NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации к вступительному экзамену по живописи г. Югорск


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЮГОРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методические рекомендации

к вступительному экзамену

по живописи

г.Югорск
Пояснительная записка и основные методические рекомендации

в работе по живописи акварелью для поступающих

в художественный техникум
«Живопись» - один из основных специальных дисциплин в художественных учебных заведениях.

Задача живописной изобразительной грамоты состоит в раскрытии перед учащимися законов живописи, формирование вкуса, понимании цветовой гармонии, чувства декоративного восприятия форм, а также привитии любовного отношения к окружающей природе.

Основной принцип обучения живописи – неразрывность процесса работы над цветом и формой. Следует помнить, что живопись есть рисунок цветом, но она не должна сводиться к приблизительной растушевке. Обучение живописи акварелью должно проходить параллельно с занятиями рисунком, с использованием основ изобразительной грамотности. Важно помнить, что постепенное овладение профессиональной грамотой достигается последовательностью приобретения навыков, идти в своей работе от простого к сложному.

Каждое задание, которое рекомендуется программой, должно исполнятся с любовью и прилежанием.

Работа акварелью имеет большое воспитательное значение, она требует от ученика собранности в работе, чёткости и быстроты исполнения задач, дисциплинирует его.

Руководствуясь методом сравнения, в каждом задании по живописи старайтесь выполнить свою работу сознательно, не сбиваясь в этюдах на пассивное списывание отдельных частей натуры, а передавайте цельно предметы в их взаимосвязи с окружающей средой.

Главная цель обучения живописи – научиться правильно видеть и «лепить» цветовую форму предмета на плоскости.

Цвет – это свойство предметов отражать одни световые лучи и поглощать другие. В природе все предметы имеют цветовую окраску. Трава – зелёная, снег – белый, лимон – жёлтый и т.д. Присущий предмету цвет является неотъемлемым свойством. Он и называется «предметным» цветом или «локальным» (местный цвет свойственный данному предмету).

Белый цвет состоит из трёх основных образующих цветов: жёлтого, красного и синего.

Любой составной цвет получается путём смешения двух первоначальных цветов и является дополнительным по отношению к третьему первоначальному цвету.

Например, фиолетовый (двойной) является дополнительным к жёлтому (первоначальному цвету) и получается путём смешения двух основных цветов: синего и красного.

Дополнительный цвета усиливают друг друга. Иными словами, если мы поместим зелёный предмет рядом с красным, то зелёный цвет станет более сочным, а красный – ещё ярче и интенсивнее. Все цвета, которые мы будем наблюдать в природе, разделяются на тёплые и холодные.

К тёплым относятся: красный, оранжевый, жёлтый и жёлто-зелёный. К холодным: голубозеленый, синий, фиолетовый, сине-зеленый.

Зеленый цвет, составляемый из желтого и синего, может иметь много как холодных, так и теплых оттенков.

В природе все построено на контрастах, на борьбе теплых и холодных цветов. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. В холодных цветах преобладают оттенки зеленого и синего. В каждом учебном задании нужно определить преобладание теплых и холодных оттенков и уравновесить их в красочной гамме. Если в рисунке "тон" понимается как отношение черного и белого, точнее отношение света и тени, то в живописи помимо света и тени присутствует цвет или многоцветие, т.к. под влиянием освещения цвет видоизменяется в сторону теплого или холодного. Следовательно, найти правильно "тон" в живописи нужно правильно определить сложность цветовых отношений всего этюда, в котором предметы находятся во взаимодействии друг с другом, а не в отдельности каждый по себе предмет.

Цветовой круг.

Очень важно понять закономерное распределение цветов солнечного спектра, w расположенных между собой в определенном порядке.

В природе это явление можно наблюдать появлением на небе ярко выраженного солнечного спектра радуги во время дождя.

1. Если разделить цветовой круг на две части так, чтобы в одну входили красные,
оранжевые, желтые и их промежуточные оттенки, а в другую часть - голубые,
синие, сине-фиолетовые, то получим две цветовые шкалы: теплую и холодную.
Цвета голубо-синей части круга называют холодными, а цвета красно-желтой
части круга - теплыми.

2. Цвета, лежащие в цветовом круге близко один к другому называют родственными
или гармоничными, а цвета расположенные против друг друга называются -
контрастными* цветами. Помещенные рядом контрастные цвета усиливают
звучность друг друга. В природе все предметы воспринимаются нами благодаря
контрастам. К примеру: предметы могут быть - теплыми и холодными, большими
и маленькими, черными и белыми, шарообразными и прямоугольными и т.д.

Все краски называются хроматическими . Это цвета солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, и замыкает фиолетовый цвет и их смеси. Белые и черные цвета - ахроматические (бесцветные). Рекомендуется работать ^ акварелью при естественном дневном освещении, т.к. искусственное освещение изменяет цвет предметов в теплую или холодную сторону, подчеркивая изменяет собственные и падающие тени.

Краски и их смеси. Основу хроматической палитры составляют три краски: красная, синяя и желтая. Смешение основных красок дает новые цвета: смесь красной и желтой дает оранжевый цвет. Синий с желтым - получим зеленый, красный с синим - дает фиолетовый. Графическое изображение указанных смесей. Цвета, полученные от смешения двух основных, называются производными первой степени. Они расположены между основными.

Цветовой тон - это признак цветности, по которому отличают один цвет от другого: красный, синий, зеленый и т.д.

*контраст- фр.слово contrast- резко выраженная противоположность.

**хроматический - греч. слово chromatikos - цветной, окрашенный.

Светлота - отличие одного цвета от другого по светлоте. Краски: кадмий лимонный светлее чем охра, кобальт синий светлее ультрамарина, кадмий красный светлее краплака.

Насыщенность - степень выраженности того или иного цветового тона. Если к ультрамарину будем добавлять воду, ультрамарин будет светлеть и становиться менее насыщенным.

При смеси краски теряется яркость, не следует смешивать много красок. Смеси надо производить из 2-х- 3-х красок. Смеси более 3-х дают мутную грязную краску. Грязная кисть и вода мешают получить чистую смесь. Умело использованная в смесях черная краска дает благородные смеси: с кадмием оранжевым, с краплаком, с английской красной и др.

Попадая под воздействие потока света, предметный цвет разбивается на ряд градаций соответствующих световым и теневым частям формы. Обращенные части предмета к свету, в условиях дневного рассеянного света в комнате, будут иметь холодный оттенок, а искусственное или солнечное освещение придаст ему теплый оттенок. Теневые участки поверхности при холодном освещении, в силу контраста будут иметь теплый оттенок. Кроме того, на них оказывает влияние отраженный свет, исходящий от стен, потолка, близлежащих предметов. Падающие и собственные тени предмета бывают насыщенными рефлексами*. Рефлексы придают живописи прозрачность и цветовое богатство.

Полутон - промежуточная часть формы между светом и тенью - освещена скользящими лучами света, сохраняет локальный цвет. Поэтому цвет присущий данному предмету надо искать в полутоне.

Методика работы над натюрмортом акварелью складывается из нескольких этапов, требует внимательного и вдумчивого отношения к изучению натуры. Чтобы добиться нужного результата в выполнении поставленных задач, приходится накладывать несколько слоев цвета один на другой. Качество работы зависит от того, насколько удачно удалось передать объемную форму предметов, освещение, общее теневое решение натуры.

Так как на экзаменах даны три сеанса на живопись, мы и должны исходить из этих условий, т.е. нам нужно усвоить три основных этапа в работе над натюрмортом акварелью.
1 этап- компоновка натюрморта

С натуры выполним небольшой набросок карандашом и цветом, определим общую композицию натюрморта. При этом надо учесть размер изображаемой группы предметов (масштабность) на листе бумаги и размещение элементов натуры в пространстве; выбор формата - вертикального или горизонтального соответствующего выбранной точке зрения.

По удачно найденному варианту легко перенести на бумагу рисунок без лишнего нажима линий карандашом. Установив размеры натюрморта, характер и форму отдельных предметов, их пространственное расположение с учетом перспективы, определяем границы светотени.

Рисунок падающих теней, бликов - без применения резинки. Линии должны быть как можно точными. Чем вернее и подробнее сделан рисунок под акварель, тем увереннее будет идти работа в цвете.
2 этап - работа цветом

Перед работой красками лицевую сторону бумаги промывают водой, т.к. оставшиеся жировые следы от прикосновения рук или резинки мешают ровному покрытию листа краской.

Начальная прописка делается легкой прозрачной краской. Наносим светлые красочные тона, оставляя незакрытыми блики, затем более насыщенная прописка натюрморта - "лепка" формы цветом должна быть точной.

В процессе работы надо изучать натуру, сравнивая цветовые отношения предметов и окружающей среды, передавая весь цветовой строй теплых и холодных оттенков в их взаимосвязи.

Прописка фона должна идти одновременно с проработкой предметов натуры. Надо помнить, что фон это один из составляющих предметов натюрморта. Известное разнообразие в живописи натюрморта вносят складки драпировок, они подчеркивают плоскости стола и помогают выявить пространство.

3 этап - завершающий сеанс работы над натюрмортом.

Необходимо привести все мелкие детали к единому целому. Прокладка цветом

до настоящей силы тона, окончательно выявляется объём предметов, передается фактура предметов (стекло, дерево, металл и пр.).

В домашних условиях постарайтесь овладеть элементами технических навыков акварелью. С этой целью нужно выполнить упражнения. Существуют разные методы и приемы техники акварели, качественной особенностью которой является прозрачность красок, яркость и "цветность" живописи акварели достигается при сохранении этого свойства.

Один из приемов - последовательное наложение прозрачных слоев краски один цвет на другой, после высыхания цвета, называется методом лессировки (наносить тонкий слой прозрачной краски, через который просвечивает первоначальный высохший).

1.Упражнение с красками: красный, желтый, синий. Рекомендуем проделать это упражнение и с другими красками.

Наложение прозрачных слоев краски один на другой в трех прямоугольниках размером 7x15 см.Составить и развести колер. Задача: прокрыть разведенным колером (колер – цвет краски, её тон и густота, светосила).

1 этап. Каждый прямоугольник покрываем краской средней интенсивностью цвета.

2 этап . После высыхания этим же колером покрываем только последние два прямоугольника.

3 этап. После высыхания этим же колером покрываем последний прямоугольник.
Получим: три прямоугольника разной насыщенности цвета. Первый - слабый, второй-
средней насыщенности и третий сильной насыщенности.

Часто работая с натуры, приходится сталкиваться с тем, когда один и тот же цвет постепенно переходит из более насыщенного в слабый или наоборот, слабый переходит в насыщенный, зачастую один цвет переходит в другой.

2.Упражнение - разведите в ванночке или блюдце нужную краску до необходимой насыщенности и хорошо смоченной кистью покрывайте бумагу, направляя краску (горизонтальным ручейком) сверху вниз, прибавляя необходимое количество воды. Оставшийся ручеек краски на бумаге подберите полусухой, чистой кистью.

Акварельные краски, кисти, бумага.

Акварель*. Вода является разбавителем для акварели. Сами же краски приготавливаются из светопрочных пигментов (красителей) и связующих -растительные клеи, чаще всего гуммиарабик**.

Акварельные краски имеют большую прозрачность. Белила в акварели, как правило, не применяются. Роль белил выполняет белая бумага. Разводят акварель водой на блюдечках с белой поверхностью.

Для работы акварелью рекомендуется бумага, хорошо впитывающая воду. Чтобы бумага не коробилась от влаги, края ее нужно наклеивать на планшет. Берем лист бумаги несколько большего размера, чем планшет, края ее со всех сторон загибаем, а дно получившегося "корытца" обычно смачиваем влажной губкой или тряпкой. Загнутые края с обратной стороны смазываем клеем, кладем бумагу на планшет и натягиваем лист во все стороны, разравнивая обеими руками. Края листа отгибаем и приклеиваем к планшету. Если все сделать правильно, бумага будет ровно натянута на планшет.

Кисти лучше всего употреблять при работе колонковые. Годятся также беличьи, соболя или шерсти верблюда. Надо иметь плоские и круглые кисти не менее 3-х кистей разных по ширине мазка. Широкая плоская кисть нужна для покрытия поверхности больших плоскостей.

*акварель - (лат. слово agua - вода, ге1 - краска).

**гуммиарабик - (лат. слово gummi - клей, Arabic’s - Аравия - Африка).

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.