«Музыка в рассказах»
Конспект урока музыки.
Учитель музыки МОУ Фабрично-Выселковской средней общеобразовательной школы: Алифанова Наталья Николаевна.
Тема урока «Музыка в рассказах».
Класс: 5
Тип урока «Усвоение новых знаний и первичное закрепление»
Цель урока: Выявление роли музыки в жизни человека, в литературе, формирование умения следить за развитием образа на основе рассказа "Старый повар" К.Паустовского и музыки В.А. Моцарта.
Задачи:
Образовательная:
• Знакомство с рассказом К. Паустовского "Старый повар" и музыкой В. А. Моцарта 2часть симфонии № 41 -"Юпитер"
Воспитательные:
Прививать любовь к классической музыке: В. А. Моцарт "Юпитер"
На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни
человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам и
настроениям, переданным в рассказе и музыке
Развивающие:
развитие слуховых навыков.
Развитие музыкальной памяти: В.А. Моцарт «Юпитер» 2 часть симфонии №41
Развитие мышления о музыке.
развитие вокально-хоровых навыков.
Развивать творческие способности, активировать эмоциональный отклик на
музыку.
Ученик должен знать:
Название произведения В.А.Моцарта - симфония № 41 «Юпитер» 2 часть, а так же строение 2 части симфонии.
I
Ученик должен понимать:
Понимание главной роли музыки в рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар».
Ученик должен уметь:
Уметь анализировать литературное и музыкальное произведение. Уметь размышлять о музыке. Уметь эмоционально откликаться на музыку.
Уметь правильно интонировать мелодию норвежской народной песни «Волшебный смычок»
Методы обучения:
Метод стимулирования интереса к учению Наглядно-слуховой метод
Метод эмоциональной драматургии Музыкальный ряд:
"Квартет №2" А. П. Бородина
"Волшебный смычок" Н. Н. П.
Симфония №41 «Юпитер» 2часть В.А.Моцарт.
Оборудование:
портреты: Бородина А. П,. К. Г.Паустовского, В.А. Моцарта
свеча.
презентация рассказа "Старый повар"
музыкальный центр,
мультимедиа-проектор
Структура урока:
Организационный момент;
Опрос
Подготовка к изучению нового материала;
Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности;
Ознакомление с новым материалом;
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
Итог урока;
Рефлексия.
Эпиграф: "Яхотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение". (П. И. Чайковский)
Я ОЧЕНЬ ХОЧУ...

Если бы можно было загадать любое желание и оно исполнилось,
МОё желание БЫЛО БЫ. >.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
-Дорогие, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
-Посмотрите, от ваших улыбок, стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и с нашего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.
-Давайте, откроем тетради, запишем число, музыкальную работу , тему урока - «Музыка в рассказах». (Оформление журнала)
Опрос
У.- Вспомните произведение, композитора, исполнителя и выполните тест
(Приложение 4)
У. - Что ответил соловей горе - музыкантам?
Д. - "Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь".
У - Правильно. И мы с вами дальше продолжим наше учение.
Подготовка к изучению нового материала
. Существует много рассказов, где музыке отводится главная роль.
• "Крейцерова" соната Л. Толстой - Л, Бетховен.
. "Косцы" И. Тургенев - Р. Н. П.
"Слепой музыкант" Короленко - У. Н. П.
"Тапер" Куприн - озвучивание немого кино.
Но самым музыкальным писателем считают Константина Георгиевича Паустовского. Среди его рассказов есть такие как:
"Корзина с еловыми шишками" о композиторе Э. Григе.
"Струна" о композиторе П. И. Чайковском.
"Верди" о композиторе Д. Верди.
Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности
Сегодня Наша тема «Музыка в рассказах», мы с вами будем разбирать рассказ "Старый повар" К.Г.Паустовского и познакомимся с произведением В.А. Моцарта. Я вам предлагаю следующие задания по рассказу «Старый повар» Константина Георгиевича Паустовского.
Описание сюжетной схемы рассказа.
Ответьте на вопросы
а) Кто главный герой рассказа?
б) Что сотворила музыка, в чём её сила?
Ознакомление с новым материалом.
Итак, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар».
Презентация рассказа "Старый повар" .
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
У - Итак , давайте представим, что представляет из себя сюжетная схема рассказа? Что мы видим сначала?
Д - Сначала мы видим город Вену , старика, дочь, клавесин.
У - Правильно в 1 части рассказа перед нами предстаёт прекрасный город, музыкальная столица - Вена, драгоценный клавесин и умирающий старик и любящая своего отца дочь.
У - Посмотрите, в рассказе как бы происходит деление на то, с чем связано Красотой, Любовью, Печалью и Музыкой. Давайте посмотрим, что же дальше связано с красотой .
Д - Дальше с красотой связаны : мечты о весеннем саде и Марте.
У-А что связано с печалью?
Д-Раскаяние старика.
У-А что связано с любовью?
Д-Дочь
У -Какой предстаёт нам музыка?
Д- Волшебной и чарующей.
У-А музыка сделала старого повара счастливым?
Д-Да.
У - Правильно
У - Что же прекрасного в конце рассказа?
Д - Прекрасен в конце рассказа утренний сад с цветами мокрого снега У - Посмотрите, какая у нас с вами получилась сюжетная схема (Приложение) У - Кто здесь главный герой? Д - Музыка.
У - Почему? Что сотворила музыка, в чем её сила? Д - Она помогла старику увидеть свою Марту. У-А кто почувствовал счастье? Д - Счастье почувствовал старик.
У - Правильно. Значит музыка помогла стать старому повару счастливым. У -Какая картина предстала нам в конце рассказа. Д - Картина зимнего сада. У- Мы с вами сейчас отправляемся в Зимний сад. Встали все.
Физкультминутка
Мы словно деревья в зимнем саду, Ветвями качая, стоим на ветру. Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём. А осенью листья стряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. И словно зима, словно лютая стужа. И в нашем саду стало тихо, послушай.
У - Тихонько сели.
-Мы возвращаемся к нашему рассказу . Давайте вспомним эпиграф нашего урока - слова П.И.Чайковского.
Д - «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и подпору».
У - Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В. А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.
-(Показываю слайд) Перед вами портрет немецкого композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого представлена в рассказе К.Г. Паустовского. Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его концертная деятельность.
Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и приветливый человек, музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение. Посмотрите , здесь далеко не все музыкальные произведения, написанные Моцартом за 30 лет творчества.
Наследие композитора
15 опер
41 симфония
7 концертов для скрипки с оркестром
27 концертов для фортепиано с оркестром
42 скрипичные сонаты
19 фортепианных сонаты
15 месс
Песни, менуэты, рондо
Реквием
У-А одним из любимейших всеми произведений Моцарта является симфония №41. Сегодня мы послушаем 2 часть этого произведения. Но для начала мы определим, с чем можно сравнить Главную , Связующую, Побочную и Заключительную партии этой части. Давайте послушаем Главную партию и определим какая она ?
(Слушаем)
У- Какая же Главная партия?
Д- Эта партия тянущаяся, высокая, трогательная, нежная.
У- Давайте послушаем и определим Связующую партию, какая она?
(Слушаем)
У- Какая музыка Связующей партии?
Д- Музыка волнующая, пронзительная, вспыхивающая.
У - Хорошо Так, послушаем Побочную партию и определим её.
(Слушаем)
У- Какая музыка Побочной партии?
Д - Тёплая , успокаивающая
У -Послушаем Заключительную партию и определим , какая она?
(Слушаем)
У -Какая же музыка Заключительной партии?
Д- Эта музыка добрая и тёплая.
У - Посмотрите, какая таблица партий у нас получилась.(Приложение)
У-Хорошо. А теперь давайте каждой партии дадим свой символ. Посмотрите сюда-здесь есть символ цветок , звёздочка, сердце, солнышко. Давайте подумаем и определим к какой партии какой символ подходит?
(Дети распределяют :Г.п. - цветок, Св.п. -звезда, П.п-сердце, З.п - солнышко.)
У - Ребята нам сегодня нужно послушать музыку Моцарта и проследить сто же происходит там с нашими партиями. А для этого нам нужно запомнить и выучить их мелодии. С этой непростой задачей нам поможет справиться рассказ Паустовского «Старый повар».
Итак Г.п. у нас красивая, её мелодия поёт нам о красоте. Какие же слова о красоте подойдут к Г.п.
(В ходе работу выстраиваем фразу : «Есть на свете она - для людей красота» и пропеваем её)
У - Связующая партия очень взволнованная , кто волнуется и переживает в рассказе?
Д- Волнуется в рассказе старик ,
У- Каково старику в волнении - горько или сладко?
Д- Старику горько.
(В ходе работы выстраиваем фразу: «Ах, как мне горько. ...»_и поём)
У - Побочная партия успокаивающая и заботливая. На кого она похожа?
Д- Побочная партия похожа на дочь.
У - А как дочка может успокоить слепого невидящего никого старика, какие слова она может сказать?
(В ходе работы выстраиваем фразу: «Отец мой, рядом я с тобой... :папа нежно любимый ..» и поём)
У - Заключительная партия как добрая и солнечная волшебница, кто главный герой рассказа?
Д - Главный герой рассказа -музыка
У - Давайте сочиним для неё слова
(В ходе работы выстраиваем фразу «Нам нужен музыки солнечный свет» и поём)
У - Какие мы молодцы! Давайте пропоём то, что у нас получилось. (Пропеваем партии)
У - А теперь мы подходим к слушанию музыки. Нам нужно проследить , как развивались наши партии -образы. И в этом нам поможет наш рассказ. Смотрим на таблицу (Приложение) Давайте посмотрим как развивался образ Красоты .
Д -Сначала это красавица Вена , потом это прекрасная и большая мечта , а в конце это утренний сад с цветами мокрого снега.
У- Хорошо А как мы представим наш цветок ? Сначала какой цветок потом , что с ним происходит во 2 иЗ частях
Д - Сначала цветок был бутоном, потом во 2 части он начал распускаться, а в 3 части распустился красивый цветок.
У - Молодцы! Так, а что происходит со звездой старика по рассказу? Какая она в 1 части и какая она во 2 части?
Д- Сначала он не сильно волнуется , поэтому звёздочка маленькая. Потом старик сильно волнуется, раскаивается , здесь звезда большая.
У - Так что происходит с сердцем? Какую любовь мы видим в начале рассказа, какую в середине?
Д - В начале мы видим любовь дочери. Во 2 части мы видим и любовь дочери, и любовь отца и любовь к ближнему человеку.
У - Так какое сердце в 1 части, а какое сердце становится во 2 части? Д-В 1 части сердце маленькое , а во 2 части сердце большое. У - Так , а кто у нас солнышко и главный герой рассказа? Д - Музыка.
У- В каких частях наша Заключительная партия - солнышко будет звучать?
Д - Она будет звучать в 1 и 2 партии.
У - Итак мы с вами отправляемся во 2 часть 41 симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта
Ваше задание 1)Услышать наши партии, представить наших героев рассказа. 2) Проследить, как они менялись? 3)Выбрать схему построения
(Слушание 2части 41 симфонии В.А. Моцарта)
У - С каким произведением мы с вами познакомились?
Д- Мы познакомились со 2 частью 41 симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта
У - Как менялись партии?
Д - Главная партия в 1 части прозвучала, затем взволнованно прозвучала во 2 части, и спокойно в 3 части. Связующая партия прозвучала в 1 части , во 2 части она прозвучала ярко, в 3 части её не было. Побочная партия прозвучала в 1 части, во 2 части её исполняли и скрипки и гобои, в 3 части её не было. Заключительная партия прозвучала в 1 части, во 2 части прозвучала громче, в 3 части её' не было.
У - Хорошо. Значит наши партии в ходе звучания изменялись и-развивались. А теперь, давайте ответим на 3 вопрос - что же представляет из себя схема 2 части 41 симфонии Моцарта?
Посмотрите на какую музыкальную форму , похожа данная схема (Предлагаю схему сонатной форму, схему рондо, схему вариаций - см.Приложение)
У - Итак , в нашем произведении сколько партий ?
Д-4
У - В какой схеме 4 партии
Д - В сонатной форме 4 партии
У -. Сколько частей в нашей музыке?
Д-з
У - В какой форме есть три части?
Д - В сонатной форме есть 3 части.
У - Делаем вывод -какой форме соответствует наша схема?
Д - Данная схема соответствует сонатной форме.
У - Молодцы.
У - Представьте рассказ « Старый повар» и Музыку Моцарта и скажите, в чём же похожи рассказ и музыка.
Д- - Они похожи по строению и по вдохновляющей силе музыки счастья, потому что музыка дарит счастье.
У - Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта , П.И. Чайковского , К.Г. Паустовского - людей, которые жили в разное время и в разных странах?
Д - Я считаю, что их творчество объединяет музыка.
У - А какая у них музыка?
Д - Музыка в их произведениях очень добрая, помогает людям, дарит счастье.
У - Ребята, счастье каждый понимает по-своему. У каждого оно своё. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. А какие они могут быть?
Д - Я думаю, чувство счастья могут вызвать музыка, рассказы, сказки, картины.
У - Я сегодня хочу вам подарить счастливую открытку. Вы её заполните дома. Когда вам станет грустно вы посмотрите на неё, послушаете музыку Моцарта и скажите себе : «после ночи наступает день, а после грусти приходит радость. Моё счастье всегда со мной».
Проверка домашнего задания.
У - Переходим к 2 части нашего домашнего задания. В какой песне музыка дарила людям смех и радость?
Д - Музыка дарила людям смех и радость в норвежской народной песне «Волшебный смычок».
У - Правильно, в норвежской народной песне «Волшебный смычок». Давайте её вспомним.
повторение 1 -го куплета в медленном темпе.
разделение 3-й фразы на 2 голоса.
работа над характером 2-го куплета, (зависть - тревога, волнение)
текстовая работа над 3 куплетом
Текст песни
1. Пришёл к нам в село
Музыкант старичок.
В руках музыканта Волшебный смычок. Ударил по струнам -Сбежался народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт!
2. Шёл мимо богач,
Услыхал скрипача -
И вспыхнула зависть
В душе богача. -
Продай твою скрипку!
Ты беден и стар.
Я дам за неё тебе Хлеба амбар!
3. - Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка
Не мне одному. Под звуки её Веселится народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт!
У. - Решится ли обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба? Д - Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу. _
Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям. Музыка необходима человеку так же, как пища и кров!
Домашнее задание.
И так , давайте запишем домашнее задание: 1)3апомнить - какую роль играет музыка в данном рассказе. Рассказать чем похожи рассказ и 2 часть симфонии
Заполнить открытку;
Выучить 2 куплет песни «Волшебный смычок».
Итог урока
У - Прочитайте ещё раз эпиграф.
Д- «Яхотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)
У- Отражает ли этот эпиграф то, о чём мы говорили на уроке?
Д - Да, отражает.
У- А почему вы так думаете?
Д - В рассказе «Старый повар» музыка принесла утешение старику, и подарила счастье.
У - А что играло главную роль в рассказе?
Д- В рассказе главную роль играла музыка.
У - С чьими произведениями мы с вами познакомились?
Д - С рассказом К.Г.Паустовского «Старый повар» и 2 частью 41 симфонии В.А. Моцарта.
Рефлексия
У - Если бы они побывали у нас на уроке, то за что бы они вас похвалили? Д -За хорошую работу на уроке.
У - А как бы оценили вашу работу писатель и композитор? Давайте от имени Паустовского и Моцарта поставьте друг другу оценки.
Дети ставят.
Сегодня мы с вами многое узнали. Говорили о счастье, а знаете ли вы, что символом счастья в народе служит радуга. Давайте, мы изобразим нашу солнечную радугу из ваших солнышек, которые лежат у вас на парте. Вы под звуки музыки изобразите условно ваше настроение и поместите солнышко на доску,

Дорисуйте очертания рта
безразличие
радость
грусть
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Я ОЧЕНЬ ХОЧУ
Если бы можно было загадать любое желание и оно исполнилось, мое желание было бы.,
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема рондо
Рефрен
Эпизод 2 Эпизод 1.
Рефрен
Схема вариаций.
ТЕМА - 1 вариант темы - 2 вариант темы - 3 вариант темы.
Схема сонаты.
1 .Главная партия, Связующая партия, Побочная партия, Заключительная партия ^экспозиция
2.Развитие Главной партии, развитие Связующей партии, развитие Побочной партии,
развитие Заключительной партии
^разработка
З.Изменённая Главная партия, изменённая Связующая партия, изменённая Побочная
партия, изменённая Заключительная партия
=реприза
Партия - это мелодия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Красота | Печаль | Любовь | Музыка |
1часть | | | |
.Музыкальная столица - красавица Вена. | Умирающий старик | Дочь | Клавесин. |
2часть. | | | |
Мечта о Марте и весеннем саде. Музыка. Чудесное прекрасное видение цветущего сада и Марты. Счастье. | Раскаяние | Любовь дочери к отцу. Любовь старика к своей Марте. | Игра музыканта. Вольфганг Амадей Моцарт. |
| | Любовь к человеку. | |
Зчасть. | | | |
. Утренний сад с | | | |
цветами мокрого снега. | | | |
Приложение.
Текст теста
Подчеркните правильный ответ.
Жак называется услышанное вами произведение? а)дуэт;
б) трио;
в) квартет.
2. Назовите композитора, написавшего Квартет №2:
а)В.А.Моцарт;
б)М.И. Глинка; в) А.П. Бородин
2.Что значит слово «квартет»?
а) ансамбль инструментов из 2 исполнителей;
б) ансамбль инструментов из 3 исполнителей;
в) ансамбль инструментов из 4 исполнителей.
3. Назовите классический состав струнного квартета
а) 2скрипки, 1альтД виолончель;
6)1 скрипка, 2 альта,! виолончель;
в) 1 скрипка, 1 альт,! виолончель ,1 барабан.
4.Что значит камерная музыка?
а) музыка для симфонического оркестра;
б) музыка для театра;
в) музыка для исполнения в небольших помещениях.
5. Автор басни «Квартет»;
а) Эзоп;
б) И.А. Крылов;
в) С.В. Михалков.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: