Статья «Системно деятельностный подход в организации современного урока»
Методическая статья «Системно – деятельностный подход в организации современного урока»
(выступление на педсовете)
Для того чтобы рассмотреть эту тему, я думаю необходимо остановиться на двух вопросах:
Первый вопрос – сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового знания
Второй вопрос – методические приёмы, которые можно использовать на уроках в контексте системно-деятельностного подхода.
Итак,
Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового знания.
Зачем нужно рассматривать этот вопрос? Не столь много лет назад, приветствовалась и была наиболее распространённой традиционная форма урока. Обычный традиционный урок имеет следующие стадии:
Организационный момент
Повторение и закреплениек изученного материала
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание
Но с 2011 года вступает в силу Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» и мы постепенно переходим на работу по новым учебным стандартам второго поколения.
В чем разница и что от нас хотят теперь?
Если рассматривать традиционную форму обучения, то
«Мы должны в первую очередь вложить в ученика знания»
А, целевой установкой новых образовательных стандартов является:
«Развить умение учиться»
Значит, мы должны организовать структуру урока так, чтобы:
1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся должен знать, для чего он учится
2.Во время урока ученик должен развивать Универсальные учебные действия
3.Урок должен быть деятельностным. Урок только тогда будет деятельностным, когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на самостоятельную работу учеников.
Начиная работать по новым стандартам, мы придем к тому что: «Позиция педагогической поддержки должна быть таковой: Не делать за ученика, а помогать преодолевать его проблему»
Учитель выступает в роли тьютера. Мы должны оказывать только адреснуюпомощь ребёнку.
То есть структура урока по новым стандартам наиболее приближена к структуре урока при системно-деятельностном подходе или при развитии критического мышления на уроках.
Рассмотрим традиционный и деятельностный уроки, мы увидим, что:
1 стадия ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:
Организационный момент. Время проведения 3-5 минут.
Включает в себя: приветствие, тема урока, план урока.
Например (сегодня на уроке мы будем заниматься тем-то и …)
1стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК.
Вызов (создание определенной мотивации). Время проведения: 5 минут
Тему урока ученики должны отгадать сами, учитель должен лишь подвести к этому.
1. Мотивация может быть предметная:« вставь пропущенное слово….., решив задачу понять чего нам не хватает и чему мы должны научиться…»
2. В виде эксперимента. Показываем эксперимент, а потом беседуем с учениками.
3. Или на этой стадии мы каким либо образом должны оказать влияние на психологические особенности данного возраста.
Например: начать урок с кинофрагмента или внести в класс нестандартный предмет .
2стадия ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Повторение и закрепление изученного материала. Время проведения 10-15 минут.
Каким образом происходит: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование и т.д.
(положительный момент: получаем большое количество оценок на данном этапе)
2стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК.
Осмысление учебных задач.Время проведения: 10 минут
Направлена на сохранение интереса к теме при непосдственной работе с новой информацией.
Детей вводят в тему урока путем решения определенных задач, путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов.
Действия: дети делают вы только спрашиваете. Минусы:( мало оценок).
3 стадия ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Объяснение нового материала. Время проведения 10-15 минут.
Обычно используем объяснительно-иллюстративный метод.
Зададим себе вопрос: Что в это время делают наши дети? Внимательно ли они слушают?????
3стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК.
Открытие нового знания.Время проведения: 20 минут.
Сам учитель не объясняет. Мы должны уметь организовать деятельность детей.
1 вариант: Создать проблемную ситуацию.
2 вариант: Работа с текстом.
3 вариант:Групповая форма работы, каждая группа видит карточку перед собой с определенным рядом действий (перейти туда-то, посмотреть то-то, открыть то-то).
Каждой группе даем свое задание, а сдают они общее, таким образом они будут слушать друг друга.
4 вариант: Работа с кинофрагментом.Изначально четко определить на что обратить внимание.
5 вариант: Выполнение практических работ.
4 стадия ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Закрепление нового материала. Время проведения 5 минут.
Закрепление. Фронтальный индивидуальный опросы.
4 стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК.
Рефлексия.Время проведения: 5 минут
1. Словесная (Синквейн) – раскрыть само понятие, выразить отношение к этой теме.
2. С помощью трех волшебных вопросов:
- Что нового узнали в этой теме?
- Чему научились в этой теме?
-Почему я получил такую оценку?
3. Графическая рефлексия. Рука успеха. Деревья успеха.
(Подпишите пальчики , что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.)
Деревья: одна веточка – а все понял на уроке, вторая, что я не понял, третья - я понял недостаточно, буду ещё разбираться.
Цветовая рефлексия: красный – все понравилось, зеленый – похуже, синий – все плохо.
5 стадия ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Домашнее задание. Время проведения 2-3 минуты.
Не забываем про СанПин (2-4 классы 40 минут. 5-9 классы 1.5 – 2 часа, 10-11 классы 3 часа)
5 стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК.
Домашнее задание.
Для таких уроков эта стадия отсутствует, так как дети практически весь урок работали самостоятельно. Проверять детей будем на следующем уроке.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: