Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Полысаево» Утверждаю
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система г. Полысаево»
Утверждаю:
Директор ЦБС
________ Л.А.Карманова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности детской библиотеки – филиала №1
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Полысаево»
в 2011 году
Полысаево 2011
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Полысаево» (МБУК «ЦБС г. Полысаево») |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652560 |
район | Кемеровская область |
населенный пункт | г. Полысаево |
улица, дом | ул. Космонавтов, 53 |
сайт библиотеки | |
электронная почта (e-mail) | |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Карманова Людмила Афанасьевна Факс: (384-56)4-40-97 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | Дубограева Галия Закировна, тел. (384-56)4-30-11 |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Иус Ирина Анатольевна (384-56)4-40-58 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | |
Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом) | Истомин Юрий Васильевич, (384-56)4-46-48 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2011 году:
За отчетный период никаких изменений не произошло.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Требуется произвести замену электропроводки, ремонт пола на абонементе, капитальный ремонт туалета, обшить стены современным материалом.
1.3. Приобретено:
В ноябре 2011 года из ЦГБ передали старый компьютер.
Продолжает оставаться проблема обеспечения детской библиотеки мебелью и оборудованием, которые соответствовали бы современным санитарным и эстетическим нормам. Остро стоит проблема обеспечения техническими средствами: всего один компьютер для работы библиотекарей и читателей, нет технических средств для проведения массовых мероприятий. Все мероприятия в стенах библиотеки проходят без музыкального сопровождения, не на чем показать презентацию к мероприятию, хотя для мероприятий вне стен библиотеки (в школах) небольшие презентации стареемся делать.
2. Работа с читателями-детьми.
Главная цель, которую ставил перед собой коллектив – создание в библиотеке комфортной, развивающей среды, привлекательной для детей и подростков.
Для выполнения поставленной цели коллектив библиотеки старался радовать своих читателей книжными и журнальными новинками, яркими, запоминающимися мероприятиями, искать новые формы привлечения к чтению с использованием игры, презентации. Развитию интереса к книге и чтению помогали различные тематические программы.
Массовые формы работы с читателями при применении современных технологий, как показывает практика, только выигрывают. Их использование оказывает заметное влияние на формирование читательских предпочтений, пробуждая интерес к знакомству с лучшими художественными произведениями и ценностями мировой культуры.
Для того, чтобы качественно и интересно проводить литературные часы, массовые мероприятия у нас нет современных технических средств, недостаточно одного компьютера и для выхода в Интернет читателей, и для работы персонала библиотеки.
Продолжает оставаться проблема обеспечения детской библиотеки мебелью и оборудованием, которые соответствовали бы современным санитарным и эстетическим нормам.
Справедливости ради следует сказать о том, что в детской библиотеке работают добросовестные, достаточно профессиональные сотрудники, любящие свое дело, любящие детей. Библиотекари охотно включаются в проекты ЦБС по продвижению чтения в среду детей и подростков, разрабатывают свои программы литературно-творческого развития детей разных возрастных групп. Публикации о деятельности детской библиотеки появляются на телевизионных, печатных страницах областных и местных СМИ.
Проблемы с комплектованием, подпиской на детскую периодику, недостаточное материально-техническое обеспечение не дают в полной мере реализовать возможности детской библиотеки в предоставлении информационных услуг, в воспитании и развитии читательской культуры детей. Надеемся, что в следующем году улучшится материально-техническое состояние нашей библиотеки.
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
Сотрудничество детской библиотеки с различными организациями и учреждениями подтверждает её востребованность в городе, повышает престиж в общественной жизни города.
В числе партнеров детской библиотеки:
- Дом детского творчества;
- отдел по делам несовершеннолетних;
- учреждения культуры;
- детские сады;
- школы;
- средства массовой информации
Изменения в обслуживании пользователей детского возраста
Изменений никаких не произошло.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1. | 1 | 30700 | 2511 | 2217 | 88,3 | 1334 | 53,1 |
Мы учитываем только то количество детей, которое проживает в зоне обслуживания нашей библиотеки (центральная часть города).
Кроме детской библиотеки, обслуживанием детей занимаются все библиотеки – филиалы ЦБС и центральная городская библиотека.
Обслуживание детей в библиотеках ЦБС
-
Зарегистрированные
пользователи
Посещения
Выдача документов
ЦГБ
398
1296
6722
Ф.2
433
3725
5092
Ф.3
301
3330
7305
Ф.4
98
679
2080
Всего
1230
9030
21199
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2008 годом)?
Год | Число читателей |
2008 | 2200 |
2009 | 2203 |
2010 | 2204 |
2011 | 2217 |
Цифровые показатели на протяжении последних лет остаются стабильными. Плановые показатели 2011 года перевыполнены (+13).
Для привлечения новых читателей разработали план мероприятий, куда входит работа с дошкольными и школьными учреждениями. В настоящее время в детских садах действуют 6 пунктов выдачи детской литературы.
С детскими дошкольными учреждениями работаем по программе «Вместе с книгой мы растём». Для ребят запланированы различные экскурсии, библиотечные часы в группах, громкое чтение книг.
Для привлечения читателей - школьников запланированы экскурсии, библиотечные уроки, организация выставок и обзоров новой литературы, открыт доступ к Интернет - ресурсам. С учащимися первых и вторых классов работаем по программе «Мы читаем и растём».
Для того чтобы удержать читателей и сохранить их желание читать и посещать библиотеку, стараемся больше проводить интересных, содержательных и познавательных мероприятий, покупаем те книги, которые пользуются большим спросом у детей. Акциями, праздниками и презентациями намерена привлечь новых читателей детская библиотека.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя - 9,8 (2010- 6,8)
книгообеспеченность одного читателя - 11,15 (2010- 10,99)
2.1.3. Средняя дневная посещаемость - 66,3 (2010- 66,2)
2.1.4. Обращаемость фонда - 1,8 (2010- 2,03)
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам
-
Всего
Дошкольники
641
По классам
1
328
2
232
3
196
4
212
5
135
6
139
7
117
8
106
9
63
10
11
11
Студенты
Работающая молодежь
РДЧ
34
Прочие
3
Читателями библиотеки являются дети и подростки до 15 лет, а также их родители и специалисты, связанные с воспитанием и обучением подрастающего поколения.
Анализ состава пользователей свидетельствует о стабильности в работе детской библиотеки по привлечению к чтению детского населения города. Более всего записано и больше всего читают дошкольники, дети начальных классов и ребята 5-7 классов, менее всего - 9-10-классники. Объясняется это тем, что в одном здании с нами находится центральная городская библиотека, юношескую кафедру которой старшеклассники и посещают.
2.2.1. Жанрово-тематические предпочтения читателей.
Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, с интересом читаются приключения и «ужастики», книги о природе и животных. Традиционным жанром в их чтении стала фантастика и детектив и, прежде всего, зарубежный.
В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идёт стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы (не более 10).
Большим спросом пользуются у читателей серии книг «Любимое чтение», «Библиотека школьника», «Детский детектив», «Черная кошка», «Заколдованные».
Младшие школьники отдают предпочтение наиболее читаемым авторам: А.Пушкин, Н.Носов, Е.Велтистов, А.Волков, Л. Гераскина, Э.Успенский, А. Барто, А.Линдгрен, О. Пройслер, Л.Кэрролл.
Значительное место в чтении детей среднего и старшего возраста занимает литература, предусмотренная школьной программой. Традиционным жанром в их чтении стала фантастика и детектив, романы для девочек. Самые популярные авторы Д. Емец – серии книг «Мефодий Буслаев», «Таня Гроттер», Д. Роулинг - серия книг «Гарри Поттер», Э. Хантер – серия книг «Коты-воители», Е. Усачёва, В.Селин, В. Роньшин, сестры Воробей, Е. Вильмонт, Ф. Паскаль.
2.2.3. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонды библиотеки давно не соответствуют читательскому спросу. Сейчас у нас преобладает литература 60-80-х годов выпуска. Книги советского периода, которые читают подростки (беря их из фондов библиотеки), не могут готовить сегодняшнее поколение к жизни в современном мире. Остро не хватает рассказов, повестей современных российских писателей о сегодняшней школе, о нынешних школьниках, их проблемах, увлечениях, их отношении друг к другу, к взрослым, к природе. Младшие школьники плохо знают произведения современных детских писателей - А. Лиханова, М. Яснова, В. Лунина, М. Москвиной, А. Усачева, С. Седова, О. Кургузова, Е. Мурашовой, А. Гиваргизова и др.
С целью поддержки и активизации детского чтения мы проводим мероприятия, которые нацеливают на размышления о прочитанном: громкие чтения, обсуждения прочитанного, а также регулярно организуем викторины, обсуждения по творчеству отечественных и зарубежных писателей. Рекомендуя читателям лучшую детскую литературу, организовываем выставки как новинок детской литературы, так и незаслуженно забытых книг, составляем рекомендательные списки лучшей детской литературы для читателей библиотеки и руководителей детского чтения.
Фонды литературы для детей, а особенно для дошкольников и младших школьников, очень быстро ветшают, накопилось значительное количество дублетных изданий, которыми библиотеки были укомплектованы более 40 лет назад.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек
2.3.2. Библиотечные программы в ЦБС, в том числе для детей
Библиотеки ЦБС уже несколько лет работают по постоянно действующим программам:
- «Чувство Родины - больше, чем любовь» (по историко-патриотическому и краеведческому направлению);
- «Сохрани мир, в котором живешь» (по экологическому направлению);
- «Не окажись на краю пропасти» (пропаганда позитивного отношения к жизни);
- «Полысаево – территория чтения».
Сотрудники детской библиотеки охотно включаются в проекты ЦБС по продвижению чтения в среду детей и подростков, разрабатывая свои программы литературно-творческого развития детей разных возрастных групп.
Собственные программы:
Вместе с книгой мы растём. Программа по приобщению дошкольников к книге.
Срок реализации 2010 – 2012 год
Краткое содержание программы:
На протяжении последних лет (2007 – 2009) анализ цифровых показателей детской библиотеки выявляет ситуацию уменьшения количества читателей среди детей дошкольного возраста. В то же время статистические данные говорят о том, что, начиная с 2007 года, рождаемость в городе увеличилась. В настоящее время ситуация такова, что количество детей, проживающих в зоне обслуживания детской библиотеки, хотя и незначительно, но растёт (2009 год – 1447 детей, 2010 год – 1871 ребёнок). В результате мы будем иметь потенциал читателей для детской библиотеки и наша задача организовать работу по привлечению этих детей, а также их родителей, в детскую библиотеку. Заинтересовав в раннем возрасте ребёнка книгой, приобщив его к чтению, мы в большинстве случаев можем быть уверены в том, что он станет постоянным читателем не только на дошкольный или школьный период, но и на всю жизнь. Поэтому было решено создать программу, направленную на привлечение детей дошкольного возраста в библиотеку.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» – детском саду. Сотрудничество библиотеки и детского сада - очень важное направление деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.
С детскими дошкольными учреждениями №26, 27, 57 заключили двусторонний договор, провели анкетирование родителей и составили план совместной деятельности детского сада и библиотеки.
Цель - формирование у детей устойчивого интереса к чтению книг, воспитание отношения к книге как к величайшей ценности, привлечение детей дошкольного возраста в библиотеку.
Задачи:
воспитывать у детей любовь к чтению;
знакомить детей с лучшими произведениями детской литературы;
расширение кругозора детей через беседы и чтение;
развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.
Формы и методы реализации программы:
Программа предполагает использование разных форм и методов занятий: беседы, громкое чтение, викторины, конкурсы, творческие задания. На каждом занятии обязательно присутствуют элементы игры и инсценирование, иллюстрирование и обсуждение прочитанного. Экскурсии в библиотеку организуются для детей как старшего, так и подготовительного возрастов. Во время экскурсии дети познакомятся с правилами поведения в библиотеке, понаблюдают за работой библиотекарей. Для них пройдут праздники, викторины.
Ожидаемые результаты:
Повышение охвата детского населения чтением.
Формирование у детей дошкольного возраста потребности общаться с книгами.
Дети должны знать и выполнять правила обращения с книгами, внимательно слушать чтение и обсуждать прочитанное.
Улучшение комплектования библиотеки новой литературой и периодическими изданиями для дошкольников и родителей.
Мы читаем и растём. Программа по формированию культуры чтения учащихся 1-х классов.
Срок реализации 2011 - 2012 год.
Краткое содержание программы:
Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он сумел получить такую возможность, важно поддерживать и развивать интерес начинающего обучение школьника к книге, расширять круг его интересов. И, что очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы с первого года обучения книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно.
На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Практика показывает, что возможности детской библиотеки в этом смысле чрезвычайно велики. Библиотечные уроки по программе «Мы читаем и растём» включены в школьное расписание.
Цель - формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой.
Формы и методы реализации программы:
Замысел программы реализуется через художественно-эстетический и литературоведческий подходы. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.
Всё это реализуется через беседы, обсуждения прочитанного, громкое чтение произведений, викторины, конкурсы, творческие задания.
Ожидаемые результаты:
• Изменение отношения к чтению
• Рост читательской активности
• Развитие мотивации к чтению.
С сентября 2011 года работаем по новой программе «Мы читаем и растём. Программа по формированию культуры чтения учащихся 2-х классов».
Срок реализации 2011 - 2012 год.
Краткое содержание программы:
«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан. Но как этого добиться? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»? В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла.
Программа 2 года обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного.
В течение второго года занятий читающий ребенок с его малым жизненным опытом открывает для себя новый мир законов бытия, сути человеческих характеров, взаимоотношений, поведения людей, познает себя в сравнении с себе подобными. Происходит дальнейшее погружение ребенка в мир литературы, непосредственный эмоциональный отклик на чтение, постижение образа своего ровесника, его чувств и переживаний в художественном произведении.
Цель программы - формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества.
Задачи программы:
обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
ознакомление с творчеством современных авторов;
формирование информационной культуры личности учащихся.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
• беседа и обсуждение;
• выразительное чтение и рассказывание;
• игры: дидактические, ролевые, словесные;
• комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;
• творческие задания литературного и изобразительного характера.
Ожидаемые результаты:
Популяризация чтения
Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности.
По этим программам работаем без финансовой поддержки.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: