Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
городского округа Балашиха
Московской области
Адрес: 143900, Балашиха , ул. Орджоникидзе, д.14 .ул.Летная д.7.
Телефоны: 521-28-70 ,524-11-95, 529-26-47
e-mail: [email protected]
ОКПО 42291158, ОГРН 1035000709480
ИНН/КПП 5001023070/500101001
Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
на 2012-2013 уч. год
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ( 1-2 класс)
Общая характеристика учебного плана школы
основной образовательной программы начального общего образования
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
МБОУ «Школа № 4» г.о. Балашиха реализует основную образовательную программу при использовании в образовательном процессе УМК « Школа России». При выборе учреждением УМК учтены пожелания родителей, новый статус ОУ.
Нормативная база:
Учебный план образовательного учреждения разработан на основе:
примерной основной образовательной программы начального общего образования (М.: Просвещение, 2010)
нормативно-правовых документов федерального уровня:
Закона «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009); Приказ МОиН РФ от 26 ноября 2010г №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373». Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный номер №19707;
Приказа МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год». Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011г., регистрационный номер № 19776;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 « Изменения, которые вносятся в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской от 6 октября 2009 года №373»;
нормативных документов Министерства образования и науки:
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). Таким образом, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый. В сентябре – октябре проведение четвертого урока (48 учебных часов: 6 уроков еженедельно) будут проводиться в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - театрализации. Уроки физкультуры следует проводить в адаптационный период последними уроками. Содержание уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения детей и по возможности проводиться на свежем воздухе.
Таким образом, уроки в нетрадиционной форме (сентябрь-октябрь) распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3 – 4 по изобразительному искусству, 4 – 6 – по технологии, 4 – 5 уроков театрализаций по музыке и 6 – 7 уроков- игр и экскурсий по математике.
В соответствии с п. 10.9, СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока для 2-4-ых классов 45 минут.
Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели - 5 или 6 дней, в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. В первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 - 10, при 45-минутной продолжительности уроков во 2-4-ых классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 26 часов, при 5-дневной учебной неделе - 23 часа.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 – 3 -м - до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). В первом классе обучение ведется без домашних заданий.
Допускается деление класса (2-4-й год обучения) на две группы во время проведения занятий по иностранному языку (при наполняемости класса 25 человек. Образовательное учреждение может самостоятельно перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется:
для 1-го класса, с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки N 2080 от 24.12.2010 г., зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776).
Внеурочная деятельность, в рамках основной образовательной программы начального общего образования, теперь не является частью учебного плана (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Но внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования»; «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов за 4 года обучения. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Учебный план является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет структуру обязательных предметных областей: Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Технология; недельное и годовое распределение учебного времени, отводимое на освоение содержания образования; общий объём нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, проектная деятельность, моделирование и пр.).
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять более 3345 часов.
Учебный план школы содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формируются универсальные учебные действия;
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Для обучения в 1-4 классах используется УМК «Школа России». Он представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая информатику и иностранный язык.
Программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования и на реализацию ФГОС.
Цель:
создание условий для достижения выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций с учетом личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей его развития и состояния здоровья в соответствии с ФГОС и на основе УМК «»Школа России».
Задачи:
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей)
Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования.
Раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Принципы (требования) и подходы к формированию ООП:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
формирования критериальной оценки результатов освоения ООП;
обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП;
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Портрет выпускника начальной школы:
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:
• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты - освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и метапредметными понятиями;
• предметные результаты - освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для каждой предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
МБОУ г.о. Балашиха «Школа №4» выбрала для своей работы УМК «Школа России» так как:
УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Общая характеристика ООП.
УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Инвариантная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям; формирование здорового образа жизни; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: