Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»
Анализ методической работы
за 2012-2013 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.
В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач методической работы школы является повышение квалификации учителей, определение основных направлений формирования и развития профессионализма, уровень профессионально-педагогической компетентности.
В процессе методической работы развиваются педагогическое мастерство и профессионально-педагогическая компетентность учителей, происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, происходит развитие ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируются потребности каждого педагога в профессиональном образовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
В 2012-2013 учебном году коллектив школы работал над методической темой:
«Системно - деятельностный подход в образовательном процессе».
Работа над темой ведётся 2-ой год. Для решения главной задачи школы «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС» в школе были созданы следующие условия:
составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;
работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
Основной целью работы методического объединения учителей начальных классов является создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса.
Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
продолжить работу по внедрению ФГОС начального общего образования второго поколения;
информировать педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе. последних достижениях педагогической науки и практики;
продолжить работу по обучению и развитию педагогических кадров, повышению их квалификации;
вести работу по подготовке методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебных программ, рекомендаций, памяток;
вести работу по организации научно-исследовательской деятельности учащихся (работа с одаренными детьми);
применять в обучении младших школьников современные образовательные подходы с целью здоровьесбережения учащихся;
начать работу по созданию «Портфолио ученика».
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
подбор и расстановка кадров;
повышение квалификации, педагогического мастерства кадров;
индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
обеспечение методической работы;
диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
обновление методической оснащённости кабинетов.
Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
Учителя начальных классов находятся в постоянном поиске новых подходов в обучении и воспитании, которые дают возможность развития творческого мышления младших школьников.
В школе 12 классов. 5 из них обучаются по УМК «Школа России», 4 класса – «Начальная школа ХХI века», 4 класса – «Гармония».
1 – А | Савина Анна Геннадьевна | «Школа России» |
1 – Б | Солдатенко Лариса Васильевна | «Гармония» |
1 – В | Семенова Инга Михайловна | «Начальная школа XXI века» |
1 - Г | Егорова Валентина Николаевна | «Школа России» |
2 –А | Дмитриева Елена Леонидовна | «Гармония» |
2 –Б | Земцова Светлана Александровна | «Начальная школа XXI века» |
2 – В | Рудевич Елена Станиславовна | «Школа России» |
3 – А | Тютрюмова Елена Валентиновна | «Начальная школа XXI века» |
3 – Б | Бойцева Ольга Александровна | «Школа России» |
3 – В | Самойлова Евгения Юрьевна | «Начальная школа XXI века» |
4 – А | Григорьева Светлана Анатольевна | «Школа России» |
4 - Б | Логинова Елена Васильевна | «Гармония» |
4 - В | Воронцова Ольга Анатольевна | «Начальная школа XXI века» |
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО школы, в 2012-2013 учебном году была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства, обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.
Фамилия, имя, отчество | Тема |
Дмитриева Елена Леонидовна | Работа над выразительностью на уроках литературного чтения. |
Земцова Светлана Александровна | Активизация мыслительной деятельности на уроках математики |
Рудевич Елена Станиславовна | Формы работы учителя со слабоуспевающими и неуспевающими детьми. |
Тютрюмова Елена Валентиновна | Групповая работа как один из способов формирования УУД. |
Егорова Валентина Николаевна | Словарная работа на уроках русского языка. |
Самойлова Евгения Юрьевна | Формирование орфографической зоркости в начальных классах. |
Григорьева Светлана Анатольевна | Предупреждение нарушений письменной речи учащихся. |
Логинова Елена Васильевна | Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе. |
Воронцова Ольга Анатольевна | Тесты как контроль знаний по русскому языку, математике, окружающему миру. |
Савина Анна Геннадьевна | Развивающие игры на уроках в начальной школе. |
Солдатенко Лариса Васильевна | Особенности методики преподавания по УМК «Гармония». |
Семенова Инга Михайловна | Развитие навыков грамотности, речи, познавательных способностей и памяти учащихся по программе «Начальная школа XXI века». |
Яркоева Галина Ивановна | Игровая деятельность как средство обучения. |
Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую
систему повышения квалификации и аттестации на квалификационную категорию. В 2012-2013 учебном году прошли курсовую подготовку следующие учителя:
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Тема курсов |
1 | Рудевич Елена Станиславовна |
|
2 | Егорова Валентиновна Николаевна |
|
3 | Самойлова Евгения Юрьевна |
|
4 | Тютрюмова Елена Валентиновна |
|
5 | Земцова Светлана Александровна |
|
6 | Дмитриева Елена Леонидовна |
|
7 | Григорьева Светлана Анатольевна |
|
8 | Воронцова Ольга Анатольевна |
|
9 | Захарова Елена Владимировна |
|
10 | Солдатенко Лариса Васильевна |
|
11 | Симонова Елена Николаевна |
|
12 | Логинова Елена Васильевна |
|
2 педагога в прошедшем учебном году прошли аттестацию. Присвоена первая квалификационная категория Егорова В.Н., высшая квалификационная категория Тютрюмовой Е.В.
Исходя из сформулированной в программе развития школы модели выпускника, основной упор был сделан на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей. В частности, такие компетентности, как информационная, коммуникативная и социально-трудовая успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности. По сравнению с прошлым учебным годом число учащихся и учителей, занятых в проектно-исследовательской деятельности, значительно возросло.
Участие в конкурсах учащихся
№ п/п | Название и уровень конкурса | Кол-во участников | Результативность участия |
1 | Всероссийский математический конкурс «Кенгуру» | 118 чел. | Сертификаты участников |
2 | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» | 97 чел. | Сертификаты участников |
3 | Всероссийский конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно» | 46 чел. | Сертификаты участников Федоров Костя - диплом победителя |
4 | Всероссийский игровой конкурс «Британский бульдог» | 12 чел. | Сертификаты участников |
| Всероссийский игровой конкурс «Кит - 2012» | 5 чел. | Сертификаты участников |
5 | Районная олимпиада по математике | 4 чел. | Валуев Сергей, Васильев Иван - призер |
6 | Районная олимпиада по русскому языку | 4 чел. | Валуев Сергей Марцинкевич Тимофей -призеры |
7 | Районная олимпиада по окружающему миру | 4 чел. | Валуев Сергей, Алексеев Евгений, Разумоа Кирилл, Марцинкевич Тимофей - призеры |
Ученик 3-А класса Федоров Константин в конкурсе «Золотое руно» занял первое место в России (общее количество участников по России среди 3-х классов 77673 человека).
Участие педагогов в профессиональных конкурсах
№ | ФИО | Название мероприятия, уровень | Результат |
1 | Воронцова Ольга Анатольевна | Районный конкурс «Учитель года - 2013» | Диплом победителя |
2 | Воронцова Ольга Анатольевна | Областной конкурс «Учитель года - 2013» | Диплом лауреата конкурса |
3 | Воронцова Ольга Анатольевна | Областной конкурс «Ярмарка инноваций в образовании» | Диплом лауреата конкурса |
4 | Захарова Елена Владимировна | Областной конкурс «Ярмарка инноваций в образовании» | Диплом лауреата конкурса |
5 | Семенова Инга Михайловна | Областной конкурс «Ярмарка инноваций в образовании» | Диплом лауреата конкурса |
6 | Земцова Светлана Александровна | Районный конкурс школьных сайтов | Диплом участника |
7 | Логинова Елена Васильевна | Районный конкурс «Классный, самый классный» | Диплом участника |
Педагоги школы работают по УМК «Школа России», «Начальная школа ХХIвека», «Гармония», которые являются одними из передовых педагогических технологий. Это гарантирует: комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения; высокий уровень обученности в классах с любой подготовкой; формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться; полноценное соединение знаний и практических навыков; объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечение реальной социализации учащихся. Эти комплекты позволяют в системе работать по технологии проектного метода и во внеурочной деятельности, что успешно и осуществляется учителями. На уроках все учителя используют групповые, парные методы обучения, варианты проблемного обучения, дифференцированного обучения. Проводят уроки по технологии игрового обучения. Активно используются элементы здоровьесберегающих технологий.
По результатам наблюдений и анализа деятельности учителей и учащихся на уроках можно сделать вывод, что учителя начальных классов в основном правильно и обоснованно отбирают методы, приемы и средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителями, эмоциональность подачи материалов, эффективность использования наглядных пособий, дидактического, раздаточного материала позволяют активизировать познавательные способности учащихся, максимально реализовывать учебные возможности каждого класса.
Реализуя дифференцированный и индивидуальный подход, ведется работа с успешными (одаренными) и неуспевающими детьми. На уроках учителя предлагают учащимся разноуровневые задания, работу в порах, в группах, тестовые задания. Проводят дополнительные занятия с неуспевающими и одаренными детьми .Для одаренных детей организуются школьные олимпиады, конкурсы, выставки, соревнования. Победители конкурсов и олимпиад в школе принимают участие в городских мероприятиях, международных конкурсах.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Все педагоги ГГН являются активными пользователями ПК. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет. Использование готовых обучающих программ.
Методическим объединением и заместителем директора по УВР Симоновой Е.Н. постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за полугодие, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.
В ноябре 2012 года на базе нашей школы был проведен районный практико-ориентированный семинар «Урок открытия нового знания. Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода». Педагоги района, специалисты Отдела образования высоко оценили проведенное мероприятие.
В феврале 2013 года учителя нашей школы приняли активное участие в практико-ориентированном семинаре «Системно-деятельностный подход в обучении» (школа №3)
Тематика проведенных заседаний МО.
1.Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования
2. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.
3. Новые подходы в организации педагогической деятельности. Интерактивные технологии.
4. Педагогическая компетентность: стандарты второго поколения.
5. Осмысление учебного процесса и итогов деятельности МО.
По традиции ежегодно в мае проводится заседание МО, где обсуждается план работы на будущий учебный год и проводится анализ работы МО за текущий год. По плану проводим заседания МО, где учителя выступают по темам самообразования. Стал традицией «Аукцион методических идей», копилка известных и неизвестных методических приемов. После различных проверочных работ, контрольных проводится аналитико-диагностический час. В рамках предметных недель учителя дают открытые уроки с последующим обсуждением, анализом уроков. Системой стало просто взаимопосещение уроков по интересующим темам. МО начальных классов очень тесно сотрудничает с психологом, который постоянно выступает на МО и дает консультации учителям.
В начальной школе проходят предметные недели по русскому языку и математике, неделя естественных наук. Предметная неделя по математике и русскому языку проходит в два этапа. По классам проходят классные туры олимпиад, где может принять участие каждый ребенок. Затем проходит школьный тур олимпиад, где участвуют сильнейшие. Неделя русского языка по традиции представлена такими мероприятиями: праздник сказок на новый лад, конкурс «Самый грамотный», викторина по сказкам, конкурс чтецов, интеллектуальный марафон, выпуск газет. Неделя математики: праздник числа, конкурс «Занимательная математика», интеллектуальный марафон, выпуск математических газет.
Традицией начальной школы стали экскурсии в музей, посещение театров в С-Петербурге, различных выставок. Начальная школа активно сотрудничает с детской библиотекой. Принимает участие во всех мероприятиях, которые проводит библиотека. Ребята активно участвуют в различных школьных и городских конкурсах рисунков и поделок.
По итогам 2012-2013 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью. Отставаний по программе нет.
Успешно прошла работа по набору детей в первый класс (планируется открыть 6 классов), что тоже является показателем работы учителей начальных классов.
В учебном году продолжали сотрудничество с детскими садами города. Были проведены открытые уроки для воспитателей и методистов детских садов.Для учителей школы были проведены открытые занятия в детском саду «Улыбка».
МО начальных классов в 2012-2013 уч. г. работало успешно по повышению научно-методического уровня и совершенствованию культуры труда педагогов. Большое внимание уделялось совместной деятельности детского сада и начальной школы, изучению документации, различной педагогической литературы по темам самообразования.
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы учителя сами принимали более активное участие в изучении, обобщении и распространении своего педагогического опыта через конкурсы, творческие отчёты, научно-практические конференции, проведение педагогических экспериментов, моделирование различных методических систем, публикаций в газетах и журналах.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся специальных и общеучебных знаний и навыков. Итоговые показатели успеваемости учащихся по основным общеобразовательным предметам свидетельствуют о достаточно высоком уровне образовательной подготовки учащихся 2—4 классов. Однако недостаточный уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности не позволяет отдельной группе учащихся усваивать учебный материал на высоком уровне. При планировании работы методического объединения на будущий год в качестве приоритетного направления практической деятельности педагогов следует выделить работу по формированию основных компонентов учебной деятельности, развитию навыков самоконтроля учащихся, формированию готовности к дальнейшему обучению.
По итогам методической работы за 2012 – 2013 учебный год можно сделать выводы:
• Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.
• Отметить положительную динамику результатов работы учителей.
• Совершенствовать дальнейшее развитие педагогического мастерства.
Руководитель МО Тютрюмова Е.В.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: