Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
Каменский район
Формирование творческих способностей
учащихся средствами уроков
мировой художественной культуры

Выполнила: учитель МХК
МКОУ «Рыбинская средняя
общеобразовательная школа»
Каменского района
Калина Наталья Геннадьевна
С.Рыбное
2012
Содержание
I. Теоретическая интерпретация опыта
Наименование опыта………………………………………………………3
Условия возникновения, становления опыта…………………………….3
Актуальность опыта……………………………………………………….4
Теоретическая база опыта………………………………………………...5
Новизна опыта……………………………………………………………...6
Ведущая педагогическая идея……………………………………………………..6
II. Технология опыта
Формирование творческих способностей на основе ЛОО…………….7
Формирование творческих способностей через проектную
деятельность……………………………………………………………….8
Элементы театрализации, хореографии как средство формирования творческих способностей…………………………………………………13
Формирование творческих способностей через средства изобразительного искусства………………………………………………13
Опыт созидания на уроках МХК…………………………………………15
Формирование творческих способностей через восприятие музыкальных произведений……………………………………………………………….15
III. Результативность, условия и возможности применения данного опыта………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………….20
Приложения
1.План урока по МХК в 10 классе по теме: «Золотой век Афин»
2.План урока МХК в 10 классе по теме «Искусство страны восходящего солнца»
3. Самоанализ урока по теме «Художественная культура Китая»
Теоретическая интерпретация опыта
Наименование опыта
Чтобы процесс познания искусства не превращался в простое накопительство знаний о нем, для меня, как учителя, главное – ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему. Познание через творчество – основное кредо моих уроков.
Условия возникновения, становления опыта
Полученное соответствующее образование в АГИК, опыт библиотечной работы, преподавание русского языка и литературы способствовали тому, что я с 2008г. начала вести новый для меня предмет – мировая художественная культура. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
Важным фактором, повлиявшим на выбор моей работы, являются особенности микросоциума и контингента учащихся.
Социальный статус семей учеников неоднороден: служащие, рабочие, небольшой процент интеллигенции. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, личную направленность.
Особенно много трудностей возникало на начальном этапе изучения предмета, так как в сознании учащихся сложилось мнение, что это не обязательный предмет, по окончании изучения которого необходимо сдавать экзамены, поэтому достаточно только лишь непосредственного присутствия.
К сожалению, количество часов, выделяемых на МХК в старших классах, невелико. Традиционно курс рассчитан на 68 часов (соответственно по 34 часа в 10 и 11 классах). Естественно, передо мной встала очень сложная проблема: не только «уместить» в 68 часов теоретические и исторические вопросы мировой художественной культуры, учитывая, что хронологический рамки предмета - от истории культуры первобытности до истории культуры ХХ века, но и заинтересовать учащихся данным предметом. Организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик получал эстетическое удовольствие от знакомства с произведениями искусства. А это можно сделать только через творчество.
Актуальность опыта.
Мировая художественная культура предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы – неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
В ФГОС прописаны цели изучения мировой художественной культуры, которые направлены на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой культуры; на развитие художественно-эстетического вкуса; творческих способностей; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Перед учителем МХК стоит серьезная задача – сформировать представление о художественной культуре как части духовной культуры, приобщить школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитывать художественный вкус и повышать уровень их художественного развития. Достичь данной цели без побуждения школьников к проявлению творческих способностей на уроках МХК невозможно.
Сегодня одной из главных задач образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь формирование в каждом ребенке творческой личности.
Установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силу для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению психологов, творчество помогает в преодолении страха и других негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и срывами. Развитие творческих способностей лежит в основе требования современного образования, целью которого является формирование личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Ведь, согласитесь, только творческий человек способен осуществлять ответственный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. Развитие творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Но нельзя забывать, что детское творчество – это, прежде всего, результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира, и потому к нему надо относиться с полным уважением и вниманием. Научить творчеству нельзя, но можно и необходимо создать для него максимально благоприятные условия, не вмешиваясь в сам процесс созидания. Работа эта долгая, кропотливая, но заниматься этим возможно и нужно не только во внеурочной, но и во время учебной деятельности. Учителю по силам смоделировать на уроке ситуацию, проблему, активизирующую творческую активность детей.
В данном опыте успешно решаются противоречия:
между насущной потребностью общества в образованной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание;
между требованиями к ученикам на основе государственного образовательного стандарта и разным уровнем реальных учебных возможностей старшеклассников;
между потребностями в культурологических знаниях и наличием этих знаний;
между сегодняшней жизнью школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни, где главными ориентирами для него станут духовно-нравственные ценности.
Теоретическая база опыта
Опыт также формировался в процессе изучения психолого-педагогических теорий и технологий.
В исследованиях В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Л.Г. Вяткина, З.И. Калмыковой отмечается важная роль школьного образования для формирования творческих способностей, так как именно детский возраст является сензитивным периодом для их развития. Закономерности учебно-творческой деятельности выявлены В. И. Андреевым, Т. В. Кудрявцевым, Ю.Н. Кулюткиным, В. Г. Разумовским, А. И. Матюшкиным, М. И. Махмутовым.
Проблемы творческого мышления исследуются в работах A.B. Брушлинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева.
Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Новизна опыта
Эффективность работы учителя и школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика. И сегодня задача формирования творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Сегодня надо научиться не только обучать, но и максимально выявлять, развивать индивидуальный опыт ребёнка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не только формировать заранее заданные свойства.
Исходя из таких современных требований этот опыт позволяет развивать творческие способности учащихся, которые будут их индивидуальными особенностями и определят успешность выполнения их творческих видов работ в самых разнообразных сферах деятельности.
Ведущая идея опыта
Ведущая идея опыта состоит во включении всех учащихся в реальную творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса и помогает выявить проблемы и разрешать возникающие противоречия; элементы творчества, используемые на уроках, предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли, формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.
Технология опыта
Формирование творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода
Работая учителем МХК, я сформулировала для себя несколько основных принципов педагогической деятельности:
«Каждый ученик уникален».
«Равенство и творческое сотрудничество».
«Мир многолик, помоги обозначить ценностные ориентиры».
Для реализации этих принципов использую различные методы и приемы организации учебно-педагогической деятельности, предполагающие:
эрудицию, артистизм учителя для создания эмоционального фона каждого урока;
психолого-педагогические паузы, заготовки, обеспечивающие комфортное общение;
интегрированное использование информации, расширяющей детский кругозор;
создание условий творческого самовыражения каждого ученика.
Творческий процесс рождается только там, где царят гармония, взаимопонимание, свобода самовыражения. Добиться положительного результата в работе также помогает знание и использование различных методик и технологий.
Моя деятельность основывается на технологии ЛОО, так как именно она способствует созданию условий для обеспечивания собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников. Учебный материал организован таким образом, что каждый ученик имеет возможность выбора при выполнении заданий.
Например:
а) при изучении нового материала – ребятам предоставляется возможность выполнить задания по карточке определенного цвета;
б) при закреплении материала – учащиеся выбирают понравившееся архитектурное сооружение (композитора, художника и т.д.), и, опираясь на изученный материал, готовят устное сообщение;
в) вариативность домашнего задания - из перечня заданий различного характера (реферат, рисунок, стихотворение, презентация и т.д.) учащиеся отдают предпочтение тому заданию, которое вызывает наибольший интерес.


В своей работе использую приемы актуализации субъектного опыта учащихся:
- методы диалога и полилога;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
- методы диагностики и самодиагностики;
-задания проблемно — творческого характера;
-словесный, графический вид деятельности...
Формирование творческих способностей через проектную деятельность
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве, способствует овладению учащимися коммуникативной компетенции.
Работая над формированием и развитием творческих способностей и художественной культуры учащихся, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами сети Интернет, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD, которые имеются в наличии в школьной медиатеке.
Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной, я даю рекомендации по поиску и обработке информации.
Широкие возможности по развитию творческих способностей учащихся, формированию их художественной культуры предоставляет мне и Интернет. На уроках часто провожу виртуальные экскурсии в музеи мира, страны.
Например, при изучении темы «Золотой век Афин» совершили виртуальную экскурсию по афинскому Акрополю. При знакомстве с художественной культурой Китая побывали на Великой китайской стене и т.д.
Использование учащимися ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Разработано и представлено проектов учащимися с использованием ИКТ | ||
Кто представил | Когда представил | Тема проекта |
Утрясова К. -10 кл. Ивахненко К.-10 кл. | II четв. II четв. | Кижи «Петродворец -русский Версаль» |
Мураева Я.-10кл. | I четверть IV четв. III четв. | Сокровища гробницы Тутанхамона Музыка Возрождения Микеланджело |
Учаев С. – 10 кл. | I четв. IV четв. III четв. | Боги Древнего Египта Искусство индийского танца Искусство Японии. Рафаэль Версаль |
Рябова О.-10кл. Лукашова С. – 10 кл. | IV четв. IV четв. | Леонардо да Винчи Сравнение садово-паркового искусства |
Утлов А. – 10 кл. | IV четв. | Искусство Древнего Китая Архитектура, живопись Индии |
Булатов В.-10 кл. | IV четв. | Художественная культура |
Фишер А. – 10 кл. | IV четв. | Андреа Мантенья. Готические соборы |
Аптрашитова Е-11 к. | II четв. | Рембрандт. Зарубежная живопись |
![]() Лукашов Н. 11 кл. Шеффер И. | II четв. | Бетховен |
Сулейманова Ал. Сулейманова Ам.-11 | III четв. | П.О.Ренуар |
Ивахненко К. Утрясова К. – 11 кл. | IV четв. | Музыка, высекающая огонь из детства Малевич Э. Кандинский В. |
Коваль А. – 11кл. Черепков Д. – 11кл. | IV четв. | Особенности Римского градостроительства. |
Коваль А. – 11кл. | III четв. | Пещерный храм Аджанте |
Коваль А. – 11кл. Черепков Д. – 11кл. | I четв. | Месопотамский Зиккурат |
Черепков Д. – 11кл. | I четв. | Искусство Древней Индии |
Хохлова Н.-10 кл. | III четв. | Деревянное зодчество |
Разработка презентаций индивидуально или группой вызывает наибольший отклик учащихся, так как считается изначально простым заданием. Однако, в процессе работы, возникает ряд проблем, которые помогает преодолеть совет учителя, терпение и увлеченность учеников. Способность разобраться в объёме информации, следовать выбранной теме, наглядно представить работу, быть убедительным во время подготовки и представления презентации - это не весь перечень сложных требований, которым должен быть готов ученик.
Требования к созданию мультимедийных презентаций к уроку
1.При создании МП использовать Microsoft Power Point.
2.Продумать план и структуру презентации.
3.Использовать определенную цветовую гамму, но не более 3-х цветов
4.Размер шрифта -32 пункта, текст состоит из 6-8 строчек.
5. Ключевые слова, определения выделяются видом и размером шрифта.
6. Не стоит перегружать слайды эффектами анимации.
Опорным материалом, служащим дополнительным информационным источником для учащихся, являются и непосредственно разработанные мной презентации:
№ | Наименование | Класс | Место хранения |
1. | Изобразительное искусство Древнего Египта | 8 | ПК |
2. | Идеал человека в культуре народов мира | 9 | ПК |
3. | Мировое древо | 8-9 | ПК |
4. | Образ женщины-матери в искусстве | 9 | ПК |
5. | Цивилизация и культура | 9 | ПК |
6. | Человек в мире Природы | 9 | ПК |
7. | Архитектура западноевропейского Средневековья | 10 | ПК |
8. | Архитектура страны фараонов | 10 | ПК |
9. | Архитектурный облик Древней Руси | 10 | ПК |
10. | Возрождение в Венеции | 10 | ПК |
11. | Выдающийся скульптор Древней Греции | 10 | ПК |
12. | Древние цивилизации | 10 | ПК |
13. | Древний Китай | 10 | ПК |
14. | Золотой век Афин | 10 | ПК |
15. | Золотой век Возрождения | 10 | ПК |
16. | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | 10 | ПК |
17. | Индия – страна чудес | 10 | ПК |
18. | Искусство доколумбовой Америки | 10 | ПК |
19. | Мир византийской культуры | 10 | ПК |
20. | Флоренция – колыбель Возрождения | 10 | ПК |
21. | Художественная культура ислама | 10 | ПК |
22. | Художественная культура Древней Передней Азии | 10 | ПК |
23. | Художественная культура Китая | 10 | ПК |
24. | Эгейское искусство | 11 | ПК |
25. | Архитектура Барокко | 11 | ПК |
26. | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 11 | ПК |
27. | Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения | 11 | ПК |
28. | Живопись импрессионизма | 11 | ПК |
29. | Основные направления развития зарубежной живописи | 11 | ПК |
30. | Изобразительное искусство барокко | 11 | ПК |
31. | Искусство маньеризма | 11 | ПК |
32. | Реализм – художественный стиль эпохи | 11 | ПК |
33. | Реалистическая живопись Голландии | 11 | ПК |
34. | Русский портрет XVIII века | 11 | ПК |
35. | Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII века | 11 | ПК |
36. | Шедевры классицизма в архитектуре России. | 11 | ПК |
Главное для побуждения учащихся к творчеству – это создание эмоционально-комфортных условий для учащихся, подбор заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей. Мной как учителем освоена методика работы с материалами реферативного характера. Теперь необходимо двигаться дальше – реализовать исследовательскую деятельность. Опыт работы пока сравнительно небольшой, но уже имеется положительный результат.


Элементы театрализации и хореографии как средство формирования творческих способностей
Одним из активных видов деятельности, на мой взгляд, является проведение ролевых игр и использование элементов хореографии на уроке. Так, готовясь к уроку в 10 классе по теме «Золотой век Афин», вместе с ребятами разучивала фрагмент танца «Сиртаки». Важно донести до учащихся, что без музыки, движения нельзя полностью понять художественную культуру той или иной страны.

Элементы театрализации и хореографии способствуют развитию мышления, творческого воображения, коммуникативных качеств.
Формирование творческих способностей через средства изобразительного искусства
У школьника, испытывающего интерес к художественной деятельности, возникает желание творить, расширить свои умения и навыки путем изобразительной деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане, именно на развитие устойчивого интереса ребенка к изобразительному искусству направлена программа по предмету. Также решить эту задачу мне помогает четкое планирование структуры урока.
Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, мне необходимо помнить, что это не обычное учебное занятие, на котором просто чему-то учатся, что-то узнают, а художественно-творческая деятельность, требующая от детей положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая для этого умственные и физические усилия. Без этого успех невозможен.
Т

Эскизы росписи ваз в стиле Камарес. Учитель заранее изготовил шаблоны ваз различных форм (чаши, кубки, вазы для фруктов, кувшины). По завершении изучения теоретического материала, десятиклассники украшали изделия орнаментом, характерным для эгейского искусства (растительные мотивы, «морской стиль»).
Тема урока: «Живопись импрессионизма». 11 класс.
Этап рефлексии. Учителем было предложено выразить своё впечатление от урока с помощью акварели.
Т

Этап изучения нового материала. Учащиеся, работая в парах, готовили подарок богине Афине – пеплос (покрывало).
Тема урока: «Архитектура: от модерна до конструктивизма». 11 класс.
Этап повторения. Работа в парах. Каждой микрогруппе нужно было определить архитектурный стиль по заданным характеристикам. Опорой для учащихся служили изображения архитектурных сооружений различных стилей.
Тема урока: «Художественная культура Китая». 10 класс.
Этап подготовки к восприятию нового материала. На фоне тихой китайской музыки учащиеся по инструкции изображали на горизонтальных и вертикальных листах природу Китая, сворачивали в свитки, перевязав лентой. После изучения нового материала ребята снова возвращались к своим творениям, для того чтобы определить, в чём сходство и различие их картин от картин китайских художников.
Опыт созидания на уроках МХК


Индивидуальное домашнее задание. Учащемуся было предложено изготовить фрагмент книги – таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала.
Формирование творческих способностей через восприятие музыкальных произведений
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах не только на уроках, посвященных творчеству известных композиторов, но и при изучении художественной культуры разных стран. Обязательным элементом урока является проведение физкультминуток под соответствующую музыку. Иногда этот процесс сопровождается выполнением различных движений, жестов, характерных для народа той или иной страны. Например, выполнение «энергетического» самомассажа при изучении культуры Китая. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Результативность, условия и возможности применения данного опыта.
Деятельность по формированию творческих способностей средствами уроков мировой художественной культуры позволила достичь определенных результатов:
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета мировая художественная культура:



более эффективно формируется навык творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется устная речь;
учащиеся стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
результаты опыта выражаются в отсутствии проблем успеваемости и дисциплины:
№ п\п | ФИ учащихся | 11 класс 2008-2009г. |
1 | Андриянова Татьяна | 5 |
2 | Анисимова Анна | 5 |
3 | Бульбаш Анастасия | 5 |
4 | Корнилова Мария | 5 |
5 | Пономарева Наталья | 5 |
6 | Утлова Мария | 5 |
№ п\п | ФИ учащихся | 2008-2009г. | 2009-2010г. |
10 кл. | 11кл. | ||
1 | Аптрашитова Екатерина | 4 | 4 |
2 | Васильев Даниил | 4 | 4 |
3 | Ивахненко Ксения | 5 | 5 |
4 | Лукашов Николай | 4 | 4 |
5 | Сулейманова Алина | 4 | 5 |
6 | Сулейманова Амина | 4 | 5 |
7 | Утрясова Ксения | 5 | 5 |
8 | Шеффер Иван | 4 | 4 |
9 | Шилова Ксения | 4 | 4 |
№ п\п | ФИ учащихся | 2009-2010г. | 2010-2011г. |
10 кл. | 11кл. | ||
1 | Бишева Наталья | 4 | 4 |
2 | Булатов Вячеслав | 4 | 4 |
3 | Долженко Станислав | 3 | 3 |
4 | Калинкин Алексей | 3 | 4 |
5 | Лукашова Светлана | 4 | 4 |
6 | Мураева Яна | 5 | 5 |
7 | Рябова Олеся | 5 | 5 |
8 | Утлов Александр | 4 | 4 |
9 | Учаев Сергей | 5 | 5 |
10 | Фишер Андрей | 5 | 5 |
Опыт работы может быть использован любым, творчески работающим учителем.
Литература
1. Бенин, В.Л., Василина, Д.С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 148 с.
2..Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учеб.
Пособие. - М.,1998;
3. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования. Москва.ТЦ Сфера.2003г.
4. Мировая художественная культура. 8 класс, Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И./Сост. Н.Н.Куцман.-Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
5.Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
6. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
8. Н.Щербаков «Психолого-педагогические основы преподавания МХК» / «Искусство в школе», №1. 1992 г.).
9. И.С.Якиманская. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва, 1996г.
Приложения
МОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель МХК: Калина Наталья Геннадьевна
Открытый урок по МХК в 10 классе 16.02.10г.
Тема: Искусство Страны восходящего солнца
Цели урока:
Дать общее представление о культуре Японии.
Познакомить с особенностями японского зодчества и садово-паркового дизайна Японии.
Раскрыть своеобразие и неповторимость японской скульптуры и гравюры.
Задачи урока:
Обучать умению выражать словами свои чувства.
Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.
Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока:
Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; презентация “Искусство Страны восходящего солнца”; выставка книг о Японии.
Глоссарий урока: нэцкэ, монастырь Хорюдзи, Замок Химэдзи, деревья, камни, вода, «Огия Касен», саби, ваби, сибуй, югэн, бидзинга.
Ход урока.
I Орг. момент. На доске записаны термины (нэцкэ, монастырь Хорюдзи, Замок Химэдзи, деревья, камни, вода, «Огия Касен», саби, ваби, сибуй, югэн, бидзинга)
II Слово учителя. (на фоне музыки читает стихотворение)
Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег –
Зимой.
Что останется после меня?
Цветы – весной,
Кукушка – в горах,
Осенью листья клёна.
Беседа с учащимися.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, написавший такие замечательные строки? (рассудительность, спокойствие, умиротворение, внутренняя красота…) Могут ли душевные качества человека передаваться произведениям искусства?
Вывод: Человек передает частицу своего «я» на созидаемый объект.
Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правильно о Японии); для чего мы будем вести речь о такой далекой стране? (учитель формулирует цели урока).
1).Работа в тетрадях (запись даты, темы урока)
Слайд №1-2 (карта Японии)
2) Сообщение о Японии Рябовой Олеси.
III Новая тема.
Мерами красоты у японцев служат четыре понятия (саби, ваби, сибуй, югэн). У японских мастеров всегда были свои представления о красоте, отличные от её понимания другими народами. Путь японского искусства – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Именно в простоте и обычности заключена неповторимость японского искусства. Японские художники никогда не диктуют свою волю тому предмету, явлению, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную в нем самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз. В произведениях искусства они стремятся подчеркнуть прелесть старины, а поэтому их привлекает цвет необожженной глины, замшелый камень. Вот эти черты давности именуются красивым словом «саби» - ржавчина.
Простота и отсутствие вычурности, по другому – «ваби» - становятся важнейшим принципом художника. Сохранение первозданной красоты самого предмета, ещё не подвергнутого художественной обработке – другой принцип – «сибуй» –при минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия – вот идеал. (т.е. чашка хороша тем, если из неё удобно и приятно пить чай, кинжал красив не потому, что на нем есть орнамент, а должна чувствоваться острота лезвия…) Важно умение с помощью намека- югэн -, подтекста передать суть произведения искусства. Недосказанность и незавершённость становятся важнейшими критериями художественности. (завершенность и симметрия несовместимы с вечным движением жизни)
Архитектура.
Слайд №3
Монастырь Хорюдзи – один из древнейших архитектурных сооружений Японии. ( возведен в первые годы VII столетия. Центр его – прямоугольный двор, окруженный крытыми галереями, внутри двора - Золотой зал и пятиярусная пагода. Считается, это самые древние сооружения на земном шаре. Внутреннее пространство храма кажется второстепенным по сравнению с его выразительным внешним видом.)
Слайд №4
Золотой павильон в Киото – шедевр японского зодчества, должен был служить увеселительным дворцом императора, поэтому его внутреннее убранство отличается роскошью и богатством. Таким необычным названием павильон обязан 3-х ярусной кровле с приподнятыми краями. Здание высится на берегу небольшого озера на легких столбах-колоннах.
XVI столетие стало для Японии временем расширения международных связей. В период междоусобных войн и борьбы за объединение страны стали возводиться оборонительные сооружения. Теперь не храмы и монастыри, а замки играют ведущую роль в архитектуре.
Слайд №5
Замок Химэдзи (Замок Белой цапли) – один из живописных замков того времени. Он был возведен в период наивысшего расцвета замковой архитектуры. Его многоярусные изогнутые крыши создают образ парящей в небе птицы.
Однако внутренние войны затухали, а замки все более стали походить на дворцы- резиденции феодалов.
Садово-парковое искусство Японии.
Учитель предлагает учащимся объединиться в 2 группы. Каждая группа должна расположить камни на песке в коробке.
- Ребята, что у вас получилось? Что напоминает ваша работа?
Слово учителя.
Истоки садово-паркового искусства восходят к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням. Вода – это зеркало мира, воплощение текучести, изменений и превращений жизни.
Камни считали созданными из «чистейшей энергии Неба и Земли». Внести камень в сад и расположить их правильно – значит внести в пространство сада круговорот энергии, воплотить идею мира в миниатюре. Значит, располагая камни в воображаемом саду, вы внесли положительную энергию в класс.
Камни – это вестники вечного, навевающие думы о прошлом. В них ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочкой. Японские мастера внесли свой неповторимый вклад в развитие садово-паркового искусства. Приступая к созданию сада, художник прежде всего выбирал его тип:
сад деревьев Слайд №6 (основные смысловые акценты несут искусно расположенные деревья различных пород),
сад воды Слайд №7 ( главную роль играет вода, как настоящая – водоём, ручей, так и символическая в виде песка или гальки).
сад камней Слайд №8. Сад Рёандзи в Киото
Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.
Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.
Сад камней при храме монастыря Рёандзи представляет собой прямоугольник тридцать на десять метров, над засыпанной белым гравием поверхностью которого высятся пятнадцать замшелых камней разной формы, объединенных в группы. Специальными граблями от одного края сада к другому служители храма проводят параллельные бороздки, закругляющиеся вокруг камней и напоминающие рябь на морской глади. С трех сторон Сад окружен глинобитной монастырской стеной, над которой раскинули свою обильную зелень деревья. Четвертая сторона выходит на веранду, где располагаются посетители.
Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается “скрытым”. Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир, его законы, всегда остается что-то неизвестное. Монахи-буддисты говорят, что, разглядывая камни и с любого места веранды замечая лишь четырнадцать камней из существующих пятнадцати, гости смогут прикоснуться к буддийской мысли о безграничности мира и о необходимости воспринимать реальность более широко, чем привыкли люди в обычной, будничной жизни. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
Действительно, сколько бы ни предпринималось попыток сфотографировать Сад целиком, ни у кого это не получилось - так задумана и устроена смотровая площадка-веранда. После тщетных усилий настойчивый фотограф вынужден сесть, оставив свой фотоаппарат, и погрузиться в созерцание Сада и собственные мысли. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.
Сад Рёандзи – это воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной.
Японская гравюра
Главным направлением развития гравюры стало укиё-э – «искусство быстротекущего мира». Все гравюры подразделялись на две группы: театральные и бытописательные. В лучших творениях японских художников запечатлено сиюминутное мгновение. Смена чувств в жизни природы и человека. Художники работали в разных жанрах: портрет, пейзаж, но среди них был один, посвятивший себя редкому жанру «бидзинга» -изображение красавиц.
Китагава Утамаро. «Огия Касен» - одна из самых известных гравюр художника.
Слайд №8
Ребята, что вы можете сказать об этой гравюре? ( Молодая женщина в раздумье, лицо почти ничего не выражает, но как о многом он говорит зрителю. Художнику удается добиться подлинной выразительности).
Кацусика Хокусай – гениальный художник. Создал серию «36 видов Фудзи», где раскрыл образ родины и образ народа в единстве. Его творчество – это вершина в художественном творчестве средневековья.
Слайд №9
Скульптура нэцкэ.
Миниатюрная японская скульптура нэцкэ получила широкое распространение в XVIII-XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный костюм –кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы прикрепляются к поясу с помощью брелока-подвески. Кого изображали чаще всего – это духи, демоны, люди, животные, птицы, растения.
Слайд №10
IV Вывод.
Ребята обратите, пожалуйста, внимание на слова и выражения, записанные на доске. Вспомните, что они обозначают?
V Рефлексия. ( на фоне музыки) Каждому учащемуся раздается карточка с темой урока. Нужно отметить значком
+ Эта тема меня заинтересовала;
- По этой теме я хочу узнать больше ;
// Этот материал был непонятен.
VI Запись д/з
– сравнить садово-парковое искусство Китая и Японии.
- составить кроссворд о культуре Японии.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: