«Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения с позиции здоровьесбережения». С. И. Никишина, Учитель начальных классов высшей категории гс(К)оу «Школа-интернат №1 г. Калуги»
«Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения с позиции здоровьесбережения».
С. И. Никишина,
Учитель начальных классов высшей категории ГС(К)ОУ «Школа-интернат №1 г. Калуги», руководитель проблемно-творческой группы «Здоровьесберегающие технологии».
В школе-интернате №1 г. Калуги обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, с задержанным психическим развитием.
Методическая работа в школе строится по принципу проблемно-творческих групп (ПТГ), которые объединяют педагогов, заинтересованных определённой проблемой.
Одна из таких ПТГ называется «Здоровьесберегающие технологии».
Педагоги этой группы работают над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В течение нескольких лет они теоретически изучают современные педагогические технологии, апробируют их на практике, анализируют результаты. Были отобраны технологии, наиболее приемлемые в системе КРО, положительно зарекомендовавшие себя в практике обучения детей с задержанным психическим развитием.
«Технология раскрепощённого развития детей В.Ф.Базарного».
Базарный Владимир Филиппович (04.05.1942г.) – учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики.
Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.
Отличительные особенности «Технологии раскрепощённого развития детей»:
Смена динамических поз.
Часть урока ученик сидит за партой, а др. часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса поначалу могут выстоять за ними не более 5 минут за урок. Затем постепенно это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют положение тела в ходе урока.
При этом самым важным здесь является воспитывать у ребёнка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может сам решать, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. В первом классе мы – учителя, сами регулируем время «динамических поз», а затем, привыкнув, дети сами встают за конторку или садятся за парту, когда пожелают.
Чем чаще ребёнок меняет положение, тем естественней он себя чувствует. Со временем мышцы ног и спины укрепляются, и работа стоя делается потребностью.
Отправным уровнем верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических требований:
Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребёнка.
Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15 – 17 градусов.
Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребёнок находится в носочках из естественной ткани (хлопчатобумажных).
Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами, небольшими шариками, бусинками. Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!
При работе в режиме «динамических поз» ребёнок может на 3-5 минут прилечь на ковёр! Это очень эффективный приём, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лёжа недопустимо!
Опыт работы показал, что дети, да и взрослые тоже, с удовольствием работают за конторкой. При этом укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышается психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей.
2) Двигательная активность.
Обучение детей проводится не только в режиме «динамической позы», но и в режиме двигательной активности, где, выполняя различные задания по теме урока, дети могут свободно передвигаться по классу.
Например, на уроке ознакомления с окружающим миром и развития речи при изучении темы «Овощи, фрукты, ягоды», в простенках класса можно развесить карточки с изображением овощей, фруктов, ягод и предложить детям собрать эти карточки. Сначала найти и назвать фрукты, затем овощи и потом ягоды.
В процессе обдумывания ответа, дети встают из-за парт и передвигаются по классу, не нарушая при этом сам процесс ведения урока.
Карточки можно поместить не только на стенах, но и за конторкой, за партой, для того, чтобы дети поискали их, и это способствует поддержанию познавательного интереса.
Применяя метод двигательной активности на уроке, наши педагоги отмечают, что дети выполняют такие задания очень охотно, отличаются раскрепощённостью, свободой суждений. Они более спокойны, уверены и уравновешены.
Сенсорные тренажёры.
Одним из эффективных способов предупреждения последствий утомления, как считает В.Ф.Базарный, является периодическое выполнение таких упражнений, которые сопровождаются движениями глаз и головы по чётко запрограммированным фиксирующим траекториям.
Офтальмотренажёр. На уроках используется специально разработанная схема зрительных двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке».
Каждая траектория рисуется отдельным цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекающей внимание. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.
В процессе движения глазами по траекториям учитель может придумать сказку, предложить детям перенестись, например, на лесную поляну. На указку прикрепить картинку с изображением бабочки и глазами следить за ней.
- Сигнальные метки. В углах классной комнаты фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, или карточки с упражнениями по теме урока для устной работы. Учитель периодически даёт соответствующие команды, и дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем.
Продолжительность 2 – 4 минуты.
4) Экологический букварь.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина – панно).
В условиях класса такие панно изображаются на стене (статичное панно), а есть и сменные панно, которые можно переносить из класса в класс, работа по ним проводится аналогично. В нашей школе есть сменные панно на которых изображены: лес, море, пруд, горы, зимний лес, городской пейзаж. При этом в разных участках пейзажа размещаются различные картинки зверей, героев известных сказок.
Работа по этим панно проводится разнообразно, это зависит от материала урока, творчества и изобретательности каждого педагога. Можно провести урок – путешествие, где сказочные персонажи, двигаясь по тропинкам, выполняют различные задания. Причём картина-панно в течение урока добавляется различными персонажами, предметами, соответствующими теме урока. Задачей педагога является не назидательно, а точнее мудро, поддерживать интерес к познанию. Важным здесь является то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Они по своему усмотрению подходят к стене, панно, т.е. постоянно находятся в движении. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
5) Держатель.
Для проведения уроков в режиме движения наглядного учебного материала, учитель использует специальные «держатели», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. Учитель держит карточки с заданием на держателе и движется относительно детей, приближая и удаляя карточки. Такой динамический режим способствует тренировке устойчивого чувства зрительной фиксации, а также повышает сосредоточенность и внимание детей.
6) Раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек.
В этом учебном году 1а класс сформирован только из мальчиков, а 1б класс - смешанный. Учителя, работающие в классе мальчиков, учитывали их психофизические особенности, больше уделяли внимание развитию конструкторского мышления, подбирали соответствующие задания для них.
7) Обучение письму перьевыми ручками.
В процессе письма перьевой ручкой ребёнок вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его биоритмов: идёт чередование усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). Такой тип письма называется импульсно-нажимным.
Педагоги нашей школы с 2002 года используют в повседневной педагогической практике элементы «Технологии раскрепощённого развития детей» В.Ф.Базарного и пришли к выводу, что эта технология подходит для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а конкретно, для детей с задержанным психическим развитием.
Данная технология способствует:
- укреплению и развитию здоровья детей;
- поддержанию познавательного интереса на протяжении всего урока;
- более прочному усвоению знаний;
- снижению перегрузок у учащихся;
- устранению проблемы дефицита движения при обучении гиперактивных детей.
Педагоги, работающие в системе КРО, часто сталкиваются с тем, что у наших детей из-за несформированности эмоционально-волевой сферы идёт нарушение эмоционального восприятия, эмоциональных проявлений, настроения. Они бывают перевозбуждены или, наоборот, утомлены. Каждый педагог старается создать благоприятный климат в классе, пытается управлять эмоциями ребёнка, используя следующие методы.
Метод «хохочущих фотографий».
В методической газете «Здоровье детей» мы прочитали очень интересную статью психолога Алексея Чалого, которая так и называлась «Метод хохочущих фотографий». В этой статье автор поделился своим открытием. Экспериментальным путём он постарался найти ответ на вопрос: «Можно ли в лечебных целях воздействовать на подсознание человека фиксированными положительными эмоциями?» Начал он с того, что просмотрел свои собственные фотографии, где запечатлён смеющимся. Выбрав лучшую, увеличил её и повесил дома на стену так, чтобы она чаще попадалась на глаза. По прошествии времени Алексей обратил внимание на снижение собственной тревожности. Мы в своих классах сделали смеющиеся портреты детей. В одних классах оформлены стенды «Вот такие мы настоящие», «Улыбнитесь с нами», в других классных комнатах портреты размещены в простенках класса. Под влиянием «смеющихся портретов» у детей постепенно меняется поведение, отношение с окружающими, они становятся более раскрепощёнными, открытыми для общения, повышается настроение, постепенно исчезает неуверенность в себе, они не бояться выходить к доске.
Дерево настроения.
Дети ежедневно в конце учебного дня или в конце урока вывешивают на ветки дерева разноцветные яблочки. Цвет яблочка соответствует настроению ребёнка и выбирает он его сам. Красный цвет – прекрасное настроение, жёлтый – оставляет желать лучшего, зелёный – печальное, грустное. На яблочках дети пишут свои имена. Учитель сразу видит, в каком психологическом состоянии находится ребёнок и сможет вовремя ему помочь, а также обратиться за помощью к психологу.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия – это восстановление здоровья человека при помощи занятий музыкой. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Ещё в 3 веке до н.э. был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. В 20 веке, проведя многочисленные исследования и эксперименты, учёные пришли к убеждению, что действительно некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Элементы музыкотерапии можно использовать для моделирования настроения у детей. Так, например, для снятия переутомления можно включить «Утро» Э. Грига, для снятия угнетённого состояния «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Вальс цветов» П. Чайковского. Можно использовать музыкальные фрагменты во время физпауз, как музыкальный фон на уроках ИЗО, труда, чтения, на кружках при работе руками.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что организация учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения способствует формированию положительной учебной мотивации, стимулирует познавательную активность, что позитивно сказывается на уровне обученности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
В. Ф. Базарный «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад. 1995.
Н. К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». Москва. АРКТИ. 2003.
Методическая газета «Здоровье детей» №5, № 14. 2005.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: