Международные перевозки: понятие и основные источники. В обобщенном виде под международными перевозками
Выполнила Спиридонова Арина, Р-312
Международные перевозки: понятие и основные источники.
В обобщенном виде под международными перевозками следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся в разных государствах или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные ситуации.
В науке вопрос о понятии «международная перевозка» не является завершенным. Источниками, содержащими определение международных перевозок, являются международные транспортные конвенции.
Конвенционные определения имеют конкретное содержание и относятся к регулированию определенного вида международной перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой: « место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории, находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы».
Таким образом, в Варшавской конвенции понятие «международная перевозка» наделено конкретным содержанием, применимым для отношений ,составляющих предмет регулирования именно этой Конвенции (воздушные перевозки). Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «м/д перевозка», ограниченное нормами Конвенции или другого источника МП, является более узким по отношению к общепринятому варианту понятия.
Другим источником, в котором дается понятие м/д перевозки, является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. Согласно этой конвенции, «м/д перевозка означает любую перевозку, при которой место отправления и место назначения идентифицируются как находящиеся в разных государствах на момент, когда оператор принимает груз в свое ведение».
При определении характера перевозки важно обратить внимание на то, что для признания перевозки международной не имеет юридического значения фактическое осуществление перевозки, т.к. по различным причинам она может вообще не состояться - достаточно факта заключения договора о перевозке.
Раскрытию понятия м/д перевозка способствуют другие понятия, определение которым дается в соответствующих транспортных конвенциях. При этом всегда оговаривается, что значение конвенционных терминов следует понимать лишь в контексте данной м/д конвенции.
Так, например, в Женевской конвенции 1956 г. о договоре м/д перевозки грузов специально подчеркивается , что под "транспортным средством" следует понимать автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы. Таким образом, в данном случае можно увидеть пример автономной квалификации: в Конвенции понятие «транспортное средство» наделено самостоятельным содержанием, независимо от его определения в национальном законодательстве государств.
Кроме международных конвенций, источниками правового регулирования м/д перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются внутригосударственные акты. В РФ - это
Основы 1991 г.
Гражданский кодекс
Кодекс торгового мореплавания 1999 г.
Воздушный кодекс 1997 г.
Транспортный устав железных дорог 1998 г.
Устав внутреннего водного транспорта СССР 1955г. и др.
Правовая регламентация международных перевозок тесно связана с деятельностью международных организаций.
Международные транспортные организации возникли в конце 19 века. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицированных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и принятия конвенций м/д организации созывают дипломатические и иные конференции.
Международные транспортные организации создаются по видам транспорта. Наиболее многочисленными являются организации в области водного транспорта. Самой авторитетной является Международная морская организация, созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей - поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих м/д торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем (1974, дополнена в 1976), Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 и др.
В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительственной организации - подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типичных форм перевозочных документов для использования судовладельцами, рекомендованных родственными организациями или согласованных с представителями заинтересованных сторон.
Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет, Международная палата судоходства, Ассоциация американских судовладельцев, Международная ассоциация независимых владельцев танкеров.
Международные организации по ж/д транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Так, в 1969 г. учреждена Восточно-африканская ж/д корпорация. Она занимается координацией перевозок пассажиров и грузов ж/д транспортом. В 1975 г. создана Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Цель - определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способствовать дальнейшему развитию м/д пассажирских перевозок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдельных ж/д сообщений. В 1950 г. создан Европейский союз по ж/д перевозкам западноевропейских стран. Основная цель союза - представление и защита в м/д организациях интересов европейских ж/д администраций во взаимоотношениях с другими м/д транспортными союзами и с национальными транспортными и экономическими администрациями, связанными с перевозками в м/д сообщении грузов и пассажиров, в также организация и осуществление м/д ж/д перевозок в пределах транспортной сети стран-членов Союза.
Среди м/д организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Создана в 1944 г., является специализированным учреждением ООН. Одна из целей - предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. В рамках ИКАО принят ряд Конвенций по регламентации м/д воздушных перевозок, например, Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (май 1999 г.).
В настоящее время действует несколько организаций по автомобильному транспорту и автодорогам. В 1948 г. создана Международная автодорожная ассоциация, Международная автомобильная федерация, Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти организации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.
Из международных организаций по речному сообщению наиболее активными являются Дунайская комиссия, Центральная комиссия судоходства по Рейну. Напр., Дунайская комиссия решает вопросы, качающиеся юридических аспектов судоходства на внутренних водных путях м/д значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопросов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные формы, касающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок пассажиров и грузов.
Литература:
Международное частное право. под ред. Г.К. Дмитриевой, 2002
Федосеева Г.Ю. «Международное частное право», 2002
www.lawportal.ru
www.un.org
страница 1
скачать
Другие похожие работы: