Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении
Муниципальное (вечернее) сменное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8 г. Владимира»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Для классных руководителей,
учителей-предметников, социальных педагогов,
педагогов-психологов открытых сменных школ
Методические рекомендации разработаны и составлены заместителем директора по воспитательной работе ОСШ № 8 Макушевой Ольгой Юрьевной
ВЛАДИМИР
2007
ОТ АВТОРА
Открытая сменная школа выполняет в системе непрерывного образования подростков и взрослых компенсаторную и адаптирующую функции. Открытая сменная школа является единственно приемлемой для определенной части молодежи, ушедшей по разным причинам из массовой общеобразовательной школы. Контингент достаточно разнородный по возрасту, уровню образования и отношению к его продолжению. Но при этом одной из главных учебно-воспитательных задач остается стимулирование общего образования, оно включило в себя осуществление принципа добровольности поступления в школу в сочетании с мерами поддержки обучающихся и развитие потребности в продолжении образования. Социально-психологическая поддержка, гуманистическая устремленность учителей, высокий профессионализм, создание гибких организационных форм обучения принесли свои плоды. Значительная часть молодых людей из различных социальных слоев, имеющие весьма низкую успеваемость, часто непризнанные, неуспешные в общеобразовательной массовой школе смогли получить среднее образование.
Таким образом, открытая сменная школа в социальном плане обеспечивает реальный доступ к образованию представителям различных социальных групп. В психологическом плане наша школа содействует развитию у учащихся ощущения значимости собственного Я, обретению ими самоуважения, способность «сбросить груз своей биографии» (А.Н. Леонтьев), преодолеть отрицательный учебный опыт.
С учетом особенностей современного контингента можно полагать, что сменная школа стала учебным заведением для социально незащищенных. Это значит, что она своими образовательными средствами призвана содействовать реабилитации молодых людей.
Назначение данного пособия – оказать помощь в работе классным руководителям,
учителям-предметникам, социальным педагога, педагогам-психологам открытых сменных школ, повысить реабилитационные возможности образовательного процесса.
В пособии рассматриваются некоторые особенности субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей; представлена серия методик, необходимых в работе с учащимися школы.
В основу нашей концепции воспитания принято определение, данное Лийметсом Х.И.,который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Поэтому воспитательная система не сводится к системе только педагогической. С одной стороны она система психолого-педагогическая с другой – социально-педагогическая.
В нашей школе поставлены следующие цели воспитательной работы:
-создать условия для самовоспитания и саморазвития личности учащегося;
-создать условия для воспитания нравственно-ориентированной личности;
-создание условий для реабилитации учащихся, находящихся в социально опасном положении;
-создание условий для социализации личности учащегося на гуманистической основе.
В рамках осуществления профилактической работы по предупреждению правонарушений учащихся проводятся следующие мероприятия:
-сформирован банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, о детях , оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой – сверка банка данных проводится в ноябре, январе, марте и мае;
-организована работа по выявлению и последующей диагностике и коррекции учащихся девиантного поведения;
-организована работа школьного Совета профилактики с учащимися нсемьями , находящимися в социально опасном положении и с учащимися, находящимися под опекой;
-два раза в год проводится контрольное обследование жилищно-бытовых условий данных категорий учащихся, составляются акты обследования и пишутся справки о посещении учащихся и их семей;
-ведется постоянный контроль по учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, регулярно проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями как в школе, так и на дому;
-проводятся индивидуальные консультации педагогом-психологом школы по оказанию помощи в разрешении конфликтных или проблемных жизненных ситуаций;
-организована разъяснительная работа среди учащихся о медико-социальных последствиях наркомании, алкоголизма, аморального и ассоциального поведения. К этой работе привлекаются специалисяты различных служб – специалисты ДООЦ, специалисты отдела опеки и попечительства, врачи-наркологи, сотрудники правоохранительных органов и др.;
-оформлены стенды по пропаганде здорового образа жизни, правовые уголки;
организована работа по правовому просвещению и по повышению психолого-педагогической культуры родителей через родительский лекторий (проводится согласно плану);
-организована методическая работа с классными руководителями по проблемам профилактической работы в классе (семинары, педсоветы);
-организована работа по взаимодействию школы и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства, и органов внутренних дел.
Воспитательная работа в школе начинается с мониторинга учащихся классными руководителями, педагогами-психологами, социальным педагогом школы, что дает полное представление о тех учащихся, которые будут обучаться в школе в текущем учебном году. Это важно, так как контингент учащихся каждый год меняется на 75% и в течение года постоянно новые учащиеся вливаются в классные коллективы.
Количественный и качественный состав учащихся:
| | Чел. | % |
| Количество уч-ся | 268 | 100 |
| Мальчиков | 130 | 48.5 |
| Девочек | 138 | 51.4 |
| Учатся на «4» и «5» | 6 | 2.2 |
| Учатся на «3» и «4» | 74 | 27.6 |
| Учатся на «3» | 79 | 29.4 |
| Второгодн(прош.у.г.) | 27 | 10.0 |
| Неуспев(текущ.у.г.) | 13 | 4.8 |
| Прогульщики | 16 | 5.9 |
| Неатт.по всем предм. | 5 | 1.8 |
| Дети-сироты,опекаем | 3 | 1.1 |
| Дети-инвалиды | 1 | 0.3 |
| Дети с хрон.заболев. | 16 | 5.9 |
| Частоболеющ.дети | 11 | 4.1 |
| Уч-ся ло18 лет | 74 | 27.6 |
| Уч-ся после 18 лет | 158 | 58.9 |
| Рработ. Постоянно | 136 | 50.4 |
| Работ. Временно | 14 | 5.2 |
| Иногородние | 6 | 2.2 |
Количественный и качественный состав семей учащихся:
| Неполные семьи | 53 | 19.7 |
| Приемн отцы-отчимы | 0 | 0 |
| Многодетные семьи | 2 | 0.7 |
| Неблагополучн семьи | 2 | 0.7 |
| Безработные отцы | 5 | 1.8 |
| Безработные матери | 16 | 5.9 |
| Безработн оба родит | 1 | 0.3 |
| Рабочие | 95 | 35.4 |
| Служащие | 55 | 20.5 |
| Частн предпринимат | 15 | 5.5 |
| Образов.родит.-высш | 21 | 7.8 |
| Среднее, ср\спец-ое | 155 | 57.8 |
| Неоконч.среднее | 2 | 0.7 |
МОНИТОРИНГ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 8
ЗА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД
| Форма обучения | до 18-лет 1987-1990 | 18-20 лет 1984-1986 | 20-30 лет 1983-1973 | свыше 30 лет |
| Очная (дннев, веч) | 93 | 104 | 20 | 0 |
| Экстернат, заочная | 48 | 47 | 52 | 2 |
| Всего: | 141 | 151 | 72 | 2 |
| Год | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
| Экст | - | - | 1 | - | 1 | 3 | 6 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 5 | 12 | 3 | 8 | 7 | 11 | - | - |
| Заочн | - | - | 1 | 2 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 9 | 5 | 5 | 14 | 15 | 12 | 3 | - |
| Всего | - | - | 2 | 2 | 2 | 4 | 6 | 2 | 2 | 5 | 6 | 4 | 5 | 14 | 17 | 8 | 22 | 22 | 23 | 3 | - |
Всего учащихся – 366 человек
Результативность проведения профилактической работы
| ШКАЛА | 2002/3 | 2003/4 | 2004/5 | 2005\6 | 200 \ | |||||
| чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
| Внутришкольный учет | 19 | 8 | 23 | 12 | 10 | 5 | 19 | 7.0 | | |
| Учет ПДН | 12 | 5 | 8 | 4 | 6 | 3 | 13 | 4.8 | | |
| Имеют судимость | 7 | 3 | 5 | 2.6 | 5 | 3 | 3 | 1.1 | | |
| Находятся под следствием | 2 | 0.4 | 1 | 0.2 | 2 | 1 | 4 | 1.4 | | |
| Употребл.алкоголя | 6 | 2.7 | 8 | 4 | 3 | 1.6 | 4 | 1.4 | | |
| Наркомания | | | 1 | 0.2 | 1 | 0.5 | 0 | 0 | | |
| Уч-ся,уклоняющ.от учеб | 38 | 17 | 42 | 22 | 35 | 18 | 9 | 3.3 | | |
| Небрагополучные семьи | 3 | 1.3 | 9 | 4 | 6 | 3 | 2 | 0.7 | | |
| | | | | | | | | | | |
Результативность проведения профилактической работы
| ШКАЛА | 2002\3 | 2003\4 | 2004\5 | 2005\6 | 2006\7 | |||||
| чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
| Всего учащихся | 222 | | 245 | | 231 | | 268 | | 258 | |
| Внутришкольный учет | 19 | 8 | 23 | 12 | 10 | 5 | 19 | 7.0 | 25 | 9,6 |
| Учет ПДН | 12 | 5 | 8 | 4 | 6 | 3 | 13 | 4.8 | 6 | 2,3 |
| Имеют судимость | 7 | 3 | 5 | 2.6 | 5 | 3 | 3 | 1.1 | 5 | 1.9 |
| Находятся под следствием | 2 | 0.4 | 1 | 0.2 | 2 | 1 | 4 | 1.4 | 1 | 0.3 |
| Употребл.алкоголя | 6 | 2.7 | 8 | 4 | 3 | 1.6 | 4 | 1.4 | 0 | |
| Наркомания | | | 1 | 0.2 | 1 | 0.5 | 0 | 0 | 0 | |
| Уч-ся,уклоняющ.от учеб | 38 | 17 | 42 | 22 | 35 | 18 | 9 | 3.3 | 13 | 5.0 |
| Небрагополучные семьи | 3 | 1.3 | 9 | 4 | 6 | 3 | 2 | 0.7 | 0 | |
| Многодетная семья | | | 10 | 5.0 | 5 | 2.6 | 2 | 0.7 | 3 | 1.2 |
| Дети, находящиеся под опекой | 5 | 2.0 | 8 | 4.0 | 6 | 3.1 | 3 | 1.1 | 3 | 1.2 |
| Девиантники | 65 | 29.3 | 65 | 26.5 | 52 | 22.5 | 33 | 12.3 | 25 | 9.6 |
Назначение данного пособия – оказать помощь в работе классным руководителям,
учителям-предметникам, социальным педагога, педагогам-психологам открытых сменных школ, повысить реабилитационные возможности образовательного процесса.
В пособии рассматриваются некоторые особенности субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей; представлена серия методик, необходимых в работе с учащимися школы.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________Куликов Ю.В.
_______________ 200 г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
( ФИО, название образовательного учреждения)
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
скачать
Другие похожие работы: