Море и его богатства
Тема: | Море и его богатства | ||||||||
Цель: |
| ||||||||
Дидактическая цель: | Добиться осознания осмысления того, что богатства морей надо беречь и охранять | ||||||||
Тип урока: | урок изучения нового материала | ||||||||
Форма урока: | организация учебной деятельности | ||||||||
| | ||||||||
Метод обучения: | частично-поисковый, исследовательский | ||||||||
Форма урока: | урок-путешествие | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся: | групповая | ||||||||
Оформление доски: | ![]() Парты в классе стоят справа и слева по 2 стола, на столах указатели:
Подготовительная работа идет по группам. Ученики самостоятельно ищут материал к уроку.
|
Оборудование: | физическая карта страны, атласы, таблица «Рыбы», иллюстрации, «Морские животные», рисунки учащихся по теме «Море», лозунг: «Рыбы немы. Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, На уроке все молчишь». |
Ход урока:
Сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит сделать открытия. Корабль к отплытию готов, но вот беда! Вы никогда не были на корабле и не знаете морских терминов и понятий. (вывешиваются плакаты со словами) Дети объясняют значение слов камбуз – корабельная кухня капитан – командир судна кок – повар на судне кубрик – жилое помещение для матросов на корабле штиль – тихая погода на море, безветрие штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном штурман – специалист по вождению судов якорь – металлический стержень с лапами, укрепленными на цепи –Чтобы нам было удобно работать мы разделим всю команду на группы по 4 человека:
–Группы по кубрикам! (дети садятся за парты по группам)
– Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов образуют моря – Что такое море? – А сейчас о том, какой маршрут предстоит нам пройти. Слово нашему штурману. ШТУРМАН. – Откройте атласы. Сверьте маршруту. /показывает на карте/ Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывем по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадем в Берингово море и через Охотское море и Японское море подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку. КАПИТАН. – Спасибо, штурман. А кто из вас сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга? (учащиеся на карте показывают моря) – Каким цветом изображены моря на карте? (синим и голубым) – Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда)
– I Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователем воды. 1 ученик Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток. 2 ученик Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки… Море может быть то зеленым С белым гребнем на резкой складке, То без гребня, свинцово-сизым, С мелкой рябью волны гусиной, То задумчиво светло-синим, Чуть колышимым мягким бризом. 3 ученик Море может быть в час заката, То лиловым, то красноватым, С гордой гривой в час прилива. Море может быть голубое, И порою в дневном дозоре Глянешь за борт – и под тобою То ли небо, а то ли море. Но бывает оно и черным, Черным, мечущимся и покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся и горбатым. (показ картинки И.К. Айвазовского «Девятый вал») КАПИТАН. – Каким же цветом может быть море? – А можно пить морскую воду? Почему? 4 ученик Морскую воду пить не возможно, т.к. в ней растворено много различных солей (35 гр в одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку (демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятно солено-горьковатый вкус и запах йода. КАПИТАН. – Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеке продается морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях. – А кто из вас знает, посему вода в море соленая? – А какие свойства воды используются человеком для получения соли из морской воды? II А теперь выступит со своим сообщением научно-исследовательский центр, занимающийся изучением морских растений. 1 ученик. – Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Вот что мы узнали о водорослях. (низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень и стебель и листья). 2 ученик Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продают консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солеей, необходимым организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например на умственные способности человека. КАПИТАН. – Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод. 3 ученик – На побережье морей Дальнего Востока и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема. Иногда для набивки боксерских перчаток используют морские водоросли. А еще из водорослей получают йод, который применяется в медицине. КАПИТАН. На море полный штиль. Значит можно спуститься под воду. Слово группе, которая занимается изучением морских обитателей. Кто на этот раз попался в сети? (у учащихся рисунки морских животных) 1 ученик Летучая рыба Это рыбы, как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расплавила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому она и называется летучей. 2 ученик Кальмары У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок. 3 ученик Рыба-луна Качается на волнах, плывет по течению. Она почти круглая. А кожа у нее вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых встречаются крохотные пузырьки воздуха. и когда через них проходят солнечные лучики, они светятся голубым светом. Вот за это ее прозвали луной. 4 ученик Морской кот Плоская с длинным хвостом. За этот хвост ее и назвали морским котом. На хвосте острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает. Далее дети рассказывают об акулах и дельфинах. Физкультминутка. Упражнения для глаз. КАПИТАН.
IV – Слово экологам 1 Но прямо по курсу, Сквозь грохот и гул Услышал старпом За бортом: «Караул»! ученик Шел по морю лайнер В тот миг роковой Кипела вода За высокой кормой. |
– Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?
(«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит море…)
2 ученик
За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям.
Например, плыл по морю огромный танкер, {наливное судно для перевозки жидких грузов}
Вез в своих трюмах {внутренне помещение корабля между нижней палубой и днищем для грузов}
Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.
КАПИТАН. – Что вы знаете о нефти?
(Маслянистая, темно-бурая жидкость. Легче воды. Поэтому она растекается.)
3 ученик
В первую очередь страдают птицы: чайки, гагары, утки. Садясь на море не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.
4 ученик
Тонкая пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать и они погибают.
5 ученик
В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, мешков, промышленных отходов).
Однажды у далеких берегов случилась беда стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, т.к. дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.
–
Все бросает в воду к нам
От иголок до пижам.
И полно других отходов
От различных химзаводов.
Грязь всю в море к нам сливают.
Вот беда, браток, каная!
Прослушайте разговор рыб (стихотворение «О чем поведали рыбы»
В море нам житья не стало:
Рыб, медуз, животных мало
Остается год за годом.
Да беда у нас: вся грязь
В сине море попадает
От не все погибает.
КАПИТАН.
– Итак, наше путешествие завершилось. Вы все хорошо поработали.
V Обобщим результаты нашей экспедиции
(задайте друг другу вопросы)
Что такое море?
В чем отличие морской воды?
О каких интересных обитателях моря вы сегодня узнали?
Чем дышат обитатели моря?
Как попадает в море кислород?
Почему нужно охранять моря и океаны?
– А еще море поставляет к нашему столу множество полезных для здоровья продуктов. Из них человек научился делать очень вкусные блюда.
– О чем дома расскажете?
V

– Включите сигналы. Покажите цветом свое настроение
страница 1
скачать
Другие похожие работы: