NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по организации урока в рамках системно- деятельностного подхода


Критерии эффективности современного урока

1Обучение через открытие

2Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

3Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

4Развитие личности

5Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

6Демократичность , открытость

7Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

8Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

9Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

10Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

11Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Возникновение проблемной ситуации

  • Методы постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий, подводящий  диалоги;

  2. мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление - 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

  • фронтальная работа, работа в парах;

  • комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

  • Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут.

  • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат


новый алгоритм, новое понятие.

  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.

         Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков



Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.

Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.

www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc-развитие критического мышления через чтение и письмо.

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.

http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

http://lib.1september.ru/2004/22/13.htm - системная стратегия «Зигзаг».

www.rae.ru/fs/?section=content&op;=show_article&article;_id=7778755

- концептуальные основы технологии развития критического мышления

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технологии критического мышления через чтение и письмо

http://www.gimc.ru/content/BE - творческая группа критического мышления через чтение и письмо

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-15615 - урок в начальной школе с использованием технологии РКМЧП

http://vio.uchim.info/Vio_47/cd_site/articles/art_2_2.htm - некоторые приемы развития критического мышления в начальной школе

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib;_no=17021&tmpl;=lib -

библиотека документов по РКМЧП

http://www.kmspb.narod.ru/posobie/klaster.htm - прием "Кластер"

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

http://pedsovet.su/load/145-1-0-11147 - использование проектной деятельности на уроках литературного чтения

http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы

http://www.openclass.ru/dig-resource/91020 - виды работы с текстом на уроках литературного чтения

http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php -

технологии продуктивного чтения

http://www.ufa-edu.ru/uchitel2011/inpb/kinzyabaeva.doc - работа с текстом

2.Технологии организации работы в группе

http://ural-school.ru/organizaciya-gruppovoj/ - правила организации групповой работы

http://p-shkola.by/ru/psh?art_id=693 - значение групповой деятельности для младших школьников

http://raduga.rkc-74.ru/DswMedia/gruppovayarabota.ppt

http://festival.1september.ru/articles/537281/ - технология групповой работы в начальной школе

http://works.tarefer.ru/64/100305/index.html - технология КТД как технология организации работы в группе

http://www.metodichka.net/?itemid=117&catid;=20 - опыт организации групповой работы на уроках (начальная школа)

http://www.openclass.ru/dig-resource/118806 - опыт организации групповой работы на уроках (начальная школа)

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,0/- организация групповой работы на уроках математики

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%E0%EA%F2%E8%E2%ED%FB%E5_%EF%EE%E4%F5%EE%E4%FB - работа в малых группах

http://image.websib.ru/07/text_article.htm?338 - методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы

3.Игровые технологии

www.thl.narod.ru/3/it.htm - игровая деятельность

www.allbest.ru/referat/f/?n=1&e;=4479 - игровые технологии в начальной школе

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5472 - игровые приемы

4. Технологии организации проектной деятельности

www.ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm - технология проектного обучения

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php - методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

http://schools.keldysh.ru/labmro — методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

5.Технологии проблемного обучения

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00027688_0.htm - теоретически обоснована актуальность ПО в начальной школе и практически подтверждена эффективность его применения

http://kupinos.narod.ru/APO5.htm - опыт учителя по применению технологии проблемного обучения на практике, позволяющий формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе

http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1324/ - технология проблемно-диалогического обучения, включающая организацию двух видов диалогов - побуждающего и подводящего

http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1324/ - роль УУД в системе современного общего образования, критерии сформированности УУД)

http://pedsovet.su/load/240-1-0-5184 - реализация проблемного обучения на уроках математики в нач. школе. Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок с включением морально-этической проблемы.

6.Технология полного усвоения

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html - технология полного усвоения, ее характеристика

http://festival.1september.ru/articles/412818/ - технология полного усвоения на уроках математики

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока .

http://volnakz.com/psihologiya-pedagogika2/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-po-sredstvam-polnogo-usvoeniya-znaniy/ - активизация познавательной деятельности по средствам полного усвоения знаний

http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc

описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения)

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html - критериально-ориентированное обучение

7.Интерактивные методы обучения

http://festival.1september.ru/articles/551473/ - современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии

http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8 - интерактивные методы обучения

http://zdd.1september.ru/2005/18/9.htm - польза от интерактивного обучения

http://festival.1september.ru/articles/520187/ - возможности использования интерактивных форм обучения в начальной школе

http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php - интерактивное обучение: новые подходы

http://zhakulina20090612.blogspot.com/2009/11/blog-post_13.html Интерактивные методы обучения

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-8338 - применение технологий интерактивного обучения на уроках в начальной школе.

http://festival.1september.ru/articles/514115/ - использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы

8.Технологии уровневой дифференциации

http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm

о технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности

http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii

технология (описание)

http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/Jornal/se_0601/se_0601_96-98.pdf - технология уровневой дифференциации на уроках математики

9.Технологии развивающего обучения

http://festival.1september.ru/articles/416944/ - технология РО Эльконина-Давыдова

http://www.trizminsk.org/e/23302.htm - программа ТРИЗ

http://lyceum-6.edusite.ru/p120aa1.html - система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

http://www.openclass.ru/stories/104004 - моделирование на уроках русского языка

http://www.alted.ru/oo1406/doc/konspekt/kaptelova_2.doc - урок постановки и решения учебной задачи

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: