Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства» г. Серпухов Московской области утверждаю
Муниципальное образовательное учреждение
прогимназия «Центр детства»
г. Серпухов Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ – прогимназия
«Центр детства»
____________Похващева Т. А.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
Проектная деятельность
«Тропинка в природу» (1-4 класс)
на 2011-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 135 часов
(1 ч в неделю)
1 класс — 33 часа
2 класс — 34 часа
3 класс — 34 часа
4 класс — 34 часа
Составитель: воспитатель ГПД
Колдашева Радмила Рифкатовна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка в природу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ прогимназии «Центр детства».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
Закон «Об образовании» Российской Федерации;
«Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Конституция РФ
ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 №7 – ФЗ
ФЗ «О животном мире» от 22.03.95 с изменениями
ФЗ «О защите зеленых насаждений» от 5 мая 1999 г. N 17 с изменениями
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 №96 – ФЗ
Водный кодекс
Принципы программы внеурочной деятельности:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и ценности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Актуальность курса
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.
Разрешение возникающих экологических проблем, зависит не столько от уровня развития научно-технической сферы, сколько от уровня осознания этой проблемы человечеством, от уровня ответственности человечества за состояние окружающей среды. В конечном итоге – от экологической образованности и воспитанности каждого человека.
Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы не только в школе, но и в семье, в учреждениях дошкольного обучения, в организациях дополнительного образования. Только в этом случае процесс экологического обучения и воспитания станет непрерывным и успешным.
Изучение проблем окружающей среды не всегда вписывается в структуру и содержание учебных дисциплин, так как эти проблемы имеют многопрофильный и многоаспектный характер.
Никакое вербальное обучение (а именно эта форма преобладает на уроках) не заменит конкретной деятельности школьников по изучению и охране окружающей среды. Иначе говоря, непременным условием экологического образования является сочетание теоретической подготовки и активной практической деятельности в области охраны окружающей среды.
Программа «Тропинка в природу» - один из компонентов непрерывного процесса экологического образования, направленного на воспитание ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Цели и задачи курса
Таким образом, цель данной программы – формирование у учащихся экологического мировоззрения, развитие экологической культуры путем практической (исследовательской) и пропагандической деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Формирование понимания самоценности природы и осознания взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
Способствовать воспитанию активной жизненной младших школьников;
Воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
Развивать критическое отношение учащихся к результатам деятельности человека;
Развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
Содействовать расширению и углублению знаний детей в поисково-исследовательской и проектной деятельности.
Для реализации поставленных целей и задач необходимо создать ряд условий:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской;
- техническое оборудование (проектор, экран, компьютер, телевизор, магнитофон);
- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых, минералов и др.)
- раздаточный материал для творческой работы учащихся;
- высокий уровень профессиональной подготовки педагогов.
II. Возрастная категория и место курса в учебном плане
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения, в объеме 135 часов (1 час в неделю). Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста – учащихся 1-4 классов. Программа адресована учителям начальных классов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.
III. Структура и содержание курса
В программе можно выделить три блока: «Экологический светофор» (1 класс), «Наша зеленая планета» (2 класс), «Юный исследователь» (3-4 класс).
Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися данной возрастной группы.
Каждый блок программы включает разделы. В разделе содержатся теоретические вопросы и работа практической направленности. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов.
В 1-ом классе (блок «Экологический светофор») предполагается знакомство с понятием «экология», с элементарными (первичными) сведениями о живой и неживой природе, о созидательном и разрушительном воздействии человека на природу.
В 2-ом классе (блок «Наша зеленая планета») изложен материал о неживой природе (значение солнца, воздуха, воды для жизни на Земле), экологии растений, грибов и лишайников.
В 3-4 классе (блок «Юный исследователь») путем практической работы и исследовательской деятельности учащиеся должны познакомиться с экологией животных и экологией человека, влиянием человека на природу.
Для решения этих проблем в программе «Тропинка в природу» в рамках личностно-ориентированного обучения реализуется проектная деятельность.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Программа «Тропинка в природу» включает два вида проектов: серия мини-проектов, реализующихся в течение всего года, и один или два итоговых проекта в конце года.
Для выполнения каждого нового мини-проекта (задуманного самим ребенком, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ребенку приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Формой продукта мини-проекта могут быть: рисунки, коллажи, сообщения, викторины, познавательные игры, эмблемы, выпуск газеты, журнала, презентация и др.
В программе «Тропинка в природу» также представлен ряд итоговых проектов (выполняется группой ли целым классом при участии педагога):
Проект «Исследовательский фартук» (1 класс);
Проект «Росток» (2 класс);
Проект «Обитатели живого уголка» (3 класс);
Проект «Пернатые друзья» (3 класс);
Проект «Человек и его строение» (4 класс).
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа.
|   Этапы работы над проектом  |    Цели и задачи  |  
|   1. Погружение в проект  |    Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.  |  
|   2. Планирование деятельности  |    Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы.  |  
|   3. Осуществление деятельности по решению проблемы  |    Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).  |  
|   4. Оформление результатов  |    Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов.  |  
|   5. Презентация результатов  |    Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта.  |  
Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана работы;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы.
Блок 1. «Экологический светофор»
1 класс
|   № п/п  |    Раздел  |    Кол-во часов  |  
|   1  |    Что такое экология  |    1  |  
|   2  |    Вода – это жизнь  |    3  |  
|   3  |    Воздух  |    1  |  
|   4  |    Растения  |    9  |  
|   5  |    Животные  |    5  |  
|   6  |    Проект «Исследовательский фартук»  |    4  |  
|   7  |    Обобщение  |    10  |  
Всего: 33 часа
Блок 2 «Наша зеленая планета»
2 класс
|   № п/п  |    Раздел  |    Кол-во часов  |  
|   1  |    Живая и неживая природа  |    2  |  
|   2  |    Неживая природа и ее значение для человека  |    2  |  
|   3  |    Солнце – источник жизни  |    2  |  
|   4  |    Воздух и вода  |    6  |  
|   5  |    Полезные ископаемые  |    2  |  
|   6  |    Подземные сокровища  |    3  |  
|   7  |    Живая природа. Экология растений  |    9  |  
|   8  |    Проект «Росток»  |    5  |  
|   9  |    Грибы и лишайники  |    3  |  
Всего: 34 часа
Блок 3. «Юный исследователь»
3 класс
|   № п/п  |    Раздел  |    Кол-во часов  |  
|   1  |    История развития животного мира  |    4  |  
|   2  |    Мир животных  |    8  |  
|   3  |    История взаимоотношения человека и диких животных  |    6  |  
|   4  |    Проект «Обитатели живого уголка»  |    8  |  
|   5  |    Проект «Пернатые друзья»  |    4  |  
|   6  |    Обобщение  |    3  |  
Всего: 34 часа
4 класс
|   № п/п  |    Раздел  |    Кол-во часов  |  
|   1  |    Экология человека  |    12  |  
|   2  |    Влияние человека на природу  |    13  |  
|   3  |    Проект «Человек и его строение»  |    5  |  
|   4  |    Обобщение  |    4  |  
Всего: 34 часа
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
V. Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа
|   Личностные результаты  |   
  |  |
|   Метапредметные результаты  |    Регулятивные УУД  |   
  |  
|   Познавательные УУД  |   
  |  |
|   Коммуникативные УУД  |   
  |  |
|   Предметные результаты  |   
  |  |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: