На корабле дружбы "мыслитель"
Внеклассное мероприятие по математике
Тема: «На корабле дружбы “МЫСЛИТЕЛЬ”
Класс 8-9
Учитель Туршиева Венера Михайловна, учитель математики МБОУ СОШ №4 ст. Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Цель: развивать у учащихся логическое мышление, познавательные интересы к изучаемому предмету, повышать уровень математической культуры , расширять кругозор , воспитывать доброжелательность друг к другу
Оформление: портреты знаменитых математиков, высказывания о математике, рисунки, на которых изображен корабль, подводное царство, маршрут путешествия, магнитофон, карточки, секундомер, выставка книг по математике.
1.Вступительное слово учителя
Ребята! сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать словами:
Математика - это Королева наук!
Сколько поисков икса и творческих мук,
Сколько поисков долгих, простых величин,
Огорчений, сомнений и слез без причин.
Без нее, королевы, не летят корабли .
Без нее не измеришь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь.
Что по чём не узнаешь, а узнав, не поймешь!
Математика – это королева наук,
Без нее потеряешь и север и юг.
И люблю эту точность миллионных долей,
Интереснее нету науки моей!
И это не просто слова и не просто похвала тому предмету, который я преподаю .В их справедливости вы ещё раз убедитесь сегодня, отправляясь в увлекательное путешествие по морям и архипелагам математики.
В этом путешествие вам нужно будет проявить сообразительность, смекалку .как и в любой игре будет победители и проигравшие.и мне очень хочется, чтобы злорадство и высокомерие не взыграло в душах победителей, а отчаянье не овладела душами побежденных.
Пусть доброжелательность, взаимовыручка ,корректность будут вашими спутниками . И чтобы в итоге мы все могли сказать:»Как здорово что все мы здесь сегодня собрались …»
Итак, великие мыслители, нас ждет корабль “МЫСЛИТЕЛЬ “.
Вместе с нами в увлекательное путешествие отправляется жюри в следующем составе: ……………..
Но прежде чем отправляться в путь, команды должны пройти 1 испытание:
1.Из предложенных букв /по 8 букв каждой команде /участники должны сложить название команды /АРХИМЕДЫ, ПИФАГОРЫ/
Итак, в путь! Желаю всем семь футов под килем и попутного ветра! /команды заняли свои места,музыка/. Чтобы не скучали в пути, нам следует выполнить следующие задания: /Учащимся предлагают портреты математиков. Звучит музыка телеигры “Звездный час”/
1 вопрос: назовите имя древнегреческого ученого, проживавшего в III веке до н.э. чьим именем названа геометрия, которая изучается в школе
2-й вопрос: назвать имя величайшего немецкого ученого, который очень много сделал в области развития теории чисел, который шестилетним ребенком быстро вычислил в уме сумму натуральных чисел от 1 до 100. /Гаусс
3-й вопрос : о ком идет речь в следующих строчках : ‘’он впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Ему приписывается высказывание: ”Все есть число”. К числам, а он имел в виду лишь натуральные числа, он хотел свести весь мир, и математику в частности. /Пифагор
4-й вопрос: о ком рассказывают эти легенды:
Ученый соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль “Сиракосия”. Крылатыми стали произнесенные тогда слова его: «Дайте мне точку опоры, и я поверну землю» .
Вторая легенда рассказывает историю о золотом венце царя Григория, чистоту состава которого ученый проверил при помощи найденного им закона выталкивающей силы, и его возрасте “Эврика!’’. Т. е. “Нашел!” /Архимед/
5-й вопрос: назвать имя ученого, который сыграл выдающуюся роль в прогрессе математике не только в России, но и в мировом масштабе . Большое внимание он уделял конструированию и изготовлению конкретных механизмов , он сконструировал стопоходящею машину, имитирующую движение животного при ходьбе , самокатное кресло , разрабатывал вопросы применения артиллерии /Чебышев/.
6-й вопрос : назвать имя крупнейшего швейцарского математика, член Петербургской Академии наук , внесшего огромный вклад в развитие понятия функции , учителя Ломоносова . Этот ученый 1766 года до конца до конца своей жизни работал в Петербурге . Всего он написал 886 научных трудов м это , не смотря на то , что в 30 – летнем возрасте он потерял один глаз и почти ослеп второй к 60- годам. /Эйлер/
7-й вопрос: очень часто в свой практической деятельности приходится решать задачи, завязанные с построением , “чтение” графиков. Предлагают подумать 5 “и поднять табличку графиков следующих функций:
y= -- ,k=0
y=x2
y=x
y=/x/
y=x3
/ жюри подводит итоги : команда получает столько баллов , сколько ее участников вышло в финал . Очки в виде флажков вешаются на мачту корабля : одной команде , одной команде –синие , другой –красные флажки/
2.Пока мы соревновались, наш корабль причалил к острову “ понимай-ка “. Он неслучайно так называется, т.к. вам предстоит принять участие в конкурсе “Пойми меня”.
/командам дается задание : описать подходящими словами математические понятия : точка . Участники по очереди ,снимая наушники объясняют данное понятие рядом стоящему . По количеству правильно угаданного слова команда получает очко/
Наше путешествие продолжается. Жюри объявит результаты предыдущего конкурса / звучит музыка из телеигры ‘’Угадай мелодию”/.
А на горизонте показался “Остров мудрецов ”, на котором вас ждет нелегкое испытание. На этом острове мы проведем конкурс – аукцион./ Вызывается два участника , которым предлагаются угадать фразу : максимум с 6 слов , минимум с 3/.
Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе / Ковалевская /
Математику нельзя изучать. наблюдая, как это делает сосед. / Нивен /
Химия – правая рука физики, а математика- её глаза/Ломоносов/
Пока жюри подводит итоги, наш корабль на всех парусах мчится к «Острову чудес»/ звучит мелодия из телеигры “Поле чудес”/.
На этом острове командам предстоит пройти следующие испытания: решить чайнворд /чайнворд прилагается /. Выигрывает та команда , которая раньше справится с заданием и правильно заполнит клетки .
Пока команды решают чайнворд, параллельно проводится конкурс между болельщиками: отгадать зашифрованное слово: кому из выдающихся математиков принадлежат следующие строки из стихотворения :
Высокий лоб, нахмуренные брови.
В холодной бронзе – отраженный луч …
Но даже неподвижный и суровый
Но, как живой,- спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий.
Он шел на лекции - великий и живой.
Пусть новых линий не начертят руки,
Он здесь стоит, взнесенный высоко.
Как утверждение бессмертья своего,
Как вечный символ торжества науки.
/болельщики по буквам угадывают слово «Лобачевский»/
Жюри объявляет результаты.
5. А сейчас самый ответственный конкурс- конкурс капитанов. Обе команды собираются на палубе, только рулевые ведут наш корабль дальше.
Звучит мелодия телеигры «Счастливый случай /.
Вопросы первому капитану:
Сколько акров земли в 1 гектаре /100/
Какое четное число является простым /2/
Какой знак имеет 0? /никакого/
22=4, 52=25, а угол в квадрате? /900/
Чьим именем названа теорема: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна – в, а произведение – с ? /виета/
Раздел геометрии, в котором изучают фигуры на плоскости / планиметрия/
На что похожа половинка яблока? / на другую/
Единица времени, равна 7 дням? /неделя/=? /не существует/
=? /-2/
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках /50/
Как называют направленный отрезок? / вектор/
Может ли значение синуса быть равным двум? /нет/
Как называют знак квадратного корня? /радикал/
Как называют векторы, лежащие на параллельных прямых или на одной?/коллинеарными /
Чему равно произведение всех целых чисел? /0/
Числа, отличающиеся только знаком ? /противоположные/
Русский писатель, окончивший физико –математический факультет? /Грибоедов /
Можно ли ромб назвать правильным многоугольником? /нет/
Какое еще названия носят координатные векторы J и ℓ? /орты /
Чему равна 1 космическая скорость? /7 км/с/
Как называется небольшая вспомогательная теорема? /лемма/
Что большеили 0,5? /равны/
Назови фамилию, имя и отчество первой женщины - математика? /Софья Васильевна Ковалевская /
Каким числом является 0? четным или не четным? /четным/
Вопросы второму капитану:
Сколько гектаров в 1 акре /100/
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами /10/
Чему ровна скорость света? /300000 км /с /
Каким словом можно заменить слово «скаляр» /число /
Самое маленькое натуральное число . /1/
Может ли значение косинуса быть равным -2? /нет/
Чему равны вторая космическая скорость? /11.2 км/с /
Какие часы показывают правильное время только 2 раза в сутки? /которые стоят/
Векторы, имеющие одинаковые значения в модули? /равные/
Чему равно произведение взаимно - обратных чисел?/1/
Является ли равносторонний треугольник правильным многоугольником?/да/
Что тяжелее 1кг ваты или 1 кг гвоздей? /равно/
(-1)3=? /-1/=? / не существует/
Пятое математическое действие? /возведение в степень/
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? /все/
Как в математике называют то, что принимают без доказательств?/ аксиома/
Кто из величайших русских математиков занимается поэзией? / Ломоносов/
Что большеили 0.25? /равно/
1000=? /1/=? /0/
Самое большое натуральное число? /не существует /
Чьим именем названа теорема о параллельных прямых, отсекающих равные отрезки? /Фалес/
Какое число равно ему обратному? /1/
Часть окружности? /дуга/
Подведение конкурса капитанов. Слово – жюри.
Итак, выражаясь спортивным языком, мы вышли на финишную прямую и приближаемся к конечному пункту нашего путешествия. Это самый живописный, самый увлекательный остров: остров – сюрприз.
Конечно, вы устали, утомились, участвуя в нашем «математическом марафоне», и на этом острове вы сможете прекрасно
отдохнуть: вас ждет увлекательная рыбалка. Но это не весь сюрприз. Остров безымянный и назван будет в честь команды – победительницы.
Итак, по одному лучшему рыбаку от команды … Вам предстоит за 1 мин поймать как можно больше рыбок. А команды готовят котелки для будущей ухи, ведь над рыбками надо потрудиться, разгадав те математические тайны, которые рыбаки вытащат из морских глубин /задания записаны на рыбках/. Параллельно с этим конкурсом проводится конкурс между болельщиками:
Можно ли в листе бумаги, вырванном из школьной тетради , прорезать такую дыру , в которую пролезет взрослый человек? Продемонстрировать.
Положено 5 спичек. Прибавить к ним ещё 5 спичек так, чтобы получилось три.
Заглавия каких литературных произведений начинаются с цифры 2? 3?
Выпить ровностакана лимонада.
Назвать математические термины в алфавитном порядке.
В конкурсе «Веселая рыбалка» победила команда ……..и на географической карте появился доселе неизвестный остров………
Пора возвращаться домой. А дорога к дому всегда радостна и желанна. И чтобы время быстрее пролетело – музыкально-математический конкурс:
Стойте, ушки, на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем сейчас частушки,
Будет замечательно!
Я таблицу умноженья
Изучил без напряженья,
Ведь таблица умножения
Вызывает уваженье!
Теоремою Виета
Очарован целый класс,
Только теорема эта
Не дойдет никак до нас
Теорему Пифагора
Так не выучил Егор.
И за это бы Егора
Розгой высек Пифагор.
Знаю пушкинские рифмы-
5 стихов и 6 поэм.
А таблицу логарифмов
Я не выучу совсем!
Мы купали в ванной деда
По закону Архимеда.
Сколько весит старый дед,
Знает только Архимед!
Сел под яблоню Ньютон
И открыл там свой закон,
Яблоко он быстро скушал,
А закон открыл под грушей!
В нашем классе есть Алеша,
Он в уме считать не может.
Лицеист Алеша, кстати,
Носит счеты в дипломате!
Саша дома без проблем
Собирает ЭВМ!
Даст задание машине,
Написать письмо Марине!
У нас в классе на уроке
Тараторят без конца
Две болтливые сороки
Два здоровых молодца!
Стоит Витя у доски,
Стоит, запинается,
А вот двоечка ему
Ох, как улыбается!
Наша школа - хоть куда,
Только в математике,
Остальное ерунда
В жизни – и на практике!
Наш директор – физик,
Завуч – математик,
Ну а мы лишь гении
В этом заведении!
Сколько будет дважды два:
Открывайте рот пошире:
Потому что дважды два получается четыре…
Если кто-то скажет – «пять»!
Мы кончаем выступать!
Жюри подводит итоги. Награждение команды – победительницы
Проигравшей команде - утешительные слова.
Научись беду встречать не плача,
Горький миг - не зрелище для всех,
Знай, душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре.
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидою радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.
Список используемой литературы:
1. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М. ООО «Оникс», 2005
2. А.Г.Васильев «Математические соревнования», М.,1970;
3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике и математиках. - Л.:Дет.лит., 1982.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: