Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 р п. Степное Социально обучающий проект "Физика это мир" в рамках реализации пропедевтического курса физики для младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное
Социально - обучающий проект "Физика - это мир" в рамках реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.
«Физика – это мир»
Руководитель проекта:
Бейбулатова Елена Анатольевна,
учитель физики высшей
квалификационной категории
Срок реализации проекта:
2013 -2016г.
Степное 2013
Аннотация проекта:
Творчество, познание, самовыражение в совокупности с интересами и способностями личности воспитанников - основные факторы физического образования и воспитания.
Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя картина мира. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Решение проблемы - введение ранней профилизации. У семиклассника падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как ребёнок не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать потребность в экспериментальных изысканиях.
Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Личностная компетентность подростка не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Наиболее эффективной программой, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является программа создания волонтёрского отряда.
Реализация данного проекта позволит решить следующие проблемы:
Проблемы:
Отсутствие (частичное) интереса к предмету «физика».
Разрозненность учащихся среднего, старшего, младшего звена школы.
Пренебрежительное отношение старшеклассников к учащимся младших классов.
Отсутствие раннего (пропедевтического) обучения предмету.
Данная форма работы воздействует сразу в нескольких направлениях: во-первых, она создаёт условия для самореализации подростка, применения своих знания в решении поставленной проблемы. Во-вторых, подросток не только приобретает сумму определённых знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него самого формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача информации осуществляется внутри подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления мнению взрослых.
Содержание проекта:
Цели проекта:
Повышение интереса к предмету всех учеников (начиная с учащихся начальной школы).
Повышение активности старшеклассников и учеников средних классов
Профессиональная ориентация учащихся среднего и старшего звена на технические профессии.
Задачи проекта:
1. Собрать активный совет старшеклассников-волонтеров из учащихся физико-математических групп, которые примут участие в реализации проекта.
2. Создать творческое объединение учеников различных классов для решения поставленных проблем.
3. Повысить интерес к предмету у учащихся среднего звена и учеников начальных классов.
Методы реализации проекта
1. Собрать копилку занимательных опытов (для демонстрационного и фронтального эксперимента).
2. Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента на классных часах в начальной школе.
3. Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».
4.Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене.
5.Использовать тьютерство, как индивидуальное наставничество и сопровождение (волонтер - ученик) для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 4 года (2013-2016 года)
Актуальность проекта
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет подкреплен познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В целях реализации основных идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в рамках блока дополнительного образования ведется ранняя профилизация для учащихся 5-6 классов. Первые выпускники этого блока сейчас (2012-2013уч. год) являются учениками 10 физико-математического класса.
Внедрение пропедевтического курса для младших школьников направлено на развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся; позволяет добиваться более высокой успеваемости по предметам естественнонаучного цикла и математике; дает возможность изучения физики в старшей школе в более высоком темпе и создает мотивацию для глубокого изучения физики в основной и старшей школе.
Характер организации содержания учебного материала, выполнение практических работ и фронтальных экспериментов фактически на каждом занятии способствуют формированию универсальных учебных действий и, в конечном счете, умению учиться.
Активное участие в деятельности волонтёрского отряда позволит, ребятам ощущать свою компетентность Они будут чувствовать себя более уверенно, и являться тьюторами по отношению к младшим товарищам по школе.
И нельзя не сказать, что итогом такого рода деятельности является признание физики как науки выпускниками, которые поступают в высшие учебные заведения. Ежегодно выпускается физико-математическая группа, учащиеся которой достойно сдают экзамен по физике в рамках ЕГЭ и поступают учиться в СГУ им. Чернышевского (факультеты: нано - и биомедицинских технологий, компьютерных наук и информационных технологи, нелинейных процессов, физический, геологический, механико-математический), СГТУ им. Гагарина (факультеты: автомеханический, машиностроительный, энергетический, ФЭТИП), СГАУ им. Вавилова - факультеты технической направленности. По результатам социологического опроса, проводимого Фондом Дмитрия Зимина в рамках Всероссийского конкурса учителей физики, математики, биологии, химии я, как учитель, была названа в числе победителей 4 раза (2007, 2010, 2012, 2013гг.) в номинации «Наставник будущих ученых».
I этап: Констатирующий
|   Сроки  |    Цели и задачи  |    Деятельность куратора проекта  |    Деятельность волонтеров  |  
|   2013 год  |    1.Собрать активный совет старшеклассников-волонтеров из учащихся физико-математических групп, которые примут участие в реализации проекта.  |    1.Проведение агитационной и разъяснительной работы  |    |  
|   2.Собрать копилку занимательных опытов (для демонстрации и выполнения каждым ребенком).  |    2.Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.  |    2. Самостоятельная работа с книгами, методической литературой по подборке интересных, зрелищных занимательных опытов.  |  |
|   3.Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».  |    3.Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.  |    3.Самостоятельная работа с книгами, методической литературой по подборке интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях  |  
II. Преобразующий
|   Сроки  |    Цели и задачи  |    Деятельность куратора проекта  |    Деятельность волонтеров  |  
|   2013-2016 учебный год  |    1.Планирование работы по экспериментальному обучению волонтеров.  |    Консультации индивидуальные по составлению групповых графиков работы волонтеров по данному направлению  |    Составление групповых графиков работы волонтеров по данному направлению  |  
|   2.Разработка методики подобранных экспериментальных заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента.  |    Индивидуальные консультации с группами волонтеров  |    Разработка методики подобранных экспериментальных заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента.  |  |
|   3.Разработка сценариев, лекций и т.д. по использованию подборки интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».  |    Индивидуальные консультации с группами волонтеров  |    Разработка сценариев, лекций и т.д. по использованию подборки интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».  |  |
|   4.Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента на классных часах в начальной школе.  |    Оказывать по необходимости методическую помощь при проведении занятий  |    Проводить показ занимательных опытов, фронтального эксперимента на классных часах в начальной школе.  |  |
|   5.Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене.  |    Оказывать по необходимости методическую помощь при проведении занятий  |    Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене (в занимательной для учащихся форме).  |  |
|   6. Использовать тьютерство, как индивидуальное наставничество и сопровождение (волонтер - ученик) для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.  |    Оказать педагогическую, психологическую, методическую помощь в составлении пары волонтер – ученик.  |    Индивидуальная работа волонтер-ученик по -подбору темы -методике выполнения -защите заявленного проекта  |  
III. Заключительный
|   Сроки  |    Цели и задачи  |    Деятельность куратора проекта  |    Деятельность волонтеров  |  
|   2017 год  |    Показать эффективность волонтерского движения повышением интереса к предмету всех учеников (начиная с учащихся начальной школы).  |    Подготовка к защите проекта  |    Продукт деятельности: сформированные умения по работе с информацией, повышение качества знаний, повышение интереса к предмету, повышение активности учеников, ориентация на технические профессии.  |  
|   Показать эффективность волонтерского движения повышением активности старшеклассников и учеников средних классов  |  |||
|   Показать эффективность профессиональной ориентации учащихся среднего и старшего звена на технические профессии.  |  
страница 1
скачать
Другие похожие работы: