Рабочая программа по искусству (музыке) 5 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (музыке) 5 класса
Составил: учитель музыки
Крестьянинова В..Г.
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Искусство(Музыка)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы «Искусство(Музыка)» и авторской программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 -7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2010г.
Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Изучение предмета «Искусство(Музыка)» способствует решению следующих задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культуры отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного ) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания государственного стандарта основного общего образования по искусству.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностей ориентиров на основе собственной музыкально – творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Учебный предмет «Искусство(Музыка)» изучается в 5 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 2 обобщающих урока.
Содержание программы для 5 класса состоит из двух разделов: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», в которых рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств: литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок – оперы), кино.
Обогащение опыта эмоционально – ценностного отношения к музыке и знаний музыки, осуществляется через эмоциональное восприятие, личностное отношение к явлениям музыкального искусства, творческое самовыражение, включение в процесс художественно – образного музицирования, развития музыкального мышления во всех формах общения учащихся с музыкой. Продолжается работа над осознанием триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, реализуется процесс выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоение музыкального языка за счёт расширения диапазона изучаемых произведений народной, профессиональной (классической и современной), светской и духовной, современной популярной музыки. Углубляется понимание взаимосвязей музыки с другими видами искусства и жизнью, возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния. В число музыкальных занятий входят знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, её интонационно – образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно – эмоциональное содержание произведений искусства: совершенствуют умение формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или косвенной форме), в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определение сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Основными методами музыкального обучения являются:
- художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;
- интонационно – стилевое постижение музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперёд и возвращения к пройденному;
- создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- художественного контекста (выход за пределы музыки);
- игры;
При проведении уроков используются: беседы, практикумы, работа в парах, индивидуальная работа, технология «кластер», тестовые задания, карточки – задания, аудио кассеты, плакаты, портреты композиторов, ЦОРы.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, подготовка сообщений (презентаций) о жизни и творчестве композиторов, игровые формы, устный опрос, музыкальные викторины, тестовые задания.
Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока в конце блоков:
2 четверть – 16 урок тема: «Мир композитора»;
4 четверть – 35 урок тема: « Мир композитора. С веком наравне».
Содержание тем учебного предмета.
Раздел 1. Музыка и литература. 17часов.
Что роднит музыку с литературой.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фраза, предложение, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.
Вокальная музыка. 1.«Россия, Россия, нет слова красивей»
Песня – самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества.
Вокальная музыка. 2. «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…»
Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»
Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.
Фольклор в музыке русских композиторов. 1. «Стучит, гремит Кикимора…»
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Сюжеты, темы, образы искусства.
Фольклор в музыке русских композиторов. 2. «Что за прелесть эти сказки…»
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русских композиторов.
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песня без слов, вокальная и инструментальная баркарола.
Вторая жизнь песни.
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Живительный родник творчества.
Отражение народной песни в профессиональной музыке зарубежных композиторов. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»
Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.
Писатели о музыке и музыкантах. 1. Слово о мастере
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве русского композитора Г. Свиридова.
Писатели о музыке и музыкантах. 2. Гармонии задумчивый поэт.
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве польского композитора Ф. Шопена.
Писатели о музыке и музыкантах. 3. «Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов в жизни современного человека. Национальное своеобразие музыки в творчестве австрийского композитора В. Моцарта.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
История развития оперного искусства. Опера. Н. Римского – Корсакова «Садко». Синтез искусств (музыкального, драматического, изобразительного) в опере. Звучащие картины. В основе оперы литературное произведение. Имена известных оперных исполнителей.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета литературное произведение. Балет П. Чайковского «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении
Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино на телевидении.
Мир композитора.
Обобщение накопленного жизненно – музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов.
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Жизнь, единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Знакомство с жанром мюзикла. Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства.
«Небесное» и «земное» в звуках и красках.
Отношение композиторов, поэтов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского искусства песнопения.
22.«Звать через прошлое к настоящему»
Более глубокое изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.
24.Музыкальная живопись и живописная музыка.
Общность музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека. Картины природы. Выразительные возможности музыкального искусства. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова и В. Кикты).
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Музыка как вид искусства интонации. Триединство «композитор – исполнитель,- слушатель». Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители – скрипачи.
Волшебная палочка дирижёра.
Симфонический оркестр. Значение дирижёра в симфонической музыке. Выразительная роль различных групп инструментов симфонического оркестра. Знаменитые дирижёры.
Образы борьбы и победы в искусстве.
Жизнь и творчество Л. В. Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.
Застывшая музыка.
Гармония в синтезе искусств: архитектуре, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи
Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.
Музыка на мольберте.
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса. Расширение представлений взаимосвязи и взаимодействия изобразительного искусства и литературы.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.
«О подвигах, о доблести, о славе…»
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.
В каждой мимолётности вижу я миры…
Образный мир произведений композиторов С. Прокофьева, М. Мусоргского. Своеобразие их творчества.
Мир композитора. С веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта исполнительства.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | Число часов на … | ||
теорию | практику | контроль | |||
1 | Раздел 1. Музыка и литература | 17 ч | | | |
2 | Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство | 18ч | | | |
3 | Итого | 35ч | 12ч | 21ч | 2ч |
Календарно - тематическое планирование
Дата | Тема урока | Кол – во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Вид контроля. | |
По плану | фактически | ||||||
1 четверть. Музыка и литература. (17 ч) | |||||||
4. 09. | | 1. «Что роднит музыку с литературой» | 1ч | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фраза, предложение, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы. | Знать: Что роднит музыку с литературой. - о том, что литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства. - интонация. Уметь: - выявлять связи музыки и литературы; - сравнивать произведения, выявлять особенности и общность музыки и литературы, интонаций. | М.И. Глинка «Жаворонок», Э. Григ «Пер Гюнт», Г. Струве «Песня о России» | Устный контроль. Выразительность прочтения стихов. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ музыки |
11. 09. | | 2. Вокальная музыка. 1.«Россия, Россия, нет слова красивей» | 1ч. | Песня – самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества. | Знать, каковы отличия музыкальной речи от литературной. Уметь: - находить ассоциативную связь настроений песен, литературного фрагмента, пейзажа; - высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения; - проявлять навыки вокально – хоровой деятельности. | Рассказ в. Белова. И. Левитан «Стога. Сумерки», С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №3, «Вокализ»; Г. Струве «Песня о России». | Высказываются о музыкальных произведениях как способе выражения мыслей человека. Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. |
18. 09. | | 3. Вокальная музыка. 2.Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах… | 1ч | Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? | Знать, каковы отличия музыкальной речи от литературной. Уметь: - называть основные жанры русской народной песни; - определять значение песни в жизни общества; - находить ассоциативную связь между художественными образами музыки и литературы. | Р.н.п. «Во кузнице», «Заплетися плетень», «Исходила младёшенька», К. Петров – Водкин «Полдень», Г. Струве «Песня о России». | Участие в исполнении и разыгрывание народных песен, коллективном творчестве. Работа с учебником (стр. 13) и творческой тетрадью «Твоя фонотека» |
25 09. | | 4. Вокальная музыка. 3.Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. | 1ч. | Романс – лирическое прочтение стихотворения, положенное на музыку. | Знать, отличия музыкальной речи от литературной. - роль сопровождения в исполнении романса и песни. Романс, дуэт, музыкальная форма. Уметь: - отличать романс от песни; - называть отличительные черты романса и песни. | Лермонтов «Из Гёте» муз. Варламова, Рубенштейна; Импровизации мелодии на слова. Г. Струве «Песня о России». | Импровизация мелодии на стихи. Сравнивать два романса на один текст, высказывать мнение. Оценивание собственной музыкально – творческой деятельности. |
2. 10. | | 5. Фольклор в музыке русских композиторов. 1.Стучит, гремит Кикимора… | 1ч | Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. | Знать: программная музыка, симфоническая миниатюра, народное сказание. Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, лад. Высказывать суждения о музыкальном произведении. | Народное сказание И. Сахаров, А. Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора» | Размышлять, высказывать: характеристика природы, действующих лиц сказа; - предлагать тембры музыкальных инструментов оркестра. Хоровое пение. |
9. 10. | | 6. Фольклор в музыке русских композиторов. 2. Что за прелесть эти сказки… | 1ч | Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русских композиторов. | Знать: программная музыка, симфоническая сюита, симфония, национальный колорит. Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности. - Размышлять и высказывать суждения о музыкальном произведении; - различать простые сложные жанры инструментальной музыки; - находить жанровые параллели между музыкой и литературой; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности | Н. Римский – Корсаков программа к партитуре симфонической сюиты «Шехеразада», Вступление, 4 часть сюиты; Л. Бакст «Восточная фантазия» – эскиз. | Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. Выполнение творческого задания (сочинение сказки) сравнение музыкальных и изобразительных интонаций. |
16. 10. | | 7. Жанры вокальной и инструментальной музыки. | 1ч | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песня без слов, вокальная и инструментальная баркарола | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка. Уметь: - называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки (мелодия, ария, романс, серенада, и т.д.) | П. Чайковский «Баркарола», М. Глинка «Венецианская ночь» | Работа с нотным текстом. Интонационно - образный анализ музыки. Сравнение музыкальных и изобразительных интонаций. Сочинение слов к мелодии. |
23. 10. | | 8. Вторая жизнь песни. | 1ч | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Знать понятия: интерпретация, обработка, трактовка. Основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | П. Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская», «Симфония №4; р.н.п. «Во поле берёза стояла», | Интонационно - образный анализ. Устный и письменный контроль (тестовое и творческое задание). Хоровое пение. Исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах) |
30. 10. | | 9. Живительный родник творчества. | 1ч | Отражение народной песни в профессиональной музыке зарубежных композиторов. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Знать понятия: интерпретация, обработка, трактовка. Основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным творчеством. Находить ассоциативную связь настроений музыкального, литературного, живописного произведения. - участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | П. Чайковский , «Симфония №4», «Баркарола»; Э. Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», Г. Струве «Песня о России». | Интонационно - образный анализ. Устный и письменный контроль (тестовое задание, музыкальная викторина). Хоровое пение (знание текста, чистота интонирования). |
2 четверть. | |||||||
13. 11. | | 10. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» | 1ч | Колокольный звон в музыке. Звучащие картины. | Знать значение колокольного звона в жизни человека. Уметь: - выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи, объяснять понятия: симфония, симфония – действо; - проявлять навыки вокально – хоровой деятельности. | В.А. Гаврилин «перезвоны», картина Шишкина «Полдень», Крылатов «Колокола» их к\ф «Приключения Электроника» | Интонационно - образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме урока. Работа со словами – понятиями. |
20. 11. | | 11. Писатели о музыке и музыкантах. 1.Слово о мастере. | 1ч | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве русского композитора Г. Свиридова. | Знать понятия: хор, оркестр, тембры вокальных голосов хора. Характерные свойства русской музыки. - благодаря музыки, появились многие произведения литературы; - основные события из жизни и творчества композитора. Уметь:- выявлять родственные средства выразительности музыки и литературы. Высказывать суждения о музыке, находить слова – характеристики мелодии. | Рассказ В. Астафьева «Слово о мастере», Г. Свиридов «Снег идёт» из кантаты на стихи С. Есенина и хор «Запевка» сл. Северянина. Крылатов «Колокола» | Сообщение учащегося. Интонационно - образный анализ (характеристика музыкального образа, выявление идеи стихотворения и музыки) |
27. 11. | | 12. Писатели о музыке и музыкантах. 2.Гармонии задумчивый поэт. | 1ч | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве польского композитора Ф. Шопена. | Знать жанры фортепианной музыки: ноктюрн, мазурка, полонез, этюд, прелюдия, вальс и т.д; - понятие: лирическое стихотворение; -благодаря музыки, появились многие произведения литературы; - основные события из жизни и творчества композитора. Уметь: взаимодействовать в группе, выступать перед аудиторией, высказывать своё суждение; - находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы, живописи. | Стих. А. Граш «Горсть земли», «Вальс»; Ф. Шопен «Вальс» №7, №20, «Революционный этюд», «Желание»; В. Гауди «Портрет Ф. Шопена», Крылатов «Колокола» | Сообщение учащегося или класстер. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. |
4. 12. | | 13. Писатели о музыке и музыкантах. 3. «Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» | 1ч | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов в жизни современного человека. Национальное своеобразие музыки в творчестве австрийского композитора В. Моцарта. | Знать понятие: серенада, струнный квартет, реквием. -основные события из жизни и творчества композитора. Уметь: взаимодействовать в группе, выступать перед аудиторией, высказывать своё суждение; - находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы, живописи. | Г. Цыферов «Сказка запечного сверчка», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Реквием» - «Лакримоза», «Колыбельная» | Сообщение учащегося или класстер. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. |
11. 12. | | 14. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1ч | История развития оперного искусства. Опера. Н. Римского – Корсакова «Садко». Синтез искусств (музыкального, драматического, изобразительного) в опере. Звучащие картины. В основе оперы литературное произведение. Имена известных оперных исполнителей. | Знать историю развития оперного искусства; - сюжет оперы Н. Римского – Корсакова «Садко»; - понятия: опера, либретто, речитатив, увертюра, хор, ария, ансамбль, сцена из оперы. Уметь: - приводить примеры понятиям; называть имена исполнителей; Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; - анализировать составляющие средства музыкальной выразительности | Н. Римский – Корсаков «Садко» - фрагменты; | Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. Тестовое задание по понятиям. |
18. 12. | | 15. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1ч | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета литературное произведение. Балет П. Чайковского «Щелкунчик». | Знать: - историю развития балетного искусства; - понятия: балет, солист, танцор, балерина, кордебалет Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности; Развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; | П. Чайковский балет «Щелкунчик» – фрагменты. Моцарт «Колыбельная» | Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. |
25. 12. | | 16. Музыка в театре, кино на телевидении | 1ч | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино на телевидении. | Знать: значение и функции музыки в создании кинофильма, спектакля, мюзикла, мультфильма. - понятия: литературный сценарий, музыкальный фильм, мюзикл. Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности; - приводить примеры; | Э. Григ «Пер Гюнт», Р. Роджерс «Звуки музыки», Г. Гладков «Бременские музыканты». | Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. |
3 четверть. | |||||||
15. 01. | | 17. Мир композитора. | 1ч | Обобщение накопленного жизненно – музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств. | Знать: основные слова понятия и их определения; - связи музыки и литературы (жанры, специфика языка искусств) Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности; - приводить примеры; - работать с рабочей тетрадью | Моцарт «Колыбельная», Р. Роджерс «Звуки музыки», Г. Гладков «Бременские музыканты», по желанию учащихся. | Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. Тестовое задание по понятиям. Конкурс ориентирования в музыке. |
Музыка и изобразительное искусство. (18 ч) | |||||||
22. 01. | | 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1ч | Жизнь, единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь:- выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина», «Картинки с выставки» - фрагменты; | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. |
29. 01. | | 19. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1ч | Знакомство с жанром мюзикла. Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства. | Знать понятия: мюзикл. Понимать значение музыки, роль литературы, живописи в создании синтетических видах искусства. Уметь:- выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки, изобразительного искусства и литературы. | Э. Ллойд Уэббер «Кошки» | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. |
5. 02. | | 20. «Небесное» и «земное» в звуках и красках. | 1ч | Отношение композиторов, поэтов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского искусства песнопения. | Знать понятия: знаменный распев, песнопение, унисон, а капелла, солист, хор. - общность языка различных видов искусства. Уметь: - выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; - сравнивать приёмы, средства выразительности. | С. Рахманинов Концерт №3 для фортепиано; П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» | Интонационно - образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. |
12. 02. | | 21. Звать через прошлое к настоящему… | 1ч | Более глубокое изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Знать понятия: кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альты. Выразительность, изобразительность, песня – плач, меццо – сопрано. Уметь: - выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; - участвовать в коллективной деятельности, в паре. | Триптих П. Корин «Александр Невский»; С. Прокофьев «Песня об Александре Невском», - фрагменты из кантаты. | Интонационно - образный и сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений. Хоровое пение. Устный контроль. |
19. 02. | | 22. Звать через прошлое к настоящему… | 1ч | ||||
26. 02. | | 23. Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1ч | Общность музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека. Картины природы. Выразительные возможности музыкального искусства. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | Уметь: - выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. | В. Борисов – Мусатов «Весенний этюд», «Весна»; С. Рахманинов «Островок», «Весенние воды». «Прелюдии» соч. 32 №5, соч. 32 №12. | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно - образный и сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений. |
5. 03. | | 24. Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1ч | ||||
12. 03. | | 25. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1ч | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова и В. Кикты). | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь: проводить интонационно – образный анализ музыки. | В. Кикта «Фрески Софии Киевской»; С. Рахманинов «Фантазии» сюита для двух фортепиано | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
19. 03. | | 26. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1ч | Музыка как вид искусства интонации. Триединство «композитор – исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители – скрипачи. | Знать понятия: соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, вариация - об истории создания скрипки, мастерах изготовителях скрипки и исполнителях. Уметь: - сопоставлять скрипичную музыку с живописью; - анализировать, сравнивать интерпретации одного произведения. | С. Рахманинов «Вариации на тему Паганини», «Н. Паганини «Каприс» №24; | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
4 четверть. | |||||||
2. 04. | | 27. Волшебная палочка дирижёра | 1ч | Симфонический оркестр. Значение дирижёра в симфонической музыке. Выразительная роль различных групп инструментов симфонического оркестра. Знаменитые дирижёры. | Знать понятия: оркестр, дирижёр. - состав групп инструментов симфонического оркестра; - различать на слух и называть голоса инструментов оркестра и их групп; - называть имена знаменитых дирижёров | Л. Бетховен Симфония №3; Слайдовая презентация «Симфонический оркестр» | Музыкальная викторина. Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
9. 04. | | 28. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1ч | Жизнь и творчество Л. В. Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором. | Уметь: - проводить интонационно – образный анализ музыкального произведения; - участвовать в коллективной деятельности. | Л. Бетховен Симфония №5; фрагмент видеофильма А. Бородин «Симфония «Богатырская» | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
16. 04. | | 29. Застывшая музыка | 1ч | Гармония в синтезе искусств: архитектуре, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка. | Знать – отличия католической и православной музыкальной культуры; - понятие: капелла. Уметь: сопоставлять музыку и памятники архитектуры; - высказывать свои мысли, суждения | Органная музыка И. Бах, Хор - а капелла. Презентации учащихся. | Интонационно – образный анализ. Работа с иллюстрацией. Умение выступать перед аудиторией. |
23. 04. | | 30. Полифония в музыке и живописи | 1ч | Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган. | Знать: понятия орган, полифония, фуга. - основные события жизни и творчества И. С. Баха. | И.Бах «Аве, Мария», «Токката и фуга» ре минор. | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
30. 04. | | 31. Музыка на мольберте. | 1ч | Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса. Расширение представлений взаимосвязи и взаимодействия изобразительного искусства и литературы. | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки, живописи и литературе | М. Чюрлёнис «Фуга», «Прелюдии», поэма «Море» | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ. |
7. 05. | | 32. Импрессионизм в музыке и живописи. | 1ч | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. | Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз. Уметь: - выявлять связи и общие черты в средствах выразительности. | К. Дебюсси симфоническая сюита «Море», «Диалог ветра с морем» | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный и сравнительный анализ музыки и живописи. |
14. 05. | | 33. «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1ч | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. | Знать понятие: реквием. Уметь: - проводить интонационно – образный анализ произведений. | Р. Рождественский «Реквием», Д. Кабалевский «Помните!» | Хоровое пение. Интонационно – образный и сравнительный анализ |
21. 05. | | 34. В каждой мимолётности вижу я миры… | 1ч | Образный мир произведений композиторов С. Прокофьева, М. Мусоргского. Своеобразие их творчества. | Уметь: - сравнивать, сопоставлять музыку, живопись, выявлять общие черты, средства выразительности. | В. Кандинский, С. Прокофьев «Мимолётности» №1, 10; | Интонационно – образный и сравнительный анализ. Устный контроль (тест по понятиям). Хоровое пение. |
28. 05. | | 35. Мир композитора. С веком наравне | 1ч | Обобщение представлений о взаимодействиии изобразительного искусства и музыки, их стилевом сходстве и различии. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта исполнительства. | Знать и понимать связи литературы, изобразительного искусства и музыки, приводить примеры. Уметь: - сравнивать, сопоставлять музыку, живопись, выявлять общие черты, средства выразительности. | | Музыкальная викторина. Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения данного предмета в 5 классе ученик должен:
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
основные жанры народной и профессилнальной музыки;
возможности музыкального искусства в отражениии вечных проблем жизни;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
уметь
эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов – классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
использовать приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
слушания музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;
размышлять о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Учебно – методическое обеспечение
Учебно – методический комплект:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – учебник «Музыка» 5 класс;
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – творческая тетрадь учащегося 5 класса;
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – хрестоматия музыкального материала для учителя + фонохрестоматия для 5 класса;
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – методические рекомендации для учителя «Урок музыки» 5 - 6 классы.
Цифровые образовательные ресурсы:
CD – ROM «Шедевры музыки» серия «Кирилл и Мефодий» 1997, 2001гг.;
CD – ROM «Учимся понимать музыку» - практический курс, школа развития личности серия «Кирилл и Мефодий»;
CD – ROM «Музыкальный класс» учебно – практический курс;
CD – ROM «Мировая художественная культура» «МХК)
CD – ROM «Дракоша в мире музыки» учебно – практический курс;
CD – видео «Звёзды русского балета» 1, 2 части
Аудиокассеты и диски фонограмм детских песен + и -.
Дидактический материал
Комплекты: портреты композиторов №1,2,3;
Комплект: Плакаты «Музыкальный мир»
Техническое обеспечение
Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер;
Инструменты: аккордеон, фортепиано;
Три комплекта детских шумовых инструментов: маракасы, трещотки, румбы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны и тд.
Список литературы.
Г.М. Науменко «Фольклорный праздник» Москва 2000г.
Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей» Москва 2004г.
Л.В. Кравчук «Мир музыкальных инструментов» - учебно – наглядное пособие Москва 2003г.
О.К. Разумовская «Зарубежные композиторы» методика (биографии, викторины, кроссворды) Москва 2008г.
В.В. Федин «Музыка» для 1 -7 классов в помощь преподавателю Волгоград 2008г.
Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина «Музыка» 2 -8 классы Художественно – образное развитие школьников (разработки уроков) Волгоград 2010г.
Г. Струве «Школьный хор» книга для учителя Москва 1981г.
М.С. Осенеева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова «Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом» учебное пособие Москва 1999г.
В. Медушевский «Интонационная форма музыки» статьи Москва 1993г.
Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алеев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» Москва 2002г.
Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования музыка, ИЗО, МХК (методические рекомендации) Москва 2007г.
Ю.Б. Алеев «Настольная книга учителя – музыканта» Москва 2003г.
Мини – энциклопедия в картинках «Музыкальные инструменты» Москва 2000г.
Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Москва 2000г.
Т.А. Замятина «Современный урок музыки» рекомендации, тестовый контроль, сценарии проведения, методика конструирования, тематическое планирование, «Глобус» 2008г.
«Урок – музыки» + диск 1 – 8 классы, современная школа с применением информационных технологий «Планета» 2010г.
Развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой 1 – 8 классы 2011г.
Ю.Б. Алиев «Пение на уроках музыки» конспекты уроков, репертуар, методика 2005г.
Сборники песен.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (музыке) 7класса
Составил: учитель музыки
Крестьянинова В..Г.
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Искусство(Музыка)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы «Искусство(Музыка)» и авторской программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 -7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2010г.
Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, учить пониманию взаимовлияний классической и современной музыки.
Изучение предмета «Искусство(Музыка)» способствует решению следующих задач:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культуры отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного ) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания государственного стандарта основного общего образования по искусству.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностей ориентиров на основе собственной музыкально – творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Учебный предмет «Искусство(Музыка)» изучается в 7 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 2 обобщающих урока.
Содержательным стержнем программы 7 класса является тема: «Классика и современность», в которой рассматриваются: вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров: опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества, исполнения присущие разным эпохам.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направленны на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп – культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке: устных и письменных (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов), написании сообщений, создании презентаций о жизни и творчестве композиторов, самостоятельной, индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Основными методами музыкального обучения являются:
- художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;
- интонационно – стилевое постижение музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперёд и возвращения к пройденному;
- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- художественного контекста (выход за пределы музыки);
При проведении уроков используются: беседы, практикумы, работа в парах, индивидуальная работа, тестовые задания, музыкальные викторины, карточки – задания, устный опрос; аудио кассеты, плакаты, портреты композиторов, ЦОРы.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, подготовка сообщений (презентаций) о жизни и творчестве композиторов, музыкальные викторины, тестовые задания.
Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока, в конце блока:
18 урок тема: «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». Обобщение темы: «Особенности драматургии сценической музыки»
35 урок тема: «Пусть музыка звучит»
Содержание тем учебного предмета.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: