Мбук «Межпоселенческая цбс беловского района» Старопестеревская Центральная Детская библиотека
В Новобачатской сельской библиотеке летняя программа чтения называлась «Каникулы в книжном царстве». Задания программы были посвящены Году леса, Году космоса, 80-летию Беловского района и 160-летию села Новобачаты.
В Караканской библиотеке ребята приняли участие в программе под названием «Отдыхай, но читать не забывай». Девиз программы «Прочитали, поиграли – многое узнали». Условия программы: читать книги о природе, сказки и приключения, с помощью книг изучать свой край. Прочитав книги определенной тематики, необходимо было ответить на вопросы викторин, которые подготовил Дед Буквоед.
Программа летних чтений в Щебзаводмской сельской библиотеке «Книжная радуга» включала три темы: «Стихи – друзья хорошие», «Лесные тайнички» и «Поле-чудес»-(сказки). В итоге каждый участник программы прочитал в среднем по шесть книг.
Конкурсы летнего чтения были объявлены в ЦБ, в Вишневской, Сидоренковской, Поморцевской сельских библиотеках.
На привлечение к чтению был направлен цикл мероприятий организованный в Менчерепской сельской библиотеке. В рамках цикла были проведены: Литературный вечер «Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести», посвященный творчеству А.Майкова, игра «Прочти, отгадай, другим загадай!», литературный час - «Твои друзья – мои товарищи» по творчеству Сергея Баруздина, литературная викторина «Скажите как его зовут…».
Весело и интересно прошел праздник чтения «Отдыхай, но читать не забывай».
В библиотеку, на праздник к ребятам пришел сказочный герой Хрюша. Он не знал правила пользования услугами библиотеки, вместо энциклопедия он говорил циклопедия и думал, что это книга для циклопов, он так же думал, что книг домой можно брать сколько захочешь и носить их можно в сетке, но после того как ему объяснили, что книги любят бережное отношение Хрюша сказал, что теперь понял почему книги повыше на лестницы забрались. Ребята объяснили ему, что это не лестницы, а стеллажи для книг и у каждой книги есть своё место. Затем ребята вместе с Хрюшей разглядывали занимательные энциклопедии «Почемучка», «Что такое, кто такой», «Я познаю мир», «Золотую книгу сказок» и много других очень интересных и красочных сказок. Но кроме книг в библиотеке есть ещё и интересные занимательные детские журналы «Миша», «Колокольчик», «Веселые картинки» и другие, которые можно не только почитать, но и поломать голову над кроссвордами и ребусами. Детям было предложено разгадать кроссворды со страниц журнала «Весёлые картинки» и они с удовольствием их разгадали. Оказывается в редакцию журнала можно посылать свои рисунки и Хрюша собирался уже это сделать. Он нарисовал рисунки на сказки «Медведь на горошине», «Буратино и медведь», «Красная шапочка и гуси-лебеди» и другие, которые показал ребятам и все поняли, что Хрюша перепутал в голове все сказки и ребята подсказали ему как правильно нужно было рисовать. А затем сами нарисовали рисунки к своим любимым сказкам и Хрюшу.
Игра «Прочти, отгадай, другим загадай» была не менее интересной. Разделившись на две команды «Отгадайка» и «Разгадайка», участники находили загадки в детских журналах, сначала отгадывали их сами, а затем загадывали соперникам. Победила команда «Разгадайка», они ответили правильно на 25 вопросов, из 30 заданных.
В Старобачатской библиотеке также был проведен цикл мероприятий, направленных на продвижение чтения. Литературный праздник «Сказочные гости» собрал ребят младшего возраста. Гостями на празднике были: Емеля с загадками из русских народных сказок; Мальвина с просьбой вспомнить вежливые слова; Дюймовочка с вопросами по сказкам Г.Х.Андерсена и Незнайка, который вместе с ребятами рисовал литературных героев.
Принимая участие в игре-викторине «Волшебная страна», посвященной юбилею А.Волкова, литературной игре «Путешествие по нечитанным страницам», литературной викторине «Скажите, как его зовут» ребята знакомились с интересными книгами, отвечая на вопросы викторин, доказывали, что чтение является их любимым занятием.
В летние каникулы проводились мероприятия посвященные Дню независимости России, Дню памяти и скорби (см. Гражданско-патриотическое направление); Дню защиты окружающей среды и экологии (см. раздел Экология); здоровому образу жизни.
Из развлекательных мероприятий самыми интересными оказались:
Развлекательная игра «Мульти-Пульти чудесная страна», «Кто хочет получить приз» и «В мире игр» - Каралдинская сельская библиотека;
Конкурс «Карамелевая лихорадка» - Ивановская сельская библиотека;
Час загадок «Самый, самый…» - Новобачатская сельская библиотека;
Конкурс «Состязание эрудитов» - ЦБ и Бековская сельская библиотека;
Конкурсно-развлекательная программа «В гостях у Нептуна» и веселые старты «В стране сказочных героев» - Караканская сельская библиотека;
Конкурсно-игровая программв «Купавушки» - Сидоренковская сельская библиотека;
Игровая программа «В гостях у золотой рыбки» - Пермяковская сельская библиотека;
Конкурсно-развлекательная программа «Летние приключения» и конкурсно-развлекательная программа «Подарите нам сюрприз» - Менчерепская сельская библиотека.
Ежедневно, в течение всего летнего сезона, во время посещения библиотек, дети и подростки по своему усмотрению, могли поиграть в настольные игры, заняться рисованием или раскрашиванием картинок, собирать пазлы, конструировать или просто полистать интересные книги и журналы.
Здоровый образ жизни.
Проблема воспитания здорового поколения сегодня волнует практически всех, поэтому библиотеки уделяют этой проблеме все больше и больше внимания. Библиотекари в основном ведут профилактическую и разъяснительную работу, направленную на формирование у детей и подростков позитивного отношения к жизни.
В библиотеках Беловского района накануне Дня здоровья и в дни летних каникул, в рамках Недели жизни было проведено много интересных и познавательных мероприятий.
При проведении мероприятий библиотекари использовали различные формы работы. Самыми эффективными и наиболее распространенными были книжные выставки, обзоры, игры и конкурсы.
Особым интересом у ребят пользовались следующие выставки: выставка-обзор «Будем здоровы» - Вишневская СБ; «Спорт – это жизнь» - Караканская СБ; «Береги здоровье смолоду» - Щебзаводская СБ, «Путь к здоровью» - Новокараканская СБ, «Дорога к доброму здоровью» - Каралдинская СБ; «Здоровье всегда в моде» - Старобачатская СБ; и др.
День здоровья
Дню здоровья была посвящена интеллектуально-познавательная игра «Начинай с зарядки день» в Заринской СБФ. Восемь участников предстали перед строгим жюри. Им предстояло пройти испытание в 6 турах. Но, несмотря на сложные вопросы и конкурсы, ребята преодолели все трудности и справились со всеми заданиями.
В Щебзаводской сельской библиотеке был проведен познавательный час «Мое здоровье в моих руках». Присутствующие на мероприятии читатель имели возможность принять участие в витаминопанораме «Кладовая здоровья», где узнали об истории витаминов, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся. В конце мероприятия ребят ожидал сюрприз – угощение витаминами аптечными и натуральными. На столе размещались фрукты и овощи, рядом – таблички с указанием витаминов, входящих в их состав. Все посетители мероприятия получили памятки «Витаминная азбука».
«Здоровье сгубишь – новое не купишь» - так называлась игровая программа, посвященная Дню здоровья для читателей мл.шк.возраста в Коноваловской СБ. Игра состояла из пяти раундов: «Угадай-ка» - (ответить на загадки); «Кто быстрее» - (ответить на вопросы ведущего); «Растения от боли» - (определить растение по рисунку, и назвать его полезные свойства); «Лук – от семи недуг» - (вспомнить пословицы, посвященные здоровью), «Армрестлинг» - (одной рукой сжать большой лист бумаги в комочек).
В Новокараканской СБ ученики 3 кл. совершили путешествие в страну «Чистюлек». Цель мероприятия – обратить внимание детей на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. Путешествую по стране, ребята делали остановки в городе «Лентяйске», станции «Грязнулька», побывали в городе «Угадайка» и завершили свое путешествие в городе «Чистота и порядок». Из всего увиденного они сделали вывод, - что порядок там – где его соблюдают. Что забота о личной гигиене – залог здоровья человека. А помогли им в этом стихи детских поэтов Э.Успенского, Ю.Тувима, В.Лившица.
Неделя жизни
В рамках проведения Недели жизни в муниципальных библиотеках Беловского района с 13 по 19 июня проходили различные мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков позитивного отношения к жизни и здоровью. При проведении мероприятий библиотекари знакомили юных пользователей с правилами здорового образа жизни с основами безопасности жизнедеятельности, пропагандировали занятия спортом.
В Новобачатской библиотеке ребята с удовольствием приняли участие в игре-путешествие «Мое здоровье в моих руках». Путешественники побывали на трех станциях: «Здоровье», «Физическая культура», «Витаминная». На каждой станции их ждали различные конкурсы, которые ребята, успешно выполняли. В заключении был сделан вывод, что здоровье – это бесценный дар и его нужно беречь.
В библиотеке села Каракан для читателей детей были проведены игровая программа «Будьте здоровы» и в конкурсно-познавательная программа «Кто хочет стать спортсменом». Игра «Будьте здоровы» состояла из следующих конкурсов: «Собери пословицу» (по карточкам нужно было правильно совместить начало и окончание пословиц о здоровье, дружбе), «Объяснялки» (пантомимой изобразить жизненную ситуацию так, чтобы все догадались, о чем идет речь), «Верно - не верно» (ребятам предлагалось какое- либо утверждение и надо было ответить «верно» или «неверно») и эстафеты с мячом «Мой веселый звонкий мяч».
Цель конкурсно-познавательной программа «Кто хочет стать спортсменом» - углубить знания ребят о разных видах спорта; развить интерес к физкультуре, убедить, что спорт играет важную роль для здоровья человека.
Первая часть программы состояла из викторины о спорте и обзора книг спортивной тематики. Вторая часть состояла из различных конкурсов, которые проводил индеец. В конкурсе «Глазомер» ребята определяли расстояние до предмета, в конкурсе «Обаяние» с закрытыми глазами по запаху определяли растение, стреляли из лука в конкурсе «Меткость», оказывали первую медицинскую помощь, используя лекарственные травы.
Веселая эстафета «На лесной полянке», организованная Новокараканской сельской библиотекой, проходила в лесочке, на свежем воздухе, среди берез и сосен. Две команды «Романтик» и «Турист» соревновались между собой в меткости попадания шишек в цель; в скорости по переносу воды в из ведра в стакан; в ловкости, прыгая как кенгуру, зажав коленями мяч; в знаниях, отгадывая загадки о цветах; в искусстве, рисуя грибы для белочки. После конкурса, в библиотеке, слушали беседу «Если хочешь быть здоровым».
Неделя жизни в Вишневской сельской библиотеке проходила под девизом: «Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам, чтобы реже обращаться за советом к докторам». В рамках Недели жизни были проведены конкурсно-игровая программа «Веселая ярмарка» и утренник «Уроки Мойдодыра». Программа «Веселой ярмарки» состояла из трех туров: конкурса пословиц и поговорок на тему здоровья; подвижных игр; интеллектуальной викторины. На утреннике «Уроки Мойдодыра» дети вспомнили режим дня, правила поведения и ухода за собой, как необходимо правильно питаться.
В Снежинской сельской библиотеке в рамках Недели жизни прошёл праздник «Игралочка, игралочка - чудесная страна», в которой приняли участие 20 человек.
Игра – важнейшая форма жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. Игра не только дарит сиюминутную радость, но и всегда направлена в будущее: в ней ребёнок учится общению, умению принимать решения, делать выбор, познает окружающий мир.
- Какая игрушка – самая первая у малыша? – спросила ведущая у детей, собравшихся в библиотеке. «Погремушка!» - дружно ответили ребята. И сделали открытие: оказывается, погремушка долгие тысячелетия не просто развлекает детей, а отпугивает от них злых духов. И у многих народов до сих пор на одежду детей нашивают бубенчики с этой же целью. А знают ли ребята, как появились игрушки? Об этом им рассказала Кукла, которую пригласили на праздник.
Праздник продолжился на свежем воздухе, где дети разучили игру североамериканских индейцев «Гремучая змея» и с увлечением ещё долго играли. При подготовке к мероприятию использовались книги «Быт и верования древних славян», «Русская изба», энциклопедия «Чудеса света».
«Расти красивыми и сильными», - так называлась интеллектуально-познавательная игра. Участие в ней приняли 16 человек. С большим интересом ребята узнали, что 10% здоровья заложено в нас генетически, 5% даёт медицина, а 85% зависит от нас, от нашего образа жизни. В ходе игры участники отвечали на серьёзные и шутливые вопросы: «Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы?»; «Правда ли, что от курения легко отказаться?»; «Есть ли безвредные наркотики?» и т.п. Викторины перемежались весёлыми конкурсами, например, «Вкусная эстафета», «Дышите – не дышите»… В конце пришли к выводу: лучше быть активными и здоровыми, чем пассивными и больными. Навыки здорового образа жизни столь же необходимы, как воздух, вода и пища.
Для ребятам летнего оздоровительного лагеря «Муравейник» Менчерепской сельской библиотекой были организованы: конкурс теоретических знаний о спорте «Кто хочет стать спортсменом?» и спортивно – конкурсная программа «Спортландия». Конкурс «Кто хочет стать спортсменом» начался в помещении библиотеки. Доктор Айболит (Личман А.В.) и витамины (Шанина Л.В. и Евдокимова С.В.) вместе с ребятами пытались научить двух лентяев (Носову Е.Г. и Рыкову В.М.) здоровому образу жизни. Все ребята правильно и дружно отвечали на вопросы доктора и витаминов о гигиене и спорте. И даже убедили лентяев, как важно быть чистыми, опрятными и заниматься спортом.
Праздник продолжился на стадионе. Дети достойно прошли «Конкурс теоретических знаний о спорте», удостоились звания жителей страны «Спортландия» и приняли участие в веселых состязаниях, которые устроили им Доктор Айболит, Витамины и перевоспитанные Лентяи.
К мероприятию была организована книжная выставка «Азбука спорта».
(Присутствовало 30 человек)
Здоровому образу жизни были посвящены:
Конкурсно-игровая программа «Молодежь голосует за здоровье» - Евтинская сельская библиотека;
Интеллектуально-познавательная игра «Начинай с зарядки день» - Заринская сельская библиотека, Убинская сельская библиотека и Старобачатская сельская библиотека.
Игровая программа «В здоровом теле – здоровый дух» и урок здоровья «В гостях у доктора градусника» - Пермяковская сельская библиотека;
Книжная выставка «Эликсир молодости», путешествие в страну здоровья «Сам себе доктор» - Моховская Центральная библиотека.
По основам безопасности жизнедеятельности были проведены:
Конкурс знатоков «У того целее ноги, кто знает знаки на дороге» - Старобачатская СБ;
Познавательный час «Чтоб в дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда» и игра-викторина «Наш товарищ – светофор» - Новокараканская СБ;
Игровая программа «Спасатели» и беседа «Что за зверь сидит в розетке» - Караканская СБ;
Театрализованное представление «Происшествие на лесной дороге» - Заринская СБ;
Познавательный час «Осторожно яд!» - о ядовитых растениях – Рямовская СБ;
Цикл бесед «Как избежать беды» - Заринская СБ;
Информационный час «Чтобы не было беды» - Коневская СБ и др.
Нравственно – этическое направление
Важным направлением в библиотечной работе является формирование у юных читателей морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам. Библиотеки Беловского района ежегодно проводят мероприятия по данному направлению, отчетный год не был исключением.
Нравственному развитию детей способствовали игровые формы работы, беседы, обзоры книг, познавательные часы, уроки доброты, вежливости.
В Центральной библиотеке особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно происходит в условиях приобщения к книге. С 2005 года при ЦБ работает нравственно-эстетический клуб «Волшебный теремок». Членами клуба являются читатели младшего школьного возраста. Цель клуба: способствовать нравственному развитию личности. Темы занятий отчетного года: беседа посвященная Рождеству «Озаренные светом Вифлиемской звезды», библиотечный урок «Поговорим о вежливости», урок доброты по стихам А.Барто «Поэзия доброты А.Барто», литературный час «Книги учат добро творить», беседа о жизни И.З.Сурикова «Вот моя деревня, вот мой дом родной», беседа о жизни и творчестве художника иллюстратора В.Лебедева «Не лебедь и рак, а Лебедев и Маршак».
В Караканской СБФ был проведен КВН о друзьях и дружбе. В КВНе принимали участие 2 команды. КВН состоял из нескольких конкурсов. Первый конкурс – «Визитная карточка». Во втором конкурсе ребята пели песни о дружбе, в третьем необходимо было продолжить пословицу о дружбе, в четвертом – нарисовать дружбу, в пятом составить рассказ по словам на тему «Друг в беде не бросит». На беседу «Диалог о совести» были приглашены учащиеся 7-8 классов. Беседа начиналась с вопроса: «Как вы можете истолковать слово «совесть?». Ответ ребят: «Совесть – это когда стыдно». А когда бывает стыдно? Стыдно за себя, за товарища? Какому человеку легче жить? Учащиеся высказывали свое мнение. Приводили примеры из жизни. Каждый делал для себя правильный выбор.
С учащимися 3-4 классов провели игру-конкурс «В гостях у этикета». Ребята принимали участие в аукционе вежливых слов, инсценировали приглашение на танец, учились преподносить подарки друзьям и взрослым, изучали правила поведения за столом.
На уроке «Вежливости и доброты» в Новокараканской СБФ ученики 2 класса усвоили то, что дети должны помогать друг другу, ценить своих товарищей и задумываться над своими поступками. Прийти к такому выводу им помогла инсценировка сценки «Зеркало», которую мастерски исполнили сами дети, а также стихи С. Маршака, О. Высотской и рассказ В.Драгунского «Слава Ивана Козловского». Дети активно обсуждали ситуации, приводя примеры из своей жизни. В заключении, был сделан вывод о том, что все люди разные и то, что если у кого-то есть какие-то физические недостатки, не так уж важно. Главное, чтобы человек был хорошим товарищем, на которого можно было положиться.
Беседа для читателей младшего школьного возраста «Добрым быть совсем не просто», Разговор шел о честности, чуткости, доброте. Ребята вспоминали случаи из собственной жизни, свои добрые дела и поступки. В конце беседы сделали вывод: что доброта спасет мир.
Игровое занятие по нравственному воспитанию «Давайте будем дружить» было проведено в Заринской СБ. Цель занятий - привлечь к чтению книг о дружбе, научить детей дружить. Ребята собирали из букв слово «Дружба», читали стихи и слушали чтение рассказов о дружбе, отвечали на вопросы викторины, играли в игру «Книжки собирают друзей». В заключении дети сочиняли сказку о дружбе.
Для читателей младшего и среднего школьного возраста в Старобачатской сельской библиотеке были проведены: беседа «И мы сохраним тебя, русская речь!», игра-путешествие «Доброе слово, что ясный день», урок доброты «Путешествие в город Добра», беседа с элементами игры «Мы с одного земного шара». Цель проводимых мероприятий определить сущность понятия «добро», показать на примерах, что добрые дела и поступки приносят людям счастье, научить правилам поведения, умению выбирать друзей и самому быть хорошим другом.
Подобные мероприятия проводились и в других библиотеках. Из них самыми удачными были:
Библиотечный час «Спешите делать добрые дела» и «Азбука маркиза этикета» - Вишневская СБ;
Час полезной информации «Разговор о вежливости» - Евтинская СБ;
Беседа «Дайте руку Вам пожать…» - беседа о традициях приветствий Пермяковская СБ;
Урок доброты «Научи свое сердце добру» и комментированное чтение по сказке Катаева «Цветик-семицветик» и В.Осеевой «Волшебное слово» - Убинская СБ;
Турнир вежливости «Ежели вы вежливы», беседа-игра «Азбука этикета» - Сидоренковская СБ;
Игра-путешествие «Доброе слово, что ясный день» - Каралдинская СБ.
В Вишневской, Сидоренковской, Заринской, Новокараканской библиотеках продолжили работу кружки по изготовлению различных поделок своими руками. Цели кружков – развитие творческих способностей, формирование эстетической культуры. На занятиях кружков ребята лепят из пластилина, изготавливают к праздникам открытки-пано, рисуют, мастерят поделки из разного материала. Библиотекари работы ребят представляли на выставках.
Названия кружков: в Вишневской в Сидоренковской библиотеке - «Мастерская Самоделкина»), в Заринской библиотеке - «Домовёнок», в Новокараканской «Школа ремесел».
В рамках Недели культуры в библиотеках были организованы мероприятия посвященные Дню славянской письменности и культуры:
Конкурсно-познавательная программа «Сокровищница всех богатств человеческого духа» - Старобачатская СБ;
Конкурсно-познавательная программа «АЗ и буки» - основа науки» - Караканская сельская библиотека;
Беседа «Солоунские братья» - Менчерепская СБ;
Познавательный час «Откуда пошла грамота»- Новокараканская СБ;
Информационная программа «Свет разумения книжного» - Снежинская СБ;
Урок – знакомство «В начале было слово» - Пермяковская СБ;
Беседа «И сложили они письмена» - Ивановская СБ;
Информационно-познавательный час «Откуда есть пошла славянская письменность» - Снежинская СБ;
Увлекательное путешествие «От глиняной таблички к печетной страничке» - ЦБ Мохово.
В ходе этих мероприятий были рассмотрены вопросы истории создания глаголицы и кириллицы, жизненный путь братьев Кирилла и Мефодия, их вклад в создании письменности.
В отчетном году в библиотеках проводились мероприятия связанные с православными праздниками. В канун Рождества, в Пасхальную неделю, на Масленицу, перед Троицей, в день Ивана Купалы библиотекари проводили беседы, познавательные часы, вечера. На этих мероприятиях дети знакомились с историей возникновения праздников, с обычаями, обрядами, играми.
В Новокаракнской библиотеке Неделя культуры началась презентацией выставки поделок «Из простой бумаги мастерим, как маги». Эта выставка была представлена в КОБДЮ.
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Укажите сумму средств израсходованных на приобретение документов в 2011 году. Из них: из местного бюджета; внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.);
В 2011 году на приобретение документов было израсходовано – 50 622 руб.52 коп.
Из них:
Из федерального бюджета – 13571 руб.74 коп.
Из областного бюджета – 5118 руб. 18 коп.
Из местного бюджета – 19.018 руб.36коп.
ОФ ОНБ – 3115 руб.14 коп.
Пожертвования – 850 руб.
Платных услуг – 7100 руб.
Взамен утерянных – 1850 руб.
Источники комплектования (книжные магазины; книготорговые фирмы; мегапроект; другие источники)
В книжных магазинах было приобретено 154 – документа на сумму 15 254 руб.; из них на платные 50 экз. книг на сумму 7100 руб.
В книготорговых фирмах – 173 экз. книг на сумму 29 554 руб. 28 коп.
ОФ ОНБ – 17 экз. книг на сумму 3115 руб. 14 коп.
Пожертвовано 17 экз. книг на сумму 850 руб.
Взамен утерянных 18 экз. книг на сумму 1850 руб.
Приобретено на платные услуги 50 экз. книг на сумму 7100 руб.
5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году.
Всего в фонд детской библиотеки поступило 572 экземпляра документов. Из них книг 281 экз., брошюр 171 экз., 120 журналов.
5.4. Динамика изменения объёма и состава библиотечного фонда по видам документов (заполните, пожалуйста, таблицы «Состав и использование библиотечного фонда» (см. Приложение 3) и. «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» (см. Приложение 4)
5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.
В первом полугодии 2011 года было выписано 2 наименования газет и 6 наименований журналов на сумму 4408 руб. 48 коп.
Во втором полугодии 2011 года было выписано 3 наименования газет и 12 наименований журналов на сумму 9155 руб. 21 коп.
В первом полугодии 2012 года будем получать 3 наименования газет и 10 наименований журналов на сумму 8775 руб. 42 коп.
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.
Улицкая «Капустное чудо». Спрашивали ученики третьего класса.
5.7. Новаторские решения проблемы комплектования библиотечного фонда; расширение его видового состава.
В 2010 году книжный фонд детской библиотеки комплектовался традиционным способом. Литература приобреталась за счет средств федерального, областного и местного бюджета. Каждый год библиотека приобретает книги на средства, полученные от платных услуг. В основном стараемся покупать детские книги для дошкольного и младшего школьного возраста.
В этом году от добровольных пожертвований книг мы отказывались, так как нам предлагали старые книги или книги для детской библиотеки не нужные по профилю.
5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
Библиотекари детской библиотеки много внимания уделяют сохранности книжного фонда. В библиотеке на самых просматриваемых местах размещены красочные обращения к читателям: «Книга обращается с убедительной просьбой» и о сроке возврата книг в библиотеку. С каждым вновь записавшимся читателем проводится индивидуальная беседа о том, как беречь книгу и о соблюдении срока возврата.
О бережном отношении к книге и о том, как ее можно «вылечить» рассказывалось читателям младшего школьного возраста при проведении библиотечных уроков, экскурсии. Вновь записавшимся читателям библиотеки дарятся закладки с полезными советами о бережном отношении к книгам.
В течение года постоянно велась работа с задолжниками. Библиотекарь абонемента просматривала формуляры читателей и выявляла задолжников. После этого должникам делались напоминания, в основном это звонки на домашние и сотовые телефоны, посещения квартир. В мае-июне проводилась акции для выпускников школ «Окончил школу – верни книги в детскую библиотеку». Ликвидировали задолженность у 89 читателей.
Условия хранения документного фонда остались прежними. Из-за протечек в подвальном помещении, что находится под библиотекой, влажность воздуха бывает высокой. Постоянно проветриваем помещение библиотеки в любое время года. Грызунов и насекомых нет. Представитель санэпидемстанции посещает библиотеку один раз в месяц и по мере надобности производит обработку помещения.
Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
В течение года проводился мелкий ремонт книг.
Постоянно заполнялись листки возврата.
Особо ценные и дорогие книги находятся под контролем и периодически проверяются.
Изучение фонда
В 2011 году для анализа документообеспеченности детской библиотеки взяли 84 отдел – художественная литература: приключения, фантастика, детективы. Это одна из самых читаемых частей библиотечного фонда. Книги этих жанров популярны и у детей, и у взрослых. И, тем не менее, результаты анализа заставили призадуматься. Было просмотрено 360 экземпляров книг. Все они стоят на открытом доступе. Из них не были выданы в этом году ни разу 56 книг. Это книги серии «Библиотека научной фантастики», изданные в 70-е – 80-е годы. Выданы 1-2 раза 89 книг: это книги из той же серии и произведения классиков жанра: А. Беляева, И. Ефремова, Агаты Кристи, Джеймса Чейза, Ж. Верна, М. Рида, Д. Лондона. Пользуются популярностью у взрослых произведения А. Бушкова, Ю. Латыниной, Д. Донцовой, Т. Устиновой, С. Алексеева, Б. Акунина, В. Дьяковой. Дети читают книги серии «Смешной детектив», «Чёрный котёнок», книги К. Булычёва, Д. Емеца, Е. Вильмонт. Какие библиотекари сделали для себя выводы: не смотря на то, что книги из этого отдела читаемые, больше обращать внимание детей и взрослых на произведения классиков жанра, своевременно списывать обветшавшие книги.
6.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
6.1. В библиотеке ведутся карточные каталоги и картотеки: алфавитный каталог, систематический, картотека газетно-журнальных статей, картотека для руководителей детским чтением, краеведческая картотека, картотека «Ваши права». Каталоги и картотеки находятся в рабочем состоянии, то есть, каталожные карточки на списанную литературу убираются, а на вновь поступившую вливаются.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей
-
Виды справок
Выполнено справок.
Количество
Консультаций
Темати
ческие
уточняющие
адресные
фактографические
Всего
в т.ч. виртуал
в т.ч. краевед.
790
14
0
2
815
59
59
Виртуально-справочной службы нет.
В проектах не участвуем.
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Наименование библиотеки | Индивидуальное инф-ние | Групповое инф-ние | Всего | |||||||||
абонентов | тем | опове щений | источников | абонентов | тем | оповещений | источни ков | абонентов | тем | оповещений | источников | |
Старопестеревская центральная детская библиотека | 15 | 4 | 56 | 8 | 2 | 7 | 11 | 12 | 17 | 11 | 67 | 20 |
Платных договорных отношений с абонентами информирования – нет
Форма учета абонентов - карточная
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
В библиотеке оформлена постоянно-действующая книжная выставка новых поступлений «Для вас, ребятишки, новые книжки!». В течение года обновлялась три раза.
Выставок просмотров - 5
Библиографических обзоров – 2
Список новых поступлений – 1;
Дни, недели информации – не проводили
6.4. Есть ли у библиотеки свой блог, или Живой Журнал (ЖЖ) - нет
6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиог-рафии (кол-во) | Информины, конкурсы, игры и др. (кол-во) | кол-во посети телей | |
Старопестеревская центральная детская библиотека | 4 | 76 | 3 | 164 | | 5 | 96 |
6.5.1. Программы по формированию основ информкультуры - нет
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры.
При проведении мероприятий по формированию основ информкультуры в основном используем традиционные формы работы: библиотечные уроки экскурсии игровые формы работы.
6.5.3. Работу со школой и детским садом координируем, только при составлении планов на каникулы.
6.6. Сервисные библиографические услуги - нет
6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
В детской библиотеке имеются рекомендательные списки литературы на разные темы, составленные библиотекарями детской библиотеки и специалистами КОБДЮ. Эти пособия демонстрируются на тематических книжных выставках, используются при индивидуальных беседах, для привлечения к чтению книг на определенную тему, при проведении обзоров.
7. Организационно-методическая работа.
7.1. Методист по работе с детьми постоянно оказывает помощь сельским библиотекам по различным вопросам в обслуживании читателей детей.
В 2011 году методист принимала участие в подготовке и проведении следующих семинаров: «Анализ отчетов за 2010 год»; «Планирование на 2012г. и подготовка к отчетам в 2011г», «Детские праздники в библиотеке». Семинар «Детские праздники в библиотеке» был проведен на базе Евтинской сельской модельной библиотеки План семинара:
Массовая работа в библиотеке
Цели и задачи массовой работы
Основные формы работы
Педагогические требования
Особенности различных форм работы
Детские праздники
Виды и формы праздников.
Методист по работе с детьми отслеживает практические материалы из профессиональных сборников и периодики, ведет картотеку методических материалов, картотеку названий, создает списки сценариев. В отчетном году в помощь работе сельским библиотекарям были изданы методико-библиографические пособия:
библиографическое пособие «Писатели-юбиляры 2012 года» для библиотекарей и руководителей детским чтением - 40 экз.;
«День матери» - информационный бюллетень для руководителей детским чтением – 10 экз.;
Выпускаемые списки сценариев помогают сельским библиотекарям составлять планы работы, подбирать названия к своим мероприятиям, выставкам. Получив, такие списки, библиотекари составляют список сценариев нужных им в работе, а методист по работе с детьми находит их в журналах, тематических папках, сборниках и передает в филиал.
Наиболее эффективными формами повышения непрерывного образования библиотечных работников считаем: методические выезды, творческие и обучающие семинары, обзоры профессиональной и методической литературы, смотры и конкурсы.
7.2. Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи совершили – 33 выезда. Основная цель посещений филиалов – посмотреть на месте работу библиотеки, оказать необходимую методическую помощь.
7.3. Дайте оценку эффективности мероприятий по повышению квалификации на областном уровне. Перечислите актуальные формы и темы мероприятий для будущего планирования.
В 2011 году работники детской библиотеки посетили следующие областные мероприятия:
28 апреля 2011 года заведующая библиотекой Федяева Н.В. приняла участие в совещании «Обслуживание детей и молодёжи в библиотеках Кузбасса: актуальные вопросы, динамика изменений, поиск нового». Совещание проходило в г. Кемерово, в областной библиотеке для детей и юношества.
16-17 ноября методист по работе с детьми Гинтнер О.В. участвовала в работе семинара «Методическое сопровождение деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество». Семинар состоялся в областной библиотеке для детей и юношества в г. Кемерово.
Считаем, что семинары были интересными и полезными. Мы познакомились с опытом библиотек области, узнали мнение коллег на разные вопросы, услышали о новых интересных формах работы с детьми, повысили профессиональный уровень.
7.4. В каких профессиональных конкурсах участвовали детские библиотеки в 2011 году? Каковы их результаты?
В конкурсах участие не принимали.
7.5. В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали (в качестве получателей благотворительной помощи и в качестве благотворителей)? Какую конкретную помощь получили (оказали) в ходе этих акций?
Не участвовали.
7.6. Укажите проблемы, которые вы планируете решать в 2012 году.
В будущем году планируем, вновь заниматься изучением чтения детей, проблемами привлечения детей в библиотеку. Будем продолжать оказывать методическую помощь сельским библиотекарям, знакомить их с новым интересным опытом работы библиотек, рассказывать о новинках детской литературы, делать обзоры профессиональных изданий. Для библиотекарей вновь принятых на работу будем проводить небольшие стажировки.
В 2011 году планируем провести на базе детской библиотеки семинар на тему, историко-патриотическое направление в работе с детьми.
7.7. Все темы и направления работы, которые используются при работе с детьми, нам интересны. Мы рады будем любой информации. Хотелось бы научиться создавать сайт.
7.8. Методических разработок не разрабатывали.
8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми:
Да. (Методист по работе с детьми есть в штатном расписание ЦБС и числится в Центральной библиотеке)
Предоставить сведения о введении в штат новых должностей и специалистов.
В штатное расписание детской библиотеки была введена ставка зав.отделом ЦПИ.
Число молодых специалистов | |
Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях | 1 |
Число работающих пенсионеров | 1 |
Число ветеранов в библиотеке | 1 |
Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки) | 2 |
Число вакансий | 0 |
8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города (района) в 2011 году:
по числу читателей-детей - 510
по количеству книговыдач – 11 246
по числу посещений – 6465
8.2. Возрастной состав библиотечных работников
| До 25 лет | 25-35 лет | 35-45 лет | 45-55 лет | Свыше 55 |
Кол-во сотрудников | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: