Моу «Томторская средняя общеобразовательная школа им. Н. М. Заболоцкого» Республика Саха (Якутия) Оймяконский улус (район) портфолио сивцевой Валентины Ивановны учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «Томторская средняя общеобразовательная школа
им. Н.М.Заболоцкого»
Республика Саха (Якутия) Оймяконский улус (район)
ПОРТФОЛИО
Сивцевой Валентины Ивановны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Томтор, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Резюме……………………………………………………………………3
Раздел I. Эссе « Школа начинается с учителя»…………………… 4-8
Раздел II. Обоснование выбора педагогической технологии.
2.1. Моя педагогическая концепция.……………………………… 8-10
2.2. Педагогические технологии …………………………………. 10-12
2.3. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий……………………………………….. 12-15
2.4. Связь урочной системы с внеклассной работой………………. 15-17
Ш раздел. Материалы, иллюстрирующие работу учителя.
3.1.Использование ИКТ на уроках математики и русского языка…..17-24
3.2. Авторские методические разработки…………………………….. 25
Раздел IV. Результативность педагогической деятельности………….
4.1. Динамика успеваемости и качества знаний учащихся……………26
4.2. Диаграмма качества успеваемости по предметам…………………26
4.3. Участие в предметных олимпиадах………………………………..27
Количество учащихся, принимающих участие на конкурсах разного уровня (2009-2010 учебный год)………………………………..27-28
Система научно-исследовательской работы детей младшего школьного возраста……………………………………………….28
4.5.1. Количество учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью…………………………………………………………….28-29
4.6. Система работы классного руководителя…………………………29-32
4.6.1. Работа с родителями………………………………………………33
Раздел V. Распространение и обобщение педагогического опыта….34-35
VI раздел. Официальная оценка работы педагога……………….35-40
VII раздел. Уровень образования, квалификации, специализации педагога……………………………………………………………………41
РЕЗЮМЕ
Родилась 8мая 1955г в Сордоннохском наслеге Оймяконского района Якутской АССР. Учитель начальных классов
МОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого»
Сивцева Валентина Ивановна

Образование – высшее, Магаданский государственный педагогический институт -1987г
Семейное положение: замужем, двое детей: дочь Тамара– начальник сектора обслуживания физических и юридических лиц дополнительного офиса Якутского отделения Сбербанка России , сын Леонид –студент СВФУ ИМИ.
Сроки аттестации: 2006 г. Высшая квалификационная категория
Общий трудовой стаж - 36 год
Педагогический стаж - 36 год
Стаж в данной школе - 20 лет
Тема самообразования: «Способы и приемы логических мышлений в творческой деятельности учащихся на уроках математики».
I раздел . Эссе «Школа начинается с учителя»
«Чтобы дать ученику искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света»
В.А.Сухомлинский.
Профессия учителя - одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, и нам, учителям, всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. Не зря говорят: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». В наше время, когда за школьными партами сидит новое поколение, которое иначе воспринимает жизнь, иначе оценивает себя и свое место в ней, быть учителем нелегко. Сеять «разумное, доброе, вечное»- это миссия Учителя, одна из заповедей человечества. О работе учителя в первую очередь судят по конечному результату и справедливо говорят, что пахаря ценят по приложенной им борозде, педагога оценивают по достоинству его учеников. Каждый из нас ждет, что прорастут семена, посеянные им, и созревают долгожданные плоды.
Ничем нельзя измерить труд учителя. Труд учителя, изнурительный и вместе с тем благородный, требующий большой отдачи, преданности, любви.
Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И тот, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога. Учитель - это не только профессия, это образ жизни, это состояние души… Мы, учителя, всегда должны идти в ногу со временем, а для этого заниматься самообразованием. Вот и приходится учиться всю жизнь, порою вместе с учениками овладевать информационными технологиями.
Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись, без законов нравственности, человечности. Мое педагогическое кредо: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».
Ещё со школьной скамьи профессия "учитель" привлекала меня. С замиранием сердца я представляла, как войду в класс и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом. Именно этим была наполнена моя школьная юность. Любимые учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, на которых так хотелось быть похожей; близкие по духу друзья, такие же мечтатели, искатели истины. Впитав в себя все хорошее, что было, душа пела, рвалась к неизведанным высотам… Стать учителем, настоящим, хорошим учителем.
У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.
Каждый из нас, будучи ребенком, в своих фантазиях рисовал портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала.
Что же сейчас может измениться в мечтах детей?
Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду. Считаю, что учитель должен быть, прежде всего, человеком, который и в горе и в радости был рядом с воспитанником. Атмосфера взаимопонимания, взаимовыручки, уважения между взрослыми и детьми – условия, при которых ученик может стать счастливым.
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты.
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
Каким же всё-таки должен быть современный учитель? Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и «сеять доброе, разумное, вечное», как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию. Главное - надо любить свою профессию, уметь любить людей, работать с ними, отстаивать свое мнение, при этом уважая чужое.
Каждый день, из года в год я, учитель, вхожу в класс. Но ни один класс не похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем–то новым. А это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем – то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем – то уникальных. Все это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая.
Это сейчас, проработав в школе более 35 лет, я понимаю, что школа требует самопожертвования ради детей.
Что может быть радостнее для учителя, как не удовольствие слышать об успехах своих воспитанников?! На протяжении нескольких лет я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Я часто перебираю фотографии своих учеников. За этот период было шесть выпусков. Все они такие разные. У многих хорошие семьи, дети, и я считаю, что в этом и есть моя заслуга, как учителя, так и классного руководителя. Мои ученики выбрали разные профессии: учителя, экономиста, психолога, инженера, врача и военного. Отрадно, что среди них находятся и те, кто выбрал профессию учителя. Надеюсь, что они выбрали это осознанно. И если, в выборе профессии учителя моими учениками есть хотя бы маленькая толика моего участия, я очень счастлива!..
Каждый деть я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Они многого ожидают от меня.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, что во мне нуждаются дети, что я в состоянии принести пользу молодому поколению, что у меня есть, что сказать и предать ученикам. Школа начинается с Учителя, славится Учителем, держится на Учителе.
II раздел. Обоснование выбора педагогической технологии.
2.1. Моя педагогическая концепция.
Изменения, сегодня происходящие в общественной жизни, в сознании людей, способствуют тому, что в сфере образования появляются идеи и концепции, в которых отражается понимание перемен. Нас, учителей, охватывает желание методического обновления, жажда новых педагогических, образовательных технологий, технологий, ориентированных не на преподавание, а на процесс познания, не на усвоение готовых знаний, а на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.
Моя педагогическая философия очень проста – каждый день ребенок уходит с победой. Необходимо помнить, что ребенок не только ученик, он, прежде всего личность во всем многоцветии ее качеств, черт, проявлений. Нельзя ограничивать отношения с ребенком только сферой научения. Необходимо вникать в его духовный мир, в его жизнь, помня, что она гораздо шире и богаче, чем урок. Ребенок учится быть автором своей жизни, творящим себя. Он хочет быть самим собой: думать, расти, творить, действовать, развиваться и быть свободным. Если он сумеет жить в гармонии с собой, то только тогда он будет счастлив. Основная идея концепции - научить учащихся и их родителей уметь анализировать уровень развития самого себя и своего ребенка с тем, чтобы шаг за шагом идти к совершенствованию себя: учебе и личностном развитии. Я учу детей не только читать, писать, считать и думать, мечтать и радоваться, а постепенно и терпеливо прививаю им потребность трудиться, учу любить природу и все живое. Отсюда цель моей работы: обеспечить каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.
Задачи:
Повышать уровень квалификации через обучение на курсах;
Изучить теоретические основы ФГОС II поколения;
Развивать интеллектуальные способности учащихся;
Формировать субъектность через участие в олимпиадах (очных, заочных, дистанционных), проектную деятельность;
Привлекать родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:
инициативность (активная жизненная позиция);
коммуникативная культура (умение работать в паре, группе,
аргументировано излагать точку зрения, отстаивать свои позиции);
принимать решения и нести ответственность;
самостоятельность.
2.2. Педагогические технологии
С 1989 года я стала целенаправленно вносить в свою работу элементы развивающего обучения, рекомендации учителей-новаторов, собственные методы и приемы создания положительного фона учения и развития креативности детей. С первых дней работы в школе, систематически повышая знания, интересуясь новыми достижениями педагогики, методиками преподавания начального обучения, совершенствую свое мастерство. Неотъемлемой частью работы учителя в современной школе является использование различных педагогических технологий: игровые, здоровьесберегающие, дифференциация, личностно – ориентированные, информационно-коммуникационные, индивидуальные, метод проектирования – вот неполный перечень традиционных и инновационных технологий, которые способствуют достижению поставленных перед нами задач.
С целью не только привития необходимых умений и навыков, развития способности к самостоятельному, творческому применению знаний, но и использования различных методов и форм учебно-воспитательной деятельности для развития логических мышлений в творческой деятельности учащихся начальных классов работаю над темой «Способы и приемы логических суждений в творческой деятельности учащихся».
Для реализации поставленной цели выбираю педагогические технологии, которые будут способствовать поставленной цели:
Технология проблемного обучения (создание учителем проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями).
Здоровьесберегающие технологии, которые позволяют реализовать принцип «не навреди».
Игровые технологии. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Технология проектной деятельности, т.к. она позволяет раскрыть
такие необходимые качества личности - как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение работать в группе.
Дифференциация (формирование у учащихся умения общаться; умение последовательно и обоснованно излагать свои мысли; самостоятельное ориентирование в решении нестандартных задач; развитие логического мышления, активное участие в обсуждении; пробуждение интереса к предмету, желание работать творчески, самостоятельно).
Метод дифференциации:
по возрастному развитию;
по уровню творчества;
по уровню трудности;
по объему;
по степени самостоятельности учащихся.
Дифференцированные задания – это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихся класса. Для развивающего урока непременным условием является организация разных по уровню самостоятельных работ, и облегчают организацию занятий в классе, создаёт атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности. Применение самостоятельных работ разного уровня и разных по цели обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, даёт возможность учителю регулярно знать реальную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность немедленного усвоения устранения пробелов, т.е. коррекции. По цели применения самостоятельных работ могут быть обучающими, тренировочными, закрепляющими, повторительными, развивающими, творческими, контрольными.
Считаю, что главной задачей обучения младших школьников является создание условий, при которых каждый ученик получает возможность развивать своё умение учиться.
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебных информаций, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
2.3. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. ИКТ.docx
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий помогают мне решить эту задачу.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки. Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.
Широкое использование на уроках новых информационных технологий способствует развитию логических мышлений. Развитие логики в раннем возрасте – фундамент дальнейшего успешного обучения.
Цель учебной работы:
Тренировка памяти, внимания и мышления.
Развитие любознательности и пытливости.
Расширение кругозора.
Развитие фантазии.
Повышение интереса к предмету.
Формы проведения уроков:
Урок-игра.
Урок-сказка.
Урок-конкурс.
Урок-путешествие.
Интегрированный урок.
Урок-праздник.
Урок-викторина.
Урок-исследование.
Урок-творчество.
Урок-КВН.
Преимуществами использования информационных технологий на уроках в начальных классах считаю обогащение урока эмоциональной окрашенностью; психологическое облегчение процесса усвоения; возбуждение живого интереса к предмету познания. А также информационные технологии расширяют общий кругозор, при использовании возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках; позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемый устный счёт. Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Для того, чтобы ребенок успешно усвоил начальную программу математического образования, он должен научиться логически мыслить. Проводимые нестандартные уроки, такие, как: «Конкурс знатоков математики», «КВН юных математиков», «Счастливый случай», «Путешествие в страну сказок» расширяют кругозор детей, их любознательность, тренируют внимание, память, мышление. Во всех нетрадиционных уроках ведущим приемом всегда является ситуация игры и поиска. Учитывая способности каждого, даю задания различной степени трудности, что способствует поднятию интереса как к предмету и веру в успех. А задание творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствует реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Ребята с удовольствием решают задачи-шутки, задачи-смекалки, задачи в стихах. Такие задачи не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.
2.4. Связь урочной системы с внеклассной работой.
Вся урочная система тесно связана с внеклассной работой. Веду кружок «Юный математик». Кружковая работа помогает формировать творческие способности учащихся, которые проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач в математических и логических смекалках. Занятия в кружке преследуют решения таких задач, как повышение интереса учащихся к математике, уровня математического развития, расширения кругозора, любознательности детей. Мои дети – победители школьных олимпиад по математике, якутскому языку, русскому языку.

Чтобы научить ребят грамотно писать, постоянно провожу аналитико-синтетическую работу над слогом и словом, развиваю фонематический слух, умение заменить фонемы соответствующими буквами. А такие упражнения, как звукобуквенный разбор, комментированное письмо, проговаривание, зрительный диктант, письмо по памяти способствует развитию у учащихся орфографической зоркости.

Для полного представления о качестве чтения в практику своей работы ввела отслеживание техники чтения по следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность, в первом классе выявляю умеющих читать, детей, знающих буквы и пробующих читать по слогам. Отслеживания за качеством чтения помогает мне намечать соответствующую работу с каждым учеником.
С целью эстетического воспитания как формирования эстетического отношения ко всему окружающему, как обогащение личности ребенка, развитие его активности и самостоятельности организовала кружок «Кустук». Здесь у ребенка не только развивается речь, но и ребенок сам обогащается эмоционально, развивается наблюдательность, способность анализировать мир, стремление его преобразовать, развивается умение самостоятельно оценить то или иное произведение, формируется самостоятельность суждения и самостоятельность деятельности посредством кружка.
Ш раздел. Материалы, иллюстрирующие работу учителя
3.1. Использование ИКТ на уроках математики и русского языка.
Сегодня современную школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Школа видит в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний. Каждый должен понимать о необходимости в школе службы информационных и мультимедийных технологий. Мною разработаны уроки по математике урок-сказка во 2 классе, урок-путешествие в 4 классе, с которыми участвовала на республиканской педагогической ярмарке «Образовательная марка-2010» - открытый конкурс «Использование мультимедийного оборудования в современной школе». г. Вилюйск. В 2007 году в рамках I Арктического слета учителей провела открытый урок математики во 2класс «Путешествие в страну натуральных чисел», сертификат ИПКРО “Золотой урок”. План-конспект 2кл.doc. Привожу разработки уроков.
В 2010- 2011 учебном году в аттестационный период провела открытый урок по математике.
Урок – путешествие.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: