Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Полысаевская централизованная библиотечная система» Утверждаю
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Полысаевская централизованная библиотечная система»
Утверждаю:
Директор ЦБС
___________Л. А. Карманова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности
МБУК «Полысаевской централизованной
библиотечной системы»
по обслуживанию юношества в 2012 г.
Полысаево
2012
С
3
4
5
6
12
28
29
29
30
31
31
33
36
ОДЕРЖАНИЕ
Сведения о ЦБС г. Полысаево
Анализ ситуации с молодежью в городе в 2012году
Статистические данные.
Программно – целевая и проектная деятельность библиотеки
Программы
Отдельные направления информационно – библиотечного
обслуживания юношества и информационно – досуговой
деятельности
Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста
Основные направления и формы библиотечного обслуживания
специалистов, работающих с юношеством
Библиотечные фонды для юношества
Информационное обслуживание юношества
Формирование основ информационной культуры
Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством
Работа по связям с общественностью, рекламная и
издательская деятельность
Приложение 1. «Кадровая ситуация с молодыми
сотрудниками библиотек ЦБС»
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Полысаевская централизованная библиотечная система» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652560 |
район | |
населенный пункт | Город Полысаево |
улица, дом | Ул. Космонавтов, 53 |
сайт библиотеки | bibpol.ru |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | metodbibpol |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Карманова Людмила Афанасьевна, (384-56)-4-40-97, (384-56)-4-40-97 |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Иус Ирина Анатольевна, (384-56)4-40-57 |
Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом) | - |
Заведующая юношеской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом) | Истомин Юрий Васильевич, (384-56) 4-46-48 |
1. Анализ ситуации с молодежью в городе, муниципальном
районе в 2012 году
В городе функционирует 4 библиотеки-филиала, центральная городская библиотека, 6 школьных библиотек, библиотека средне-специального учебного заведения (лицей № 25). К сожалению, у нас в городе нет ВУЗов и филиалов.
Число зарегистрированных пользователей – молодежи в ЦБС составляет 1947 человек. Процент охвата библиотечным обслуживанием – 24,3%.
Резерв читателей юношеского возраста есть. Исходя из количества детей, посещающих библиотеку (3493), можно сделать прогноз, что в ближайшее время количество пользователей юношеского возраста увеличится.
В 2013 году планируется бесплатное консультирование молодежи по программе «Твой курс».
проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества в библиотеках МБУК «Полысаевская ЦБС».
Проблема работы с юношеством, пожалуй, одна из самых злободневных на сегодняшний день не только в нашем городе. Сложно привлечь юношество в стены библиотеки, найти именно те формы работы, которые будут ею поддержаны. Но молодежь все-таки посещает библиотеки.
Координация работы библиотек по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями.
Все библиотеки ЦБС, обслуживающие юношество, координируют свою работу со школами, учреждениями культуры, образования, отделами по молодежной политике, общественными организациями. Поддерживается тесная связь со СМИ города: с редакцией газеты «Полысаево», РЕН ТВ «Полысаево».
В тоже время библиотеки города активно сотрудничают со школами, с центром занятости населения, с молодежным центром г. Полысаево, центром социальной защиты населения, со СМИ.
2. Статистические данные
Таблица 1
Обслуживание юношества в библиотеках ЦБС города (района)
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
Всего по ЦБС | 1947 | 11459 | 36111 |
Ф. №1 | 76 | 496 | 433 |
Ф. №2 | 78 | 515 | 1321 |
Ф. №3 | 81 | 898 | 1978 |
Ф. №4 | 95 | 655 | 2016 |
ЦГБ | 1617 | 8895 | 31363 |
Таблица 2
Динамика обслуживания юношества за период 2010-2012гг.
Год | Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
2010 | 2570 | 16009 | 60382 |
2011 | 2184 | 12751 | 57874 |
2012 | 1947 | 11459 | 37111 |
Динамика обслуживания юношества заметно снизилась по сравнению с 2010-2011 гг.
Ежегодно количество пользователей данной категории уменьшается. Это связано с тем, что пять школ города переведены на неполное среднее образование. Старшеклассники (10 – 11 классы) ушли в лицей, открытый на базе одной из школ. В связи с этим произошло уменьшение группы «старшеклассники» в филиалах ЦБС.
Кроме основных общеобразовательных школ и общеобразовательного лицея, в городе функционирует профессиональный лицей № 25, но и в этом учебном заведении набор учащихся проходит с трудом и основную массу их составляют сироты и «трудные» дети, то есть те, кто требует особого подхода в воспитании. В связи с этим, привлечение таких детей к чтению очень осложнено, читают они меньше, но массовые мероприятия посещают охотно, что привело к увеличению этой группы пользователей
В городе нет высших учебных заведений, и молодежь уезжает для продолжения учебы в другие населенные пункты. Студенты – заочники пользуются библиотекой редко, т.к. перешли на «домашний» Интернет и не желают пользоваться услугами библиотек.
Таблица 3
Характеристика состава зарегистрированных
пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС
| Всего | Старше классников | Учащихся ПУ | Студен тов | Работающей молодежи | Безработ ной молодежи |
Абс. числа | 1947 | 1109 | 238 | 196 | 219 | 185 |
% | | 57% | 12,2% | 10% | 11,2% | 9,5% |
Основными читателями юношеского возраста в библиотеках ЦБС г. Полысаево остаются старшеклассники (57% от общего количества читателей юношеского возраста). Эта группа является приоритетной среди юношества. Учащиеся ПУ занимают вторую позицию – 12,2 %; категория читателей студенты (10%) является приоритетной группой пользователей в городах, где имеются высшие учебные заведения, либо филиалы ВУЗов (у нас в городе только одно профессиональное училище). По сравнению с прошлым годом среди молодых читателей увеличилась доля работающей молодежи (11,2% от общего количества читателей юношеского возраста) и безработная молодежь (9,5 %).
3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)
В 2012 году был разработан социальный проект развития учреждения культуры «Электронный читальный зал – оперативная информация и поддержка образования населения», за который библиотека получила грант главы города. Выделенная сумма составила 40 тысяч рублей, на которую были приобретены 2 компьютера в читальный зал центральной городской библиотеки.
Проект будет выполняться на базе Центральной городской библиотеки методико – библиографическим отделом и библиотекарем читального зала.
Главная цель проекта: cовершенствование деятельности библиотеки как современного информационно-образовательного центра.
Задачи проекта:
- обеспечение условий для хранения электронных ресурсов и предоставления электронных услуг населению;
- cоздание электронного читального зала для сервисного, оперативного и более полного удовлетворения запросов пользователей;
- развитие информационно–образовательной деятельности библиотеки и компьютерной грамотности пользователей через доступ к электронным ресурсам и ресурсам сети Интернет.
Всего библиотечных программ в ЦБС: 7, из них ориентировано на юношество: 5
ЦБС продолжает работу над программой по продвижению книги и чтения «Полысаево – территория чтения», которая рассчитана на 10 лет. Срок реализации – 2009 – 2018 гг.
Целевая программа «Полысаево – территория чтения». Без книг и чтения человечество не может обходиться, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. В книгах все нуждаются – это одно из самых великих изобретений человечества. Они содержат в себе не только опыт прошлых поколений, но и накопленные знания. Программа «Полысаево – территория чтения» на сегодняшний день самый актуальный проект, который соответствует времени.
Цель:
Обеспечение читательской активности и повышения уровня читательской компетенции специальными средствами в продвижении книги и чтения среди населения, в том числе молодежи.
Задачи:
1. Формирование и развитие библиотечных сервисов и услуг, направленных на привлечение читателей.
2. Модернизация библиотечных фондов.
3. Модернизация материально-технической базы библиотек, в том числе их информатизация (увеличение компьютерных мест пользователей, автоматизация библиотечных процессов, безлимитный Интернет)
4. Создание и развитие клубных литературных объединений, центров чтения.
5. Продвижение лучших образцов литературы в широкие слои населения.
6. Вовлечение в активное чтение не читающих и мало читающих людей.
В течение года были проведены различные формы мероприятий:
путешествие в мир поэзии;
презентации книг;
литературные часы;
литературные викторины;
творческие вечера;
литературно-музыкальные композиции;
беседы о книгах.
Ожидаемые результаты:
Реализация плана мероприятий позволит обеспечить:
улучшение качества предоставляемых населению библиотечных
услуг;
сохранение и развитие культурного потенциала города;
обновление библиотечных фондов до нормы;
рост объема государственных и муниципальных услуг, оказываемых
населению;
- укрепление материально-технической и ресурсной базы библиотек поможет возрождению и формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к книге, библиотеке, чтению.
Целевая программа по патриотическому воспитанию: «Чувство Родины - больше, чем любовь». Срок реализации: 2008 – 2012 гг.
Во все времена основой духовного единства российского государства был и остается патриотизм.
За последнее десятилетие в молодежной среде наметилась тенденция к снижению популярности образа национального героя. На смену ему, особенно у молодежи 13—18 лет, пришли псевдогерои западного образца из боевиков, триллеров и т.д.
Воспитание любви к своему Отечеству и своей малой Родине - задача чрезвычайно важная и сложная. В системе социальных институтов, занимающихся патриотическим воспитанием, библиотеке принадлежит одна из важнейших ролей. Книги - сокровища духовного богатства, важнейшее средство формирования личности.
Цель:
Развитие у подрастающего поколения высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития; воспитания патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории и потребности изучения.
Задачи:
- утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России;
- формирования у молодежи комплексной системы знаний об основах краеведения, знакомства ее с краеведческой работой;
- воспитания гордости за родной край;
- формирования навыков в создании домашних семейных архивов и бережного отношения к историческим документам и реликвия.
Для достижения поставленных целей и задач было решено использовать все возможные формы и методы реализации программы:
- средства визуальной культуры: телепередачи, видеофильмы, видео презентации;
- использование возможностей Интернета;
- предоставление имеющейся информации с помощью СБА и проведение массовых мероприятий;
- связь и сотрудничество с учреждениями и организациями, занимающимися патриотическим воспитанием, СМИ;
- непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.
В повседневной работе широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, литературные вечера, уроки патриотизма, вечера памяти, уроки воинской славы.
Ожидаемые результаты:
Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества и различных сферах его деятельности, в том числе в военной и в других связанных с ней видах государственной службы.
Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития.
Одним из результатов улучшения состояния патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России, за дело успешного реформирования Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.
Целевая программа по организации экологического просвещения населения города «Сохрани мир, в котором живешь». Срок реализации 2008 – 2012 гг.
Экологические проблемы характерны для всего мирового сообщества, в том числе России, Кузбасса. Не обходят эти проблемы и город Полысаево. Загрязнение окружающей среды влияет на всё живое, изменяется экологический состав воздуха, воды, почвы, гибнет растительность, разрушаются экосистемы. Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека. Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Необходимо активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующей формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение природы Кузбасса.
Цель:
Формирование экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, воспитания бережного отношения каждого человека к природе.
Задачи:
- экологическое просвещение населения и прежде молодежи;
- комплектование и систематизация книжного фонда по экологии;
- организация массовых, групповых мероприятий по теме экологии;
- координация и взаимодействие с природоохранными и образовательными учреждениями на основе совместных планов, программ, проектов;
Формы и методы реализации программы:
- пользователи информируются о наличии в фонде новой литературы с помощью индивидуальных бесед);
- информационно-библиографическое обеспечение (тематические папки, статьи в газету, сайт, рекомендательные указатели, списки)
- эффективной формой работы является выставочная деятельность (выставка-открытие, выставка-совет, выставка-вернисаж и др.);
- массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе нашей библиотеки (экологический круиз, эколого-познавательные игры, заочные прогулки, викторины, экологический калейдоскоп;
Ожидаемые результаты:
1. Изучение богатства природного наследия.
2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
4. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
5. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
6. Воспитание экологической культуры.
Целевая программа «Путь в профессию» на период с 2008 – 2012 гг.
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность.
Вопрос «Какую выбрать профессию?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям и возможностям, ценностным установкам. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Программа «Путь в профессию» призвана помочь школьникам подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.
Цель:
Создание системы квалифицированной и комплексной профориентационной работы с учащимися. Формирование у учащихся положительных мотиваций к трудовой деятельности.
Задачи:
- обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;
- комплектование фонда по профориентации;
- обеспечить школьников и студентов необходимой информацией об учебных заведениях и программах;
- активно привлекать педагогов, психологов, родителей, медицинских работников;
Формы и методы реализации программы:
- организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
Создавать и пополнять банк методических материалов по профориентации (разработки бесед, классных часов, игр, мастер-классов, рекомендации ученикам, родителям, классным руководителям, по реализации программы профориентации учащихся).
- Пополнять фонд библиотеки справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города и области, о социально-правовой защите выпускников школ.
- Работа с учащимися школ города и района (организация экскурсий по библиотеке; тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности; беседы для учащихся по выбору профессии; проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации; проведение бесед, уроков, классных часов для ознакомления с материалами, помогающими успешной сдаче экзаменов, ЕГЭ; викторины, конкурсы, игры, книжные выставки).
Таким образом, в этой ситуации необходима система профориентационных мероприятий, помогающих молодежи уже в школьные годы сориентироваться в сложном мире профессий, на первичном этапе построения профессиональной карьеры. Чем больше школьники будут знать о профессиях, об учебных заведениях, о рынке труда, тем осознаннее они будут подходить к выбору своего дальнейшего жизненного пути.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний о мире профессий.
2. Формирование способности соотносить свои индивидуально- психологические особенности с требованиями выбираемой профессии и умение сделать самостоятельный выбор.
3. Повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий.
Целевая программа в помощь работе позитивного отношения к жизни «Не окажись на краю пропасти». Срок реализации 2008 – 2012 гг.
Здоровый образ жизни - это современный образ жизни. Здоровая молодежь, здоровая нация - залог успеха любого государства. Молодежь - потенциально наиболее активная часть населения, ей требуется вполне закономерный выброс энергии. Направить эту энергию в нужное русло должны в первую очередь родители, школа, библиотека и СМИ. Молодые готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. Когда нет положительных идеалов и зыбко понятие о добре и зле, возникает угроза деформации молодой личности.
Свою долю ответственности за пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений в обществе несет на себе и библиотека. Благодаря разнообразным библиотечным мероприятиям и информационной работе; совместно с семьёй, учебными и медицинскими учреждениями, органами правопорядка, библиотеки стараются формировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, возродить престиж нравственных идеалов и ценностей, которые помогут в дальнейшем реализовать себя как полноценную здоровую личность.
Цель:
Участие библиотеки в формировании здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения,
Задачи:
- Привлечение специалистов заинтересованных организаций и учреждений, учебных заведений к совместной деятельности.
- Взаимодействие с организациями и учреждениями, осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психотропными веществами, пропаганде здорового образа жизни для подростков.
- Комплектование книжного фонда специализированной литературой.
Для реализации программы в работе библиотек были использованы малые формы издательской продукции-памятки, закладки, буклеты, методико-библиографические материалы; комплектование фонда литературой по здоровому образу жизни; проводилась массовая работа – час советов, встреча с представителями госнаркоконтроля, беседы, выставки-просмотры, выставка-открытие и т.д.
В результате осуществления мероприятий в рамках Программы ожидается:
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня распространения вредных привычек.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Понимание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
4. Предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: