NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по искусству (музыке) 5 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (музыке) 5 класса


Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Искусство(Музыка)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы «Искусство(Музыка)» и авторской программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 -7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2010г.

Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Изучение предмета «Искусство(Музыка)» способствует решению следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культуры отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного ) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания государственного стандарта основного общего образования по искусству.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностей ориентиров на основе собственной музыкально – творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Учебный предмет «Искусство(Музыка)» изучается в 5 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 2 обобщающих урока.

Содержание программы для 5 класса состоит из двух разделов: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», в которых рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств: литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок – оперы), кино.

Обогащение опыта эмоционально – ценностного отношения к музыке и знаний музыки, осуществляется через эмоциональное восприятие, личностное отношение к явлениям музыкального искусства, творческое самовыражение, включение в процесс художественно – образного музицирования, развития музыкального мышления во всех формах общения учащихся с музыкой. Продолжается работа над осознанием триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, реализуется процесс выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоение музыкального языка за счёт расширения диапазона изучаемых произведений народной, профессиональной (классической и современной), светской и духовной, современной популярной музыки. Углубляется понимание взаимосвязей музыки с другими видами искусства и жизнью, возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния. В число музыкальных занятий входят знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты.

В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, её интонационно – образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно – эмоциональное содержание произведений искусства: совершенствуют умение формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или косвенной форме), в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определение сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Основными методами музыкального обучения являются:

- художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;

- интонационно – стилевое постижение музыки;

- эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперёд и возвращения к пройденному;

- создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- художественного контекста (выход за пределы музыки);

- игры;

При проведении уроков используются: беседы, практикумы, работа в парах, индивидуальная работа, технология «кластер», тестовые задания, карточки – задания, аудио кассеты, плакаты, портреты композиторов, ЦОРы.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, подготовка сообщений (презентаций) о жизни и творчестве композиторов, игровые формы, устный опрос, музыкальные викторины, тестовые задания.

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока в конце блоков:

2 четверть – 16 урок тема: «Мир композитора»;

4 четверть – 35 урок тема: « Мир композитора. С веком наравне».

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Музыка и литература. 17часов.

  1. Что роднит музыку с литературой.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фраза, предложение, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.

  1. Вокальная музыка. 1.«Россия, Россия, нет слова красивей»

Песня – самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества.

  1. Вокальная музыка. 2. «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…»

Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

  1. Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.

  1. Фольклор в музыке русских композиторов. 1. «Стучит, гремит Кикимора…»

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Сюжеты, темы, образы искусства.

  1. Фольклор в музыке русских композиторов. 2. «Что за прелесть эти сказки…»

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русских композиторов.

  1. Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песня без слов, вокальная и инструментальная баркарола.

  1. Вторая жизнь песни.

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

  1. Живительный родник творчества.

Отражение народной песни в профессиональной музыке зарубежных композиторов. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

  1. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

  1. Писатели о музыке и музыкантах. 1. Слово о мастере

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве русского композитора Г. Свиридова.

  1. Писатели о музыке и музыкантах. 2. Гармонии задумчивый поэт.

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве польского композитора Ф. Шопена.

  1. Писатели о музыке и музыкантах. 3. «Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов в жизни современного человека. Национальное своеобразие музыки в творчестве австрийского композитора В. Моцарта.

  1. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

История развития оперного искусства. Опера. Н. Римского – Корсакова «Садко». Синтез искусств (музыкального, драматического, изобразительного) в опере. Звучащие картины. В основе оперы литературное произведение. Имена известных оперных исполнителей.

  1. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета литературное произведение. Балет П. Чайковского «Щелкунчик».

  1. Музыка в театре, кино, на телевидении

Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино на телевидении.

  1. Мир композитора.

Обобщение накопленного жизненно – музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов.

  1. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Жизнь, единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

  1. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знакомство с жанром мюзикла. Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства.

  1. «Небесное» и «земное» в звуках и красках.

Отношение композиторов, поэтов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского искусства песнопения.

  1. 22.«Звать через прошлое к настоящему»

Более глубокое изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

  1. 24.Музыкальная живопись и живописная музыка.

Общность музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека. Картины природы. Выразительные возможности музыкального искусства. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

  1. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова и В. Кикты).

  1. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Музыка как вид искусства интонации. Триединство «композитор – исполнитель,- слушатель». Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители – скрипачи.

  1. Волшебная палочка дирижёра.

Симфонический оркестр. Значение дирижёра в симфонической музыке. Выразительная роль различных групп инструментов симфонического оркестра. Знаменитые дирижёры.

  1. Образы борьбы и победы в искусстве.

Жизнь и творчество Л. В. Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

  1. Застывшая музыка.

Гармония в синтезе искусств: архитектуре, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка.

  1. Полифония в музыке и живописи

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.

  1. Музыка на мольберте.

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса. Расширение представлений взаимосвязи и взаимодействия изобразительного искусства и литературы.

  1. Импрессионизм в музыке и живописи.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

  1. «О подвигах, о доблести, о славе…»

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.

  1. В каждой мимолётности вижу я миры…

Образный мир произведений композиторов С. Прокофьева, М. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

  1. Мир композитора. С веком наравне.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта исполнительства.

Учебно – тематический план



Наименование разделов

Всего часов

Число часов на …

теорию

практику

контроль

1

Раздел 1. Музыка и литература


17 ч










2

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

18ч










3

Итого

35ч

12ч

21ч





Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока



Кол – во часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля.

По плану


фактически

1 четверть. Музыка и литература. (17 ч)

4.

09.




1.

«Что роднит музыку с литературой»



Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фраза, предложение, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.

Знать: Что роднит музыку с литературой.

- о том, что литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства.

- интонация.

Уметь:

- выявлять связи музыки и литературы;

- сравнивать произведения, выявлять особенности и общность музыки и литературы, интонаций.

М.И. Глинка «Жаворонок», Э. Григ «Пер Гюнт», Г. Струве «Песня о России»

Устный контроль. Выразительность прочтения стихов. Слушание музыки. Интонационно - образный анализ музыки

11.

09.




2.

Вокальная музыка.

1.«Россия, Россия, нет слова красивей»

1ч.

Песня – самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от литературной.

Уметь:

- находить ассоциативную связь настроений песен, литературного фрагмента, пейзажа;

- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

Рассказ в. Белова. И. Левитан «Стога. Сумерки», С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №3, «Вокализ»; Г. Струве «Песня о России».

Высказываются о музыкальных произведениях как способе выражения мыслей человека. Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение.

18.

09.




3.

Вокальная музыка.

2.Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…



Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Знать, каковы отличия музыкальной речи от литературной.

Уметь:

- называть основные жанры русской народной песни;

- определять значение песни в жизни общества;

- находить ассоциативную связь между художественными образами музыки и литературы.

Р.н.п. «Во кузнице», «Заплетися плетень», «Исходила младёшенька», К. Петров – Водкин «Полдень», Г. Струве «Песня о России».

Участие в исполнении и разыгрывание народных песен, коллективном творчестве. Работа с учебником (стр. 13) и творческой тетрадью «Твоя фонотека»

25

09.




4.

Вокальная музыка.

3.Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

1ч.

Романс – лирическое прочтение стихотворения, положенное на музыку.

Знать, отличия музыкальной речи от литературной.

- роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Романс, дуэт, музыкальная форма.

Уметь:

- отличать романс от песни;

- называть отличительные черты романса и песни.

Лермонтов «Из Гёте» муз. Варламова, Рубенштейна;

Импровизации мелодии на слова. Г. Струве «Песня о России».

Импровизация мелодии на стихи. Сравнивать два романса на один текст, высказывать мнение. Оценивание собственной музыкально – творческой деятельности.

2.

10.




5.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1.Стучит, гремит Кикимора…



Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Знать: программная музыка, симфоническая миниатюра, народное сказание.

Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, лад.

Высказывать суждения о музыкальном произведении.


Народное сказание И. Сахаров, А. Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»

Размышлять, высказывать: характеристика природы, действующих лиц сказа; - предлагать тембры музыкальных инструментов оркестра. Хоровое пение.

9.

10.




6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

2. Что за прелесть эти сказки…



Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русских композиторов.

Знать: программная музыка, симфоническая сюита, симфония, национальный колорит.

Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности.

- Размышлять и высказывать суждения о музыкальном произведении;

- различать простые сложные жанры инструментальной музыки;

- находить жанровые параллели между музыкой и литературой;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Н. Римский – Корсаков программа к партитуре симфонической сюиты «Шехеразада», Вступление, 4 часть сюиты; Л. Бакст «Восточная фантазия» – эскиз.

Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. Выполнение творческого задания (сочинение сказки) сравнение музыкальных и изобразительных интонаций.

16.

10.




7.

Жанры вокальной и инструментальной музыки.



Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песня без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка. Уметь:

- называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки (мелодия, ария, романс, серенада, и т.д.)

П. Чайковский «Баркарола», М. Глинка «Венецианская ночь»

Работа с нотным текстом. Интонационно - образный анализ музыки. Сравнение музыкальных и изобразительных интонаций. Сочинение слов к мелодии.

23.

10.




8.

Вторая жизнь песни.



Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Знать понятия: интерпретация, обработка, трактовка. Основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества.

Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.


П. Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская», «Симфония №4; р.н.п. «Во поле берёза стояла»,

Интонационно - образный анализ. Устный и письменный контроль (тестовое и творческое задание). Хоровое пение. Исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах)

30.

10.




9.

Живительный родник творчества.



Отражение народной песни в профессиональной музыке зарубежных композиторов. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Знать понятия: интерпретация, обработка, трактовка. Основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества.

Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным творчеством. Находить ассоциативную связь настроений музыкального, литературного, живописного произведения.

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

П. Чайковский , «Симфония №4», «Баркарола»; Э. Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», Г. Струве «Песня о России».

Интонационно - образный анализ. Устный и письменный контроль (тестовое задание, музыкальная викторина). Хоровое пение (знание текста, чистота интонирования).

2 четверть.

13.

11.




10.

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»



Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь: - выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи, объяснять понятия: симфония, симфония – действо;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

В.А. Гаврилин «перезвоны», картина Шишкина «Полдень», Крылатов «Колокола» их к\ф «Приключения Электроника»

Интонационно - образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме урока. Работа со словами – понятиями.

20.

11.




11.

Писатели о музыке и музыкантах.

1.Слово о мастере.



Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве русского композитора Г. Свиридова.

Знать понятия: хор, оркестр, тембры вокальных голосов хора. Характерные свойства русской музыки.

- благодаря музыки, появились многие произведения литературы;

- основные события из жизни и творчества композитора.

Уметь:- выявлять родственные средства выразительности музыки и литературы. Высказывать суждения о музыке, находить слова – характеристики мелодии.

Рассказ В. Астафьева «Слово о мастере», Г. Свиридов «Снег идёт» из кантаты на стихи С. Есенина и хор «Запевка» сл. Северянина. Крылатов «Колокола»

Сообщение учащегося. Интонационно - образный анализ (характеристика музыкального образа, выявление идеи стихотворения и музыки)

27.

11.




12.

Писатели о музыке и музыкантах.
2.Гармонии задумчивый поэт.



Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Национальное своеобразие музыки в творчестве польского композитора Ф. Шопена.

Знать жанры фортепианной музыки: ноктюрн, мазурка, полонез, этюд, прелюдия, вальс и т.д;

- понятие: лирическое стихотворение;

-благодаря музыки, появились многие произведения литературы;

- основные события из жизни и творчества композитора.

Уметь: взаимодействовать в группе, выступать перед аудиторией, высказывать своё суждение;

- находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы, живописи.

Стих. А. Граш «Горсть земли», «Вальс»; Ф. Шопен «Вальс» №7, №20, «Революционный этюд», «Желание»; В. Гауди «Портрет Ф. Шопена», Крылатов «Колокола»

Сообщение учащегося или класстер. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение.

4.

12.




13.

Писатели о музыке и музыкантах.

3. «Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»




Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов в жизни современного человека. Национальное своеобразие музыки в творчестве австрийского композитора В. Моцарта.

Знать понятие: серенада, струнный квартет, реквием.

-основные события из жизни и творчества композитора.

Уметь: взаимодействовать в группе, выступать перед аудиторией, высказывать своё суждение;

- находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы, живописи.

Г. Цыферов «Сказка запечного сверчка», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Реквием» - «Лакримоза», «Колыбельная»

Сообщение учащегося или класстер. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение.

11.

12.




14.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.



История развития оперного искусства. Опера. Н. Римского – Корсакова «Садко». Синтез искусств (музыкального, драматического, изобразительного) в опере. Звучащие картины. В основе оперы литературное произведение. Имена известных оперных исполнителей.

Знать историю развития оперного искусства;

- сюжет оперы Н. Римского – Корсакова «Садко»;

- понятия: опера, либретто, речитатив, увертюра, хор, ария, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь: - приводить примеры понятиям; называть имена исполнителей;

Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; - анализировать составляющие средства музыкальной выразительности

Н. Римский – Корсаков «Садко» - фрагменты;


Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. Тестовое задание по понятиям.

18.

12.




15.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.



История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета литературное произведение. Балет П. Чайковского «Щелкунчик».

Знать: - историю развития балетного искусства;

- понятия: балет, солист, танцор, балерина, кордебалет

Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности;

Развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

П. Чайковский балет «Щелкунчик» – фрагменты. Моцарт «Колыбельная»

Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение.

25.

12.




16.

Музыка в театре, кино на телевидении



Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино на телевидении.

Знать: значение и функции музыки в создании кинофильма, спектакля, мюзикла, мультфильма.

- понятия: литературный сценарий, музыкальный фильм, мюзикл.

Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности;

- приводить примеры;

Э. Григ «Пер Гюнт», Р. Роджерс «Звуки музыки», Г. Гладков «Бременские музыканты».

Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение.

3 четверть.

15.

01.




17.

Мир композитора.



Обобщение накопленного жизненно – музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.

Знать: основные слова понятия и их определения;

- связи музыки и литературы (жанры, специфика языка искусств)

Уметь: - анализировать составляющие средств выразительности;

- приводить примеры;

- работать с рабочей тетрадью

Моцарт «Колыбельная», Р. Роджерс «Звуки музыки», Г. Гладков «Бременские музыканты», по желанию учащихся.

Устный контроль. Интонационно - образный анализ. Хоровое пение. Тестовое задание по понятиям. Конкурс ориентирования в музыке.

Музыка и изобразительное искусство. (18 ч)

22.

01.




18.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?



Жизнь, единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь:- выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина», «Картинки с выставки» - фрагменты;

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

29.

01.




19.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.



Знакомство с жанром мюзикла. Роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства.

Знать понятия: мюзикл.

Понимать значение музыки, роль литературы, живописи в создании синтетических видах искусства.

Уметь:- выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки, изобразительного искусства и литературы.

Э. Ллойд Уэббер «Кошки»

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

5.

02.




20.

«Небесное» и «земное» в звуках и красках.



Отношение композиторов, поэтов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского искусства песнопения.

Знать понятия: знаменный распев, песнопение, унисон, а капелла, солист, хор.

- общность языка различных видов искусства.

Уметь: - выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- сравнивать приёмы, средства выразительности.

С. Рахманинов Концерт №3 для фортепиано; П. Чайковский, С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

Интонационно - образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.

12.

02.




21.

Звать через прошлое к настоящему…



Более глубокое изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Знать понятия: кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альты. Выразительность, изобразительность, песня – плач, меццо – сопрано.

Уметь: - выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- участвовать в коллективной деятельности, в паре.

Триптих П. Корин «Александр Невский»; С. Прокофьев «Песня об Александре Невском», - фрагменты из кантаты.

Интонационно - образный и сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений. Хоровое пение. Устный контроль.

19.

02.




22.

Звать через прошлое к настоящему…



26.

02.




23.

Музыкальная живопись и живописная музыка.



Общность музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека. Картины природы. Выразительные возможности музыкального искусства. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Уметь: - выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

- анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

В. Борисов – Мусатов «Весенний этюд», «Весна»; С. Рахманинов «Островок», «Весенние воды». «Прелюдии» соч. 32 №5, соч. 32 №12.

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно - образный и сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.

5.

03.




24.

Музыкальная живопись и живописная музыка.



12.

03.




25.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.



В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова и В. Кикты).

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь: проводить интонационно – образный анализ музыки.

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»; С. Рахманинов «Фантазии» сюита для двух фортепиано

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

19.

03.




26.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.



Музыка как вид искусства интонации. Триединство «композитор – исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители – скрипачи.

Знать понятия: соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, вариация

- об истории создания скрипки, мастерах изготовителях скрипки и исполнителях.

Уметь: - сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

- анализировать, сравнивать интерпретации одного произведения.

С. Рахманинов «Вариации на тему Паганини», «Н. Паганини «Каприс» №24;

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

4 четверть.

2.

04.




27.

Волшебная палочка дирижёра



Симфонический оркестр. Значение дирижёра в симфонической музыке. Выразительная роль различных групп инструментов симфонического оркестра. Знаменитые дирижёры.

Знать понятия: оркестр, дирижёр.

- состав групп инструментов симфонического оркестра;

- различать на слух и называть голоса инструментов оркестра и их групп;

- называть имена знаменитых дирижёров

Л. Бетховен Симфония №3; Слайдовая презентация «Симфонический оркестр»

Музыкальная викторина. Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

9.

04.




28.

Образы борьбы и победы в искусстве.



Жизнь и творчество Л. В. Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

Уметь: - проводить интонационно – образный анализ музыкального произведения;

- участвовать в коллективной деятельности.

Л. Бетховен Симфония №5; фрагмент видеофильма А. Бородин «Симфония «Богатырская»

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

16.

04.




29.

Застывшая музыка



Гармония в синтезе искусств: архитектуре, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка.

Знать – отличия католической и православной музыкальной культуры;

- понятие: капелла.

Уметь: сопоставлять музыку и памятники архитектуры;

- высказывать свои мысли, суждения

Органная музыка И. Бах, Хор - а капелла. Презентации учащихся.

Интонационно – образный анализ.

Работа с иллюстрацией. Умение выступать перед аудиторией.

23.

04.




30.

Полифония в музыке и живописи



Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.

Знать: понятия орган, полифония, фуга.

- основные события жизни и творчества И. С. Баха.


И.Бах «Аве, Мария», «Токката и фуга» ре минор.

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

30.

04.




31.

Музыка на мольберте.



Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса. Расширение представлений взаимосвязи и взаимодействия изобразительного искусства и литературы.

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки, живописи и литературе

М. Чюрлёнис «Фуга», «Прелюдии», поэма «Море»

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный анализ.

7.

05.




32.

Импрессионизм в музыке и живописи.



Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз.

Уметь: - выявлять связи и общие черты в средствах выразительности.

К. Дебюсси симфоническая сюита «Море», «Диалог ветра с морем»

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Интонационно – образный и сравнительный анализ музыки и живописи.

14.

05.




33.

«О подвигах, о доблести, о славе…»



Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.

Знать понятие: реквием.

Уметь: - проводить интонационно – образный анализ произведений.

Р. Рождественский «Реквием», Д. Кабалевский «Помните!»

Хоровое пение. Интонационно – образный и сравнительный анализ

21.

05.




34.

В каждой мимолётности вижу я миры…



Образный мир произведений композиторов С. Прокофьева, М. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Уметь: - сравнивать, сопоставлять музыку, живопись, выявлять общие черты, средства выразительности.

В. Кандинский, С. Прокофьев «Мимолётности» №1, 10;

Интонационно – образный и сравнительный анализ. Устный контроль (тест по понятиям). Хоровое пение.

28.

05.




35.

Мир композитора. С веком наравне



Обобщение представлений о взаимодействиии изобразительного искусства и музыки, их стилевом сходстве и различии. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта исполнительства.

Знать и понимать связи литературы, изобразительного искусства и музыки, приводить примеры.

Уметь: - сравнивать, сопоставлять музыку, живопись, выявлять общие черты, средства выразительности.





Музыкальная викторина. Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения данного предмета в 5 классе ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • основные жанры народной и профессилнальной музыки;

  • возможности музыкального искусства в отражениии вечных проблем жизни;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;

уметь

  • эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов – классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)

  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

использовать приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • слушания музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;

  • размышлять о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.

Учебно – методическое обеспечение

Учебно – методический комплект:

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – учебник «Музыка» 5 класс;

  2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – творческая тетрадь учащегося 5 класса;

  3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – хрестоматия музыкального материала для учителя + фонохрестоматия для 5 класса;

  4. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – методические рекомендации для учителя «Урок музыки» 5 - 6 классы.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. CD – ROM «Шедевры музыки» серия «Кирилл и Мефодий» 1997, 2001гг.;

  2. CD – ROM «Учимся понимать музыку» - практический курс, школа развития личности серия «Кирилл и Мефодий»;

  3. CD – ROM «Музыкальный класс» учебно – практический курс;

  4. CD – ROM «Мировая художественная культура» «МХК)

  5. CD – ROM «Дракоша в мире музыки» учебно – практический курс;

  6. CD – видео «Звёзды русского балета» 1, 2 части

  7. Аудиокассеты и диски фонограмм детских песен + и -.

Дидактический материал

  1. Комплекты: портреты композиторов №1,2,3;

  2. Комплект: Плакаты «Музыкальный мир»

Техническое обеспечение

  1. Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер;

  2. Инструменты: аккордеон, фортепиано;

  3. Три комплекта детских шумовых инструментов: маракасы, трещотки, румбы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны и тд.

Список литературы.

  1. Г.М. Науменко «Фольклорный праздник» Москва 2000г.

  2. Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей» Москва 2004г.

  3. Л.В. Кравчук «Мир музыкальных инструментов» - учебно – наглядное пособие Москва 2003г.

  4. О.К. Разумовская «Зарубежные композиторы» методика (биографии, викторины, кроссворды) Москва 2008г.

  5. В.В. Федин «Музыка» для 1 -7 классов в помощь преподавателю Волгоград 2008г.

  6. Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина «Музыка» 2 -8 классы Художественно – образное развитие школьников (разработки уроков) Волгоград 2010г.

  7. Г. Струве «Школьный хор» книга для учителя Москва 1981г.

  8. М.С. Осенеева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова «Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом» учебное пособие Москва 1999г.

  9. В. Медушевский «Интонационная форма музыки» статьи Москва 1993г.

  10. Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алеев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» Москва 2002г.

  11. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования музыка, ИЗО, МХК (методические рекомендации) Москва 2007г.

  12. Ю.Б. Алеев «Настольная книга учителя – музыканта» Москва 2003г.

  13. Мини – энциклопедия в картинках «Музыкальные инструменты» Москва 2000г.

  14. Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Москва 2000г.

  15. Т.А. Замятина «Современный урок музыки» рекомендации, тестовый контроль, сценарии проведения, методика конструирования, тематическое планирование, «Глобус» 2008г.

  16. «Урок – музыки» + диск 1 – 8 классы, современная школа с применением информационных технологий «Планета» 2010г.

  17. Развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой 1 – 8 классы 2011г.

  18. Ю.Б. Алиев «Пение на уроках музыки» конспекты уроков, репертуар, методика 2005г.

  19. Сборники песен.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (музыке) 7класса


Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Искусство(Музыка)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы «Искусство(Музыка)» и авторской программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 -7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2010г.

Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, учить пониманию взаимовлияний классической и современной музыки.

Изучение предмета «Искусство(Музыка)» способствует решению следующих задач:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культуры отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного ) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания государственного стандарта основного общего образования по искусству.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностей ориентиров на основе собственной музыкально – творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Учебный предмет «Искусство(Музыка)» изучается в 7 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 2 обобщающих урока.

Содержательным стержнем программы 7 класса является тема: «Классика и современность», в которой рассматриваются: вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров: опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества, исполнения присущие разным эпохам.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направленны на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп – культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке: устных и письменных (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов), написании сообщений, создании презентаций о жизни и творчестве композиторов, самостоятельной, индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Основными методами музыкального обучения являются:

- художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;

- интонационно – стилевое постижение музыки;

- эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперёд и возвращения к пройденному;

- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- художественного контекста (выход за пределы музыки);

При проведении уроков используются: беседы, практикумы, работа в парах, индивидуальная работа, тестовые задания, музыкальные викторины, карточки – задания, устный опрос; аудио кассеты, плакаты, портреты композиторов, ЦОРы.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, подготовка сообщений (презентаций) о жизни и творчестве композиторов, музыкальные викторины, тестовые задания.

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока, в конце блока:

18 урок тема: «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». Обобщение темы: «Особенности драматургии сценической музыки»

35 урок тема: «Пусть музыка звучит»

Содержание тем учебного предмета.


страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: