NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Муниципальное образовательное учреждение «красненская средняя общеобразовательная школа имени м. И. Светличной» зо9 870 Белгородская область, Красненский район


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ М.И.СВЕТЛИЧНОЙ»

ЗО9 870 Белгородская область, Красненский район,

с. Красное, ул. Подгорная, д.1

тел. 8 (46272) 5-23-19, kra [email protected]


ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«СОЮЗ ПРИРОДЫ И ЗДОРОВЬЯ»


Разработала: Шамрина Наталья Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе


с. Красное

2012 г.

Пояснительная записка



Человек будущего - это всесторонне развитая личность, ведущая здоровый образ жизни, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Подготовка детей к жизни - цель современной школы. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается с раннего детства. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ здорового образа жизни, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно-образной картины мира и нравственной позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Младших школьников целесообразно обучать здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа, направленная на формирование полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека; формирование знаний обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составлена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и восприятия ими окружающей среды:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к

своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Реализация программы начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

  • физическое и психическое здоровье;

  • здоровый жизненный стиль;

  • культура безопасности жизнедеятельности;

  • правильное, рациональное питание;

  • профилактика вредных привычек.

В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Программа построена на основе принципов:

  • Раскрой себя в каждом деле.

  • Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

  • Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях.

В ходе своей деятельности школа обеспечивает:

  • рациональную организацию режима работы на основе соблюдения санитарных норм, предусмотренных САНПИНом (распределение учебной нагрузки; организация адаптационного периода; щадящий режим; чередование форм деятельности и т.д.);

  • организацию горячего питания (горячим питанием охвачено 100% обучающихся школы);

  • организацию физкультурно-оздоровительной работы (уроки физической культуры; проведение утренней зарядки, динамических пауз, физкультминуток; организация внеурочной деятельности по плану воспитательной работы: проведение Дней здоровья, праздников, конкурсов и др.);

  • формирование элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек (классные часы, уроки здоровья, беседы, реализация программы «Школьное молоко», «Школьный мёд» и т.д.);

  • организацию просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями) (встречи с медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, оформление информационных стендов, родительские собрания, педагогические лектории, индивидуальные беседы и т.д.);

  • организацию мониторинга здоровья.

Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Ожидаемые результаты:

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

- знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;

- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

  • Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

Каждый год проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:

1. Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

2. Состояния здоровья.

3. Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей класса.

4. Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Выявление интересов детей и родителей.

В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

1. Определения динамики роста и развития всех показателей.

2. Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.

3. Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.

4. Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

5. На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
Тематический план на 1 год обучения

Разделы

Темы занятий

теория

практика

Самопознание и саморегуляция

1. Я не похож на других.

2. Моя семья.

3. Я как член коллектива.

4. Путешествие в «Страну Здоровья».

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

6. Режим дня.

7. Учёба и здоровье.

8. Домашние задания и здоровье.

9. Отдых для здоровья.

10. Зачем и как я одеваюсь?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Личная безопасность и профилактика травматизма

1.Я и опасность.


4

Организм человека и охрана его здоровья


1. С чего все началось.

2. Удивительные превращения.


5

10

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

1. Здоровый образ жизни.


4

Итого




33


Содержание программы

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.

1. Я не похож на других.

Я как индивидуальность.

Внешние сходства и различия людей.

Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха.

Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник».

2. Моя семья.

Самое дорогое у человека – семья.

Значение семьи в жизни человека.

Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге).

Правила семейного общения.

Практическая работа: Диагностика взаимоотношений в семье: тест «Кинетический рисунок семьи».

3. Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники.

Правила знакомства.

Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая работа: - тест «Школа зверей»,

- тест «Я в классе»,

- Диагностика межличностных отношений.

4. Путешествие в «Страну Здоровья».

Что такое здоровье и что такое болезнь?

Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя.

Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны.

Анализируем свой образ жизни.

Правила и нормы здорового образа жизни.

Практическая работа: - проект «Какие уроки дают нам сказки»,

- собери пословицу.

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве.

Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх.

Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех.

Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств.

Смех продлевает жизнь.

Музыка лечит, музыка учит.

Практическая работа: Организация шумового оркестра.

6. Режим дня.

Есть ли режим в природе?

Необходим ли режим дня человеку?

Индивидуальность построения режима дня.

Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе.

Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Практическая работа: - Составление режима дня;

- тест «Правильно ли я веду себя за столом»;

- фотовыставка «Мы в школьной столовой».

7. Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание.

Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.

Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

8. Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.

Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.

Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места.

Правильная посадка за столом.

Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая работа: Размножение комнатных растений отводками и листьями.

9. Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.

Индивидуальный подход к организации активного отдыха.

Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки).

Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая работа: - памятка «Мои первые в жизни каникулы»;

- Электронные физминутки для глаз.

10. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда?

Национальная русская одежда.

Гигиенические требования к одежде.

Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде».

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 4 ч.

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.

Может ли Земля болеть?

Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей».
Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.

С чего все началось.

Библия о возникновении жизни на земле.

Ученые о зарождении жизни.

Основа развития всего живого - клетка.

Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма.

Элементарное строение и функции клетки.

Меню из трех блюд на всю жизнь.

Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма.

Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Удивительные превращения.

Появление человека.

Роль родителей в нашей жизни.

Мать с младенцем как источник вдохновения художников.

Дарим мамам и папам добрые слова.

Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека.

Органы и их роль в организме человека.

Основные части скелета и их назначение.

Первая помощь при переломах.

От чего зависит красивая осанка человека.

Способы формирования правильной осанки.

Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка от взрослого.

Бережное отношение к пожилым людям.

Как сохранить свое здоровье до самой старости?

Правила здорового образа жизни.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения.

Я и моя физическая культура.

Практическая работа: - оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».

- оформление слайд-фильма «Всё начинается со школьного звонка»

- подготовка выставки фотографий: «Моя семья», «Наши мамы», «Наши папы».

- освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;

- подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»»,

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья – 4 ч.

Здоровый образ жизни.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.

Правила здорового образа жизни.

Программа здоровья и ее роль.

Провести конкурс рабочих тетрадей.

Практическая работа: - работа над проектом «Я и здоровье»;

- оформление рабочих тетрадей
Тематический план на 2 год обучения

Разделы

Темы занятий

теория

практика

всего

Познай себя

1. Вводное занятие

2. Дружи с водой.

3. Органы зрения и слуха.

4. Уход за зубами.

5. Уход за руками и ногами.

6. Забота о коже.

7. Как следует питаться.

8. Мышцы, кости и суставы.

9. Почему я расту?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

1

2

-

1

1

1

2

2

2

2

3

1

2

2

Духовное оздоровление

1. Сон – лучшее лекарство.

2. Твое настроение.

3. Вредные привычки.

4. Правила этикета.

1

1

1

2

-

1

-

2

1

2

1

4

Динамические занятия

1. Развивающие и подвижные игры.

2. Правила закаливания.

1
1

3
1

4
2

Педагогический контроль

1. Игра путешествие «В страну Здоровья»

2. Пеший поход по окрестностям села.

-
-

1
3

1
3

Итого




16

19

35


Содержание программы.

Раздел 1. Познай себя – 17 ч.

1. Вводное занятие.

Беседа по технике безопасности во время занятий.

Техника безопасности при пожаре.

Практическая работа: Эвакуация (тренировка).

2. Дружи с водой.

Беседа о правилах поведения у водоемов, на водоемах во время купания.

Практическая работа: - рисование на тему «На реке»;

- веселые эстафеты с водой.

3. Органы зрения и слуха.

Знакомство с важными органами зрения и слуха. Гигиенические навыки по уходу за ними.

Практическая работа:

- упражнения для глаз с использованием тренажера;

- игры «Сломанный телефон», «Узнай, чей голосок» и другие.

4. Уход за зубами.

Знакомство с правилами ухода за зубами.

Практическая работа: Осмотр детей в стоматологом.

5. Уход за руками и ногами.

Знакомство с гигиеническими правилами по уходу за руками и ногами. Знакомство с моющими средствами для детей.

Практическая работа: Игры «Дочки-матери», «В магазин» и другие.

6. Забота о коже.

Беседа о правилах ухода за кожей.

Практическая работа:

- Чтение и обсуждение рассказов и стихов о чистюлях и грязнулях.

- Рисование на тему «Чистота – залог здоровья»

7. Как следует питаться.

Беседа о правилах питания.

Проект «Меню на неделю для первоклассника»

Анкета «Правильно ли ты питаешься?»

8. Мышцы, кости и суставы.

Первичное знакомство с важными органами организма: мышцы, кости и суставы. Работа с таблицами «Мышцы», «Кости и суставы»

Практическая работа: Подвижные игры «Змейка», «Кошки-мышки», «Море волнуется».

Раздел 2. Духовное оздоровление – 8 ч.

1. Сон – лучшее лекарство.

Беседа о соблюдении режима дня школьниками.

Тренинг.

2. Твое настроение.

Анкетирование «Настроение».

Беседа на тему «Что тебя радует, что - огорчает».

Тренинг «Учимся управлять своим настроением»

Настроение в школе.

Настроение дома.

Практическая работа: Игра «Цветок настроения».

3. Вредные привычки.

Беседа о вредных детских привычках и способах избавления от них.

Игра «Советы другу». Тренинг.

4. Правила этикета.

Знакомство с правилами этикета за столом, в гостях, в общественных местах, в выборе одежды, в культуре речи.

Практическая работа: Ролевые игры «В театре», «В гостях», «В транспорте» и другие.

Раздел 3. Динамические занятия – 6 ч.

1. Развивающие и подвижные игры.

Развивающие и подвижные игры предназначены для укрепления здоровья и содействия физическому развитию детей, для обучения их основным двигательным действиям и воспитания важных физических качеств: смелость, выносливость, ловкость. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

2.  Правила закаливания.

Дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Раздел 4. Педагогический контроль – 3 ч.

1. Игра путешествие «В страну Здоровья».

Практическая работа: Данная игра направлена на выявление и обобщение теоретических знаний, полученных детьми по всем изученным темам программы.

2. Пеший поход по окрестностям села.

Практическая работа: При проведении похода дети на практике применяют знания, полученные на занятиях.
Ожидаемый результат к концу 2 года обучения:

К концу 2 года обучения дети должны знать:

- правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;

- знать правила тренировки мышц;

- об опасных и вредных привычках;

- правила рационального питания;

- правила закаливания;

- знать различные подвижные игры.

Дети должны уметь:

- тренировать мышцы;

- расслаблять мышцы;

- закаливать свой организм;

- осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей;
Тематический план на 3 год обучения

Разделы

Темы занятий

теория

практика

всего

Расти здоровым

1. Вводное занятие.

2. Доктора природы.

3. Безопасность при любой погоде.

4. Что нужно знать о лекарствах.

5. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

6. Правила обращения с огнем, с электрическим током.

7. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

8. Предосторожности при обращении с животными.

1

-

1
1

1

1
1
1


-

1

1
-

1

-
1
-


1

1

2
1

2

1
2
1


Воспитывай себя

1. Чего не надо бояться.

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным.

3. Почему мы говорим неправду?

4. Почему мы не слушаемся родителей?

5. Правила этикета.

1

1
1
1
2

1

-
1
1
2

2

1
2
2
4

Я выбираю движение

1. Народные игры.

2. Подвижные игры.

3. Спортивные эстафеты.

4. Закаливание. Самомассаж.

1

1

-

1

2

2

2

2

3

3

2

3

Педагогический контроль

1. Пеший поход по окрестностям села.

2. Спортивные эстафеты «Веселые старты»

-

1

1

1

1

Итого




16

19

35


Содержание программы.

Раздел 1. Расти здоровым - 11 ч.

1. Вводное занятие.

Беседа по технике безопасности во время занятий.

Техника безопасности при пожаре.

Эвакуация (тренировка).

2. Доктора природы.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Беседа о друзьях природы.

Практическая работа: Рисование на тему «Летом»

3. Безопасность при любой погоде.

Беседа об одежде в различные погодные условия.

Загадки, стихи, игры, конкурсы.

Разбор ситуаций по теме.

4. Что нужно знать о лекарствах.

Знакомство с лекарственными препаратами, лекарственными травами. Экскурсия в аптеку.

5. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Беседа об опасностях, подстерегающих дома, на улице, в транспорте. Знакомство с правилами безопасного поведения.

Правила дорожного движения.

Практическая работа: Проект «Безопасный путь в школу».

Ролевые игры.

6. Правила обращения с огнем, с электрическим током.

Знакомство с правилами обращения с огнем.

Чтение и анализ стихотворения С.Маршака «Пожар».

7. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Правила обращения с острыми, колющими, режущими предметами. Первая помощь при ушибах, порезах.

Бинтование пальца руки себе и соседу по парте.

Практическая работа: Ролевая игра «Мы санитары».

8. Предосторожности при обращении с животными.

Беседа о домашних животных.

Правила поведения с животными: собаками, кошками.

Работа с рассказом.

Раздел 2. Воспитывай себя - 11 ч.

1. Чего не надо бояться.

Беседа о жизненных ситуациях, которые затрудняют детское поведение.

Тренинги.

Анкетирование.

Практическая работа: Экскурсия на почту.

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным.

Разбор жизненных ситуаций.

Беседа о данных качествах характера.

Работа с литературными текстами.

3. Почему мы говорим неправду?

Анкетирование.

Тренинги «Различаем правду ото лжи».

Беседа «Правдивое слово».

Работа с пословицами.

Практическая работа: Игра «Да и нет».

4. Почему мы не слушаемся родителей?

Беседа о взаимопонимании между родителями и детьми.

Работа с пословицами.

Практическая работа: Рисуночный тест «Семья»

5. Правила этикета.

Освоение правил этикета: сервировка стола, прием гостей, правила поведения за столом, отношение к подаркам, к наказаниям, нехорошим словам и недобрым шуткам, к одежде.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм при приготовлении фруктового салата детьми.

Практическая работа: Игра «Гости».

Раздел 3. Я выбираю движение - 11 ч.

1. Народные игры.

Разучивание народных игр «Лапта», «Городки», «Чехарда» и других. Практическая работа: Вовлечение в игру детей.
2. Подвижные игры.

Подвижные игры предназначены для укрепления здоровья и содействия физическому развитию детей, для обучения их основным двигательным действиям и воспитания важных физических качеств: смелость, выносливость, ловкость. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

3. Спортивные эстафеты.

Спортивные эстафеты включают в себя разнообразные двигательные игры и конкурсы с предметами и без них. Для участия в эстафетах привлекаются родители детей.

4. Закаливание. Самомассаж.

Катание с горки на санках. Точечный массаж от насморка, для снятия головной боли. Упражнения для глаз.

Раздел 4. Педагогический контроль - 2 ч.

1. Пеший поход по окрестностям села.

При проведении походов дети применяют практические и теоретические знания, полученные на занятиях .

2.Спортивные эстафеты «Веселые старты».

Место проведения – школьная площадка. Спортивные эстафеты проходят на командное первенство с использованием предметов и без них.
Ожидаемый результат к концу 3 года обучения:

К концу 3 года обучения дети должны знать:

- правила этикета;

- правила оказания первой помощи при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах;

- правила закаливания;

- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;

- правила обращения с огнем, электрическим током.

Дети должны уметь:

- заботиться о своем здоровье;

- оказать первую помощь при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах;

    • закаливать свой организм.


Тематический план на 4 год обучения

Разделы

Темы занятий

теория

практика

всего

Буду здоровым!

1. Почему мы болеем?

2. Кто и как предохраняет от болезней?

3. Кто нас лечит?

4. Что такое народные средства?

5. Первая помощь при отравлении.

6. Первая помощь при тепловом ударе и обморожениях.

7. Первая помощь при попадании инородных тел

1

1
2

1

1
1
1


1

2
1

-

1
1
1


2

3
3

1

2
2
2


Духовное здоровье.

1. Вредные привычки.

2. Правила этикета.

2

2

2

2

4

4

Жизнь в движении.

1. Ритмика.

2. Самомассаж.

3. Спортивные соревнования.

-

1

-

2

2

2

2

3

2

Педагогический контроль.

1. Поход( водоём)

2. Проведение мониторинга здоровья.

-

2


3

-


3

2


Итого




15

20

35


Содержание программы.

Раздел 1. Буду здоровым! - 15 ч.

1. Почему мы болеем?

Беседа о выявлении причин заболеваний.

Признаки заболевшего человека.

Воспитание сострадания к больному.

Чтение и анализ рассказа «Больной».

Практическая работа: Ролевая игра «Больница»

2. Кто и как предохраняет от болезней?

Беседа о лекарствах, об осторожном обращении с ними.

Тренинг.

Анкетирование.

Практическая работа: Ролевая игра «Больница»

3. Кто нас лечит?

Знакомство с профессией врача.

Специальности врачей.

Практическая работа: - экскурсия в больницу;

- рисунок на тему «Если б я был врачом».

4.Что такое народные средства?

Знакомство с лекарственными препаратами из трав, правилами сбора лекарственных травам.

Экскурсия в аптеку.

5. Первая помощь при отравлении.

Познакомить с признаками отравления и оказанием первой помощи.

6. Первая помощь при тепловом ударе и обморожениях.

Познакомить с признаками теплового удара и обморожения и оказанием первой помощи.

7. Первая помощь при попадании инородных тел.

Познакомить с оказанием первой помощи при попадании инородных тел в глаза, уши.
Раздел 2. Духовное здоровье - 8 ч.

1. Вредные привычки.

Беседа о вредных привычках и способах избавления от них.

Практическая работа: Игра «Письмо другу курильщику».

Тренинг.

2. Правила этикета.

Знакомство с правилами этикета за столом, в гостях, в общественных местах, в выборе одежды, в культуре речи.

Практическая работа: Ролевые игры «В магазине», «В гостях», «В транспорте» и другие.

Раздел 3. Жизнь в движении - 7 ч.

1.Ритмика.

Разучивание танцевальных движений под музыку и счёт.

2. Самомассаж.

Точечный массаж от насморка, для снятия головной боли. Упражнения для глаз.

3. Спортивные соревнования.

Спортивные соревнования включают в себя разнообразные двигательные игры и конкурсы с предметами и без них. Для участия в эстафетах привлекаются родители детей.

Раздел 4. Педагогический контроль - 5 ч.

1. Пеший поход по окрестностям местного водоёма.

При проведении походов дети применяют практические и теоретические знания, полученные на занятиях .

2. Проведение мониторинга здоровья.

Обобщение опыта. Анкетирование. Вывод по работе программы.
Ожидаемый результат к 4 году обучения.

К концу 4 года обучения дети должны знать:

- причины некоторых заболеваний;

- способы профилактики заболеваний;

- медицинские профессии;

- правила по оказанию первой помощи при отравлении, обморожении и т.д.;

- правила этикета;

- что такое вредные привычки;

- приёмы самомассажа.

К концу 4 года обучения дети должны уметь:

- распознавать симптомы болезней (грипп, ангина и др.);

- оказывать первую медицинскую помощ себе и другим ;

- заботиться о своём здоровье;

- укреплять и поддерживать своё здоровье;

- доносить информацию о ценности здоровья, его сохранении, укреплении до своих сверстников и других окружающих.
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
Предметно-информационная составляющая образованности:

- представление о культуре здоровья и путях ее развития;

- знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
- знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
- знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
- знание приемов самоконтроля.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
- освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
- освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;

- умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

- соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

- освоение основ культуры физического здоровья;

- овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

- становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
- понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
- развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.


Литература:
1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.

2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

4. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.

11. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.

12. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

15. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


«Моя семья моё богатство»

Внеклассное мероприятие: 1 стр.