NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Мбук «Чебулинская мцб» Центральная районная детская библиотека


МБУК «Чебулинская МЦБ»

Центральная районная детская библиотека



Аналитическая справка по детству

2013г.


Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по уставу)

МБУК «Чебулинская межпоселенческая центральная районная библиотека». Центральная районная детская библиотека.

Адрес:




Почтовый индекс

652270

Район

Чебулинский

Населенный пункт

пгт Верх - Чебула

Улица, дом

ул. Мира, 10

Сайт библиотеки


-

Электронная почта (e-mail)

bibliotecka. detsckaya @ yandex. ru

Скайп


-

Директор ЦБС (ФИО, тел)

Горелова Валентина Александровна,

т. (44) 2-11-93

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом)

-

Заведующая детской библиотеки (ФИО, тел.)

Еремина Наталья Викторовна, т. (44) 2-11-93

Методист ЦБС (ФИО, тел)

Малинова Людмила Васильевна, т. (44) 2-11-93

Методист по работе с детьми (ФИО, тел.)

-

Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел.)

-

Начальник управления культуры и кино (ФИО, тел.)

Данильченко Ирина Александровна,

т. (44) 2-16-86.




  1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.

    1. 1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:

В 2013 году произошли следующие изменения. Библиотеки в деревне Казанка-20 и поселке Подгорный были реорганизованы в Пункты выдачи книг.

На сегодняшний день в районе функционируют:

  • Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека

  • Центральная районная детская библиотека;

  • 20 сельских библиотек – филиалов;

  • 2 пункта выдачи книг.


1.2. Материально – техническая база детских библиотек.

- сведения о состоянии зданий и помещений

ЦРДБ располагается в приспособленном помещении (бывшее здание РК КПСС, 1 этаж).

Под библиотеку выделено 3 комнаты, общей площадью 260 кв. м.

- сведения о проведении ремонтных работ, затраты, бюджет (областной, местный, собственные средства, спонсорская помощь)

В 2013 г. ремонтные работы в библиотеке не проводились.
1.3. Приобретено (за счет, каких средств):

0 - мебели; 2 - техники: 0 - оборудования; 0 - другое.

В 2013 году в библиотеку было приобретен 1 компьютер и 1 многофункциональное устройство (принтер+сканер+ксерокс)


  1. Работа с читателями – детьми.



Координация работы библиотек с социальными партнёрами.
Детская библиотека координирует работу с местной администрацией, специалистами отдела молодёжной политики и спорта, общеобразовательной средней школой, коррекционной школой – интернат, детским домом, социальным приютом для несовершеннолетних, школой искусств, домом культуры, детскими садами поселка. Совместно готовим и проводим значимые общепоселковые и библиотечные мероприятия.

Администрация поселка оказывает финансовую помощь в подготовке и проведении районных мероприятий.

С отделом молодёжной политики и спорта была проведена ежегодная областная «Неделя молодёжной книги», посвященная зимним Олимпийским играм 2014 года.

С администрациями школ, детских садов, детским домом, приютом для несовершеннолетних заключены соглашения о совместной работе. Для проведения мероприятий нам предоставляются помещения, интерактивные классы (если для проведения мероприятий требуются технические средства), аудитория.

Так как библиотека не имеет своего актового зала, то крупные мероприятия проводим на сценах районного дома культуры и школы искусств.

Помимо этого сотрудничаем с редакцией «Чебулинская газета», на страницах которой освещается деятельность нашей библиотеки.

Изменения, произошедшие в отчётном году в обслуживании пользователей детского возраста (структурные изменения, регламентирующая документация).

На основании закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вся художественная литература из книжного фонда библиотеки была промаркирована согласно возрастной категории.


    1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные.







Кол-во детских библиотек в городе (поселке)

Кол-во жителей

Кол-во

детей

до

15 лет

Кол-во читателей (всего)

% охвата детского населения

Кол-во читателей

по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1.

1

4863

1795

1448

106

1321

123,2



2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеке (сравнении с 2012 годом).

За счёт дошкольников и детей приезжающих на каникулы число читателей в 2013 году увеличилось. Но не значительно (всего на 5 человек).

Чтобы привлечь читателей в библиотеку для дошкольников проводятся ознакомительные экскурсии по библиотеке «Город чудес», для первоклассников была проведена познавательная игра «Удивительное путешествие по «Книгограду».

Так же на привлечение новых читателей рассчитаны и массовые мероприятия, которые библиотекари проводят не только в библиотеке, но и на других площадках: детском доме, школах, приюте для несовершеннолетних, детских площадках поселка и т.д.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя – 4,6

Книгообеспеченность одного жителя детского возраста – 12,5

Книгообеспеченность одного читателя – 15,5

2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 66

2.1.4. Обращаемость фонда – 1,5
2.2. Читательский портрет современного ребенка.
Состав читателей по возрастам.
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки (не более 5)

А. Балинт «Изюминка и гном»;

В. Чижиков «Мышка с кошкой под одной обложкой»;

Т. Крюкова «Дом вверх дном»;

Книги из серии «39 ключей»;

Романы для девочек

2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу.

Фонд ЦРДБ не вполной мере соответствует читательскому спросу. Недостаточно справочной литературы по отраслям знания для читателей старшего школьного возраста, художественных произведений новой школьной программы по литературе.

2.3. Программно – целевая деятельность библиотеки (создание собственных программ и участие в региональных и федеральных программах).

2.3.1. Проекты.

Сколько всего разработано проектов в 2013 году? В каких грантовых конкурсах вы участвовали в отчётном году? Какие проекты были поддержаны финансово, какова выделенная сумма?

В 2013 году центральная районная детская библиотека приняла участие в конкурсе на получение гранта «Поколение NEXT» «Читать – это модно» благотворительного фонда «Созидание».

Нами был разработан проект по реабилитации и адаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Грань соприкосновения». Проект рассчитан на два года (2013 – 2014 г.г.).

Цель данного проекта заключается в социокультурной реабилитации детей и подростков из малообеспеченных семей, воспитанников социальных учреждений поселка, средствами библиотечной деятельности, в том числе библиотерапии и современных информационных технологий.

Хотя мы не выиграли грант, работа по проекту ведется. Его реализация позволит детям и подросткам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, находится на одном уровне по развитию информационной культуре личности с детьми всех социальных слоев общества, а библиотеке организовать социально – психологическую реабилитацию и адаптацию детей и подростков с помощью книги, продвижения и позитивирования чтения, как определяющего фактора развития личности.
С целью организации летнего досуга детей и позиционирования информационных, творческих и практических мероприятий экологической направленности нами был разработан проект «Старичок – лесовичок и его сундучок».

Кукла – символ Старичок – лесовичок путешествовал по всем библиотекам района с передвижной книжной выставкой «Сберечь земли очарованье», с творческими и практическими заданиями для детского и подросткового населения района.

В проект входили ряд акций, конкурсов, фестиваль, вечера, игры на экологическую тему.

(см. 2.4.3. Экологическое просвещение (Год охраны окружающей среды)
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентированно на детей?

На рубеже веков Россия оказалась перед проблемами, через которые прошли многие государства: падения статуса чтения и возрастание числа людей, отнесенных специалистами к категории «Функционально неграмотных». В связи с этим возникла необходимость в разработке программы, позволяющей помочь детям полюбить книгу и сформировать у них готовность к чтению, как уникальному и увлекательному занятию. А также оказать помощь в воспитательном, образовательном и просветительском процессе учителям, воспитателям и родителям района.

Так была разработана целевая программа развития и совершенствования библиотечного обслуживания детского населения Чебулинского района «Читающие дети – будущее России», сроком реализации 3 года (2011 – 2013)

Детское чтение – это те самые широкие врата, через которые ребенок входит в мир, в культуру. Этот способ вырастить детей настоящими гражданами и высоконравственными людьми, этот способ передачи знаний и опыта от поколения к поколению, способ передачи вкусов и пристрастий.

Только современная детская библиотека может противостоять имеющимся в нашей жизни негативным процессам (падению статуса чтения и книги, вторичной неграмотности), т.к. имеет специально подготовленные кадры для руководства детским чтением, а самое главное имеет в своих фондах богатейшее собрание лучшей детской литературы. Только сотрудники библиотеки могут профессионально дать оценку имеющейся в фонде детской литературе и преподнести ребенку поистине хорошую книгу. Только хорошая книга может вести ребенка по жизни, помочь сформировать характер, научить сопереживать, фантазировать, мыслить, творить.

Поэтому целью программы является продвижение и позиционирование чтения как определяющего фактора развития, формирования и утверждения личности ребенка, подростка в современном обществе, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями, обеспечение доступа пользователя – ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Задачи программы заключаются:

- в развитии и совершенствовании в Чебулинском районе политики в области детского чтения, библиотечного обслуживания детей и подростков;

- в совершенствовании структуры библиотечной системы района;

- в организации работы сельских библиотек района как поселенческих информационных центров по продвижению семейного чтения (Усть – Чебулинская библиотека – филиал № 23), краеведению (Покровская библиотека – филиал № 18, Усть-Сертинская библиотека – филиал № 22, Николаевская библиотека – филиал № 12), социальной деятельности (Дмитриевская библиотека – филиал № 5);

- в создании необходимых условий для сохранения и оптимального использования библиотечных ресурсов.

Для реализации программы задействованы областной и местный бюджеты, а также внебюджетное финансирование.

Партнерами программы являются:

  • Управление культуры и кино администрации Чебулинского района;

  • Управление образования администрации Чебулинского района;

  • Союз матерей Чебулинского района;

  • Союз отцов Чебулинского района.


В рамках программы, наряду с проектом «Открываем книгу детям», действуют 3 авторские программы: литературная творческая программа «Чтение с увлечением»; информационно – правовая программа по проблемам детства «Спасательный круг»; историко – краеведческая «Истоки».

С целью возрождения традиций семейного чтения для дошкольников и их родителей работает литературная гостиная «У камелька».

Эффективность программы:

Полученный опыт и знания в ходе реализации программы в сочетании с новыми информационными технологиями позволят:

- поднять % охвата библиотечным обслуживанием детского населения района;

- привести к оптимальному соответствию библиотечного фонда потребностям пользователей;

- повысить доступность. Оперативность предоставления информации для детей и подростков, руководителей детским чтением;

- повысить качественный уровень проводимых мероприятий и сделать их более современными, наглядными и привлекательными для юных пользователей библиотеки;

- обобщить и распространить опыт продвижения чтения, заявленный в программе.

2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно - досуговой деятельности библиотек

Перечислите и проанализируйте комплексные формы работы.

В 2013 году были проведены комплексные мероприятия в рамках ежегодной областной Недели молодежной книги по теме «Старты надежды», посвященные зимним Олимпийским играм 2014 года. Каждый день недели был отведен какому-либо мероприятию, посвященному спорту.

Открылась Неделя молодежной книги выставкой – вернисаж «Спортивный калейдоскоп», на которой были представлены рисунки детей и подростков, и библио-кроссом «Как это было, или История Олимпийских игр от А до Я». Участники библио-кросса узнали историю Олимпийских игр, где они впервые проходили, почему так называются, какие виды спорта входили в программу и кто был первым победителем тех игр. Далее библиотекари рассказали ребятам о французе Пьере де Кубертене и о том, какой вклад он внёс в развитие Олимпийских игр. Так же ребята узнали, где и когда прошли первые зимние Олимпийские игры, о видах спорта входящие в их программу и о видах спорта, которые включены в программу Олипийских игр в 2014 году, о символике, девизе, флаге, гимне, огне Олимпийских игр, узнали, что означает содружество пяти колец. Познакомились с жизнью и спортивной деятельностью выдающихся советских и российских Олимпийских чемпионов зимних игр.

Завершился библио - кросс викториной о зимних Олимпийских играх и награждением победителей.

Во второй день недели прошла беседа – презентация «Библиотечный фристайл». В ходе беседы библиотекари вниманию ребят была представлена художественная литература, в которой упоминается тема спорта.

На вечере- встрече «Влюблённые в спорт» директор районного спорткомплекса «Олимпиец» Баранов Максим Алексеевич и тренер по баскетболу Андреева Ольга Сергеевна рассказали о том, как 40 лет назад было создано спортивное движение в районе, о образовании спортивной школы в районе, о заслуженных учителях физической культуры и тренерах, которые воспитали ряд мастеров спорта, чемпионов России и стран СНГ, рассказали о деятельности спорткомплекса «Олимпиец», который был построен в Верх-Чебуле 3 года назад, и о том, какие возможности он дает детям и подросткам района.

Также в рамках Недели прошли ток-шоу «Содружество пяти колец», спортивное лото «По следам олимпийских героев».

(фотографии в приложении № 6)


Направления:
2.4.1. Работа с дошкольниками.

Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное необходимо в раннем детстве, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения (по данным ученых это начинает происходить в 5-летнего возраста). В это же время происходит первое знакомство дошкольников с библиотекой. Начинается оно с экскурсии. В этом году для воспитанников детских садов поселка «Рябинка» и «Солнышко» было проведено 3 экскурсии по библиотеке «Город чудес». Дети встретились со сказочными героями – Мальвиной и Буратино, которые познакомили их с библиотекой, с книгами, имеющимися в библиотеке для их возраста, рассказали как можно записаться в библиотеку и о правилах поведения в библиотеке, а в любимом детьми месте – уголке сказок в читальном зале библиотекари провели игру на закрепление полученных знаний.

Книга и чтение художественной литературы, особенно лучших её образцов – детской классики – важнейшая предпосылка всестороннего развития ребёнка. Но основная задача библиотекарей при работе с дошкольниками заключается в том, чтобы не учить ребёнка читать, а научить его слушать. Ведь общеизвестно, что чтение ребёнку книги вслух развивает его фантазию, он учится зрительно представлять образы из услышанного.

Для этого библиотекарями ЦРДБ была создана литературная гостиная «У камелька» (руководитель – Еремина Н.В.), которую еженедельно посещает подготовительная группа детского сада «Рябинка».

На занятиях дети знакомятся с лучшими произведениями детских писателей и поэтов, как отечественных, так и зарубежных, с устным народным творчеством (песенки, потешки, считалки, загадки). Такие мероприятия мы называем «час коллективного чтения», например «Секреты старой палки» О. Дриза, «Затейники» Н. Носова, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Как медвежонок сам себя напугал» Н. Сладкова и другие. С удовольствием ребята принимают участие в ролевых играх, после прочтения того или иного произведения. Например, «Хвосты» В. Бианки, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Багаж» С. Маршака, и т.д.

Чтобы привлечь к чтению дошкольников из микрорайона «Южный» открыт выездной читальный зал в детском саду «Солнышко». Для обслуживания самой маленькой категории читателей подбирается лучшая красочная новая литература.

В сельских библиотеках – филиалах для дошкольников проводятся экскурсии по библиотеке: «Удивительный мир - БИБЛИОТЕКА!» (Новоивановская библиотека – филиал № 13); «Здравствуй, здравствуй город книжный!» (Чумайская модельная библиотека – филиал № 24); «Путешествие в Книгоград» (Михайловская библиотека – филиал № 11); «В гостях у библиотеки» (библиотека – филиал № 1 Посёлок Первый) и другие.

При работе с дошкольниками библиотекари используют в основном игровые формы работы, а так же беседы и познавательные часы. Например, в Ивановскосой сельской библиотеке – филиале для детей данной категории был проведён познавательный час «В мире животных»

Мероприятие началось с прослушивания веселой песенки «В траве сидел кузнечик» и разгадывания загадок о животных, кто правильно отвечал, получал сладкий приз.

Затем ведущая рассказала о новых, красочных энциклопедиях о животных, которые есть в библиотеке для детей. Ребята рассматривали яркие картинки, кто умеет читать – читал. Каждый рассказал, какие дикие животные им больше всего нравятся и почему. Так одним нравится жираф, потому что он очень высокий с красивой окраской, другим нравятся тигры – за красивый окрас и за силу, а некоторым нравятся – хомяки, потому что они маленькие их можно подержать в руках и даже приручить и держать дома.

Далее ребята отвечали на вопросы викторины, например: Что делает ночью сова? Как называются «ветви», которые носит на голове олень? Дав ответ, нужно было всем вместе изобразить то или иное животное или птицу. В ходе познавательного часа детям предлагалось послушать песенки о животных «Добрый жук», «Колыбельная медведицы», «Песенка Брадобрея и Льва» и т.д.

В заключение мероприятия ребята посмотрели слайды фотографий различных животных.

2.4.2. Краеведение. Крупные мероприятия, посвященные 70-летию Кемеровской области.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры общества, первая ступень к формированию патриотических чувств, основанных на естественной привязанности человека к тому, что его окружает.

Краеведческая деятельность в работе библиотек является одним из приоритетных направлений, поскольку именно библиотеки выступают в роли собирателей, хранителей и пропагандистов местной истории и культуры.

Краеведение помогает читателям осмыслить идею исторического развития, поняв взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать жизненную позицию.

Уважение к историческому наследию и любовь к родной земле – неотъемлемые качества любого гражданина, патриота своей страны. Но эти черты можно воспитать в себе, только хорошо зная свою родину и её историю, культуру и быт простого народа. Понимая всё это, библиотека большое внимание уделяет популяризации знаний о родном крае, возрождению культурно – исторического наследия. Для этого в библиотеке действует авторская историко – краеведческая программа «Истоки» (руководитель – Матвеева М.П.).

Программа позволяет координировать деятельность библиотекарей, учителей, краеведов района в деле сохранения духовного, исторического и литературного наследия района.

В этом году работа по программе была приурочена к 70-летию Кемеровской области. Библиотекарями были проведены: конкурс детских рисунков «Мой край – такой неповторимый»; игра – практикум «В краю родном история России»; урок – экскурсия «В краю солнечного камня»; литературный салон «На заветных родных берегах»; устный журнал «Три страницы о Кузбасской столице», - целью которых является развитие интереса детей и подростков к родному краю, развитие их творческих способностей, знакомство с историей развития Кемеровской области в целом и Чебулинского района в частности.

Ряд мероприятий к 70-летию Кемеровской области прошло и в сельских библиотеках филиалах:

Так в Дмитриевской библиотеке – филиале № 5 были проведены

- конкурсно – познавательная программа «Родина моя – Кузбасс»;

- литературно – музыкальная композиция «Он – марьевский и поступью и родом», посвященная 95-летию со дня рождения кузбасского поэта В.Д. Фёдорова.

Интересно прошла игра – путешествие по родному краю «Люби своё село» для читателей – детей Кураковской библиотеки – филиал № 9. Участники побывали на станциях «Историческая»,

Устный журнал «Листая страницы истории» был проведен в Усть-Сертинской библиотеке – филиал № 22

1 страница «Что в имени тебе моём…» - познакомила с историей села Усть-Серта.

2 страница «Их труд достоин уваженья» - рассказала о тружениках села.

3 страница «Из поколенья в поколенье» - познакомил с трудовыми династиями села.

4 страница «Отчий край мой, навеки милый, как за это тебя не любить?» - знакомство с лирическими произведениями кузбасского писателя В. Артемова, уроженца села Усть-Серта.

Круиз по родному краю «Кузбасс – это лучшее место в России» прошел в Усманской библиотеке – филиал № 21.

Аукцион «Кузбасс юбилейный» состоялся в библиотеке – филиале № 19.

В библиотеке – филиале № 1 Посёлок Первый были проведены конкурс рисунков «Родные просторы» и конкурс чтецов «Моя родина - Кузбасс»

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: