4 ученик

Тонкая пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать и они погибают.

5 ученик

В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, мешков, промышленных отходов).

Однажды у далеких берегов случилась беда стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, т.к. дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.


Все бросает в воду к нам
От иголок до пижам.

И полно других отходов
От различных химзаводов.

Грязь всю в море к нам сливают.

Вот беда, браток, каная!
Прослушайте разговор рыб (стихотворение «О чем поведали рыбы»

В море нам житья не стало:

Рыб, медуз, животных мало
Остается год за годом.

Да беда у нас: вся грязь
В сине море попадает
От не все погибает.
КАПИТАН.

– Итак, наше путешествие завершилось. Вы все хорошо поработали.
V Обобщим результаты нашей экспедиции
(задайте друг другу вопросы)

  1. Что такое море?

  2. В чем отличие морской воды?

  3. О каких интересных обитателях моря вы сегодня узнали?

  4. Чем дышат обитатели моря?
    Как попадает в море кислород?

  5. Почему нужно охранять моря и океаны?


– А еще море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из них человек научился делать очень вкусные блюда.

– О чем дома расскажете?
VI Рефлексия
– Включите сигналы. Покажите цветом свое настроение

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Название курса

Литература: 1 стр.