NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Музыка в рассказах»


Конспект урока музыки.

Учитель музыки МОУ Фабрично-Выселковской средней общеобразовательной школы: Алифанова Наталья Николаевна.

Тема урока «Музыка в рассказах».

Класс: 5

Тип урока «Усвоение новых знаний и первичное закрепление»

Цель урока: Выявление роли музыки в жизни человека, в литературе, формирование умения следить за развитием образа на основе рассказа "Старый повар" К.Паустовского и музыки В.А. Моцарта.

Задачи:

Образовательная:

• Знакомство с рассказом К. Паустовского "Старый повар" и музыкой В. А. Моцарта 2часть симфонии № 41 -"Юпитер"

Воспитательные:

  • Прививать любовь к классической музыке: В. А. Моцарт "Юпитер"

  • На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни
    человека.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам и
    настроениям, переданным в рассказе и музыке

Развивающие:

  • развитие слуховых навыков.

  • Развитие музыкальной памяти: В.А. Моцарт «Юпитер» 2 часть симфонии №41

  • Развитие мышления о музыке.

  • развитие вокально-хоровых навыков.

  • Развивать творческие способности, активировать эмоциональный отклик на
    музыку.

Ученик должен знать:

Название произведения В.А.Моцарта - симфония № 41 «Юпитер» 2 часть, а так же строение 2 части симфонии.

I

Ученик должен понимать:

Понимание главной роли музыки в рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар».

Ученик должен уметь:

Уметь анализировать литературное и музыкальное произведение. Уметь размышлять о музыке. Уметь эмоционально откликаться на музыку.

Уметь правильно интонировать мелодию норвежской народной песни «Волшебный смычок»

Методы обучения:

Метод стимулирования интереса к учению Наглядно-слуховой метод

Метод эмоциональной драматургии Музыкальный ряд:

  • "Квартет №2" А. П. Бородина

  • "Волшебный смычок" Н. Н. П.

  • Симфония №41 «Юпитер» 2часть В.А.Моцарт.

Оборудование:

  • портреты: Бородина А. П,. К. Г.Паустовского, В.А. Моцарта

  • свеча.

  • презентация рассказа "Старый повар"

  • музыкальный центр,

  • мультимедиа-проектор

Структура урока:

Организационный момент;

Опрос

Подготовка к изучению нового материала;

Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности;

Ознакомление с новым материалом;

Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

Итог урока;

Рефлексия.

Эпиграф: "Яхотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение". (П. И. Чайковский)
Я ОЧЕНЬ ХОЧУ...



Если бы можно было загадать любое желание и оно исполнилось,

МОё желание БЫЛО БЫ. >.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

-Дорогие, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

-Посмотрите, от ваших улыбок, стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и с нашего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.

-Давайте, откроем тетради, запишем число, музыкальную работу , тему урока - «Музыка в рассказах». (Оформление журнала)

Опрос

У.- Вспомните произведение, композитора, исполнителя и выполните тест

(Приложение 4)

У. - Что ответил соловей горе - музыкантам?

Д. - "Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь".

У - Правильно. И мы с вами дальше продолжим наше учение.

Подготовка к изучению нового материала

. Существует много рассказов, где музыке отводится главная роль.

• "Крейцерова" соната Л. Толстой - Л, Бетховен.
. "Косцы" И. Тургенев - Р. Н. П.

  • "Слепой музыкант" Короленко - У. Н. П.

  • "Тапер" Куприн - озвучивание немого кино.

Но самым музыкальным писателем считают Константина Георгиевича Паустовского. Среди его рассказов есть такие как:

  • "Корзина с еловыми шишками" о композиторе Э. Григе.

  • "Струна" о композиторе П. И. Чайковском.

  • "Верди" о композиторе Д. Верди.

Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности

Сегодня Наша тема «Музыка в рассказах», мы с вами будем разбирать рассказ "Старый повар" К.Г.Паустовского и познакомимся с произведением В.А. Моцарта. Я вам предлагаю следующие задания по рассказу «Старый повар» Константина Георгиевича Паустовского.

  1. Описание сюжетной схемы рассказа.

  2. Ответьте на вопросы

а) Кто главный герой рассказа?

б) Что сотворила музыка, в чём её сила?

Ознакомление с новым материалом.

Итак, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар».

Презентация рассказа "Старый повар" .

Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

У - Итак , давайте представим, что представляет из себя сюжетная схема рассказа? Что мы видим сначала?

Д - Сначала мы видим город Вену , старика, дочь, клавесин.

У - Правильно в 1 части рассказа перед нами предстаёт прекрасный город, музыкальная столица - Вена, драгоценный клавесин и умирающий старик и любящая своего отца дочь.

У - Посмотрите, в рассказе как бы происходит деление на то, с чем связано Красотой, Любовью, Печалью и Музыкой. Давайте посмотрим, что же дальше связано с красотой .

Д - Дальше с красотой связаны : мечты о весеннем саде и Марте.

У-А что связано с печалью?

Д-Раскаяние старика.

У-А что связано с любовью?

Д-Дочь

У -Какой предстаёт нам музыка?

Д- Волшебной и чарующей.

У-А музыка сделала старого повара счастливым?

Д-Да.

У - Правильно

У - Что же прекрасного в конце рассказа?

Д - Прекрасен в конце рассказа утренний сад с цветами мокрого снега У - Посмотрите, какая у нас с вами получилась сюжетная схема (Приложение) У - Кто здесь главный герой? Д - Музыка.

У - Почему? Что сотворила музыка, в чем её сила? Д - Она помогла старику увидеть свою Марту. У-А кто почувствовал счастье? Д - Счастье почувствовал старик.

У - Правильно. Значит музыка помогла стать старому повару счастливым. У -Какая картина предстала нам в конце рассказа. Д - Картина зимнего сада. У- Мы с вами сейчас отправляемся в Зимний сад. Встали все.

Физкультминутка

Мы словно деревья в зимнем саду, Ветвями качая, стоим на ветру. Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём. А осенью листья стряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. И словно зима, словно лютая стужа. И в нашем саду стало тихо, послушай.

У - Тихонько сели.

-Мы возвращаемся к нашему рассказу . Давайте вспомним эпиграф нашего урока - слова П.И.Чайковского.

Д - «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и подпору».

У - Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В. А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.

-(Показываю слайд) Перед вами портрет немецкого композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого представлена в рассказе К.Г. Паустовского. Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его концертная деятельность.
Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и приветливый человек, музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение. Посмотрите , здесь далеко не все музыкальные произведения, написанные Моцартом за 30 лет творчества.

Наследие композитора

  • 15 опер

  • 41 симфония

  • 7 концертов для скрипки с оркестром

  • 27 концертов для фортепиано с оркестром

  • 42 скрипичные сонаты

  • 19 фортепианных сонаты

  • 15 месс

  • Песни, менуэты, рондо

  • Реквием

У-А одним из любимейших всеми произведений Моцарта является симфония №41. Сегодня мы послушаем 2 часть этого произведения. Но для начала мы определим, с чем можно сравнить Главную , Связующую, Побочную и Заключительную партии этой части. Давайте послушаем Главную партию и определим какая она ?

(Слушаем)

У- Какая же Главная партия?

Д- Эта партия тянущаяся, высокая, трогательная, нежная.

У- Давайте послушаем и определим Связующую партию, какая она?

(Слушаем)

У- Какая музыка Связующей партии?

Д- Музыка волнующая, пронзительная, вспыхивающая.

У - Хорошо Так, послушаем Побочную партию и определим её.

(Слушаем)

У- Какая музыка Побочной партии?

Д - Тёплая , успокаивающая

У -Послушаем Заключительную партию и определим , какая она?

(Слушаем)

У -Какая же музыка Заключительной партии?

Д- Эта музыка добрая и тёплая.
У - Посмотрите, какая таблица партий у нас получилась.(Приложение)

У-Хорошо. А теперь давайте каждой партии дадим свой символ. Посмотрите сюда-здесь есть символ цветок , звёздочка, сердце, солнышко. Давайте подумаем и определим к какой партии какой символ подходит?

(Дети распределяют :Г.п. - цветок, Св.п. -звезда, П.п-сердце, З.п - солнышко.)

У - Ребята нам сегодня нужно послушать музыку Моцарта и проследить сто же происходит там с нашими партиями. А для этого нам нужно запомнить и выучить их мелодии. С этой непростой задачей нам поможет справиться рассказ Паустовского «Старый повар».

Итак Г.п. у нас красивая, её мелодия поёт нам о красоте. Какие же слова о красоте подойдут к Г.п.

(В ходе работу выстраиваем фразу : «Есть на свете она - для людей красота» и пропеваем её)

У - Связующая партия очень взволнованная , кто волнуется и переживает в рассказе?

Д- Волнуется в рассказе старик ,

У- Каково старику в волнении - горько или сладко?

Д- Старику горько.

(В ходе работы выстраиваем фразу: «Ах, как мне горько. ...»_и поём)

У - Побочная партия успокаивающая и заботливая. На кого она похожа?

Д- Побочная партия похожа на дочь.

У - А как дочка может успокоить слепого невидящего никого старика, какие слова она может сказать?

(В ходе работы выстраиваем фразу: «Отец мой, рядом я с тобой... :папа нежно любимый ..» и поём)

У - Заключительная партия как добрая и солнечная волшебница, кто главный герой рассказа?

Д - Главный герой рассказа -музыка

У - Давайте сочиним для неё слова

(В ходе работы выстраиваем фразу «Нам нужен музыки солнечный свет» и поём)

У - Какие мы молодцы! Давайте пропоём то, что у нас получилось. (Пропеваем партии)
У - А теперь мы подходим к слушанию музыки. Нам нужно проследить , как развивались наши партии -образы. И в этом нам поможет наш рассказ. Смотрим на таблицу (Приложение) Давайте посмотрим как развивался образ Красоты .

Д -Сначала это красавица Вена , потом это прекрасная и большая мечта , а в конце это утренний сад с цветами мокрого снега.

У- Хорошо А как мы представим наш цветок ? Сначала какой цветок потом , что с ним происходит во 2 иЗ частях

Д - Сначала цветок был бутоном, потом во 2 части он начал распускаться, а в 3 части распустился красивый цветок.

У - Молодцы! Так, а что происходит со звездой старика по рассказу? Какая она в 1 части и какая она во 2 части?

Д- Сначала он не сильно волнуется , поэтому звёздочка маленькая. Потом старик сильно волнуется, раскаивается , здесь звезда большая.

У - Так что происходит с сердцем? Какую любовь мы видим в начале рассказа, какую в середине?

Д - В начале мы видим любовь дочери. Во 2 части мы видим и любовь дочери, и любовь отца и любовь к ближнему человеку.

У - Так какое сердце в 1 части, а какое сердце становится во 2 части? Д-В 1 части сердце маленькое , а во 2 части сердце большое. У - Так , а кто у нас солнышко и главный герой рассказа? Д - Музыка.

У- В каких частях наша Заключительная партия - солнышко будет звучать?

Д - Она будет звучать в 1 и 2 партии.

У - Итак мы с вами отправляемся во 2 часть 41 симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта

Ваше задание 1)Услышать наши партии, представить наших героев рассказа. 2) Проследить, как они менялись? 3)Выбрать схему построения

(Слушание 2части 41 симфонии В.А. Моцарта)

У - С каким произведением мы с вами познакомились?

Д- Мы познакомились со 2 частью 41 симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта

У - Как менялись партии?
Д - Главная партия в 1 части прозвучала, затем взволнованно прозвучала во 2 части, и спокойно в 3 части. Связующая партия прозвучала в 1 части , во 2 части она прозвучала ярко, в 3 части её не было. Побочная партия прозвучала в 1 части, во 2 части её исполняли и скрипки и гобои, в 3 части её не было. Заключительная партия прозвучала в 1 части, во 2 части прозвучала громче, в 3 части её' не было.

У - Хорошо. Значит наши партии в ходе звучания изменялись и-развивались. А теперь, давайте ответим на 3 вопрос - что же представляет из себя схема 2 части 41 симфонии Моцарта?

Посмотрите на какую музыкальную форму , похожа данная схема (Предлагаю схему сонатной форму, схему рондо, схему вариаций - см.Приложение)

У - Итак , в нашем произведении сколько партий ?

Д-4

У - В какой схеме 4 партии

Д - В сонатной форме 4 партии

У -. Сколько частей в нашей музыке?

Д-з

У - В какой форме есть три части?

Д - В сонатной форме есть 3 части.

У - Делаем вывод -какой форме соответствует наша схема?

Д - Данная схема соответствует сонатной форме.

У - Молодцы.

У - Представьте рассказ « Старый повар» и Музыку Моцарта и скажите, в чём же похожи рассказ и музыка.

Д- - Они похожи по строению и по вдохновляющей силе музыки счастья, потому что музыка дарит счастье.

У - Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта , П.И. Чайковского , К.Г. Паустовского - людей, которые жили в разное время и в разных странах?

Д - Я считаю, что их творчество объединяет музыка.

У - А какая у них музыка?

Д - Музыка в их произведениях очень добрая, помогает людям, дарит счастье.

У - Ребята, счастье каждый понимает по-своему. У каждого оно своё. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. А какие они могут быть?
Д - Я думаю, чувство счастья могут вызвать музыка, рассказы, сказки, картины.

У - Я сегодня хочу вам подарить счастливую открытку. Вы её заполните дома. Когда вам станет грустно вы посмотрите на неё, послушаете музыку Моцарта и скажите себе : «после ночи наступает день, а после грусти приходит радость. Моё счастье всегда со мной».

Проверка домашнего задания.

У - Переходим к 2 части нашего домашнего задания. В какой песне музыка дарила людям смех и радость?

Д - Музыка дарила людям смех и радость в норвежской народной песне «Волшебный смычок».

У - Правильно, в норвежской народной песне «Волшебный смычок». Давайте её вспомним.

  • повторение 1 -го куплета в медленном темпе.

  • разделение 3-й фразы на 2 голоса.

  • работа над характером 2-го куплета, (зависть - тревога, волнение)
    текстовая работа над 3 куплетом

Текст песни

1. Пришёл к нам в село
Музыкант старичок.

В руках музыканта Волшебный смычок. Ударил по струнам -Сбежался народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт!

2. Шёл мимо богач,
Услыхал скрипача -
И вспыхнула зависть
В душе богача. -
Продай твою скрипку!
Ты беден и стар.

Я дам за неё тебе Хлеба амбар!

3. - Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка

Не мне одному. Под звуки её Веселится народ, Танцует, играет, Смеётся, поёт!
У. - Решится ли обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба? Д - Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу. _

Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям. Музыка необходима человеку так же, как пища и кров!

Домашнее задание.

И так , давайте запишем домашнее задание: 1)3апомнить - какую роль играет музыка в данном рассказе. Рассказать чем похожи рассказ и 2 часть симфонии

  1. Заполнить открытку;

  2. Выучить 2 куплет песни «Волшебный смычок».

Итог урока

У - Прочитайте ещё раз эпиграф.

Д- «Яхотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)

У- Отражает ли этот эпиграф то, о чём мы говорили на уроке?

Д - Да, отражает.

У- А почему вы так думаете?

Д - В рассказе «Старый повар» музыка принесла утешение старику, и подарила счастье.

У - А что играло главную роль в рассказе?

Д- В рассказе главную роль играла музыка.

У - С чьими произведениями мы с вами познакомились?

Д - С рассказом К.Г.Паустовского «Старый повар» и 2 частью 41 симфонии В.А. Моцарта.

Рефлексия

У - Если бы они побывали у нас на уроке, то за что бы они вас похвалили? Д -За хорошую работу на уроке.

У - А как бы оценили вашу работу писатель и композитор? Давайте от имени Паустовского и Моцарта поставьте друг другу оценки.

Дети ставят.

Сегодня мы с вами многое узнали. Говорили о счастье, а знаете ли вы, что символом счастья в народе служит радуга. Давайте, мы изобразим нашу солнечную радугу из ваших солнышек, которые лежат у вас на парте. Вы под звуки музыки изобразите условно ваше настроение и поместите солнышко на доску,







Дорисуйте очертания рта

безразличие

радость

грусть

ПРИЛОЖЕНИЕ 3




Я ОЧЕНЬ ХОЧУ

Если бы можно было загадать любое желание и оно исполнилось, мое желание было бы.,
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема рондо
Рефрен

Эпизод 2 Эпизод 1.

Рефрен

Схема вариаций.

ТЕМА - 1 вариант темы - 2 вариант темы - 3 вариант темы.

Схема сонаты.

1 .Главная партия, Связующая партия, Побочная партия, Заключительная партия ^экспозиция

2.Развитие Главной партии, развитие Связующей партии, развитие Побочной партии,

развитие Заключительной партии

^разработка

З.Изменённая Главная партия, изменённая Связующая партия, изменённая Побочная

партия, изменённая Заключительная партия

=реприза

Партия - это мелодия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Красота

Печаль

Любовь

Музыка

1часть










.Музыкальная столица - красавица Вена.

Умирающий старик

Дочь

Клавесин.

2часть.










Мечта о Марте и весеннем саде. Музыка. Чудесное прекрасное видение цветущего сада и Марты. Счастье.

Раскаяние

Любовь дочери к отцу.

Любовь старика к своей Марте.

Игра музыканта.

Вольфганг Амадей Моцарт.







Любовь к

человеку.




Зчасть.










. Утренний сад с










цветами мокрого снега.










Приложение.

Текст теста

Подчеркните правильный ответ.

Жак называется услышанное вами произведение? а)дуэт;

б) трио;

в) квартет.

2. Назовите композитора, написавшего Квартет №2:
а)В.А.Моцарт;

б)М.И. Глинка; в) А.П. Бородин

2.Что значит слово «квартет»?

а) ансамбль инструментов из 2 исполнителей;

б) ансамбль инструментов из 3 исполнителей;

в) ансамбль инструментов из 4 исполнителей.

3. Назовите классический состав струнного квартета
а) 2скрипки, 1альтД виолончель;

6)1 скрипка, 2 альта,! виолончель;

в) 1 скрипка, 1 альт,! виолончель ,1 барабан.

4.Что значит камерная музыка?

а) музыка для симфонического оркестра;

б) музыка для театра;

в) музыка для исполнения в небольших помещениях.

5. Автор басни «Квартет»;

а) Эзоп;

б) И.А. Крылов;

в) С.В. Михалков.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.