NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Направление проектной части:

«Расчет показателей эффективности инноваций»

В настоящее время конкуренция побуждает предпринимателей к инновационной деятельности, развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР; заключать договоры со сторонней организацией на проведение НИОКР; приобретать лицензии на право производства продукции (оказании услуг); покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность.

Однако перевод расширенного воспроизводства на новую техническую основу связан не только с внедрением достижений науки и техники в производство, но и с инновациями в области менеджмента персонала, организации производства, управления финансами, маркетингом, логистикой. Поэтому большая часть ВКР связана с инновационными изменениями тех или иных функций менеджмента.

Обычно под инновационным проектом понимают проект, предусматривающий внедрение на предприятии каких-либо инноваций: экономических, технологических, социальных. В подобных случаях процесс производства на предприятии изменяется, соответственно изменяются доходы и расходы. Следует помнить: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха.

Как объект оценки эффективности, инновационные проекты отличаются:

- многоэтапностью (например, они предусматривают проведение НИОКР, экспериментальное внедрение, доработку конструктивных и технологических решений, серийное производство и расширение объемов применения);

- необходимостью создания или приобретения объектов интеллектуальной собственности;

- повышенными затратами в период освоения новой техники в производстве и в сфере применения;

- необходимостью учета динамики производительности и эксплуатационных расходов технических средств на протяжении срока их службы, необходимостью оптимизации сроков службы новой техники;

- наличием специфических и достаточно существенных рисков (например, высоким риском успешного завершения НИОКР и/или экспериментального внедрения);

- использованием специфических форм финансирования (бюджетное, венчурное и др.) [см.: Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждены Министерством экономики РФ, Министерстовом финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политке 21.06.1999 № ВК 477].

Важным компонентом исходной информации для расчетов эффективности новых материалов, машин и оборудования является цена этих товаров. Поэтому внедряющие инновации предприятия могут приобрести широкораспространенные технологии (К1), которые обойдутся ему дешевле, чем инновационные (прорывные – К2).

Оценка всех видов эффективности инновационных проектов осуществляется в точном соответствии с общими принципами оценки инвестиционных проектов через расчет NPV, PI, IRR, DPP. Однако данные показатели позволяют только установить, выгодна или невыгодна его реализация участникам. Между тем, при оценке инновационногоВКР необходимо ответить и на два других вопроса.

1. Действительно ли применение нового организационно-технологический способа производства (ОТС) в этом проекте увеличивает его эффективность по сравнению с существующими? Расчеты, позволяющие ответить на этот вопрос, называются расчетами эффективности инновации (в целом).

2. В этом случае возникает потребность оценить, какое влияние на эффективностьВКР оказывают отдельные элементы новизны ОТС – использование новых материалов, новых машин, новых форм организации производства. Ответ на этот вопрос дается через расчет эффективности инновационных компонентВКР. Новые материалы высокоэффективны, однаоко это вовсе не означает, что их целесообразно сразу же производить и закупать в максимальных объемах. Высокая эффективность нового оборудования не является основанием для немедленной замены ими всего существующего парка обрудования.

Расчет эффективности инноваций в целом предполагает сопоставление вариантовВКР «с инновацией» и «без инновации» по интегральным дисконтированным затратам на производство одних и тех же (по величине и распределению во времени) объемов конечной продукции. Расчеты производятся в следующем порядке:

1) определяются объемы производства и реализации конечной продукции с применением нового ОТС;

    2) для каждого шага расчетного периода определяются капитальные и текущие затраты, необходимые для производства соответствующих объемов конечной продукции с использованием нового ОТС. Дисконтированная сумма этих затрат за расчетный период – интегральные дисконтированные затраты «с инновацией» (Зн);

    3) рассматриваются альтернативные существующие ОТС, по каждому из которых также определяются интегральные дисконтированные затраты на производство и реализацию конечной продукции;

    4) выбирается лучший из рассмотренных ОТС, обеспечивающий минимальные интегральные дисконтированные затраты (Зс);

    5) рассчитывается величина эффекта инновации по формуле:

    ЭИ= Зс - Зн.



При расчете эффективности инновационных компонент проекта величина эффекта от внедрения инновационной компаненты определяется путем сравнения NPV о реализации инновационного проекта «с оцениваемой инновационной компонентой» и «без оцениваемой компоненты». Оценка отдельной инновационной компоненты производится также по разности интегральных дисконтируемых затрат вариантов проекта «с оцениваемой инновационной компонентой» и «без оцениваемой компоненты». При этом вариантом «без оцениваемой компоненты» должна предусматриваться наилучшая комбинация способов производства той же конечной продукции, не включающая оцениваемую инновационную компоненту. Поскольку при оценке эффективности отдельных инновационных компонент используются разные базы сравнения, сумма эффектов различных инновационных компонент в общем случае не равна эффекту инновации в целом .

Модернизация производства будет эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции. Обязательным условием здесь является рост рентабельности производства, что может быть достигнуто, если относительный прирост прибыли будет больше, чем увеличение стоимости производственных фондов в результате затрат на модернизацию.

Помимо расчета интегральных дисконтированных затрат вышеуказанным способом, можно рассчитать:

1. Приведенные затраты по методике Т.С. Хачатурова и определить максимальный приве­денный экономический эффект, рассчитанный как разность приведенных затрат до и после внедрения новых технологий:

где – приведенные затраты до и после внедрения проектируемого инновационного мероприятия, представляющие собой суммарное выражение текущих затрат (S) и удельных капитальных вложений (Ку1), приведенных к годовому уровню с помощью нормативного коэффициента окупаемости капитальных вложений (Ен); q – ежегодный объем производства продукции в нату­ральном выражении;

2. Коэффициент эффективности дополнительных капиталовложений (коэффициент окупаемости капитальных вложений) рассчитывается по формуле:

В числителе может быть использован прирост прибыли (годовой эффект) в результате внедрения проектируемого в ВКР мероприятия. Расчетный коэффициент эффективности дополнительных капиталовложений в инновационный проект (Ер) сравнивают с нормативным значением (Ен), установленным инвестором (уровень минимальной рентабельности вложений, прогноз инфляции или стоимость банковского кредита). Обязательным условием эффективности внедрения проектируемого мероприятия в ВКР является соблюдение неравенства Ер > Ен.

3. Рассчетный срок окупаемости, т. е. период, в течение которого дополнительные капитальные вложения окупятся в результате экономии от снижения себестоимости или прироста прибыли:

где КВ – дополнительные капитальные вложения,

Эг – годовой эффект от предложенного мероприятия – прирост прибыли (годовая экономия в результате снижения себестоимости единицы продукции, т. е. ).

Обычно данный показатель сравнивают с нормативным сроком окупаемости (Тн), рассчетным как обратная величина нормативной эффективности дополнительных капитальных вложений Ен:

При этом фактический срок окупаемости дополнительных капитальных вложений для реализации проектной цели ВКР должен быть меньше нормативного значения (Тфакт < Тн).

Рассчитанные обобщающие (ЭИ,Э привед.) и частные показатели эффективности инновационного проекта целесообразно свести в итоговую таблицу, наглядно отражающую экономическую эффективность проекта до и после внедрения инновации.
Направление проектной части:

«Расчет показателей эффективности кадрового менеджмента»

Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Одной из мер по преодолению данной проблемы может стать профессиональное обучение, которое начинается с выявления несоответствия между требованиями организации к профессиональным знаниям и навыкам менеджеров и их фактическим уровнем компетенций. На основе анализа потребностей и ресурсов организации формируется бюджет, и определяются цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности. Здесь ведется учет числа обученных сотрудников, бюджет времени и издержек на профессиональное обучение. Общее число сотрудников, прошедших профессиональное обучение в течение периода, общее число часов, затраченных на профессиональное обучение, и число программ по профессиональному обучению являются абсолютными показателями и не несут в себе содержательной информации. Тем не менее, эти данные важны, поскольку на их основе рассчитываются другие, более информативные показатели:

а) доля сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение периода;

б) среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;

в) общая величина издержек на профессиональное обучение –складывается из трех основных статей:

  • прямых издержек на обучение (затраты на подготовку учебных материалов, проведение занятий, компенсацию инструкторам, оплату посещения сотрудниками семинаров, курсов и т. д.);

  • косвенных издержек (транспортные и командировочные расходы, затраты на проживание и питание и т. д.);

  • потерянной производительности, связанной с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения (определяется как произведение часов, затраченных на профессиональное обучение, и показателя добавленной стоимости за 1 час);

г) величина издержек по обучению на одного работника;

д) издержки на один час профессионального обучения.

Данные показатели целесообразно свести в таблицу и приступить к оценке эффективности программ профессионального обучения. Затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников. Организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности ее деятельности. Система показателей экономической эффективности квалифицированного труда основана на соизмерении эффекта, получаемого за счет использования квалифицированных кадров, с затратами на их подготовку. Эффективность квалифицированного труда определяется по двум группам показателей – общей (абсолютной) и сравнительной эффективности. Общая, или абсолютная, эффективность позволяет оценить эффективность подготовки кадров в целом и должна рассчитываться на стадии планирования развития этой сферы и анализа фактической действительности.

Основной показатель обшей эффективности вложений в подготовку квалифицированных кадров определяется классическим способом: как отношение прибыли к затратам, обеспечивающим ее получение:
Э = П / З.
Расчет сравнительной эффективности подготовки квалифицированных кадров необходим для сравнения вариантов, различающихся по формам и методам подготовки кадров, и выбора наиболее экономичного из них. Здесь могут быть использованы следующие показатели: срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на обучение и подготовку кадров (Т), обратный ему показатель – коэффициент сравнительной экономической эффективности (Е), коэффициент рентабельности дополнительных капитальных вложений в подготовку кадров (Ер) и приведенные затраты, формулы расчета которых были приведены выше. Лучшим является вариант подготовки, обеспечивающий минимальные текущие и капитальные затраты.

Помимо профессионального обучения в ВКР можно предложить использовать на предприятии следующие факторы роста производительности труда:

1) повышение технического уровня производства (повышение доли механизированных и автоматизированных технологических корпусов, внедрение передовой технологии, расширение парка прогрессивного и экономичного оборудования и т. д.);

2) совершенствование организации производства и труда (расширение функций управления производственным процессом, сокращение трудоемкости работ и потерь рабочего времени);

3) изменение объема и структуры производства (относительное сокращение или рост численности работающих);

4) снижение доли продукции, конкурентоспособность которой падает, и повышение удельного веса высокорентабельной продукции;

5) общеэкономические факторы, предусматривающие материальную заинтересованность работников предприятия в результатах своего труда, повышение уровня рентабельности производства и продукции, обеспечение благоприятных финансовых, плановых и других стимулов повышения производительности труда.

Резервы роста производительности труда включают в себя:

1) народно-хозяйственные; формируются в результате проведения организационно-технических мероприятий; например, создания новых орудий и предметов труда, рационального размещения производства;

2) отраслевые; способствуют росту производительности труда вследствие экономически обоснованного разделения труда (специализация, кооперирование), совершенствования технической базы;

3) внутрипроизводственные; создаются при эффективном использовании на промышленных предприятиях орудий труда, рабочего времени, снижении затрат труда на производство единицы продукции (трудоемкости). По времени они различаются на текущие и перспективные.

Рост эффективности труда связан с использованием следующих социальных технологий: участие в достижении целей, четко сформулированных и реально достижимых; использование управленческих воздействий; расширение содержательности работы и функциональных обязанностей; использование фотографий рабочего дня; развитие системы обучения; ротация кадров; взаимосвязь результатов труда и размеров зарплаты и льгот.

В результате разработанных мер оптимального использования трудовых ресурсов можно ожидать рост производительности труда, который оценивается как экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени. Это влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье «Заработная плата основных производственных рабочих», а в другом – в единицу времени производится больше продукции. Рост индивидуальной производительности труда отражает экономию времени, необходимого на изготовление единицы продукции, или количество дополнительной продукции, произведенной за определенный период (час, сутки, месяц, год).

Проведенный во второй части ВКР анализ использования трудовых ресурсов позволяет выявить скрытые резервы неиспользованного времени или высвободить отдельных работников за счет оптимизации выполняемых сотрудниками функций. Большинство мероприятий по сокращению трудовых затрат связано с уменьшением трудоемкости производимой продукции или работ. Расчет эффективности этих мероприятий производится в нормо-часах, а эффективность отдельных мероприятий можно непосредственно выразить в сокращении численности персонала.

В результате повышение технического уровня производства или иных организационных мероприятий ВКР может произойти прирост производительности труда. Для оценки факторов:

1. Исходную численность (Чплан) производственного персонала на плановый период при условии сохранения базисной выработки одного работающего:

где Чб – фактическая численность производственного персонала базисного периода;

Тпр-ва – темп роста объема производства в плановом периоде.

Предположим, что выпуск продукции увеличивается в плановом году на 12%. При базовой численности персонала в 3500 человек и сохранении базовой выработки предприятия потребуется Чплан = (3500 × 12) / 100 = 3920 человек.

2. На основе намеченных мероприятий по повышению производительности труда по каждому фактору определяется экономия численности производственного персонала.

3. Полученная экономия численности производственного персонала по каждому фактору суммируется.

4. Определяется прирост производительности труда за счет сокращения численности производственного персонала:
ПТ = Э × 100/ (Чплан - Э),
где ПТ – общий прирост производительности труда;

Э – общая экономия численности производственного персонала по всем факторам.

5. На основании роста производительности труда и запланированного роста объема производства определяется потребная численность работников:
,
где JQ, JПП – индексы роста объема производства и производительности труда.

Зная потребную численность производственного персонала, с учетом принятой системы организации и методов планирования фонда оплаты труда определяют новые затраты на оплату труда – важнейшую составляющую себестоимости продукции. В результате можно определить экономический эффект в виде экономии затрат на заработную плату. Абсолютный результат изменения фонда заработной платы определяется как разность фактического и планового фонда заработной платы. Данный показатель формируется под влиянием двух факторов – изменения численности работников предприятия и изменения уровня их средней заработной платы:

а) за счет изменения численности работников:

б) за счет изменения средней заработной платы работников:

где Чплан и Чфакт – численность работников соответственно по плану и фактически; Зплан и Зфакт – уровень средней заработной платы соответственно по плану и фактически.

Особое место в системе трудовых показателей занимает коэффициент текучести. Текучесть кадров наносит ущерб производству и свидетельствует о низком уровне организации труда. Коэффициент текучести можно определить делением излишнего оборота на среднесписочную численность работников за отчетный период. Здесь также можно оценить экономический эффект сокращения текучести кадров.

2.2.4. Специальная часть ВКР. Рекомендуемые варианты тематической направленности специальной части ВКР:
Нормативно-правовое обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение (далее – правовое обеспечение) является важной составной частью дипломного проекта. Данный раздел предусматривает анализ и использование студентом законодательной базы и нормативных правовых актов по исследуемой теме, обоснование соответствующих рекомендаций, составление правовой документации. Ниже предлагается примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в зависимости от избранной темы. Конкретные вопросы должны быть согласованы со специально назначенным консультантом или руководителем ВКР.

А. Обзор основных законодательных актов и нормативно-правовых документов, используемых в процессе проведения анализа исследуемого объекта применительно к теме ВКР, в том числе:

- правовые основы деятельности предприятий, характеристика организационно-правовой формы;

- правовая оценка учредительных документов предприятия (устава и/или учредительного договора);

- особенности создания субъектов малого и среднего предпринимательства; правовые акты, регламентирующие регистрационные процедуры;

- правовой режим имущества предприятия (право собственности и иные вещные права /хозяйственного ведения, оперативного управления/);

- анализ локальных нормативно-правовых актов предприятия.

Б. Правовое обеспечение разработанных в проекте мероприятий, т.е. их анализ на предмет соответствия действующему законодательству РФ. Для каждого из предлагаемых мероприятий необходимо указать нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие отношения и содержащиеся в них конкретные нормы права, подтверждающие законность разработок. Кроме того, студентами могут быть отмечены нарушения законодательства, выявленные при анализе существующего положения рассматриваемой проблемы и внесены рекомендации по их устранению с указанием правовой формы, в которой эти действия должны осуществляться, в том числе в сфере:

- регламентации правовых основ осуществления реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

- обеспечения гарантий прав и интересов работников при найме на работу, реорганизации предприятия, осуществлении переводов на другую работу, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников;

- правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха, вопросов дисциплины труда;

- правового регулирования социального партнерства (порядка и условий заключения коллективного договора, урегулирования коллективных трудовых споров);

- правовой регламентации вопросов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников фирмы (порядок и условия заключения ученического договора);

- правового регулирования заработной платы, ее стимулирующей роли в системе управления персоналом;

- правовой регламентации вопросов социального обеспечения и страхования работников фирмы; защиты информации, включая защиту персональных данных работника;

- порядка сотрудничества с органами службы занятости;

- анализа правовых актов в сфере налогообложения;

- анализа, оценки учетной и амортизационной политики;

- правовых основ рынка маркетинговой деятельности;

- выявления роли и значения организации надлежащей договорной работы на предприятии как основы современного бизнеса и экономики;

- правовой регламентации организационно-правовых форм субъектов маркетинговой деятельности;

- порядка и условий заключения договоров на оказание маркетинговых услуг;

- правовых основ оценочной деятельности;

- правового регулирования инвестиционной деятельности.

В. Разработка соответствующей правовой документации или внесение изменений и дополнений в действующую документацию в случае, если предлагаемые в проекте мероприятия требуют изменения нормативно-правовой базы, в том числе:

- разработка основных учредительных документов (устава, учредительного договора) и внесение изменений в них;

- разработка внутрифирменных организационных регламентов (должностные инструкции, штатное расписание и др.);

- подготовка необходимых документов по осуществлению деятельности предприятия (лицензии, сертификаты и пр.);

- разработка проектов соответствующих Положений о новой кадровой (учетной, ценовой, взаиморасчетной, финансовой и т.д.) политики организации (в соответствие с темой дипломного проекта);

- разработка образцов гражданско-правовых договоров с контрагентами.

В исключительных случаях, когда для реализации проектных предложений требуется предварительное изменение норм федерального, республиканского законодательства либо муниципальных или локальных нормативных правовых актов – должна быть показана схема необходимых действий по такому изменению на уровне постановки задач.

При разработке настоящего раздела должно использоваться только действующее законодательство, поэтому при работе с нормативно-правовыми актами, прежде всего, необходимо убедиться в том, что документ является действующим, а данная редакция документа является последней из всего массива документов, регулирующих правовое положение и правовые основы деятельности организации.
Социологическое обеспечение проекта

«Социологическое обеспечение проекта» как вариант специальной части ВКР включает организацию и проведение прикладных исследований, которые ориентированы на сбор и анализ конкретных данных, фактов социально-экономической жизни, осуществляемый по специальным методикам, использующим специальные методы. Раздел необходим в тех случаях, когда в ВКР обосновывается инновационное решение и возникают проблемы, связанные с управлением социальными отношениями, процессами, условиями, структурами. Результаты прикладных социологических исследований могут рассматриваться как элемент разработки управленческого решения, усиливающий его научную основу и эмпирическое обоснование.

Весь спектр проблем и направлений социальных аспектов менеджмента, исследуемых с помощью социологии, можно сгруппировать следующим образом.

А. Социологические проблемы внутриорганизационной среды.

  1. Социологическая экспертиза стратегии и тактики социального развития рабочей группы, всего коллектива организации, кадровой политики.

  2. Социологическое обеспечение контроля и учета состояния управленческой работы.

  3. Анализ социальной структуры коллектива. Выявление потребностей и интересов групп работников.

  4. Социальные аспекты мотивации труда. Проблема повышения эффективности стимулирования.

  5. Причины формирования локальных социальных групп внутри коллектива организации.

  6. Социальные итоги конкретных управленческих решений, принимаемых администрацией предприятия.

  7. Управление жизненной организационной средой, способной оказывать влияние на сознание и поведение человека.

  8. Гуманизация трудовых операций. Адаптация процесса труда к человеку.

  9. Подбор человека к работе, к конкретному виду труда.

  10. Процессы групповой динамики. Комплектование и развитие сплоченного работоспособного коллектива.

  11. Управление социально-психологическим климатом в коллективе.

Б. Социологические проблемы взаимодействия организации с внешней средой.

  1. При проведении маркетингового исследования, требующего анализа социальных и социально-психологических аспектов поведения потребителей (социально-демографические характеристики, потребности, мотивы, оценки, установки, стиль жизни и т.д.).

  2. Социальные проблемы построения отношений персонала организации с представителями различных целевых групп маркетинговой среды.

  3. Повышение эффективности рекламной деятельности, включающей социологический анализ влияния на аудиторию различных рекламоносителей.

В спецчасти должна быть представлена информационная база социологического исследования, содержащая информацию, выводы и рекомендации, на основе которых в последующем принимаются управленческие решения.

Основу информационной базы составляют весь материал, который был получен в ходе анализа и интерпретации данных; соответствующим образом оформленные результаты исследования (отчет по итогам исследования или информационная/аналитическая записка, а также приложения). Приложением к отчету (записке) могут быть все методологические и методические документы исследования: программа, инструментарий сбора первичной информации, описание модели выборки, а также социологические данные (табуляграммы, таблицы, графики, гистограммы и т.д.). Для решения исследовательских задач ВКР, необходимо определить социальную проблему, возникающую в ходе внедрения инновационного решения. Необходимо обосновать, чем обусловлена необходимость социологического обеспечения планирования работы.

Социологическое обеспечение анализа управленческой деятельности может реализовываться: а) в ходе количественно-качественной оценки реального состояния управленческой деятельности на предприятии; б) в ходе оценки эффективности управленческой деятельности на основе результатов социологического исследования. Ориентируясь на предмет исследования и задачи ВКР, необходимо изложить приемлемые методы сбора социологической информации, обосновать особенности их применения в конкретной ситуации.

Это могут быть следующие методы и процедуры: формализованный анализ массовой текстовой информации, традиционный опрос, наблюдение, социометрическая техника, психодиагностические процедуры, направленные на измерение социальных установок, ценностных ориентаций, case study, онлайновый опрос, фокусированное групповое интервью, социологический эксперимент, метод экспертной оценки.

Маркетинговое обеспечение проекта

Актуальность маркетингового обеспечения проекта обусловлена значимостью использования маркетинговых инструментов на производственных, торговых предприятиях, организациях сферы услуг. Маркетинг – взгляд на бизнес с позиции потребителей, согласование возможностей компании и потребностей клиентов.

Классический комплекс маркетинга включает себя: маркетинговые исследования и сегментацию рынка, позиционирование товаров, товарную политику, ценообразование, товародвижение и сбыт, маркетинговые коммуникации. Комплекс маркетинга дополняется разработкой маркетинговых стратегий.

Студенту необходимо провести анализ реализации основных инструментов маркетинга (концепция 4P) в организации, которая является объектом выпускной квалификационной работы, и разработать рекомендации по их совершенствованию:

1. product (продукт). Следует оценить номенклатуру и ассортимент продуктов, описать динамику освоения новых видов продуктов, дать характеристику жизненного цикла основных видов продукции, определить основные преимущества (дифференциацию) продукции, уровень ее конкурентоспособности, исследовать упаковку, маркировку, уровень сервиса, провести анализ марочной политики;

2. price (цена). Студент должен описать основы ценовой политики организации: используемые подходы к определению базовой цены, стратегий ценообразования и модификаций цены;

3. place (товародвижение, сбыт). Приводится описание структуры каналов распределения (прямых, косвенных, смешанных), видов посредников, стратегии сбыта (исключительное, селективное или интенсивное распределение), форматов оптовой или розничной торговли, механизмов управления каналами сбыта, организации вертикальных маркетинговых систем; использование франчайзинга, Интернет-торговли;

4. promotion (продвижение). Описываются используемые организацией маркетинговые коммуникации: реклама, связи с общественностью, прямая почтовая рассылка, методы стимулирования сбыта, приемы партизанского маркетинга, ярмарки, выставки, в которых организация принимала участие.

Если рассматриваемая организация оказывает услуги, то можно дополнительно выделить такие блоки анализа, как

    • people – люди (контактные сотрудники, клиенты);

    • process – процессы (бизнес-процессы, баланс стандартов и индивидуального подхода, баланс технологичности и человечности);

    • physical evidence – прямые факторы (материальные коммуникации, интерьер офиса, гарантии, технологии).

Студенту необходимо рассмотреть имеющуюся в организации службу маркетинга (при условии ее наличия), ее структуру, выполняемые функции; показать взаимодействие службы маркетинга с иными подразделениями организации. Если служба маркетинга в организации отсутствует, целесообразно описать, какие службы, отделы или должностные лица выполняют маркетинговые функции или что передается на аутсорсинг.

Возможным направлением маркетингового обеспечения проекта является проведение количественного или качественного маркетингового исследования с анализом и интерпретацией полученных результатов, на основе которых даются рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности в организации. В качестве важного результата по итогам маркетинговых исследований может быть проведение сегментации потребителей, а также определение позиционирования товаров и услуг предприятия на рынке среди конкурентов. Сегментацию и позиционирование можно провести несколькими методиками. Наконец, еще одним направлением маркетингового обеспечения проекта может быть проведение глубокого стратегического анализа, на основе которого может быть разработана конкурентоспособная маркетинговая стратегия.

Стратегический маркетинговый анализ может включать такие классические методики стратегического маркетинга, как STEP-анализ, метод оценки интенсивности конкуренции, концепция стратегических групп М. Портера, конкурентная карта рынка, SNW-анализ предприятия, SWOT-анализ предприятия, совмещенный с методом анализа иерархий (МАИ), матрицы Ансоффа, БКГ, General Electric и т.п.

Итогом маркетинговых рекомендаций должна быть разработанная маркетинговая стратегия.

Дополнительные варианты специальной части ВКР:
По согласованию с руководителем выпускной квалификационной работы возможны и другие варианты тематической направленности специальной части, например:

- безопасность и экологичность проекта;

- экономическая безопасность проекта;

- совершенствование менеджмента организации на основе стандартов (моделей) менеджмента качества;

- указанная часть может представлять собой оригинальное нетривиальное обоснование каких-либо сложных проектных решений или оценок, изложенных в основной части ВКР (возможен анализ и оценка альтернативных проектных решений с целью, например, доказательства их неприемлемости в предлагаемом проекте);

- специальная часть может быть изложением новых фактов, эмпирических и теоретических моделей, как результат научно-исследовательской работы, выполенной студентом. При этом желательно, чтобы спецчасть, как «научная составляющая» ВКР, была доложена на студенческих научных конференциях и/или опубликована в сборниках научных трудов с внесением библиографических данных публикаций в список литературы;

- специальная часть может быть результатом реферативно-аналитического обзора публикаций по теме ВКР в целом и по отдельным ее вопросам;

- в специальной части могут быть изложены новые или усовершенствованные, или заимствованные методы, алгоритмы решения какой-либо задачи из основной части ВКР;

- в специальной части могут быть изложены новые или усовершенствованные алгоритмы, компьютерные программы, разработанные автором ВКР или с его участием, или заимствованные алгоритмы, компьютерные программы решения какой-либо задачи из основной части ВКР;

- специальная часть может содержать анализ существующего и проект усовершенствованного web-сайта организации или проекта впервые создаваемого web-сайта.

Возможны и другие варианты спецчасти ВКР, связанные с содержанием основной части и соответствующие теме ВКР.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: