Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении
Муниципальное (вечернее) сменное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8 г. Владимира»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Для классных руководителей,
учителей-предметников, социальных педагогов,
педагогов-психологов открытых сменных школ
Методические рекомендации разработаны и составлены заместителем директора по воспитательной работе ОСШ № 8 Макушевой Ольгой Юрьевной
ВЛАДИМИР
2007
ОТ АВТОРА
Открытая сменная школа выполняет в системе непрерывного образования подростков и взрослых компенсаторную и адаптирующую функции. Открытая сменная школа является единственно приемлемой для определенной части молодежи, ушедшей по разным причинам из массовой общеобразовательной школы. Контингент достаточно разнородный по возрасту, уровню образования и отношению к его продолжению. Но при этом одной из главных учебно-воспитательных задач остается стимулирование общего образования, оно включило в себя осуществление принципа добровольности поступления в школу в сочетании с мерами поддержки обучающихся и развитие потребности в продолжении образования. Социально-психологическая поддержка, гуманистическая устремленность учителей, высокий профессионализм, создание гибких организационных форм обучения принесли свои плоды. Значительная часть молодых людей из различных социальных слоев, имеющие весьма низкую успеваемость, часто непризнанные, неуспешные в общеобразовательной массовой школе смогли получить среднее образование.
Таким образом, открытая сменная школа в социальном плане обеспечивает реальный доступ к образованию представителям различных социальных групп. В психологическом плане наша школа содействует развитию у учащихся ощущения значимости собственного Я, обретению ими самоуважения, способность «сбросить груз своей биографии» (А.Н. Леонтьев), преодолеть отрицательный учебный опыт.
С учетом особенностей современного контингента можно полагать, что сменная школа стала учебным заведением для социально незащищенных. Это значит, что она своими образовательными средствами призвана содействовать реабилитации молодых людей.
Назначение данного пособия – оказать помощь в работе классным руководителям,
учителям-предметникам, социальным педагога, педагогам-психологам открытых сменных школ, повысить реабилитационные возможности образовательного процесса.
В пособии рассматриваются некоторые особенности субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей; представлена серия методик, необходимых в работе с учащимися школы.
В основу нашей концепции воспитания принято определение, данное Лийметсом Х.И.,который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Поэтому воспитательная система не сводится к системе только педагогической. С одной стороны она система психолого-педагогическая с другой – социально-педагогическая.
В нашей школе поставлены следующие цели воспитательной работы:
-создать условия для самовоспитания и саморазвития личности учащегося;
-создать условия для воспитания нравственно-ориентированной личности;
-создание условий для реабилитации учащихся, находящихся в социально опасном положении;
-создание условий для социализации личности учащегося на гуманистической основе.
В рамках осуществления профилактической работы по предупреждению правонарушений учащихся проводятся следующие мероприятия:
-сформирован банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, о детях , оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой – сверка банка данных проводится в ноябре, январе, марте и мае;
-организована работа по выявлению и последующей диагностике и коррекции учащихся девиантного поведения;
-организована работа школьного Совета профилактики с учащимися нсемьями , находящимися в социально опасном положении и с учащимися, находящимися под опекой;
-два раза в год проводится контрольное обследование жилищно-бытовых условий данных категорий учащихся, составляются акты обследования и пишутся справки о посещении учащихся и их семей;
-ведется постоянный контроль по учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, регулярно проводятся индивидуальные беседы с учащимися и их родителями как в школе, так и на дому;
-проводятся индивидуальные консультации педагогом-психологом школы по оказанию помощи в разрешении конфликтных или проблемных жизненных ситуаций;
-организована разъяснительная работа среди учащихся о медико-социальных последствиях наркомании, алкоголизма, аморального и ассоциального поведения. К этой работе привлекаются специалисяты различных служб – специалисты ДООЦ, специалисты отдела опеки и попечительства, врачи-наркологи, сотрудники правоохранительных органов и др.;
-оформлены стенды по пропаганде здорового образа жизни, правовые уголки;
организована работа по правовому просвещению и по повышению психолого-педагогической культуры родителей через родительский лекторий (проводится согласно плану);
-организована методическая работа с классными руководителями по проблемам профилактической работы в классе (семинары, педсоветы);
-организована работа по взаимодействию школы и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства, и органов внутренних дел.
Воспитательная работа в школе начинается с мониторинга учащихся классными руководителями, педагогами-психологами, социальным педагогом школы, что дает полное представление о тех учащихся, которые будут обучаться в школе в текущем учебном году. Это важно, так как контингент учащихся каждый год меняется на 75% и в течение года постоянно новые учащиеся вливаются в классные коллективы.
Количественный и качественный состав учащихся:
|   |    Чел.  |    %  |  
|   Количество уч-ся  |    268  |    100  |  
|   Мальчиков  |    130  |    48.5  |  
|   Девочек  |    138  |    51.4  |  
|   Учатся на «4» и «5»  |    6  |    2.2  |  
|   Учатся на «3» и «4»  |    74  |    27.6  |  
|   Учатся на «3»  |    79  |    29.4  |  
|   Второгодн(прош.у.г.)  |    27  |    10.0  |  
|   Неуспев(текущ.у.г.)  |    13  |    4.8  |  
|   Прогульщики  |    16  |    5.9  |  
|   Неатт.по всем предм.  |    5  |    1.8  |  
|   Дети-сироты,опекаем  |    3  |    1.1  |  
|   Дети-инвалиды  |    1  |    0.3  |  
|   Дети с хрон.заболев.  |    16  |    5.9  |  
|   Частоболеющ.дети  |    11  |    4.1  |  
|   Уч-ся ло18 лет  |    74  |    27.6  |  
|   Уч-ся после 18 лет  |    158  |    58.9  |  
|   Рработ. Постоянно  |    136  |    50.4  |  
|   Работ. Временно  |    14  |    5.2  |  
|   Иногородние  |    6  |    2.2  |  
Количественный и качественный состав семей учащихся:
|   Неполные семьи  |    53  |    19.7  |  
|   Приемн отцы-отчимы  |    0  |    0  |  
|   Многодетные семьи  |    2  |    0.7  |  
|   Неблагополучн семьи  |    2  |    0.7  |  
|   Безработные отцы  |    5  |    1.8  |  
|   Безработные матери  |    16  |    5.9  |  
|   Безработн оба родит  |    1  |    0.3  |  
|   Рабочие  |    95  |    35.4  |  
|   Служащие  |    55  |    20.5  |  
|   Частн предпринимат  |    15  |    5.5  |  
|   Образов.родит.-высш  |    21  |    7.8  |  
|   Среднее, ср\спец-ое  |    155  |    57.8  |  
|   Неоконч.среднее  |    2  |    0.7  |  
МОНИТОРИНГ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 8
ЗА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД
|   Форма обучения  |    до 18-лет 1987-1990  |    18-20 лет 1984-1986  |    20-30 лет 1983-1973  |    свыше 30 лет  |  
|   Очная (дннев, веч)  |    93  |    104  |    20  |    0  |  
|   Экстернат, заочная  |    48  |    47  |    52  |    2  |  
|   Всего:  |    141  |    151  |    72  |    2  |  
|   Год  |    70  |    71  |    72  |    73  |    74  |    75  |    76  |    77  |    78  |    79  |    80  |    81  |    82  |    83  |    84  |    85  |    86  |    87  |    88  |    89  |    90  |  
|   Экст  |    -  |    -  |    1  |    -  |    1  |    3  |    6  |    2  |    1  |    4  |    3  |    1  |    2  |    5  |    12  |    3  |    8  |    7  |    11  |    -  |    -  |  
|   Заочн  |    -  |    -  |    1  |    2  |    1  |    1  |    -  |    -  |    1  |    1  |    3  |    3  |    3  |    9  |    5  |    5  |    14  |    15  |    12  |    3  |    -  |  
|   Всего  |    -  |    -  |    2  |    2  |    2  |    4  |    6  |    2  |    2  |    5  |    6  |    4  |    5  |    14  |    17  |    8  |    22  |    22  |    23  |    3  |    -  |  
Всего учащихся – 366 человек
Результативность проведения профилактической работы
|   ШКАЛА  |    2002/3  |    2003/4  |    2004/5  |    2005\6  |    200 \  |  |||||
|   чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |  |
|   Внутришкольный учет  |    19  |    8  |    23  |    12  |    10  |    5  |    19  |    7.0  |    |    |  
|   Учет ПДН  |    12  |    5  |    8  |    4  |    6  |    3  |    13  |    4.8  |    |    |  
|   Имеют судимость  |    7  |    3  |    5  |    2.6  |    5  |    3  |    3  |    1.1  |    |    |  
|   Находятся под следствием  |    2  |    0.4  |    1  |    0.2  |    2  |    1  |    4  |    1.4  |    |    |  
|   Употребл.алкоголя  |    6  |    2.7  |    8  |    4  |    3  |    1.6  |    4  |    1.4  |    |    |  
|   Наркомания  |    |    |    1  |    0.2  |    1  |    0.5  |    0  |    0  |    |    |  
|   Уч-ся,уклоняющ.от учеб  |    38  |    17  |    42  |    22  |    35  |    18  |    9  |    3.3  |    |    |  
|   Небрагополучные семьи  |    3  |    1.3  |    9  |    4  |    6  |    3  |    2  |    0.7  |    |    |  
|   |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |  
Результативность проведения профилактической работы
|   ШКАЛА  |    2002\3  |    2003\4  |    2004\5  |    2005\6  |    2006\7  |  |||||
|   чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |    чел  |    %  |  |
|   Всего учащихся  |    222  |    |    245  |    |    231  |    |    268  |    |    258  |    |  
|   Внутришкольный учет  |    19  |    8  |    23  |    12  |    10  |    5  |    19  |    7.0  |    25  |    9,6  |  
|   Учет ПДН  |    12  |    5  |    8  |    4  |    6  |    3  |    13  |    4.8  |    6  |    2,3  |  
|   Имеют судимость  |    7  |    3  |    5  |    2.6  |    5  |    3  |    3  |    1.1  |    5  |    1.9  |  
|   Находятся под следствием  |    2  |    0.4  |    1  |    0.2  |    2  |    1  |    4  |    1.4  |    1  |    0.3  |  
|   Употребл.алкоголя  |    6  |    2.7  |    8  |    4  |    3  |    1.6  |    4  |    1.4  |    0  |    |  
|   Наркомания  |    |    |    1  |    0.2  |    1  |    0.5  |    0  |    0  |    0  |    |  
|   Уч-ся,уклоняющ.от учеб  |    38  |    17  |    42  |    22  |    35  |    18  |    9  |    3.3  |    13  |    5.0  |  
|   Небрагополучные семьи  |    3  |    1.3  |    9  |    4  |    6  |    3  |    2  |    0.7  |    0  |    |  
|   Многодетная семья  |    |    |    10  |    5.0  |    5  |    2.6  |    2  |    0.7  |    3  |    1.2  |  
|   Дети, находящиеся под опекой  |    5  |    2.0  |    8  |    4.0  |    6  |    3.1  |    3  |    1.1  |    3  |    1.2  |  
|   Девиантники  |    65  |    29.3  |    65  |    26.5  |    52  |    22.5  |    33  |    12.3  |    25  |    9.6  |  
Назначение данного пособия – оказать помощь в работе классным руководителям,
учителям-предметникам, социальным педагога, педагогам-психологам открытых сменных школ, повысить реабилитационные возможности образовательного процесса.
В пособии рассматриваются некоторые особенности субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей; представлена серия методик, необходимых в работе с учащимися школы.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________Куликов Ю.В.
_______________ 200 г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
( ФИО, название образовательного учреждения)
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
скачать
Другие похожие работы: